Открытое занятие по речевому развитию.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_otkrytomu_zanyatiyu.pdf | 685.13 КБ |
otkrytoe_zanyatie_sundochok_deda_gramoteya_.docx | 414.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное.
Тема занятия: «Сундучок деда Грамотея».
Возрастная группа: старшая группа.
Цель занятия: создание условия для развития коммуникативных способностей через использование инновационных интерактивных игр и технологий.
Задачи занятия:
Образовательные:
- уточнить знания о согласных (твёрдые и мягкие) и гласных звуках: определять на слух гласные звуки А, У, Е;
активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов через знакомство с технологией «синквейн» и мнемотехникой;
- находить место гласных звуков в словах;
- подбирать существительные, прилагательные и глаголы на определенную заданную тему;
Развивающие:
- развивать ориентировку в пространстве, желание высказывать своё мнение, повторять по образцу, мышление, память фонематический слух,
- развивать желание выражать мнение, формулировать коллективную мыслительную деятельность.
Воспитательные:
-формировать навыки взаимопомощи и сотрудничества посредством общения со взрослым и сверстниками.
Словарная работа: проговаривание существительных, глаголов, прилагательных, используя чистоговорки, инновационные игры и технологии.
Планируемый результат занятия:
-продемонстрирует умение ориентировки пространстве - покажут умение отгадывать загадки -повторят речовку-приветствие и чистоговорку - покажут умение называть мягкий и твёрдый согласный - придумают ответы на вопросы «Кто?», «Что делает?» - обсудят местонахождение гласного звука в слове -выделят графически слово и первый звук в слове -составят стихотворение, используя технологию Синквейн.
Подготовительная работа: проговаривание чистоговорок, физминутки, упражнять в подборе существительных, прилагательных и глаголов по заданной теме.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, сундучок, ключи, мяч, столы, карточки для фонетического разбора.
Ход занятия.
Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Ребятки, я вижу, что не у всех еще язычки проснулись, давайте ему поможем.
Речевая разминка:
Да-да-да вот и кончилась зима.
За-за-за пришла красавица весна.
Оз-оз-оз вот и кончился мороз.
Ам-ам-ам гости пришли к нам.
Слышится звук СМС. На интерактивной доске появляется письмо.
Воспитатель: ой, ребята, нам прислали сообщение. Давайте его прочтём!
Дети: Давайте!
Дорогие ребята. Я Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Воспитатель: А где же сундучок (дети, смотря по сторонам, находят его) Ребята, здесь конверт с загадками! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
Воспитатель: А вот и загадки. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Я напрасно не стучу,
Когда надо, разбужу.
Дети: Часы (будильник).
Воспитатель берет ключ и читает задание.
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорил Дед Грамотей! Справимся с этим заданием – один замок откроем!
Задание 1. Игра «Скажи наоборот». Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду кидать вам мяч и говорить слово, а вы бросайте обратно и говорите слово-антоним: веселый – грустный и тд.
Зимой короткий день, а летом ... (длинный).
В городе дороги широкие, в лесу тропинки ... (узкие).
Дедушка старый, а внук …(молодой).
Дерево высокое – куст .. (низкий).
Перо легкое, а гиря …(тяжелая).
Ночью темно, а днем .. (светло).
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты…(храбрец).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок).
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Будет в жизни много сдвига,
Коль, с тобою, будет...
Дети: книга!
Воспитатель: Ищите, где в группе книги.
(Находят второй ключ, выполняют второе задание.
Задание 2.
Воспитатель: вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра «Доскажи словечко»! Наше следующие задание помочь дедушке Грамотею вспомнить слова в стихотворениях. Давайте поможем Деду Грамотею!
Чтоб добыть себе медок,
Села пчёлка на (цветок).
Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь … (ручки)?
Лодки по морю плывут,
Люди вёслами … (ГРЕБУТ)
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, ... (карандаш).
Помогает деду внук –
Собирает с грядок (лук).
Здесь хорошее местечко,
Протекает мимо … (речка).
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из ... (лейки).
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (ЛИСУ)
Заявляем твёрдо, прямо
Лучше всех на свете (мама)
Воспитатель: вы большие молодцы! Время найти третий ключ!
Воспитатель: ну, а чтобы нам найти третий ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит. А называется строй … (Алфавит).
Дети: это алфавит! Надо искать ключ там, где у нас находится алфавит.
Задание 3. (за столом)
Воспитатель: правильно! И следующее задание вам надо выполнить за столами. Но сначала давайте разомнем наши пальчики.
Перед детьми фонетические карточки для звукового анализа слов. Дети должны правильно определить звук.
(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом третий замок).
Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте решим следующее задание.
В нашей комнате – окно, не на улицу оно– Видно всё, что есть на свете, А мультфильмам рады дети. (Телевизор).
Вспомните, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Правильно, буратино искал, тоже ключик и он нам предлагает немного отдохнуть.
Физминутка:
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: за это задание от Буратино вы получаете 4 ключик).
Задание 4.
Воспитатель: А пятый ключик надо искать вот где:
Утром рано я проснусь,
Посмотрю — и засмеюсь,
Ведь в моё оконце -
Ярко светит... (солнце).
Дети: это солнце!
Воспитатель: правильно, где у нас в группе солнце?
Воспитатель: читает задание. Ребята, садитесь на стульчики и давайте расскажем стихотворение помощнику деду Грамотея, а поможет нам мнемотаблица.
В: Дети, как Вы думаете, о чем будет наш стих? Посмотрите на доску, перед вами мнемотаблица, давайте вместе разберем что изображено на каждой картинке.
(Дети отвечают на вопросы воспитателя).
Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте.
Дети и воспитатель повторяют вместе стихотворение.
Воспитатель вызывает два-три ребенка к доске.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Что-то не оставил наш дедушка ключика, а дело в том, что Дед Грамотей очень любит сочинять необыкновенные стихи из пяти строк. И хочет узнать можете ли вы сочинить стихи, которые ему очень нравятся. В помощь вам он прислал вот такую схему. (На доске появляется Ёлочка-схема технологии синквейн)
Инновационная технология критического мышления: «Синквейн».
Дети самостоятельно пытаются составить стихотворение со словом «Ласточка»
1. Назовите предмет (Ласточка)
2. Ласточка какая (дети отвечают - красивая, быстрая- два ответа)
3. Она что делает? (летает, передвигается, поет- три ответа)
4. Придумайте предложение про ласточку? (Ласточки умеют быстро летать)
5. Теперь назовите слово-ассоциацию, когда видите ласточку? (Птица)
Воспитатель: Молодцы! Мы собрали все ключи, выполнили все задания Деда Грамотея. Но прежде, чем мы откроем сундучок, подведем итог нашему путешествию.
После выполнения задания дети получают пятый ключ, вставляют в замок. Сундучок открывается.
Рефлексия:
-Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит.
Дети достают их сундучка книгу «Детская энциклопедия»
Спасибо Деду Грамотею за такой хороший подарок. Где мы с вами узнаем очень много нового.
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по речевому развитию на тему: «Я и моя семья»
Цели:1. Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках;2. Закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительны...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ.
ТЕМА: Звуковая культура речи: звуки З и ЗЬ.ЦЕЛЬ: Упражнять детей в произношении изолированного звука з; учить произносить звук з твёрдо и мягко; различать слова со звуками з и зь.ЗАДАЧИ: Формировать у...
Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе «Лесная прогулка»
Программное содержание: 1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком. 2. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.3. Закреплять умение детей использовать в реч...
Открытое занятие по речевому развитию во второй младшей группе №11б «Музей «Игрушки» Агнии Барто»
Описание хода ведения открытого занятия...
Открытое занятие по речевому развитию «Путешествие по сказкам»
Совершенствовать использования в речи слов с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.- Побуждать детей договаривать и повторять вслед за воспитателем отдельных слов и фраз.-Закрепить знание ск...
Конспект непосредственной образовательной деятельности открытого занятия по «Речевому развитию» на тему: « В мире сказок».
Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: "В мире сказок"....
Конспект открытого занятия ОО «Речевое развитие» по развитию речи на тему: «В гости к бабушке Матрене» «В гости к бабушке Матрене»
Тема НОД: «В гости к бабушке Матрене»Цель: Обучающие задачи:Закреплять знания о домашних животных, повадках, условиях обитания;Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.Развивающи...