ООД по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ «загадочных историй» (по Н.И. Сладкову)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
ООД по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ «загадочных историй» (по Н.И. Сладкову)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Коми
Управление образования администрации
муниципального района «Усть-Куломский»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2» с. Помоздино
Методическая разработка
Разработал: Воспитатель, без категории
Колегова Дарина Васильевна.
ООД по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ «загадочных историй» (по Н.И. Сладкову)
Цель: Учить детей пересказывать прочитанные рассказы.
Задачи:
Образовательные: учить детей пересказывать текст, опираясь на сюжетные картинки;
Развивающие: развивать речь, память, внимание, образное мышление, любознательность;
Воспитательные: прививать любовь к природе; воспитывать бережное отношение к природе;
Речевые: помогать детям употреблять слова в речи в точном соответствии со смыслом; совершенствовать умение отвечать на вопросы полным предложением.
Словарная работа: полярники, куропатка, песец.
Методы и приёмы: чтение, беседа, рассматривание иллюстраций.
Оборудование: портрет Н.И. Сладкова, сюжетные картинки к тексту.
Ход деятельности:
Приветствие.
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на выставку. А что мы там увидим, вы сможете узнать, отгадав загадку.
В них живут рассказы, сказки,
Комиксы, стихи, раскраски.
Все девчонки и мальчишки
Любят их. Ведь это…
Дети: Книжки.
Воспитатель: Правильно ребята, это книжки. Значит ребята, как будет называться наша выставка?
Дети: Книжная выставка.
Воспитатель: Я приглашаю вас пройти к первому столу. Ребята посмотрите внимательно на нашей книжной выставке много книг, вы узнаете их? Назовите.
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, а каким одним жанром объединены все эти книги?
Дети: Сказки.
Воспитатель: Правильно ребята, это сказки. Давайте пройдем к другому столу.
Ребята, а эти книги вам знакомы? Назовите. (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, а каким жанром объединены эти книги?
Дети: Рассказы.
Воспитатель: Ребята, а что можно сказать о сказках и рассказах. Что в них общего и чем они отличаются? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с писателями и их произведениями. Я приглашаю вас в читальный зал. Проходите. Давайте немного подышим.
Дыхательная гимнастика: «Подуем на плечо»
Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Вдох, губы трубочкой-выдох. Выполняются движения по тексту.
Подуем на плечо,
Подуем на другое.
Нас солнце горячо
Пекло дневной порой.
Подуем на живот,
Как трубка станет рот.
Ну а теперь на облака
И остановимся пока. (Е. Антоновой-Чалой).
Воспитатель: Молодцы ребята, садитесь на стульчики.
1. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это портрет Николая Ивановича Сладкова. Николай Иванович Сладков- писатель, он писал интересные рассказы о тех, кто бегает, ползает, летает и плавает, догадались о ком?
Дети: О животных.
Воспитатель: Правильно ребята, в том числе он писал и о разных загадках природы. Вот сегодня я предлагаю вам познакомиться с одной из таких загадочных историй. Хотите послушать загадочную историю, которую написал Николай Иванович?
Дети: Да.
Воспитатель: Рассказ называется «Красный снег». Я сейчас прочитаю первую часть рассказа.
«Красный снег»
Высадились на остров полярники и ахнули: у скал лежал… красный снег! Песец протрусил – за ним красная строчка следов, куропатки пробежали – красными крестиками наследили.
Слепили снежок из снега – розовый! Скатились на лыжах с горки – позади полосы красные. Хоть глазам не верь!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такие полярники? (Ответы детей)
Воспитатель: Полярники – это люди, которые работают на Северном полюсе и в Антарктиде, которые проводят различные исследования в условиях холода и снега. Повторите это слово полярники. (Прошу найти и поставить картинку на мольберт)
-Как вы понимаете выражение «высадились на остров»? (Ответы детей)
Воспитатель: Кто такой песец?
Дети: Это зверь.
Воспитатель: Песец – это полярная лисица или снежная лисица. Мех у него белый, так как живет зверек в арктических снегах Северного полюса. Повторите это слово-Песец.
Дети: Песец. (Прошу найти и поставить картинку на мольберт)
Воспитатель: Как вы понимаете выражение «песец протрусил»?
Дети: Пробежал.
Воспитатель: Кто такие куропатки?
Дети: Это птица.
Воспитатель: Правильно ребята, это небольшая дикая птица, схожая по размерам с обычной домашней курицей. Это для вас новое слово, повторите его.
Дети: Куропатка. (Прошу найти и поставить картинку на мольберт)
Воспитатель: Как вы понимаете выражение «куропатки пробежали – красными крестиками наследили»?
Дети: Оставили следы на снегу.
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас прослушайте еще раз эту часть рассказа.
(Повтор первой части)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему снег красный? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие следы оставили звери и птицы?
Дети: Красная строчка от песца, куропатки – красными крестиками.
Воспитатель: Правильно ребята, а сейчас послушайте продолжение рассказа — отгадку на этот вопрос «Почему снег красный?»
Но глазам верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нем от весеннего тепла и солнца особая красная водоросль. И снег… зацвел! Только-то и всего. (Читаю еще раз)
Воспитатель: Ребята, почему снег красный?
Дети: Потому что разрослась красная водоросль. (Ставлю картинку)
Воспитатель: Отчего разрослась особая красная водоросль?
Дети: От весеннего тепла.
Воспитатель: Как начинается разгадка?
Дети: …Но глазам верить надо.
Воспитатель: Какими словами автор заканчивает рассказ?
Дети: И снег… зацвел! Только-то и всего.
Воспитатель: Молодцы ребята, давайте попробуем пересказать этот рассказ вместе. Я буду загадывать загадку первую часть, а кто то из вас расскажет отгадку вторую часть рассказа. Кто мне поможет? (Слушаю 2-3 детей)
2 Физминутка: «Весна»
Улыбаются все люди-весна, весна, весна!
(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)
Она везде, она повсюду — красна, красна, красна.
(делают ритмичные повороты туловища)
По лугу лесу и полянке — идет, идет, идет.
(ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться — зовет, зовет, зовет.
(взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно — звенит, звенит, звенит.
(ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.
(потирают ладони)
Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.
(делают из пальцев бутон)
И все живое сразу слышит весенний этот зов!
(ритмично сжимают и разжимают пальцы)
Воспитатель: Присаживайтесь на свои стульчики. Ребята у Н.И. Слакова есть еще один интересный рассказ, и называется он — «Волосатое дерево», послушайте первую часть.
«Волосатое дерево»
Разные бывают деревья: толстые — тонкие, высокие — низкие, прямые — кривые. А в горах можно увидеть дерево волосатое! Увидишь — глазам не веришь. А подойдешь, пощупаешь — так и есть, мохнатое! Ствол снизу звериной шерстью оброс! Стоишь и гладишь мохнатое дерево, как собаку. Мягонькое, пушистое...
Воспитатель: Ребята какие бывают деревья?
Дети: Толстые, тонкие и т.д
Воспитатель: Правильно ребята, а в горах какое дерево можно увидеть? Что в нем особенного? На что похоже такое дерево?
Дети: Волосатое дерево, оно мохнатое, как собака. (Прошу поставить картинку на мольберт)
Воспитатель: Как вы думаете ребята, а почему дерево мохнатое?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, первая часть — это загадка, кто загадает загадку еще раз?
(Спрашиваю 2-3 детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас послушайте продолжение рассказа — отгадку на этот вопрос «Почему дерево волосатое?»
Если спрятаться у такого мохнатого дерева, то можно тайну его разгадать. Спустится со скалы дикая коза, подойдет к дереву и начнет тереться! Линяет она весной, шерсть зимняя клочьями — вот о кору и счесывает. Одна коза почешется, вторая потрется, третья поскребется — дерево шерстью и обрастет! Стоит волосатое дерево — всем на удивление.
Воспитатель: Почему дерево мохнатое? Кто в этом виноват?
Дети: Дерево мохнатое из-за коз.
Воспитатель: Что козы сделали? Как они оставляют свою шерсть? Почему шерсть остается на стволе дерева?
Дети: Это козы виноваты, они линяют и трутся о дерево.
Воспитатель: Как вы понимаете слово линяет?
Дети: Коза сбрасывает шерсть.
Воспитатель: Правильно животное сбрасывает подшерсток, который грел его зимой, а летом стал не нужен. Как автор пишет в рассказе? Что делала одна коза?
Дети: Одна почешется.
-А вторая?
Дети: Вторая потрется.
-А третья?
Дети: Третья поскребется.
Воспитатель: Ребята, каким предложением заканчивается рассказ?
Дети: …Стоит волосатое дерево — всем на удивление.
Воспитатель: Правильно ребята, а давайте попробуем пересказать этот рассказ. Я буду загадывать загадку первую часть, а кто то из вас расскажет отгадку вторую часть рассказа. Кто хочет мне помочь? (Слушаю 2-3 детей)
Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы ребята. Наш читальный зал закрывается. Книгам тоже пора отдохнуть, они будут ждать своих читателей снова.
Ребята, с какими загадочными историями мы сегодня познакомились?
Дети: Красный снег. Волосатое дерево.
Воспитатель: Кто написал эти рассказы.
Дети: Н.И. Сладков.
Воспитатель: Почему снег красного цвета?
Дети: Потому что разрослась красная водоросль.
Воспитатель: Почему дерево волосатое?
Дети: Козы трутся о дерево и оставляют шерсть.
Воспитатель: Какая история вам понравилась больше? Почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Какую загадочную историю вам хотелось бы рассказать родителям и друзьям?
Спасибо большое, занятие закончилось, вы большие молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Пересказ художественного произведения Н. Калининой «Про снежный колобок»"
Пересказ художественного произведения Н. Калининой «Про снежный колобок» с целью формирования связной выразительной речи у детей....
План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «"Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"
Задачи: Связная речь: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;словарь: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагате...
Конспект по развитию речи в старшей группе по теме «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».
Задачи и цели: - Научиться связно, пересказывать сказку, опираясь на мнемосхемы. - Учились объяснять смысл поговорки. - Закрепляли умение образовывать слова при помощи суффиксов....
Конспект открытого урока по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Е.И. Чарушина "Лисята"
Конспект открытого урока по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Е.И. Чарушина "Лисята"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ сказки Н.И.Сладкова «Медведь и солнце»
Цель:Обучение связному и последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем.Образовательные:1. Формировать представления детей о характерных признаках весны.2. Познакомить д...