Методические разработки "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Актуальность, цели и задачи, план работы коррекционной работы с детьми ОВЗ дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyro_-_psihologicheskiy_podhod_v_korrektsionnoy_rabote_uchitelya-logopeda.docx | 28.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР – детский сад№1»
Савина Надежда Александровна
Учитель – логопед
Первой квалификационной категории
Тема: «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
Г. Троицк
Тема: «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОНР»
Актуальность:
В современном мире проблема нарушений речи у детей является особо острой. Количество детей с тяжелыми нарушениями речи увеличивается год от года. Следовательно, поиск новых современных путей коррекции ОНР у детей дошкольного возраста является одним из основных направлений в логопедической практике.
Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка. Нарушения речи приводят к торможению познавательных процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребенок с трудом понимает инструкции и удерживает программы, теряя при этом смысловые и логические связи (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ткаченко Т.А.); происходит нарушение коммуникационного компонента (Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Гаркуша Ю.Ф. и др.), торможение ведущей деятельности этого возраста – игровой (Струнина Е. М., Ткаченко Т. А. и др.). Все эти факторы негативно отражаются на психическом развитии ребенка-дошкольника.
Речевые процессы являются высшей психической функцией человека, они развиваются в процессе онтогенеза по определенным законам формирования физического и двигательного развития, напрямую показывая уровень актуального психического развития. По мнению ряда исследований, в том числе А. В. Семенович, развитие речи на всех этапах невозможно без активизации трехуровневой системы, разработанной в учении А. Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения. Для правильного планирования коррекционной работы логопедам необходимо иметь представление о формировании психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии.
Нейропсихология – раздел клинической психологии, наука, которая изучает мозговую организацию психических функций; исследует, какие зоны мозга работают при осуществлении различных психических функций. Основоположником отечественной нейропсихологии является А.Р. Лурия. Можно сказать, что нейропсихолог, вооруженный знанием онтогенеза различных форм психической деятельности и механизмов их функционирования в норме и патологии, может квалифицированно произвести системный анализ нарушений высших психических функций (Глозман Ж.М., 2012).
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода в логопедической практике доказана. Этот подход является здоровьесберегающей и игровой технологией. Он позволяет задействовать в коррекционной работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Нейрокоррекция способствует созданию базы для успешного преодоления тяжелых нарушений речи и включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) праксиса, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления.
Таким образом, знания смежных наук в настоящее время становится необходимым условием для эффективной работы учителя-логопеда ДОУ. Чтобы заинтересовать детей, привлечь к продуктивной работе, нужен нестандартный, системный подход к коррекции речевого и психического развития ребенка. Современные возможности позволяют осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приёмов нейропсихологии.
Цели: Повышение собственного уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме: «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР»
Задачи:
1.Изучить научную литературу по данной теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
2. базовые нейропсихологические игровые коррекционные технологии.
3.Внедрить в образовательной процесс нейропсихологический подход в области коррекции ТНР детей дошкольного возраста.
4. Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения нейропсихологического подхода.
5.Обогатить развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета играми и пособиями по нейропсихологическим и телесно- ориентированным техникам.
6.Заинтересовать педагогов возможностями применения нейропсихологического подхода для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся у них недостатков.
7.Просветить родителей в вопросах развития высших психических функций у детей с ТНР с использованием нейропсихологического подхода, кинезиологических приемов и метода межполушарного взаимодействия.
8.Создать активную коррекционно-развивающую среду с учётом современных требований.
9.Провести стартовую и итоговую диагностику и выявить эффективность использования приёмов нейропсихологии на логопедических занятиях.
Ожидаемый результат:
владение инновационными педагогическими технологиями коррекции ТНР у детей старшего дошкольного возраста;
повышение эффективности логопедических занятий за счет использования нейропсихологического подхода;
повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.
План работы на 2022-2023 учебный год
№ | Форма работы | Содержание | Срок | Ответственный | Рез-т |
1 | . Изучение методов, литературы | Выбор темы по самообразованию на два года, формулирование цели и основных задач, осмысление последовательности своих действий при работе над темой по самообразованию, прогнозирование результата работы. Подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-с детьми сТ» Обзор передового педагогического опыта в области использования методов нейропсихологии, кинезиологии и межполушарного взаимодействия в логопедической работе по коррекции ТНР у детей старшего дошкольного возраста | Август – сентябрь 2022 Сентябрь-октябрь 2022 | логопед | Составление плана работы по теме самообразования «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР» Список литературы, создание электронной библиотеки по теме самообразования, по возможности приобретение печатных материалов и книг. Ознакомление с опытом российских и зарубежных (по возможности) коллег |
2 | Практический этап работы по теме самообразования | Ознакомление с опытом российских и зарубежных (по возможности) коллег Поиск и прохождение курсов повышения квалификации по теме самообразования активное и постоянное участие в он-лайн семинарах и вебинарах участие в конкурсах профессионального мастерства с разработанными дидактическими материалами по теме самообразования, публикация материалов в сети Интернет, сате Организация активной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда с учётом современных требований Внедрение в коррекционно-образовательный процесс современных нейропсихологических технологии: создание перспективного планирования по внедрению нейропсихологического подхода, кинезиологических методов и межполушарного взаимодействия в коррекционную работу учителя-логопеда на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях; разработка конспектов занятий и домашних заданий | В течение 2022-2023 уч.гг | логопед | Создание, оформление игр, пособий и картотек по развитию речи детей с ТНР Сертификаты о прохождении вебинаров Свидетельства о публикации, Грамоты за участие в конкурсах. Оснащение логопедического кабинета (по возможности) кинезиологическим оборудованием: рокерборд, межполушарные доски, «умные мячики», мешочки с песком, деревянная напольная стенд-мишень, полусферы массажно-балансировочные, подушка балансировочная и др. Изготовление и приобретение тактильно – кинестетического оборудования: сенсорный материал, колючие коврики, тренажёры, массажёры |
3 | Работа с родителями по теме самообразования | Выступление с консультациями-презентациями на родительских собраниях по теме самообразования | Логопед и родители | ||
4 | Самореализация | Промежуточный, начальный, итоговый анализ плана самореализации | Конец учебного года | Анализ показателей уровня развития детей. Диаграмма |
Выход темы:
- Показ мастер-класса на родительском собрании (игры, тренажоры из подручного материала)
-День открытых дверей для родителей, с показом и применением игр на развитие межполушарного развития
-Деление опытом на МО учителей-логопедов и дефектологов
Список литературы:
1. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вызов. – В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
2. Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).
3. Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М.: «Издание книг ком», 2018. 176 с.
4. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2020. – 319 с.: ил.
5. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 474 с.
6. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 2007. – 211 с.
7. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 32 с. ил. – (Школа развития).
8. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под. ред. Л. С. Цветковой. – М., 2001.
9. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. - М.,1993.
10. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. - М.,1973.
11. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М.,1995.
12. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.- Ч1.– М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.
13. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.– М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.
14. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза.- Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.- 474с.
15. Сиротюк А. Л. Нейропсихологические и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003.
16. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие.– М.: Аркти, 2008. -60с.
17. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М., 1987г.
18. Тимощенко Е. Нейропсихологические занятия для детей / «Издательство АСТ, 2021 – (Легкий старт)
19. Соболева А.Е. Развитие мышления и речи с нейропсихологом. – Эксмодетство, 2019
20. Сунцова А. Рабочие нейротетради: влево-вправо. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019
21. Корепанова С. Рабочие нейротетради: играем и запоминаем. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019
22. Белозерова Е. Рабочие нейротетради: думаем и анализируем. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019
23. Соболева А.Е. Развитие пространственных представлений и моторики с нейропсихологом. – Эксмодетство, 2019
24. Соболева А.Е. Развитие внимания и памяти с нейропсихологом. – Эксмодетство, 2019
25. Методическое руководство для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по использованию нейропсихологических игр и приемов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. – Оренбург, 2021
26. Ибадов Я.С., Катаманова Д.Л. Прописи для гармонизации обоих полушарий мозга. – Симферополь, 2013
27. Баулина М.Е. Нейропсихология. – учебник для ВУЗов, - М:Владос, 2018
28. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование. Качественная и количественная оценка данных. – М:Смысл, 2012
29. Гончарова К., Черткова А., Наумова М. Нейропсихологические игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020
30. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – Питер, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс " Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя-логопеда"
использование инновационной деятельности в работе учителя-логопеда...
Деятельностный подход в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками.
Работая учителем-логопедом, я осознаю важность самостоятельной работы учащихся. Это способствует развитию у детей самоконтроля, подготовке детей к самообразованию, формированию умения планировать, ана...
Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.
АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...
Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда.
В данной статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость и актуальность нейропсихологических упражнений в работе учителя-логоп...
План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"
План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"...
«Использование полисенсорного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда».
Полисенсорный подход, предполагает опору на максимально возможные количества анализаторов при ознакомлении с новым объектом либо явлением. Использование такого подхода помогает уст...
Аналитический отчёт по теме самообразования «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР» за 2022-2023 и 2023-2024 уч.гг.
По теме самообразования работала 2 года, после этого составила полный аналитический отчет всех проведенных мероприятий....