Дидактические игры с использованием Лего - конструктора, как эффективное средство развития речи у воспитанников среднего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Ирина Олеговна Фомина воспитатель группы Солнышко

Дидактические игры для детей среднего возраста по развитию речи с использованием Лего - конструктора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_s_ispolzovaniem_lego_-_konstruktora.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры с использованием Лего - конструктора, как эффективное средство развития речи у воспитанников среднего дошкольного возраста.

В современном мире, с каждым годом все больше и больше растѐт процент детей с задержкой речевого развития. Дети начинают говорить поздно, мышцы лица развиты слабо, у детей наблюдается вялая мелкая моторика, скудный словарный запас, происходят сложности в составлении предложений, дети дают односложные ответы и многое другое.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра.

Используя популярные игрушки в игровой деятельности, можно решить многие образовательные и коррекционнные цели и задачи.

Поиск новых современных образовательных технологии позволил открыть такое современное направление как Лего-конструирование.

На сегодняшний день Lego — это самый узнаваемый бренд среди множества производителей детских игрушек. В него с удовольствием играют и взрослые, и дети.

Процесс сборки, сама постройка побуждает ребѐнка к монологической и диалогической речи. А благодаря манипуляции с мелкими деталями у детей развивается и совершенствуется мелкая моторика рук, активизируя при этом нужные отделы головного мозга отвечающие за речь.

Повышенный интерес детей к Лего, позволяет использовать дидактические игры, направленные на развитие речи у дошкольников.

Три основных направления работы по развитию связной речи у дошкольников

1 направление - Совершенствование грамматического строя речи

2 направление - Развитие звуковой аналитико-синтетической активности

3 направление - Развитие связной речи

Рассмотрим каждое направление немного подробнее

Первое направление – игры на совершенствование грамматического строя речи.

Данное направление решает такие образовательные цели, как упражнение в образовании прилагательных, развитие умения согласовывать числительные с существительными.

Детям предлагаются варианты игр «Кто лишний», «Сосчитай», «Один – много», «Чей, чья, чьѐ?», и др.

Все упражнения выполняются по речевой инструкции педагога.

При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди»;

правильно использовать предлоги в речи «под», «над», «в», «на», «за»;

различать понятия «между тем и тем» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.

Хочется отметить, что игры и игровые упражнения могут плавно перетекать из одной игры в другую….Например: Игра «Один-много» плавно перетекает в игру «Сосчитайка» потом в «4 лишний», затем «Назови ласково», в «Назови где?» и т. д.

Второе направление – игры на развитие звуковой аналитико-синтетической активности, позволяют развивать умение дифференцировать гласные и согласные звуки.

Составляя и подбирая соответствующую схему к названию фигурки (или картинки) или к слову, у детей формируется навык звукобуквенного анализа.

Ребенку предлагается фигурка Лего (или любая картинка наклеенная на кубик Лего) и устная инструкция:

Посмотри на фигурку. Назови еѐ. Составь из букв слово, обозначающее фигурку. Составь звуковую схему слова. Подбери к каждому звуку кирпичик нужного цвета. Каким цветом мы обозначаем мякгие согласные звуки? Зеленым. В нашем слове есть мягкие согласные? Назови их. Правильно. Прикрепи сверху кирпичик зеленого цвета к нужной согласной. Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? Синим. В нашем слове есть твердые согласные? Назови их. Правильно. Прикрепи сверху кирпичик синего цвета к нужным согласным. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Красным. Правильно… Ищем гласные….

Детям предлагаются и другие игровые упражнения, такие как:

«Определи звук в слове». Где находится звук (в начале, в середине, в конце) Назови. Произнеси звук. Придумай слова на этот звук.

«Поменяй буквы местами, чтобы получилось новое слово» (Кот-Ток, кто; Нос-Сон; Рука - Кура)

«Замени или добавь 1 букву, чтобы получилось новое слово» (Рука – Мука; Утка –Шутка)

Детям можно предложить выложить из мелкого лего слово или отдельные буквы.

Варианты игровых заданий способствуют развитию у детей с ОВЗ мелкой моторики рук, памяти, мыслительных операций, концентрации внимания на выполняемых действиях и умению следовать устным инструкциям.

Третье направление – развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи.

Используя Лего – детали, дети учатся не только конструированию по схеме, но и составлять рассказ-описание по серии сюжетных картин или по одной. Данное упражнение наводит ребенка на рассуждение, позволяет делать логические выводы и умозаключения.

Можно предложить ребенку несколько вариантов дидактических упражнений для развития связной речи:

Например, можно предложить составить описательный рассказ изображенного на кубике «Овоща» (напр. помидор) какой на вкус, какой по цвету, по форме.

«Расскажи сказку». Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки и назвать сказку. Затем в правильной последовательности ее расставить и рассказать сказку с опорой на картинки. Затем можно дать дополнительное задание. Выложить название сказки из букв и составить схему звукового анализа.

«Разложи в нужной последовательности и придумай историю». Расставь картинки в правильной последовательности, придумай название и расскажи историю опираясь на картинки. Затем снова можно дать дополнительное задание. Выложить название истории из букв и составить схему звукового анализа. И дать задание смастерить что-нибудь из Лего по сюжету истории. (Например сделай кормушку для птиц; или смастери из лего для бабушки стол и т. п.)

«Расскажи что получилось». Детям предлагается сконструировать из лего любую поделку (или поделку по заданной теме Напр.: «Космос» смастерить необычный космический корабль). Затем рассказать всем детям о ней (придумать небольшой связный рассказ по ней из 5 - 6 предложений).

Тем самым у ребенка, решаются сразу несколько задач: у дошкольников, в неназойливой форме развивается связная речь, дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию,

отрабатывается умение выступать перед сверстниками, развивается мелкая моторика, фантазия и воображение.

Таким образом, применение дидактических игр с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов является эффективным средством развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Лего – конструктор полностью отвечает интересам детей и его применение, позитивно отражается на качестве коррекции и обучения детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование : «Дидактическая игра как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста»

Для чего нужны дидактические игры. Как они развивают речь.Какие игры можно проводить с детьми, родителями, ипедагогами....

Самообразование «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития речи детей раннего и дошкольного возраста»

Развитие творчества в дошкольниках – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное. Самое главное то, что театральная деятельность- это эффективный способ формирования личности ребенка и име...

Сказка как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая  и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, ...

Сказка как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

В данном материале, Сказка рассматривается как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов "Использование степ-платформ как эффективного средства развития физических качеств у детей дошкольного возраста"

Использование степ-платформ как эффективного средства развития физических качеств у детей дошкольного возраста в условиях реализации содержания образовательной области "Физическое развитие"...