Составление рассказа в старшей группе с помощью речевых кубов
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Онучина Екатерина Васильевна

Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности

по развитию речи "Составление рассказа из личного апыта на тему  "Зимние забавы"".

 

ФИО педагога, должность: Онучина Екатерина Васильевна

Возрастная группа воспитанников: Старшая группа

Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №17 "Сказка"" 

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: Составление рассказа с помощью речевых кубов

Цель: Развивать связную речь детей с помощью речевых кубов.

Задачи: Формировать умение детей составлять рассказ с помощью речевых кубов с опорой на мнемосхему, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно.

 Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления.

Упражнять детей в протяжном произнесении звука (С), отчетливо и внятно проговаривать слова и фразы.

Формировать  межэтнические отношения.

Интегрируемые образовательные области: коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательная деятельность.

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации  (познавательно-исследовательская, игровая, общение деятельность): Общение и игровая деятельность.

Форма организации детей: игровая

Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): 4 речевых куба на гранях которого расположены картинки к рассказу, бумага для записи рассказов по количеству детей.

Планируемый результат: Рассказы детей составленные с помощью речевых кубов с опорой на мнемосхему.

Предварительная деятельность с воспитанниками: Беседы "Зима" и "Зимние забавы", рассматривание иллюстраций на зимнюю тематику, проводятся соответствующие возрасту игры-забавы на участке группы во время прогулки.

 

Части НООД

Деятельность воспитателя

 

Деятельность детей

 

 

 

Способы

 поддержки

 детской

инициативы

 

1 часть – вводная

Цель: Переключить внимание детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к совместной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой от совместного общения.

 

Создание образовательной ситуации

-Ребята, посмотрите, вы не заметили чего ни буди не обычное в  группе?

-Да, посмотрите дети, оно не обычное. Обратите внимание на марки.

-Ребята а как вы думаете из какой страны нам прислали это письмо? Почему вы так решили?

 

 

-Ребята, ну раз письмо лежит у нас в группе, значит адресовано оно нам. Хотите его прочесть, но сначала присядем на стулья.

-На столе лежит конверт.

 

 

Дети рассматривают конверт с письмом.

 

-Это письмо прислали из Африки. На конверте изображен флаг Африки и марки тоже подсказывают что письмо из Африки.

-Да!

Дети присаживаются на стулья и слушают содержимое письма.

Создание эмоционально-положительного настроя.

Мотивация детей

на предстоящую деятельность

Воспитатель открывает конверт и зачитывает письмо:"Здравствуйте дети детского сада! Пишут Вам дети из жаркой Африки. Мы узнали что в России сейчас зима.

Говорят, что у вас холодно и идет снег и мы не знаем, что это такое и чем  можно заняться в это время  года? Очень хочется узнать какая зима у вас в России  и чем вы занимаетесь зимой? С нетерпением ждем ответа."

Ребята, а дети из Африки такие же как мы?

-А, чем они отличаются от вас?

-Почему у детей из Африки темная кожа?

 

-Правильно ребята! Они разговаривают на другом языке, у них темная кожа, но они такие же дети как и вы. Они тоже играют, у них есть родители и бабушки с дедушками.

-Ребята, а как вы думаете, почему ребята из Африки не знают, что такое снег и холод?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Нет.

 

-У детей из Африки другая речь, а еще у них темная кожа.

-Потому, что в Африке всегда тепло и светит солнце и их кожа приспособилась, она темная что бы не было солнечных ожогов.

 

 

 

 

- В Африке всегда тепло, во все времена года и по этому там нет снега.

Выслушать мнение каждого ребенка.

Создание условий, чтобы каждый ребенок не боясь мог высказать своё мнение.

2 часть – основная

 

Цель: Формировать умение детей составлять рассказ с использованием речевых кубов.

 

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

-Дети из Африки хотят узнать о нашей Русской зиме и о том чем мы зимой занимаемся, Мы поможем ребятам?

-Ребята, я предлагаю вам рассказать

сначала про нашу красавицу зиму играя в игру "Скажи какая".

-Да, ребята зима снежная, а я знаю  стишок о снеге, хотите его послушать?

Снег сегодня шёл с утра.

Рада снегу детвора.

Снег на ветках, на дорожках,

На носах и на ладошках.

Ветер ветками играет,

Снегом землю засыпает,

Сыплет снежная пороша

Прямо в детские ладоши.

-Ребята, какой звук вам слышался чаще всего? А какое слово встречалось часто? Как слово снег можно сказать ласково?

-Молодцы ребята! Дети из Африки хотят узнать, чем мы занимаемся зимой и ждут нашего ответа на письмо. Ребята, я предлагаю вам составить рассказы о том, чем мы занимаемся зимой. Я запишу их и  вечером отправлю письмом на почте.

-Да!

 

 

 

Проводится игра "Скажи какая" со словом зима. (Дети встают в круг и передают снежинку).

 

 

-Да!(Слушают стихотворение).

 

 

 

 

 

 

 

 

-Звук (С).

-Снег.

Дети высказывают свои варианты.

 

 

 

- Да, мы составим рассказы для детей из Африки.

Создание доброжелательной, доверительной атмосферы

 

 

 

 

 

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

-Ребята давайте вспомним как правильно нужно составить рассказ, а поможет нам наша схема.

-Что есть у рассказа?

-Из сколки частей состоит рассказ?

 

-На какие вопросы должен отвечать рассказ?

Дети обращают внимание на предложенную воспитателем схему.

-У рассказа есть название.

-Рассказ состоит из трех частей: начало, середина и конец.

-Когда и почему? С кем? Что делали? Чем все закончилось?

Уважение мнения детей, их интересов.

 

Этап осуществления самостоятельной работы детьми

 

-Молодцы ребята! Я предлагаю Вам самим составить рассказы а я их буду записывать на бумагу. Нам помогут составлять рассказы кубики-помощники, рассмотрите их.

-Для того чтоб они нам помогли с ними нужно поиграть. Мы наши кубики уроним и они нам подскажут о чем мы составим рассказ.

-Кто хочет попробовать первым составить рассказ для ребят из Африки? (Самостоятельное составление рассказов 2-3 детей).

- Ребята, понравился рассказ (.....), потому, что рассказ был полным, интересным, понятным, правильным.... и т.д.. (после каждого рассказа анализ).

-Ребята, я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру "Как зимой нам поиграть?"

Как зимой нам поиграть?

Будем мы снежки кидать,

Бабу снежную лепить

И на горку воду лить.

Будем мы на лыжах мчаться,

На коньках по льду кататься,

Мы на санках понесемся,

А потом домой вернёмся!

-Отдохнули ребята? Продолжим составлять рассказы?

Дети рассматривают кубики предложенные воспитателем.

 

 

 

Дети выслушивают предложение воспитателя.

 

 

Самостоятельное составление рассказов 2-3 детей.

 

 

 

 

 

 

 

Проводится физ.минутка "Как зимой нам поиграть?"

Дети согласовывают слова с действиями.

 

 

 

 

 

 

-Да!

Дети продолжают составлять рассказы.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей. Выслушивание взрослым рассказа каждого ребенка.

3 часть – заключительная

 

Цель :Сохранить положительные эмоции полученные от данного вида деятельности. Вызвать желание в дальнейшем учится составлять рассказы.

 

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

 

-Молодцы ребята! Вам понравились рассказы которые мы составляли сегодня для детей Африки? Мы будем еще составлять рассказы с нашими помощниками кубами.

А вам ребята чей рассказ понравился больше всех? Почему?

-Да! Понравилось!.

 

 

 

 

Дети высказывают свое мнение о рассказах сверстников.

Словесная похвала, доброе слово.

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

 

-Ребята, я записала ваши рассказы на бумагу и предлагаю вам  нарисовать рисунки о ваших рассказах для детей из Африки вечером, я думаю что им будет очень приятно получить ваши письмо с рисунками.

-Ребята, а что бы вы хотела пожелать нашим новым друзьям из Африки?

-Молодцы, ребята, вы сказали много пожеланий и я рада что они все разные.

Дети присаживаются за столы, и приступают к выполнению рисунков.

 

 

 

Дети высказывают свои пожелания.

Создание условий для творческой деятельности детей.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_konspekta_sostavlenie_rasskaza_logokub.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности

по развитию речи "Составление рассказа из личного апыта".

ФИО педагога, должность: Онучина Екатерина Васильевна

Возрастная группа воспитанников: Старшая группа

Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №17 "Сказка""  

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: Составление рассказа "Снежная баба"

Цель: Развивать связную речь детей с помощью речевых кубов.

Задачи: Формировать умение детей составлять рассказ с помощью речевых кубов с опорой на мнемосхему, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно.

 Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления.

Упражнять детей в протяжном произнесении звука (С), отчетливо и внятно проговаривать слова и фразы.

Формировать  межэтнические отношения.

Интегрируемые образовательные области: коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательная деятельность.

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации  (познавательно-исследовательская, игровая, общение деятельность): Общение и игровая деятельность.

Форма организации детей: игровая

Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): 4 речевых куба на гранях которого расположены картинки к рассказу, бумага для записи рассказов по количеству детей.

Планируемый результат: Рассказы детей составленные с помощью речевых кубов с опорой на мнемосхему.

Предварительная деятельность с воспитанниками: Беседы "Зима" и "Зимние забавы", рассматривание иллюстраций на зимнюю тематику, проводятся соответствующие возрасту игры-забавы на участке группы во время прогулки.

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы

 поддержки

 детской

инициативы

1 часть – вводная

Цель: Переключить внимание детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к совместной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой от совместного общения.

Создание образовательной ситуации

-Ребята, посмотрите, вы не заметили чего ни буди не обычное в  группе?

-Да, посмотрите дети, оно не обычное. Обратите внимание на марки.

-Ребята а как вы думаете из какой страны нам прислали это письмо? Почему вы так решили?

-Ребята, ну раз письмо лежит у нас в группе, значит адресовано оно нам. Хотите его прочесть, но сначала присядем на стулья.

-На столе лежит конверт.

Дети рассматривают конверт с письмом.

-Это письмо прислали из Африки. На конверте изображен флаг Африки и марки тоже подсказывают что письмо из Африки.

-Да!

Дети присаживаются на стулья и слушают содержимое письма.

Создание эмоционально-положительного настроя.

Мотивация детей

на предстоящую деятельность

Воспитатель открывает конверт и зачитывает письмо:"Здравствуйте дети детского сада! Пишут Вам дети из жаркой Африки. Мы узнали что в России сейчас зима.

Говорят, что у вас холодно и идет снег и мы не знаем, что это такое и чем  можно заняться в это время  года? Очень хочется узнать какая зима у вас в России  и чем вы занимаетесь зимой? С нетерпением ждем ответа."

Ребята, а дети из Африки такие же как мы?

-А, чем они отличаются от вас?

-Почему у детей из Африки темная кожа?

-Правильно ребята! Они разговаривают на другом языке, у них темная кожа, но они такие же дети как и вы. Они тоже играют, у них есть родители и бабушки с дедушками.

-Ребята, а как вы думаете, почему ребята из Африки не знают, что такое снег и холод?

-Нет.

-У детей из Африки другая речь, а еще у них темная кожа.

-Потому, что в Африке всегда тепло и светит солнце и их кожа приспособилась, она темная что бы не было солнечных ожогов.

- В Африке всегда тепло, во все времена года и по этому там нет снега.

Выслушать мнение каждого ребенка.

Создание условий, чтобы каждый ребенок не боясь мог высказать своё мнение.

2 часть – основная

Цель: Формировать умение детей составлять рассказ с использованием речевых кубов.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

-Дети из Африки хотят узнать о нашей Русской зиме и о том чем мы зимой занимаемся, Мы поможем ребятам?

-Ребята, я предлагаю вам рассказать

сначала про нашу красавицу зиму играя в игру "Скажи какая".

-Да, ребята зима снежная, а я знаю  стишок о снеге, хотите его послушать?

Снег сегодня шёл с утра.

Рада снегу детвора.

Снег на ветках, на дорожках,

На носах и на ладошках.

Ветер ветками играет,

Снегом землю засыпает,

Сыплет снежная пороша

Прямо в детские ладоши.

-Ребята, какой звук вам слышался чаще всего? А какое слово встречалось часто? Как слово снег можно сказать ласково?

-Молодцы ребята! Дети из Африки хотят узнать, чем мы занимаемся зимой и ждут нашего ответа на письмо. Ребята, я предлагаю вам составить рассказы о том, чем мы занимаемся зимой. Я запишу их и  вечером отправлю письмом на почте.

-Да!

Проводится игра "Скажи какая" со словом зима. (Дети встают в круг и передают снежинку).

-Да!(Слушают стихотворение).

-Звук (С).

-Снег.

Дети высказывают свои варианты.

- Да, мы составим рассказы для детей из Африки.

Создание доброжелательной, доверительной атмосферы

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

-Ребята давайте вспомним как правильно нужно составить рассказ, а поможет нам наша схема.

-Что есть у рассказа?

-Из сколки частей состоит рассказ?

-На какие вопросы должен отвечать рассказ?

Дети обращают внимание на предложенную воспитателем схему.

-У рассказа есть название.

-Рассказ состоит из трех частей: начало, середина и конец.

-Когда и почему? С кем? Что делали? Чем все закончилось?

Уважение мнения детей, их интересов.

Этап осуществления самостоятельной работы детьми

-Молодцы ребята! Я предлагаю Вам самим составить рассказы а я их буду записывать на бумагу. Нам помогут составлять рассказы кубики-помощники, рассмотрите их.

-Для того чтоб они нам помогли с ними нужно поиграть. Мы наши кубики уроним и они нам подскажут о чем мы составим рассказ.

-Кто хочет попробовать первым составить рассказ для ребят из Африки? (Самостоятельное составление рассказов 2-3 детей).

- Ребята, понравился рассказ (.....), потому, что рассказ был полным, интересным, понятным, правильным.... и т.д.. (после каждого рассказа анализ).

-Ребята, я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру "Как зимой нам поиграть?"

Как зимой нам поиграть?

Будем мы снежки кидать,

Бабу снежную лепить

И на горку воду лить.

Будем мы на лыжах мчаться,

На коньках по льду кататься,

Мы на санках понесемся,

А потом домой вернёмся!

-Отдохнули ребята? Продолжим составлять рассказы?

Дети рассматривают кубики предложенные воспитателем.

Дети выслушивают предложение воспитателя.

Самостоятельное составление рассказов 2-3 детей.

Проводится физ.минутка "Как зимой нам поиграть?"

Дети согласовывают слова с действиями.

-Да!

Дети продолжают составлять рассказы.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей. Выслушивание взрослым рассказа каждого ребенка.

3 часть – заключительная

Цель :Сохранить положительные эмоции полученные от данного вида деятельности. Вызвать желание в дальнейшем учится составлять рассказы.

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

-Молодцы ребята! Вам понравились рассказы которые мы составляли сегодня для детей Африки? Мы будем еще составлять рассказы с нашими помощниками кубами.

А вам ребята чей рассказ понравился больше всех? Почему?

-Да! Понравилось!.

Дети высказывают свое мнение о рассказах сверстников.

Словесная похвала, доброе слово.

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

-Ребята, я записала ваши рассказы на бумагу и предлагаю вам  нарисовать рисунки о ваших рассказах для детей из Африки вечером, я думаю что им будет очень приятно получить ваши письмо с рисунками.

-Ребята, а что бы вы хотела пожелать нашим новым друзьям из Африки?

-Молодцы, ребята, вы сказали много пожеланий и я рада что они все разные.

Дети присаживаются за столы, и приступают к выполнению рисунков.

Дети высказывают свои пожелания.

Создание условий для творческой деятельности детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательно-речевому направлению. Составление рассказа-описания. Лиса.

Предлагаю конспект  занятия по составлению рассказа-описания животного в старшей группе детского сада. Дети, закрыв глаза, отправляются в путешествие по осеннему лесу, где встречают лесную красав...

Конспект занятия по составлению описательных рассказов в старшей группе

Конспект занятия по составлению описательных рассказов с использованием картин и мнемо схем "Идёт волшебница Зима"...

Консультация для родителей "Составление описательных рассказов" в старшей группе

Знакомство родителей с системным оператором ОТСМ-ТРИЗ. Как можно составить  описательные рассказы....

Занятие по социально-коммуникативному развитию. Составление рассказа в старшей группе "Как помочь птицам зимой?" по серии сюжетных картин.

          Для составления рассказа была выбрана серия сюжетных картин, которая соответствует возрастным возможностям детей. Содержание занятия состоит из трех взаимосвя...

Конспект НОД по развитию речи. Составление творческого рассказа в старшей группе.

Конспект НОД составление творческого рассказа в старшей группе «Зимняя прогулка».Воспитатель: Васильева Екатерина АлександровнаЦель: активизировать речь детей, систематизировать знани...

Мастер-класс "Составление рассказа по серии картинок с помощью алгоритма ТРИЗ технологии"

 Уважаемые коллеги!Одним из интересных видов совместной деятельности со старшими дошкольниками является составление рассказа по серии картинок, объединённых общим содержанием.Опыт показыва...