Составление рассказа в старшей группе с помощью речевых кубов
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности
по развитию речи "Составление рассказа из личного апыта на тему "Зимние забавы"".
ФИО педагога, должность: Онучина Екатерина Васильевна
Возрастная группа воспитанников: Старшая группа
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №17 "Сказка""
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: Составление рассказа с помощью речевых кубов
Цель: Развивать связную речь детей с помощью речевых кубов.
Задачи: Формировать умение детей составлять рассказ с помощью речевых кубов с опорой на мнемосхему, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно.
Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления.
Упражнять детей в протяжном произнесении звука (С), отчетливо и внятно проговаривать слова и фразы.
Формировать межэтнические отношения.
Интегрируемые образовательные области: коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательная деятельность.
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации (познавательно-исследовательская, игровая, общение деятельность): Общение и игровая деятельность.
Форма организации детей: игровая
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): 4 речевых куба на гранях которого расположены картинки к рассказу, бумага для записи рассказов по количеству детей.
Планируемый результат: Рассказы детей составленные с помощью речевых кубов с опорой на мнемосхему.
Предварительная деятельность с воспитанниками: Беседы "Зима" и "Зимние забавы", рассматривание иллюстраций на зимнюю тематику, проводятся соответствующие возрасту игры-забавы на участке группы во время прогулки.
Части НООД | Деятельность воспитателя
| Деятельность детей
|
Способы поддержки детской инициативы
|
1 часть – вводная | Цель: Переключить внимание детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к совместной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой от совместного общения. |
| |
Создание образовательной ситуации | -Ребята, посмотрите, вы не заметили чего ни буди не обычное в группе? -Да, посмотрите дети, оно не обычное. Обратите внимание на марки. -Ребята а как вы думаете из какой страны нам прислали это письмо? Почему вы так решили?
-Ребята, ну раз письмо лежит у нас в группе, значит адресовано оно нам. Хотите его прочесть, но сначала присядем на стулья. | -На столе лежит конверт.
Дети рассматривают конверт с письмом.
-Это письмо прислали из Африки. На конверте изображен флаг Африки и марки тоже подсказывают что письмо из Африки. -Да! Дети присаживаются на стулья и слушают содержимое письма. | Создание эмоционально-положительного настроя. |
Мотивация детей на предстоящую деятельность | Воспитатель открывает конверт и зачитывает письмо:"Здравствуйте дети детского сада! Пишут Вам дети из жаркой Африки. Мы узнали что в России сейчас зима. Говорят, что у вас холодно и идет снег и мы не знаем, что это такое и чем можно заняться в это время года? Очень хочется узнать какая зима у вас в России и чем вы занимаетесь зимой? С нетерпением ждем ответа." Ребята, а дети из Африки такие же как мы? -А, чем они отличаются от вас? -Почему у детей из Африки темная кожа?
-Правильно ребята! Они разговаривают на другом языке, у них темная кожа, но они такие же дети как и вы. Они тоже играют, у них есть родители и бабушки с дедушками. -Ребята, а как вы думаете, почему ребята из Африки не знают, что такое снег и холод? |
-Нет.
-У детей из Африки другая речь, а еще у них темная кожа. -Потому, что в Африке всегда тепло и светит солнце и их кожа приспособилась, она темная что бы не было солнечных ожогов.
- В Африке всегда тепло, во все времена года и по этому там нет снега. | Выслушать мнение каждого ребенка. Создание условий, чтобы каждый ребенок не боясь мог высказать своё мнение. |
2 часть – основная
| Цель: Формировать умение детей составлять рассказ с использованием речевых кубов. |
| |
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми | -Дети из Африки хотят узнать о нашей Русской зиме и о том чем мы зимой занимаемся, Мы поможем ребятам? -Ребята, я предлагаю вам рассказать сначала про нашу красавицу зиму играя в игру "Скажи какая". -Да, ребята зима снежная, а я знаю стишок о снеге, хотите его послушать? Снег сегодня шёл с утра. Рада снегу детвора. Снег на ветках, на дорожках, На носах и на ладошках. Ветер ветками играет, Снегом землю засыпает, Сыплет снежная пороша Прямо в детские ладоши. -Ребята, какой звук вам слышался чаще всего? А какое слово встречалось часто? Как слово снег можно сказать ласково? -Молодцы ребята! Дети из Африки хотят узнать, чем мы занимаемся зимой и ждут нашего ответа на письмо. Ребята, я предлагаю вам составить рассказы о том, чем мы занимаемся зимой. Я запишу их и вечером отправлю письмом на почте. | -Да!
Проводится игра "Скажи какая" со словом зима. (Дети встают в круг и передают снежинку).
-Да!(Слушают стихотворение).
-Звук (С). -Снег. Дети высказывают свои варианты.
- Да, мы составим рассказы для детей из Африки. | Создание доброжелательной, доверительной атмосферы
|
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым | -Ребята давайте вспомним как правильно нужно составить рассказ, а поможет нам наша схема. -Что есть у рассказа? -Из сколки частей состоит рассказ?
-На какие вопросы должен отвечать рассказ? | Дети обращают внимание на предложенную воспитателем схему. -У рассказа есть название. -Рассказ состоит из трех частей: начало, середина и конец. -Когда и почему? С кем? Что делали? Чем все закончилось? | Уважение мнения детей, их интересов.
|
Этап осуществления самостоятельной работы детьми
| -Молодцы ребята! Я предлагаю Вам самим составить рассказы а я их буду записывать на бумагу. Нам помогут составлять рассказы кубики-помощники, рассмотрите их. -Для того чтоб они нам помогли с ними нужно поиграть. Мы наши кубики уроним и они нам подскажут о чем мы составим рассказ. -Кто хочет попробовать первым составить рассказ для ребят из Африки? (Самостоятельное составление рассказов 2-3 детей). - Ребята, понравился рассказ (.....), потому, что рассказ был полным, интересным, понятным, правильным.... и т.д.. (после каждого рассказа анализ). -Ребята, я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру "Как зимой нам поиграть?" Как зимой нам поиграть? Будем мы снежки кидать, Бабу снежную лепить И на горку воду лить. Будем мы на лыжах мчаться, На коньках по льду кататься, Мы на санках понесемся, А потом домой вернёмся! -Отдохнули ребята? Продолжим составлять рассказы? | Дети рассматривают кубики предложенные воспитателем.
Дети выслушивают предложение воспитателя.
Самостоятельное составление рассказов 2-3 детей.
Проводится физ.минутка "Как зимой нам поиграть?" Дети согласовывают слова с действиями.
-Да! Дети продолжают составлять рассказы. | Создание условий для самостоятельной деятельности детей. Выслушивание взрослым рассказа каждого ребенка. |
3 часть – заключительная
| Цель :Сохранить положительные эмоции полученные от данного вида деятельности. Вызвать желание в дальнейшем учится составлять рассказы. |
| |
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей
| -Молодцы ребята! Вам понравились рассказы которые мы составляли сегодня для детей Африки? Мы будем еще составлять рассказы с нашими помощниками кубами. А вам ребята чей рассказ понравился больше всех? Почему? | -Да! Понравилось!.
Дети высказывают свое мнение о рассказах сверстников. | Словесная похвала, доброе слово. |
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность
| -Ребята, я записала ваши рассказы на бумагу и предлагаю вам нарисовать рисунки о ваших рассказах для детей из Африки вечером, я думаю что им будет очень приятно получить ваши письмо с рисунками. -Ребята, а что бы вы хотела пожелать нашим новым друзьям из Африки? -Молодцы, ребята, вы сказали много пожеланий и я рада что они все разные. | Дети присаживаются за столы, и приступают к выполнению рисунков.
Дети высказывают свои пожелания. | Создание условий для творческой деятельности детей. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_konspekta_sostavlenie_rasskaza_logokub.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности
по развитию речи "Составление рассказа из личного апыта".
ФИО педагога, должность: Онучина Екатерина Васильевна
Возрастная группа воспитанников: Старшая группа
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №17 "Сказка""
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: Составление рассказа "Снежная баба"
Цель: Развивать связную речь детей с помощью речевых кубов.
Задачи: Формировать умение детей составлять рассказ с помощью речевых кубов с опорой на мнемосхему, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно.
Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления.
Упражнять детей в протяжном произнесении звука (С), отчетливо и внятно проговаривать слова и фразы.
Формировать межэтнические отношения.
Интегрируемые образовательные области: коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательная деятельность.
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации (познавательно-исследовательская, игровая, общение деятельность): Общение и игровая деятельность.
Форма организации детей: игровая
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): 4 речевых куба на гранях которого расположены картинки к рассказу, бумага для записи рассказов по количеству детей.
Планируемый результат: Рассказы детей составленные с помощью речевых кубов с опорой на мнемосхему.
Предварительная деятельность с воспитанниками: Беседы "Зима" и "Зимние забавы", рассматривание иллюстраций на зимнюю тематику, проводятся соответствующие возрасту игры-забавы на участке группы во время прогулки.
Части НООД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Способы поддержки детской инициативы |
1 часть – вводная | Цель: Переключить внимание детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к совместной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой от совместного общения. | ||
Создание образовательной ситуации | -Ребята, посмотрите, вы не заметили чего ни буди не обычное в группе? -Да, посмотрите дети, оно не обычное. Обратите внимание на марки. -Ребята а как вы думаете из какой страны нам прислали это письмо? Почему вы так решили? -Ребята, ну раз письмо лежит у нас в группе, значит адресовано оно нам. Хотите его прочесть, но сначала присядем на стулья. | -На столе лежит конверт. Дети рассматривают конверт с письмом. -Это письмо прислали из Африки. На конверте изображен флаг Африки и марки тоже подсказывают что письмо из Африки. -Да! Дети присаживаются на стулья и слушают содержимое письма. | Создание эмоционально-положительного настроя. |
Мотивация детей на предстоящую деятельность | Воспитатель открывает конверт и зачитывает письмо:"Здравствуйте дети детского сада! Пишут Вам дети из жаркой Африки. Мы узнали что в России сейчас зима. Говорят, что у вас холодно и идет снег и мы не знаем, что это такое и чем можно заняться в это время года? Очень хочется узнать какая зима у вас в России и чем вы занимаетесь зимой? С нетерпением ждем ответа." Ребята, а дети из Африки такие же как мы? -А, чем они отличаются от вас? -Почему у детей из Африки темная кожа? -Правильно ребята! Они разговаривают на другом языке, у них темная кожа, но они такие же дети как и вы. Они тоже играют, у них есть родители и бабушки с дедушками. -Ребята, а как вы думаете, почему ребята из Африки не знают, что такое снег и холод? | -Нет. -У детей из Африки другая речь, а еще у них темная кожа. -Потому, что в Африке всегда тепло и светит солнце и их кожа приспособилась, она темная что бы не было солнечных ожогов. - В Африке всегда тепло, во все времена года и по этому там нет снега. | Выслушать мнение каждого ребенка. Создание условий, чтобы каждый ребенок не боясь мог высказать своё мнение. |
2 часть – основная | Цель: Формировать умение детей составлять рассказ с использованием речевых кубов. | ||
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми | -Дети из Африки хотят узнать о нашей Русской зиме и о том чем мы зимой занимаемся, Мы поможем ребятам? -Ребята, я предлагаю вам рассказать сначала про нашу красавицу зиму играя в игру "Скажи какая". -Да, ребята зима снежная, а я знаю стишок о снеге, хотите его послушать? Снег сегодня шёл с утра. Рада снегу детвора. Снег на ветках, на дорожках, На носах и на ладошках. Ветер ветками играет, Снегом землю засыпает, Сыплет снежная пороша Прямо в детские ладоши. -Ребята, какой звук вам слышался чаще всего? А какое слово встречалось часто? Как слово снег можно сказать ласково? -Молодцы ребята! Дети из Африки хотят узнать, чем мы занимаемся зимой и ждут нашего ответа на письмо. Ребята, я предлагаю вам составить рассказы о том, чем мы занимаемся зимой. Я запишу их и вечером отправлю письмом на почте. | -Да! Проводится игра "Скажи какая" со словом зима. (Дети встают в круг и передают снежинку). -Да!(Слушают стихотворение). -Звук (С). -Снег. Дети высказывают свои варианты. - Да, мы составим рассказы для детей из Африки. | Создание доброжелательной, доверительной атмосферы |
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым | -Ребята давайте вспомним как правильно нужно составить рассказ, а поможет нам наша схема. -Что есть у рассказа? -Из сколки частей состоит рассказ? -На какие вопросы должен отвечать рассказ? | Дети обращают внимание на предложенную воспитателем схему. -У рассказа есть название. -Рассказ состоит из трех частей: начало, середина и конец. -Когда и почему? С кем? Что делали? Чем все закончилось? | Уважение мнения детей, их интересов. |
Этап осуществления самостоятельной работы детьми | -Молодцы ребята! Я предлагаю Вам самим составить рассказы а я их буду записывать на бумагу. Нам помогут составлять рассказы кубики-помощники, рассмотрите их. -Для того чтоб они нам помогли с ними нужно поиграть. Мы наши кубики уроним и они нам подскажут о чем мы составим рассказ. -Кто хочет попробовать первым составить рассказ для ребят из Африки? (Самостоятельное составление рассказов 2-3 детей). - Ребята, понравился рассказ (.....), потому, что рассказ был полным, интересным, понятным, правильным.... и т.д.. (после каждого рассказа анализ). -Ребята, я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру "Как зимой нам поиграть?" Как зимой нам поиграть? Будем мы снежки кидать, Бабу снежную лепить И на горку воду лить. Будем мы на лыжах мчаться, На коньках по льду кататься, Мы на санках понесемся, А потом домой вернёмся! -Отдохнули ребята? Продолжим составлять рассказы? | Дети рассматривают кубики предложенные воспитателем. Дети выслушивают предложение воспитателя. Самостоятельное составление рассказов 2-3 детей. Проводится физ.минутка "Как зимой нам поиграть?" Дети согласовывают слова с действиями. -Да! Дети продолжают составлять рассказы. | Создание условий для самостоятельной деятельности детей. Выслушивание взрослым рассказа каждого ребенка. |
3 часть – заключительная | Цель :Сохранить положительные эмоции полученные от данного вида деятельности. Вызвать желание в дальнейшем учится составлять рассказы. | ||
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей | -Молодцы ребята! Вам понравились рассказы которые мы составляли сегодня для детей Африки? Мы будем еще составлять рассказы с нашими помощниками кубами. А вам ребята чей рассказ понравился больше всех? Почему? | -Да! Понравилось!. Дети высказывают свое мнение о рассказах сверстников. | Словесная похвала, доброе слово. |
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность | -Ребята, я записала ваши рассказы на бумагу и предлагаю вам нарисовать рисунки о ваших рассказах для детей из Африки вечером, я думаю что им будет очень приятно получить ваши письмо с рисунками. -Ребята, а что бы вы хотела пожелать нашим новым друзьям из Африки? -Молодцы, ребята, вы сказали много пожеланий и я рада что они все разные. | Дети присаживаются за столы, и приступают к выполнению рисунков. Дети высказывают свои пожелания. | Создание условий для творческой деятельности детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательно-речевому направлению. Составление рассказа-описания. Лиса.
Предлагаю конспект занятия по составлению рассказа-описания животного в старшей группе детского сада. Дети, закрыв глаза, отправляются в путешествие по осеннему лесу, где встречают лесную красав...
Конспект занятия по составлению описательных рассказов в старшей группе
Конспект занятия по составлению описательных рассказов с использованием картин и мнемо схем "Идёт волшебница Зима"...
Консультация для родителей "Составление описательных рассказов" в старшей группе
Знакомство родителей с системным оператором ОТСМ-ТРИЗ. Как можно составить описательные рассказы....
Занятие по социально-коммуникативному развитию. Составление рассказа в старшей группе "Как помочь птицам зимой?" по серии сюжетных картин.
Для составления рассказа была выбрана серия сюжетных картин, которая соответствует возрастным возможностям детей. Содержание занятия состоит из трех взаимосвя...
Мастер-класс "Составление рассказа по серии картинок с помощью алгоритма ТРИЗ технологии"
Уважаемые коллеги!Одним из интересных видов совместной деятельности со старшими дошкольниками является составление рассказа по серии картинок, объединённых общим содержанием.Опыт показыва...
Методическая разработка по составлению рассказов в старшей группе
Конспект по речевому развитию детей старшей группы "Февраль - последний месяц зимы"...