Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Тема: «Зимующие птицы. Звук и буква «Ц».
Автор-разработчик: Меркушева В.А., Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-Петербурга
Возрастная адресованность: 6-7 лет
Цель: закрепление правильного, отчетливого произнесения звука Ц.
Педагогический замысел:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься, стремление радовать старших своими достижениями.
- Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном и окружающем мире.
- Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа, упражнять в словообразовании и словоизменении, упражнять выделять из текста слов с заданным звуком.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Совершенствовать навыки конструирования.
Длительность мероприятия: 25 минут.
Предварительная работа: беседы на тему «Зимующие птицы», раскраски, штриховки, обводки на лексическую тему.
Материалы к занятию: аудиозапись с птичьими голосами, предметные картинки со звуком Ц, картинка с буквой Ц, фишки на каждого ребенка, мяч, счетные палочки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
(«Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)
Тема: «Зимующие птицы. Звук и буква «Ц».
Автор-разработчик: Меркушева В.А., Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-Петербурга
Возрастная адресованность: 6-7 лет
Цель: закрепление правильного, отчетливого произнесения звука Ц.
Педагогический замысел:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься, стремление радовать старших своими достижениями.
- Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном и окружающем мире.
- Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа, упражнять в словообразовании и словоизменении, упражнять выделять из текста слов с заданным звуком.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Совершенствовать навыки конструирования.
Длительность мероприятия: 25 минут.
Предварительная работа: беседы на тему «Зимующие птицы», раскраски, штриховки, обводки на лексическую тему.
Материалы к занятию: аудиозапись с птичьими голосами, предметные картинки со звуком Ц, картинка с буквой Ц, фишки на каждого ребенка, мяч, счетные палочки.
Этап, его продолжи- тельность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, виды деятельности | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| |||||
Организационный момент. 1 мин. | Создание атмосферы психологической безопасности. | Установление зрительного контакта и позитивного настроения. Воспитатель с детьми встают в круг, держатся за руки. Упражнение «Передай сигнал!». Воспитатель выбирает начинающего, и по команде он слегка сжимает руку стоящему слева, а тот следующему. И так несколько раз, пока скорость передачи «сигнала» не станет максимально быстрой. Воспитатель: «Отлично. Давайте пройдем за столы и начнем наше занятие». | Приветствуют друг друга. Проявляют эмоции. | Психологический этюд. | Психологическая готовность к совместной деятельности. |
Мотивационно-побудительный 4 мин. | Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления. | Воспитатель включает запись голосов зимующих птиц, на доске вывешены предметные картинки птиц: вороны, кукушки, воробья. Последней включается запись голоса синицы. Воспитатель загадывает загадку: Как в лесу похолодает, Птички в город прилетают. Грудкой жёлтой всем знакомы, Ищут сало на балконах. Часто в окна к нам стучат, И пронзительно свистят! Всем известны эти птицы, Называются… (синицы) Воспитатель выставляет картинку синицы в центр и предлагает поиграть в игру «Сосчитай до пяти»: одна синицы, две …, пять синиц. Воспитатель повторяет словосочетание «пять синиЦ» и выделяет голосом последний звук: «Ребята, в слове синиц, какой последний звук? Правильно звук Ц. Мы сегодня поиграем со звуком Ц» | Дети прослушивают и называют птицу, отгадывают загадку Дети хором считают синиц. | Метод: словесный, наглядный, Прием: прослушивание аудиозаписи, чтение загадок. Форма: аудиозапись, загадки. | Настрой на занятие. Воспитатель подводит детей к цели занятия. |
| |||||
Организационно-поисковый 6 мин. | Актуализация имеющихся знаний. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений. | Воспитатель показывает детям артикуляцию звука «Ц»: губки в улыбке; зубки сближены, но не сомкнуты; передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубками, затем образуется щель между ними; сильная короткая воздушная струя идет по язычку; горлышко «молчит». Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок. Фонетическое упражнение «Мама спит. Девочка просит детей не шуметь: «Ц! Ц! Ц! Тихо! Не шумите!» (Звук произносится отрывисто.) Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ц]»: ц, п, ц, ц...; ца, фа, пу, цу...; цирк, цифра, курица, молоко, рука, заяц, огурец, медведь... Закончить слово звуком [Ц]: дворе..., молоде..., жиле..., леве..., плове..., ледене..., продаве... Закончить слово слогом ЦА: мельни..., води..., певи..., кури..., ули..., больни... Дидактическое упражнение «Один — много» — упражнение в словообразовании (обратить внимание детей на изменение последнего слога в словах). Курица — курицы, мельница — ..., больница — ..., рукавица — ..., пуговица — ..., луковица — ..., граница — ... Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание детей на появление звука [Ц] в новом слове). Дерево — деревце, блюдо — ..., болото — ..., зеркало — ..., тело — ..., масло — ..., дело — ..., мыло — ... Дидактическое упражнение «Назови женскую профессию» — упражнение в словообразовании (обратить внимание детей на появление звука [Ц] в новом слове). Учитель — учительница, воспитатель — ..., писатель — ..., художник — ..., охотник — ..., укротитель — ... Дидактическое упражнение «Во что положим?» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове). Вафли положим в вафельницу, хлеб — ..., конфеты — ..., пепел — ..., мыло — ... Повторить чистоговорки: Ца-ца-ца — вот идет овца, Цу-цу-цу — не боюсь овцу, Цы-цы-цы — нет овцы. Цо-цо-цо — мы вымыли лицо. Ец-ец-ец — мы ели огурец. Ац-ац-ац — у меня матрац. | Дети произносят вместе с воспитателем и индивидуально. | Метод: словесный, показательный,наглядный, практический Приемы: показ способа действия. Форма: совместная, фронтальная. Форма: игры с мячом. | Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука Ц. Развитие фотематического слуха. Совершенствование навыков словообразования. |
Динамическая пауза 1 мин. | Снять мышечное напряжение. | Пальчиковая гимнастика «Считалка для ворон» Я решил ворон считать: раз, два, три, четыре, пять. Шесть ворона – на столбе, Семь ворона – на трубе, Восемь – села на плакат Девять – кормит воронят, Ну а десять – это галка. Вот и кончилась считалка | Воспитатель читает текст, а дети выполняют движения. (Михеева, Взаимосвязь) | Метод: наглядный, словесный. Прием: показ, демонстрация. Форма: пальчиковая гимнастика. | Снятие напряжения, активизация внимания, развитие мелкой моторики рук |
Практическая работа 12 мин. | Самостоятельное применение новых знаний на практике. | Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги, составить с ними предложения. Нарядные сестренки Весь день гостей встречают, Медом угощают. (Цветы) Явился в желтой шубке, Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок) На грядке длинный и зеленый, А в кадке желтый и соленый. (Огурец) На гору бегом, С горы кувырком. (Заяц) Работа с фишками. Звуковой анализ слов ЦОКОТ, ЦЫП, ЦАП. Прослушать отрывок из сказки. Назвать все слова со звуком [Ц]: Курица гуляла с цыплятами. Она нашла в траве кольцо. Курица положила кольцо на крыльцо. На крыльцо вышла бабушка. Она надела кольцо на палец. Знакомство с буквой Ц. Что за хвостик на конце — На конце у буквы Ц? Этот хвостик не виляет, Комаров не отгоняет. О. Гофман На что похожа буква Ц? Упражнение «Кто скорее?» Выкладывание буквы Ц из счетных палочек. | Дети отгадывают загадки, определяют место звука Ц в слове, «хлопками» делят слова –отгадки на слоги, составляют с ними предложения. Дети находят все слова на звук Ц. 1-2 человека пересказывают текст. | Метод: словесный, Прием: загадки, Форма: отгадывание загадок, составление предложений. | Определить место звука Ц в слове. Развитие фонематических представлений. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. Развивать зрительные и пространственные навыки, совершенствовать навыки конструирования. |
| |||||
Заключительный 1 мин. | Подведение итогов занятия. | Воспитатель: «С каким звуком мы сегодня играли? Вспомните как можно больше слов со звуком [Ц]. Ребята, возьмите солнышко, если на занятии вы чувствовали себя комфортно и, вам все было понятно. Если, что-то осталось неясно, возьмите тучку». | Рефлексия. | Положительный эмоциональный настрой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи на основе методологического эскиза.
Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.Прилагается презентация....

Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности «Почемучка».
Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности «Почемучка».Тема: «Путешествие в фиолетовый лес»...

Технологическая карта занятия по ФЭМП для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)
Технологическая карта занятия по ФЭМП для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)Тема занятия: «В гостях у сказки»Возрастная группа:...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, старшего дошкольного возраста
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации совместной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи, старшего дошкольного возраста на о...
Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)
Тема: «Дифференциация с - з». Автор-разработчик: Меркушева В.А, Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ д/с № 73 Приморского района СПб. Возрастная адресованность: 5-6 лет Цель: закрепление прави...
Технологическая карта «Весна пришла» по развитию речи подготовительная группа
Технологическая карта «Весна пришла» по развитию речи подготовительная группа...

Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы компенсирующей направленности по патриотическому воспитанию Тема: «Нерехта – мой край родной»
laquo;Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошло...