Сказка как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
материал (младшая группа)
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 486.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка. В качестве основного метода ознакомления детей со сказкой выделяется рассказывание. Сказочный жанр изначально допускал свободное обращение рассказчика с сюжетом и был рассчитан на устное исполнение. С развитием эпохи телевидения и компьютера сказка видоизменилась, но её роль в нравственном и эстетическом воспитании по-прежнему сохранилась.
Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову. Сказки являются эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, поэтому активно использую их в своей работе. Развивая речевое творчество, выразительность речи, индивидуальные способности, решаю следующие задачи:
1. развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;
2. обогащение словаря;
3. развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку;
4. развитие представления об окружающем мире;
5. воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;
6. побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.
Сказку использую как в воспитательно – образовательном процессе, так и в повседневной жизни, индивидуальной работе с детьми.
Система работы по развитию связной речи у младших дошкольников включает в себя предварительную работу, непосредственное знакомство со сказкой, организацию творческой деятельности на её основе.
1. Восприятие сказки идет успешнее, если с детьми проводится предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа с объяснением незнакомых или малознакомых детям этого возраста слов и выражений, показ предметов или действий, которые они обозначают.
2. Далее идёт непосредственное знакомство со сказкой, где важную роль играет речь рассказчика. Для ребёнка младшего возраста предпочтительно утрированное выразительное рассказывание, при котором голосом «рисуются» образы и картины происходящего. Чтобы помочь маленьким детям глубже воспринять произведение, после его рассказывания провожу беседу. Включаю в неё разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношения детей к содержанию сказки и её героям, о мотивах поступков персонажей, средствах языковой выразительности. Для большего эффекта восприятия, сопровождаю текст сказки предметными и сюжетными картинками.
Ребенок 3-4 лет усваивает знания при многократном повторении. В тоже время он не любит однообразной деятельности, от которой быстро устаёт, поэтому при повторном рассказывании сказки использую: настольный и кукольный театр, фланелеграф, моделирование, запись. Для лучшего усвоения содержания сказки, последовательности событий в ней использую мнемотаблицы и мнемодорожки – опорные схемы, с помощью которых дети быстрее запоминают сказку, учатся пересказывать её. Мнемодорожка несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.
3. Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку. В этом мне помогает настольный театр, игры-инсценировки, игры-драматизации, мини - спектакли. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.
Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.
Вначале родителям была предложена анкета по следующим вопросам:
Как Вы считаете, нужно ли современным детям читать сказки?
Могут ли сказки научить чему-нибудь ребенка?
Рассказываете ли Вы перед сном (в течении дня) сказки? Какие?
Какие сказки знает Ваш ребенок?
Любит ли Ваш ребенок слушать сказки?
Есть ли у Вас дома «библиотечка» для ребенка? Какие книги в ней есть?
В анкетировании приняли участие 15 семей.
Отвечая на вопрос о необходимости знакомства со сказками современных детей, все родители отмечают, что современным детям сказки необходимы.
Ответ на вопрос: «Чему могут научить сказки детей» был однообразным. Родители считают, что сказки оказывают только нравственное значение (учат доброте, честности, справедливости). Только в одной анкете мы нашли ответ, что сказка учит фантазировать, развивает творчество; и в двух анкетах родители отметили, что сказка развивает мышление.
Все родители при ответе на вопрос «Рассказываете ли Вы сказки в течение дня?» ответили, что они читают или рассказывают сказки. В одной анкете было отмечено, что детям показывают сказки с помощью кукольного театра.
На вопрос: «Какие сказки знает Ваш ребенок?» почти все родители ответили одинаково, то есть перечислили сказки, характерные для этого возраста: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок», «Гуси – лебеди» и т.д. Только в одной анкете родители отмечают, что ребенок не знает никаких сказок.
Ответ на вопрос: «Любит ли слушать сказки Ваш ребенок?» тоже совпадает у всех родителей. Они отмечают, что дети очень любят сказки, сами выбирают их. Но одна анкета вызвала недоумение. Родители отмечают, что сказки ребенку не интересны, т.к. ребенок неусидчив, хотя в группе ребенок с удовольствием слушает сказки.
Отвечая на последний вопрос анкеты «Есть ли у Вас дома детская библиотечка для ребенка?», родители перечислили большое количество детских книг, которые есть в детской домашней библиотеке.
Таким образом, можно сделать вывод, что современные родители понимают значимость сказок в нравственном воспитании дошкольников, стараются читать их детям, покупают книги сказок. Но знания их о значении сказки в жизни ребенка стереотипны и односторонни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, даёт прекрасные образцы р...
Фольклор как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей. даёт прекрасн...
План самообразования на 2014-2015г. по теме "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
В 2014-2015учебном году наша творческая группа"Наследие" работает над темой "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста". В наше время...
Игра как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Большое значение в речевом развитии детей придается игре....
План самообразования «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»
План самообразования для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...
Сказка как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
В данном материале, Сказка рассматривается как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста....