Методические разработки "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Савина Надежда Александровна

Актуальность, цели и задачи, план работы коррекционной работы с детьми ОВЗ дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «ЦРР – детский сад№1»

        

        Савина Надежда Александровна

Учитель – логопед

Первой квалификационной категории

Тема: «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

Г. Троицк

Тема: «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОНР»

Актуальность:

В современном мире проблема нарушений речи у детей является особо острой. Количество детей с тяжелыми нарушениями речи увеличивается год от года. Следовательно,  поиск новых современных путей коррекции ОНР у детей дошкольного возраста является одним из основных направлений в логопедической практике.

 

Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка. Нарушения речи приводят к торможению познавательных процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребенок с трудом понимает инструкции и удерживает программы, теряя при этом смысловые и логические связи (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ткаченко Т.А.); происходит нарушение коммуникационного компонента (Жукова Н.С., Мастюкова Е. М.,  Гаркуша Ю.Ф.  и др.), торможение ведущей деятельности этого возраста – игровой (Струнина Е. М., Ткаченко Т. А.  и др.). Все эти факторы негативно отражаются на психическом развитии ребенка-дошкольника.

Речевые процессы являются  высшей психической функцией человека, они развиваются в процессе онтогенеза по определенным законам формирования физического и двигательного развития, напрямую показывая уровень актуального психического развития.  По мнению ряда исследований, в том числе А. В. Семенович, развитие речи  на всех этапах  невозможно без активизации трехуровневой системы, разработанной в учении А. Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения.  Для правильного планирования коррекционной работы логопедам необходимо иметь представление  о формировании психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии.

Нейропсихология – раздел клинической психологии, наука, которая изучает мозговую организацию психических функций; исследует, какие зоны мозга работают при осуществлении различных психических функций. Основоположником отечественной нейропсихологии является А.Р. Лурия. Можно сказать, что нейропсихолог, вооруженный знанием онтогенеза различных форм психической деятельности и механизмов их функционирования в норме и патологии, может квалифицированно произвести системный анализ нарушений высших психических функций (Глозман Ж.М., 2012).

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода в логопедической практике  доказана. Этот подход  является здоровьесберегающей и игровой технологией. Он  позволяет задействовать в  коррекционной работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Нейрокоррекция способствует созданию базы для успешного преодоления тяжелых нарушений речи и включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) праксиса, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления.

Таким образом, знания смежных наук в настоящее время становится необходимым условием для эффективной работы учителя-логопеда ДОУ. Чтобы заинтересовать детей, привлечь к продуктивной работе, нужен нестандартный, системный подход к коррекции речевого и психического развития ребенка. Современные возможности позволяют  осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приёмов нейропсихологии.

Цели: Повышение собственного уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности  по теме: «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР»

Задачи:

 1.Изучить научную литературу  по данной теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

2. базовые нейропсихологические  игровые коррекционные технологии.

 3.Внедрить в образовательной процесс нейропсихологический подход  в области коррекции ТНР детей дошкольного возраста.

4. Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения нейропсихологического подхода.

5.Обогатить  развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета  играми и пособиями по нейропсихологическим и телесно- ориентированным техникам.

6.Заинтересовать педагогов возможностями применения нейропсихологического подхода   для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся у них  недостатков.

7.Просветить родителей в вопросах развития  высших психических функций у детей с ТНР с использованием нейропсихологического подхода, кинезиологических приемов и метода межполушарного взаимодействия.  

8.Создать активную коррекционно-развивающую среду с учётом современных требований.

9.Провести стартовую и итоговую диагностику и выявить эффективность использования приёмов нейропсихологии на логопедических занятиях.

Ожидаемый результат:

владение инновационными педагогическими технологиями коррекции ТНР у детей старшего дошкольного возраста;

повышение эффективности логопедических занятий за счет использования нейропсихологического подхода;

 повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.

               План работы на 2022-2023 учебный год

Форма работы

Содержание

Срок

Ответственный

Рез-т

1

. Изучение методов, литературы

Выбор темы по самообразованию на два года, формулирование цели и основных задач,         осмысление последовательности своих действий при работе над темой по самообразованию, прогнозирование результата работы.

Подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-с детьми сТ»

Обзор  передового педагогического опыта в области использования методов нейропсихологии, кинезиологии и межполушарного взаимодействия в логопедической работе по коррекции ТНР у детей старшего дошкольного возраста

Август – сентябрь 2022

 Сентябрь-октябрь 2022

логопед

Составление плана работы по теме самообразования «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР»

Список литературы, создание электронной библиотеки по теме самообразования, по возможности приобретение печатных материалов и книг.

Ознакомление с опытом российских и зарубежных (по возможности)  коллег

2

Практический  этап работы по теме самообразования

Ознакомление с опытом российских и зарубежных (по возможности)  коллег

Поиск и прохождение курсов повышения квалификации по теме самообразования активное и постоянное участие в он-лайн семинарах и вебинарах

участие в конкурсах профессионального мастерства с разработанными дидактическими материалами по теме самообразования, публикация материалов в сети Интернет, сате

Организация активной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда с учётом современных требований

Внедрение  в коррекционно-образовательный процесс современных  нейропсихологических технологии:  создание перспективного планирования по внедрению нейропсихологического подхода, кинезиологических методов и межполушарного взаимодействия  в коррекционную работу учителя-логопеда на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях; разработка конспектов занятий и домашних заданий

В течение 2022-2023 уч.гг

логопед

Создание, оформление игр, пособий и картотек по  развитию речи детей с ТНР

Сертификаты о прохождении вебинаров

Свидетельства о публикации, Грамоты за участие в конкурсах.

Оснащение логопедического кабинета (по возможности) кинезиологическим оборудованием: рокерборд, межполушарные доски, «умные мячики»,  мешочки с песком, деревянная напольная стенд-мишень, полусферы массажно-балансировочные, подушка балансировочная и др.

Изготовление и приобретение тактильно – кинестетического оборудования: сенсорный материал, колючие коврики, тренажёры, массажёры

3

Работа с родителями по теме самообразования

Выступление с консультациями-презентациями на родительских собраниях по теме самообразования

Логопед и родители

4

Самореализация

Промежуточный, начальный, итоговый анализ плана самореализации

Конец учебного года

Анализ показателей уровня развития детей. Диаграмма

Выход темы:

- Показ мастер-класса на родительском собрании (игры, тренажоры из подручного материала)

-День открытых дверей для родителей,  с показом и применением игр на развитие межполушарного развития

-Деление опытом на МО учителей-логопедов и дефектологов

Список  литературы:

1.      Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вызов. – В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.

2.      Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).

3.      Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М.: «Издание книг ком», 2018. 176 с.

4.      Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2020. – 319 с.: ил.

5.      Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 474 с.

6.      Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 2007. – 211 с.

7.  Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 32 с. ил. – (Школа развития).

8. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под. ред. Л. С. Цветковой. – М., 2001.

9. Деннисон П.,  Деннисон Г. Гимнастика ума. - М.,1993.

10. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. - М.,1973.

11. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М.,1995.

12. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.-  Ч1.– М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.

13. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.– М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.

14. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего  онтогенеза.- Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.- 474с.

15. Сиротюк А. Л. Нейропсихологические и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003.

16. Сиротюк А. Л.  Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие.– М.: Аркти, 2008. -60с.

17. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М., 1987г.

18. Тимощенко Е. Нейропсихологические занятия для детей / «Издательство АСТ, 2021 – (Легкий старт)

19. Соболева А.Е. Развитие мышления и речи с нейропсихологом. – Эксмодетство, 2019

20. Сунцова А. Рабочие нейротетради: влево-вправо. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019

21. Корепанова С. Рабочие нейротетради: играем и запоминаем. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019

22. Белозерова Е. Рабочие нейротетради: думаем и анализируем. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019

23. Соболева А.Е. Развитие пространственных представлений и моторики с нейропсихологом. – Эксмодетство, 2019

24. Соболева А.Е. Развитие внимания и памяти с нейропсихологом. – Эксмодетство, 2019

25. Методическое руководство для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по использованию нейропсихологических игр и приемов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. – Оренбург, 2021

26. Ибадов Я.С., Катаманова Д.Л. Прописи для гармонизации обоих полушарий мозга. – Симферополь, 2013

27. Баулина М.Е. Нейропсихология. – учебник для ВУЗов, - М:Владос, 2018

28. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование. Качественная и количественная оценка данных. – М:Смысл, 2012

29. Гончарова К., Черткова А., Наумова М. Нейропсихологические игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020

30. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – Питер, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс " Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя-логопеда"

использование инновационной деятельности в работе учителя-логопеда...

Деятельностный подход в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками.

Работая учителем-логопедом, я осознаю важность самостоятельной работы учащихся. Это способствует развитию у детей самоконтроля, подготовке детей к самообразованию, формированию умения планировать, ана...

Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.

АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...

Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда.

В данной статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость и актуальность нейропсихологических упражнений в работе учителя-логоп...

План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"

План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"...

«Использование полисенсорного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда».

   Полисенсорный подход, предполагает опору на максимально возможные количества анализаторов при ознакомлении с новым объектом либо явлением. Использование такого подхода помогает уст...

Аналитический отчёт по теме самообразования   «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР»   за 2022-2023 и 2023-2024 уч.гг.

По теме самообразования работала 2 года, после этого составила полный аналитический отчет всех проведенных мероприятий....