«Использование полисенсорного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда».
материал по развитию речи
Полисенсорный подход, предполагает опору на максимально возможные количества анализаторов при ознакомлении с новым объектом либо явлением. Использование такого подхода помогает установить эмоционально-положительный опыт между логопедом и ребенком. Как следствие, этот опыт помогает в преодолении речевого негатива и эмоциональной зажатости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polisensornyy_podhod.docx | 32.4 КБ |
polisensornyy_podhod.pptx | 858.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование полисенсорного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда».
Для формирования полноценной личности важное значение имеет всестороннее развитие, в том числе и овладение правильной, чистой речью. А если говорить о дошкольниках, то это залог высоких возможностей для успешного обучения в школе.
Год от года увеличивается количество детей с речевой патологией. Не всегда это связано с особыми образовательными возможностями ребенка. Все больше и больше мы наблюдаем дефицит общения у детей с родителями. Это происходит из-за замены простого человеческого общения, в том числе чтения детской художественной литературы. Современным родителям вечно некогда, им удобнее посадить ребенка перед телевизором для просмотра развлекательных телепередач, или разрешить продолжительные компьютерные игры, либо дать в руки планшет или телефон, чтобы ребенок не лез, не беспокоил и дал возможность им отдохнуть. Всё вышеперечисленное приводит к несформированности всех психических процессов и, как следствие, к снижению интеллектуальных возможностей ребенка.
Всё больше и больше разрабатывается технологий, методик и многообразных приемов в работе с детьми, которые имеют различные образовательные особенности, в том числе и недоразвитие речи. Поэтому применение полисенсорного подхода оправдано, т.к. происходит включение в работу всех органов чувств ребенка (Варюхина Г.А., Янченко И.В., Лынская М.И.).
Полисенсорный подход, предполагает опору на максимально возможные количества анализаторов при ознакомлении с новым объектом либо явлением. Использование такого подхода помогает установить эмоционально-положительный опыт между логопедом и ребенком. Как следствие, этот опыт помогает в преодолении речевого негатива и эмоциональной зажатости. А это в свою очередь помогает ребенку более активно включиться в процесс коррекции и пополнить свои ощущения в чувственном опыте.
К полисенсорным играм относятся игры, которые обучают тактильному опыту, обучают определенным ощущениям.
В свою очередь, полисенсорные игры, которые используются на логопедических занятиях позволяют более эффективно способствовать развитию всех структурных компонентов речи, коррекции звукопроизношения, коммуникативных навыков, развитию лексико-грамматического строя речи, формированию фонематического слуха и фонематического восприятия, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики и мышления.
Сенсорное восприятие состоит из:
- тактильно-двигательного восприятия и развития моторных функций,
- зрительного восприятия,
- восприятие свойств предметов через обоняние, осязание, слуховое восприятие, вкусовые рецепторы, барические ощущения (т.е. ощущения, которые возникают при непосредственном воздействии предмета на кожные покровы).
В коррекционной работе полисенсорный подход состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий его мир во всем его многообразии и богатстве, с яркими красками, разнообразием запахов, различными звуками, особенно для детей с ОВЗ. Он помогает в овладении множества практических действий, которые будут нужны ежедневно, в повседневной жизни. Этот подход направлен на стимуляцию всех анализаторов: слухового, зрительного, вкусового, тактильного и обонятельного.
Для множества детей дошкольного возраста, основным способом получения и обработки информации из окружающего мира, основным является кинестетический способ, т.е. через прикосновения и ощущения. Поэтому детей учим определять на ощупь качество предмета: мягкий или твердый, шершавый или гладкий, маленький либо большой и т.д. В этом помогают игры с пуговицами, бусинами, песком, фасолью, горохом и даже морскими камушками. Для того чтобы чувствительность кожи нормализовать, хорошо использовать сухие бассейны с шариками. А если ребенок не желает полностью погружаться в сухой бассейн, то можно его заменить ящичками, коробками и заполнить их листвой, опилками, семенами, желудями и погружать в них руки, сначала поочередно. Эти погружения с поисковыми манипуляциями будут формировать психомоторные навыки.
А еще можно предложить ребенку определить температурные характеристики. Т.е. какая, где находится вода: горячая либо холодная. Определить на ощупь какой снег и лед; вода в стакане или чай в чашке?
В своей работе я широко применяю полисенсорные игры на:
- Развитие дыхания и целенаправленной воздушной струи;
- Мелкой и общей моторики;
- Эмоционального восприятия.
Особое значение в использовании полисенсорного подхода помогает организация сенсорной комнаты, которая воссоздает комфортную и безопасною обстановку. Она наполняется различными стимулами, которые ребенок самостоятельно либо с ненавязчивой помощью педагога исследует.
Сенсорная комната условно поделена на среды:
- Мягкая – сухой бассейн, мат гимнастический складной, мягкий модуль Солнышко, мягкий модуль Осьминог, мягкий модуль Космолёт, мягкий модуль Дельфинчик, набор мягких пуфиков Цифры, кресло-куб, валики, мячи разного размера.
- Зрительная – интерактивный пол в сборе, светящиеся нити, декоративно-развивающая панель «Времена года», светонепроницаемая штора, интерактивный световой столик «Малыш и мультипликатор», воздушно-пузырьковая колонна, флуоресцентная фиброптическая картина Подводный мир, прибор интерактивный световой Радость, солевая лампа.
- Звуковая - музыкальный центр с CD дисками, интерактивная свето-звуковая панель природный мир, музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, звенящие мячи.
- Воздушная – воздухоочиститель + увлажнитель, установка для ароматерапии; ароматические масла и палочки.
- Тактильная – фиброоптический душ, ортопедический массажный коврик, тактильная панель, бизиборды (развивающий домик, сундучок, фея, сова, белка, автомобили), интерактивная панель Волшебный свет, интерактивный световой столик Малыш и мультипликатор.
Полисенсорное воздействие вышеупомянутого оборудования разнообразно и многозначно. Это рассматривание, простукивание, ощупывание, обнюхивание, обрисовывание и т.д. крайне важно, чтобы ребенок к окончанию дошкольного возраста сформировал для себя основные действия, которые в дальнейшем могут выступать в качестве мерки для оценки свойств и явлений других предметов.
Метод полисенсорного подхода в коррекции позволяет нормализовать чувствительность ребенка и оказать ему помощь в приёме, переработке и использовании получаемой сенсорной информации. Таким образом, сенсорная стимуляция помогает сформировать и правильную речевую активность в том числе.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Л.А. Венгер, Э.Г. Пuлюгuна, Н.Б. Венгер. «Воспитание сенсорной культуры ребенка». — М., 2008.
- Ж. М. Глозман. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- С.В. Коноваленко. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет». Москва. «АСТ-ПРЕСС» 2003 г.
- И.Н. Миненкова. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития. И.Н. Миненкова. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб. -метод. пособие С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. — С. 86-92.
- К.Ф. Седов. Нейропсихолингвистика. М., 2009.
- Л.Ф. Тихомирова. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для детей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. -192 с.
Использованные сайты:
- http://doshkolnik.ru/defectologiya/29809-polisensornyiy-podhod-v-korrekcii-vysshih-psihicheskih-funkciiy-u-deteiy-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.html
- https://mcoip.ru/wp-content/uploads/2022/03/iz-opyta-raboty.doc
- https://завуч.рус/publication/482159
- http://doshkolnik.ru/defectologiya/29809-polisensornyiy-podhod-v-korrekcii-vysshih-psihicheskih-funkciiy-u-deteiy-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Полисенсорный подход , предполагает опору на максимально возможные количества анализаторов при ознакомлении с новым объектом либо явлением (Варюхина Г.А., Янченко И.В., Лынская М.И.). К полисенсорным играм относятся игры, которые обучают тактильному опыту, обучают определенным ощущениям.
Сенсорное восприятие состоит из: - тактильно-двигательного восприятия и развития моторных функций, - зрительного восприятия, - восприятие свойств предметов через обоняние, осязание, слуховое восприятие, вкусовые рецепторы, барические ощущения (т.е. ощущения, которые возникают при непосредственном воздействии предмета на кожные покровы).
Для множества детей дошкольного возраста, основным способом получения и обработки информации из окружающего мира, основным является кинестетический способ, т.е. через прикосновения и ощущения .
В своей работе я широко применяю полисенсорные игры на: Развитие дыхания и целенаправленной воздушной струи; Мелкой и общей моторики; Эмоционального восприятия.
Сенсорная комната условно поделена на среды : Мягкая – сухой бассейн, напольные маты, мягкие игровые модули, пуфик-кресло, надувные матрацы, круги, валики, мячи разного размера.
Зрительная – интерактивный пол в сборе, светящиеся нити, декоративно-развивающая панель «Времена года», светонепроницаемая штора, интерактивный световой столик «малыш и мультипликатор», воздушно-пузырьковая колонна, флуоресцентная фиброптическая картина Подводный мир, прибор интерактивный световой Радость, солевая лампа.
Воздушная – воздухоочиститель + увлажнитель, установка для ароматерапии; ароматические масла и палочки. Звуковая - музыкальный центр с CD дисками, интерактивная свето-звуковая панель природный мир, музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, звенящие мячи .
Тактильная – фиброоптический тренажёр, велотренажёр, тактильная панель, бизиборды (развивающий домик, сундучок, фея, сова, белка, автомобили), интерактивная панель Волшебный свет, интерактивный световой столик Малыш и мультипликатор.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
Методические разработки "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ"
Актуальность, цели и задачи, план работы коррекционной работы с детьми ОВЗ дошкольного возраста....
мастер-класс " Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя-логопеда"
использование инновационной деятельности в работе учителя-логопеда...
Деятельностный подход в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками.
Работая учителем-логопедом, я осознаю важность самостоятельной работы учащихся. Это способствует развитию у детей самоконтроля, подготовке детей к самообразованию, формированию умения планировать, ана...
Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.
АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...
Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда.
В данной статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость и актуальность нейропсихологических упражнений в работе учителя-логоп...
План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"
План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"...
- Мне нравится (1)