Открытое занятие по речевому развитию.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

 Сергеева Анна Сергеевна

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное.

Тема занятия: «Сундучок деда Грамотея».

Возрастная группа: старшая группа.

Цель занятия: создание условия для развития коммуникативных способностей через использование инновационных интерактивных игр и технологий.

Задачи занятия:

Образовательные:

- уточнить знания о согласных (твёрдые и мягкие) и гласных звуках: определять на слух гласные звуки А, У, Е;

активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов через знакомство с технологией «синквейн» и мнемотехникой;

- находить место гласных звуков в словах;

- подбирать существительные, прилагательные и глаголы на определенную заданную тему;

Развивающие:

- развивать ориентировку в пространстве, желание высказывать своё мнение, повторять по образцу, мышление, память фонематический слух,

- развивать желание выражать мнение, формулировать коллективную мыслительную деятельность.

Воспитательные:

-формировать навыки взаимопомощи и сотрудничества посредством общения со взрослым и сверстниками.

Словарная работа: проговаривание существительных, глаголов, прилагательных, используя чистоговорки, инновационные игры и технологии.

Планируемый результат занятия:

-продемонстрирует умение ориентировки пространстве - покажут умение отгадывать загадки -повторят речовку-приветствие и чистоговорку - покажут умение называть мягкий и твёрдый согласный - придумают ответы на вопросы «Кто?», «Что делает?» - обсудят местонахождение гласного звука в слове -выделят графически слово и первый звук в слове -составят стихотворение, используя технологию Синквейн.

Подготовительная работа: проговаривание чистоговорок, физминутки, упражнять в подборе существительных, прилагательных и глаголов по заданной теме.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, сундучок, ключи, мяч, столы, карточки для фонетического разбора.

Ход занятия.

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Ребятки, я вижу, что не у всех еще язычки проснулись, давайте ему поможем.

Речевая разминка:

Да-да-да вот и кончилась зима.

За-за-за пришла красавица весна.

Оз-оз-оз вот и кончился мороз.

Ам-ам-ам гости пришли к нам.

Слышится звук СМС. На интерактивной доске появляется письмо.

Воспитатель: ой, ребята, нам прислали сообщение. Давайте его прочтём!

Дети: Давайте!

Дорогие ребята. Я Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи.  Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

Воспитатель: А где же сундучок (дети, смотря по сторонам, находят его) Ребята, здесь конверт с загадками! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

Воспитатель: А вот и загадки. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Я напрасно не стучу,

Когда надо, разбужу.

Дети: Часы (будильник).

Воспитатель берет ключ и читает задание.

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорил Дед Грамотей! Справимся с этим заданием – один замок откроем!

Задание 1. Игра «Скажи наоборот». Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду кидать вам мяч и говорить слово, а вы бросайте обратно и говорите слово-антоним: веселый – грустный и тд.

Зимой короткий день, а летом ... (длинный).

В городе дороги широкие, в лесу тропинки ... (узкие).

Дедушка старый, а внук …(молодой).

Дерево высокое – куст .. (низкий).

Перо легкое, а гиря …(тяжелая).

Ночью темно, а днем .. (светло).

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты…(храбрец).

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок).

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Будет в жизни много сдвига,

Коль, с тобою, будет...

Дети: книга!

Воспитатель: Ищите, где в группе книги.

(Находят второй ключ, выполняют второе задание.

Задание 2.

Воспитатель: вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра «Доскажи словечко»! Наше следующие задание помочь дедушке Грамотею вспомнить слова в стихотворениях. Давайте поможем Деду Грамотею!

Чтоб добыть себе медок,

Села пчёлка на (цветок).

Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь … (ручки)?

Лодки по морю плывут,

Люди вёслами … (ГРЕБУТ)

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, ... (карандаш).

Помогает деду внук –

Собирает с грядок (лук).

Здесь хорошее местечко,

Протекает мимо … (речка).

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из ... (лейки).

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую … (ЛИСУ)

Заявляем твёрдо, прямо

Лучше всех на свете (мама)

Воспитатель: вы большие молодцы! Время найти третий ключ!

Воспитатель: ну, а чтобы нам найти третий ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит. А называется строй … (Алфавит).

Дети: это алфавит! Надо искать ключ там, где у нас находится алфавит.

Задание 3. (за столом)

Воспитатель: правильно! И следующее задание вам надо выполнить за столами. Но сначала давайте разомнем наши пальчики.

Перед детьми фонетические карточки для звукового анализа слов. Дети должны правильно определить звук.

(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом третий замок).

Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте решим следующее задание.

В нашей комнате – окно, не на улицу оно– Видно всё, что есть на свете, А мультфильмам рады дети. (Телевизор).

Вспомните, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Правильно, буратино искал, тоже ключик и он нам предлагает немного отдохнуть.

   Физминутка:

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Воспитатель: за это задание от Буратино вы получаете 4 ключик).

Задание 4.

Воспитатель: А пятый ключик надо искать вот где:

Утром рано я проснусь,

 Посмотрю — и засмеюсь,

Ведь в моё оконце -

 Ярко светит... (солнце).

Дети: это солнце!

Воспитатель: правильно, где у нас в группе солнце?

Воспитатель: читает задание. Ребята, садитесь на стульчики и давайте расскажем стихотворение помощнику деду Грамотея, а поможет нам мнемотаблица.

В: Дети, как Вы думаете, о чем будет наш стих? Посмотрите на доску, перед вами мнемотаблица, давайте вместе разберем что изображено на каждой картинке.

(Дети отвечают на вопросы воспитателя).

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте.

Дети и воспитатель повторяют вместе стихотворение.

Воспитатель вызывает два-три ребенка к доске.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Что-то не оставил наш дедушка ключика, а дело в том, что Дед Грамотей очень любит сочинять необыкновенные стихи из пяти строк. И хочет узнать можете ли вы сочинить стихи, которые ему очень нравятся. В помощь вам он прислал вот такую схему. (На доске появляется Ёлочка-схема технологии синквейн)

Инновационная технология критического мышления: «Синквейн».

Дети самостоятельно пытаются составить стихотворение со словом «Ласточка»

1. Назовите предмет (Ласточка)

2. Ласточка какая (дети отвечают - красивая, быстрая- два ответа)

3. Она что делает? (летает, передвигается, поет- три ответа)

4. Придумайте предложение про ласточку? (Ласточки умеют быстро летать)

5. Теперь назовите слово-ассоциацию, когда видите ласточку? (Птица)

Воспитатель: Молодцы! Мы собрали все ключи, выполнили все задания Деда Грамотея. Но прежде, чем мы откроем сундучок, подведем итог нашему путешествию.

После выполнения задания дети получают пятый ключ, вставляют в замок. Сундучок открывается.

Рефлексия:

-Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит.

Дети достают их сундучка книгу «Детская энциклопедия»

 Спасибо Деду Грамотею   за такой хороший подарок. Где мы с вами узнаем очень много нового.

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по речевому развитию на тему: «Я и моя семья»

Цели:1.     Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках;2.     Закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительны...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ.

ТЕМА: Звуковая культура речи: звуки З и ЗЬ.ЦЕЛЬ: Упражнять детей в произношении изолированного звука з; учить произносить звук з твёрдо и мягко; различать слова со звуками з и зь.ЗАДАЧИ: Формировать у...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе «Лесная прогулка»

Программное содержание:  1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.  2. Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.3. Закреплять умение детей использовать в реч...

Открытое занятие по речевому развитию «Путешествие по сказкам»

Совершенствовать использования в речи слов с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.- Побуждать детей договаривать и повторять вслед за воспитателем отдельных слов и фраз.-Закрепить знание ск...

Конспект непосредственной образовательной деятельности открытого занятия по «Речевому развитию» на тему: « В мире сказок».

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: "В мире сказок"....

Конспект открытого занятия ОО «Речевое развитие» по развитию речи на тему: «В гости к бабушке Матрене» «В гости к бабушке Матрене»

Тема НОД: «В гости к бабушке Матрене»Цель: Обучающие задачи:Закреплять знания о домашних животных, повадках, условиях обитания;Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.Развивающи...