«Использование полисенсорного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда».
материал по развитию речи

Рожкова Ольга Викторовна

     Полисенсорный подход, предполагает опору на максимально возможные количества анализаторов при ознакомлении с новым объектом либо явлением. Использование такого подхода помогает установить эмоционально-положительный опыт между логопедом и ребенком. Как следствие, этот опыт помогает в преодолении речевого негатива и эмоциональной зажатости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polisensornyy_podhod.docx32.4 КБ
Файл polisensornyy_podhod.pptx858.26 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование полисенсорного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда».

Для формирования полноценной личности важное значение имеет всестороннее развитие, в том числе и овладение правильной, чистой речью. А если говорить о дошкольниках, то это залог высоких возможностей для успешного обучения в школе.

Год от года увеличивается количество детей с речевой патологией. Не всегда это связано с особыми образовательными возможностями ребенка. Все больше и больше мы наблюдаем дефицит общения у детей с родителями. Это происходит из-за замены простого человеческого общения, в том числе чтения детской художественной литературы. Современным родителям вечно некогда, им удобнее посадить ребенка перед телевизором для просмотра развлекательных телепередач, или разрешить продолжительные компьютерные игры, либо дать в руки планшет или телефон, чтобы ребенок не лез, не беспокоил и дал возможность им отдохнуть. Всё вышеперечисленное приводит к несформированности всех психических процессов и, как следствие, к снижению интеллектуальных возможностей ребенка.

Всё больше и больше разрабатывается технологий, методик и многообразных приемов в работе с детьми, которые имеют различные образовательные особенности, в том числе и недоразвитие речи. Поэтому применение полисенсорного подхода оправдано, т.к. происходит включение в работу всех органов чувств ребенка (Варюхина Г.А., Янченко И.В., Лынская М.И.).

Полисенсорный подход, предполагает опору на максимально возможные количества анализаторов при ознакомлении с новым объектом либо явлением. Использование такого подхода помогает установить эмоционально-положительный опыт между логопедом и ребенком. Как следствие, этот опыт помогает в преодолении речевого негатива и эмоциональной зажатости. А это в свою очередь помогает ребенку более активно включиться в процесс коррекции и пополнить свои ощущения в чувственном опыте.

К полисенсорным играм относятся игры, которые обучают тактильному опыту, обучают определенным ощущениям.

В свою очередь, полисенсорные игры, которые используются на логопедических занятиях позволяют более эффективно способствовать развитию всех структурных компонентов речи, коррекции звукопроизношения, коммуникативных навыков, развитию лексико-грамматического строя речи, формированию фонематического слуха и фонематического восприятия, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики и мышления.

Сенсорное восприятие состоит из:

- тактильно-двигательного восприятия и развития моторных функций,

- зрительного восприятия,

- восприятие свойств предметов через обоняние, осязание, слуховое восприятие, вкусовые рецепторы, барические ощущения (т.е. ощущения, которые возникают при непосредственном воздействии предмета на кожные покровы).

В коррекционной работе полисенсорный подход состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий его мир во всем его многообразии и богатстве, с яркими красками, разнообразием запахов, различными звуками, особенно для детей с ОВЗ. Он помогает в овладении множества практических действий, которые будут нужны ежедневно, в повседневной жизни. Этот подход направлен на стимуляцию всех анализаторов: слухового, зрительного, вкусового, тактильного и обонятельного.

Для множества детей дошкольного возраста, основным способом получения и обработки информации из окружающего мира, основным является кинестетический способ, т.е. через прикосновения и ощущения. Поэтому детей учим определять на ощупь качество предмета: мягкий или твердый, шершавый или гладкий, маленький либо большой и т.д. В этом помогают игры с пуговицами, бусинами, песком, фасолью, горохом и даже морскими камушками. Для того чтобы чувствительность кожи нормализовать, хорошо использовать сухие бассейны с шариками. А если ребенок не желает полностью погружаться в сухой бассейн, то можно его заменить ящичками, коробками и заполнить их листвой, опилками, семенами, желудями и погружать в них руки, сначала поочередно.  Эти погружения с поисковыми манипуляциями будут формировать психомоторные навыки.

А еще можно предложить ребенку определить температурные характеристики. Т.е. какая, где находится вода: горячая либо холодная. Определить на ощупь какой снег и лед; вода в стакане или чай в чашке?

В своей работе я широко применяю полисенсорные игры на:

  • Развитие дыхания и целенаправленной воздушной струи;
  • Мелкой и общей моторики;
  • Эмоционального восприятия.

Особое значение в использовании полисенсорного подхода помогает организация сенсорной комнаты, которая воссоздает комфортную и безопасною обстановку. Она наполняется различными стимулами, которые ребенок самостоятельно либо с ненавязчивой помощью педагога исследует.

Сенсорная комната условно поделена на среды:

  • Мягкая – сухой бассейн, мат гимнастический складной, мягкий модуль Солнышко, мягкий модуль Осьминог, мягкий модуль Космолёт, мягкий модуль Дельфинчик, набор мягких пуфиков Цифры, кресло-куб, валики, мячи разного размера.
  • Зрительная – интерактивный пол в сборе, светящиеся нити, декоративно-развивающая панель «Времена года», светонепроницаемая штора, интерактивный световой столик «Малыш и мультипликатор», воздушно-пузырьковая колонна, флуоресцентная фиброптическая картина Подводный мир, прибор интерактивный световой Радость, солевая лампа.
  • Звуковая - музыкальный центр с CD дисками, интерактивная свето-звуковая панель природный мир, музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, звенящие мячи.
  • Воздушная – воздухоочиститель + увлажнитель, установка для ароматерапии; ароматические масла и палочки.
  • Тактильная – фиброоптический душ, ортопедический массажный коврик, тактильная панель, бизиборды (развивающий домик, сундучок, фея, сова, белка, автомобили), интерактивная панель Волшебный свет, интерактивный световой столик Малыш и мультипликатор.

Полисенсорное воздействие вышеупомянутого оборудования разнообразно и многозначно. Это рассматривание, простукивание, ощупывание, обнюхивание, обрисовывание и т.д. крайне важно, чтобы ребенок к окончанию дошкольного возраста сформировал для себя основные действия, которые в дальнейшем могут выступать в качестве мерки для оценки свойств и явлений других предметов.

Метод полисенсорного подхода в коррекции позволяет нормализовать чувствительность ребенка и оказать ему помощь в приёме, переработке и использовании получаемой сенсорной информации. Таким образом, сенсорная стимуляция помогает сформировать и правильную речевую активность в том числе.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Л.А. Венгер, Э.Г. Пuлюгuна, Н.Б. Венгер. «Воспитание сенсорной культуры ребенка». — М., 2008.
  2. Ж. М. Глозман. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  3. С.В. Коноваленко. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет». Москва. «АСТ-ПРЕСС» 2003 г.
  4. И.Н. Миненкова. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития. И.Н. Миненкова. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб. -метод. пособие С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. — С. 86-92.
  5. К.Ф. Седов. Нейропсихолингвистика. М., 2009.
  6. Л.Ф. Тихомирова. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для детей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. -192 с.

Использованные сайты:

  1. http://doshkolnik.ru/defectologiya/29809-polisensornyiy-podhod-v-korrekcii-vysshih-psihicheskih-funkciiy-u-deteiy-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.html
  2. https://mcoip.ru/wp-content/uploads/2022/03/iz-opyta-raboty.doc
  3. https://завуч.рус/publication/482159
  4. http://doshkolnik.ru/defectologiya/29809-polisensornyiy-podhod-v-korrekcii-vysshih-psihicheskih-funkciiy-u-deteiy-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.html

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование полисенсорного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда Подготовил: учитель-логопед Рожкова О.В. МДОАУ д/с № 2

Слайд 2

Полисенсорный подход , предполагает опору на максимально возможные количества анализаторов при ознакомлении с новым объектом либо явлением (Варюхина Г.А., Янченко И.В., Лынская М.И.). К полисенсорным играм относятся игры, которые обучают тактильному опыту, обучают определенным ощущениям.

Слайд 3

Сенсорное восприятие состоит из: - тактильно-двигательного восприятия и развития моторных функций, - зрительного восприятия, - восприятие свойств предметов через обоняние, осязание, слуховое восприятие, вкусовые рецепторы, барические ощущения (т.е. ощущения, которые возникают при непосредственном воздействии предмета на кожные покровы).

Слайд 4

Для множества детей дошкольного возраста, основным способом получения и обработки информации из окружающего мира, основным является кинестетический способ, т.е. через прикосновения и ощущения .

Слайд 5

В своей работе я широко применяю полисенсорные игры на: Развитие дыхания и целенаправленной воздушной струи; Мелкой и общей моторики; Эмоционального восприятия.

Слайд 6

Сенсорная комната условно поделена на среды : Мягкая – сухой бассейн, напольные маты, мягкие игровые модули, пуфик-кресло, надувные матрацы, круги, валики, мячи разного размера.

Слайд 7

Зрительная – интерактивный пол в сборе, светящиеся нити, декоративно-развивающая панель «Времена года», светонепроницаемая штора, интерактивный световой столик «малыш и мультипликатор», воздушно-пузырьковая колонна, флуоресцентная фиброптическая картина Подводный мир, прибор интерактивный световой Радость, солевая лампа.

Слайд 8

Воздушная – воздухоочиститель + увлажнитель, установка для ароматерапии; ароматические масла и палочки. Звуковая - музыкальный центр с CD дисками, интерактивная свето-звуковая панель природный мир, музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, звенящие мячи .

Слайд 9

Тактильная – фиброоптический тренажёр, велотренажёр, тактильная панель, бизиборды (развивающий домик, сундучок, фея, сова, белка, автомобили), интерактивная панель Волшебный свет, интерактивный световой столик Малыш и мультипликатор.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Методические разработки "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ"

Актуальность, цели и задачи, план работы коррекционной работы с детьми ОВЗ дошкольного возраста....

мастер-класс " Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя-логопеда"

использование инновационной деятельности в работе учителя-логопеда...

Деятельностный подход в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками.

Работая учителем-логопедом, я осознаю важность самостоятельной работы учащихся. Это способствует развитию у детей самоконтроля, подготовке детей к самообразованию, формированию умения планировать, ана...

Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.

АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...

Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда.

В данной статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость и актуальность нейропсихологических упражнений в работе учителя-логоп...

План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"

План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"...