Пересказ сказок как средство овладения связной монологической речью у детей старшего дошкольного возраста"
материал по развитию речи (старшая группа)
Пересказ сказок как средство овладения связной монологической речью у детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Хотелось начать с замечательных слов известного педагога-классика Василия Александровича Сухомлинского: «Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно».
Владение связной монологической речью – одна из центральных задач развития детей в дошкольном возрасте. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики. Она представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значимые части, связные между собой.
Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороной языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, узловое образование, которое влияет на организацию речевого высказывания и соотносится с развитием связной речи.
Данная тема современна и актуальна в настоящее время. Такая актуальность состоит в том, что связная монологическая речь является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе, а также полноценной его жизни в будущем, – ведь только грамотный, хорошо владеющий речью человек, может понятно и доступно излагать свои мысли. Это является залогом того, что он всегда будет правильно понят окружающими, сможет донести то, что хочет сказать, а это, в свою очередь, будет обеспечивать ему успех в профессиональной деятельности, семье, кругу друзей и знакомых.
Изучением вопросов развития связной детской речи занимались известные психологи: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, В.И. Логинова и многие другие.
В овладении связной речью большая роль принадлежит пересказу художественных произведений. Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах педагогов Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М. Леушиной, А.М. Бородич, О.С. Ушаковой и других. Все авторы подчёркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.
Целью работы является выявление влияния пересказа сказок на формирование связной монологической речи у дошкольников шестого-седьмого года жизни.
Задачи работы.
1. Раскрыть понятие связной монологической речи, необходимость и значение ее формирования в дошкольном возрасте.
2. Сделать анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития связной монологической речи у детей шестого-седьмого года жизни.
3. Выделить особенности развития монологической речи у дошкольников.
4. Выделить условия формирования у дошкольников старших возрастных групп умения создавать монологическое высказывание с помощью пересказа сказок на занятиях по развитию речи.
Объектом исследования выступает процесс формирования связной монологической речи дошкольников старшего возраста.
Предметом исследования выступает пересказ сказок как средство формирования связной монологической речи детей шестого-седьмого года жизни.
Курсовая работа включает теоретическую часть и педагогический эксперимент, в процессе выполнения которого были использованы следующие методы научно-педагогических исследований:
− теоретические: анализ перспективного и календарного планирования воспитателя данной группы, анализ условий группы и детского сада;
− экспериментальные: беседа с воспитателем, анкетирование родителей, исследование детей (беседа, выполнение детьми дидактических заданий).
Теоретическое значение работы заключается в том, что она раскрывает теоретические аспекты обучения дошкольников старших возрастных групп монологической речи, значение и задачи данной педагогической работы с детьми посредством использования пересказа детских сказок.
Прежде, чем переходить к изложению педагогического эксперимента, несколько слов следует сказать о монологической речи.
Монологическая речь как вид вербального общения представляет собой сложное и многогранное явление. Отношение к определению монологической речи у психологов и лингвистов не однозначно. И все же большинство исследователей придерживается мнения о том, что монолог – это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом. Монологическая речь является разновидностью связной речи. Монолог состоит из ряда логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания.
В дошкольном детстве перед каждым ребенком стоит задача научиться связным и аргументированным монологическим высказываниям. В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – самостоятельному рассказу и пересказу. В данной курсовой работе речь идет о пересказе детских сказок, точнее, о том, как такой пересказ влияет на формирование у детей старшего дошкольного возраста связной монологической речи.
Для исследования по теме «Пересказ сказок как средство овладения связной монологической речью у детей старшего дошкольного возраста» были взяты дети старшей возрастной группы (шестой год жизни) в количестве 18 человек. Из них – 8 человек экспериментальной группы и 8 человек контрольной группы. В экспериментальную группу включены дети, стабильно посещающие детский сад, в контрольную группу – дети, посещающие детский сад как стабильно, так и нестабильно (причины: частые простудные заболевания, выходные дни родителей среди рабочей недели).
Дошкольное учреждение, на базе которого ставился эксперимент, работает по основной образовательной программе «Истоки» и дополнительной региональной программе «Крымский веночек».
Цель эксперимента: провести анализ образовательной работы, которая проводится в группе по формированию связной монологической речи детей; на основе обследования дошкольников выявить уровни овладения каждым из них связной монологической речью.
Для достижения поставленной цели были проведены следующие виды исследований:
− анализ календарного плана воспитательно-образовательной работы воспитателя;
− беседа с воспитателем;
− анализ условий группы и детского сада;
− обследование детей.
Анализ календарного плана воспитателя проводился для того, чтобы
выяснить, какая педагогическая работа планируется в группе по формированию связной монологической речи детей, в каких формах она проводится, насколько систематически планируется.
При анализе плана было выявлено, что педагогическая работа по развитию связной речи планируется не только на занятиях по развитию речи, но и на других занятиях (по математике, экологическому воспитанию). При этом она прописывается в развивающих задачах программного содержания. Также указанная работа входит в содержание наблюдений, бесед и словесных дидактических игр.
В результате анализа плана был сделан вывод о том, что в группе планируется работа по формированию связной монологической речи дошкольников, причем в разнообразных формах. Данная работа у воспитателя достаточно разнообразна и интересна.
После анализа плана педагогической работы была проведена беседа с воспитателем. Ее цель – узнать, что из запланированной педагогической работы по развитию связной монологической речи детей было проведено в действительности, а что не проведено и по каким причинам; предполагалось также выяснить, в чем сам воспитатель видит педагогическую ценность такой работы.
В беседе было выяснено, что почти вся запланированная работа была проведена в действительности. Однако в октябре педагог не успела провести речевое занятие на тему «Краски осени» по причине работы фотографа в детском саду в этот день. При этом воспитатель отметила, что уплотнение учебного материала и реализация всех поставленных задач была осуществлена на следующем занятии на тему «Лес, точно терем расписной…». В беседе педагог указала на разностороннюю важность воспитательно-образовательной работы по развитию связного детского монолога: для подготовки воспитанников к школе, для их полноценного общения со сверстниками и взрослыми (для детей очень важно быть понятыми и услышанными, а это возможно тогда, когда они ясно и четко излагают свои мысли).
Из беседы с воспитателем был сделан вывод о том, что педагог уделяет внимание работе по формированию связной монологической речи дошкольников. Эта тема интересна самому воспитателю, однако педагогическая работа по ней требует систематизации.
Анализ условий группы проводился для того, чтобы узнать какие методические пособия, литература и оборудование имеются в группе для указанной педагогической деятельности.
Был сделан вывод о том, что в группе недостаточно методических пособий для организации работы по формированию связной монологической речи дошкольников. Необходимо пополнить такими пособиями педагогический шкаф воспитателя и уголок детской книги.
Главной частью эксперимента выступило обследование уровней сформированности связной монологической речи у дошкольников. Для этого им было предложено четыре дидактических задания:
− задание №1 «Пересказ прослушанного текста»;
− задание №2 «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»;
− задание №3 «Составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка»»;
− задание №4 «Продолжение рассказа «За что я люблю лето»».
Следует отметить, что лучше всего дошкольники справлялись с выполнением задания №1, несколько хуже – с выполнением задания №2. Самыми сложными для них оказались задания №3 и №4, связанные с составлением рассказа-описания и с продолжением рассказа взрослого. Это видно по количеству набранных дошкольниками баллов за каждое задание. Экспериментальная группа по результатам обследования оказалась несколько выше, чем контрольная (в ней двое детей занимают высокий уровень овладения связной монологической речью, в то время как в контрольной группе на высоком уровне находится один человек; в экспериментальной группе низкий уровень занимают четверо детей, а в контрольной группе – пятеро детей). В целом разница в результатах обследования между экспериментальной и контрольной группой небольшая.
Вывод. Необходимо проведение специально организованной педагогической работы по формированию связной монологической речи дошкольников.
Полученные при обследовании дошкольников результаты отражены в диаграмме.
Рис. 2.3.1. Результаты сформированности связной монологической речи дошкольников экспериментальной и контрольной групп.
Таким образом, в экспериментальной группе высокий уровень овладения связной монологической речью занимают 25% дошкольников (2 человека), средний уровень – 25% дошкольников (2 человека), низкий уровень – 50% дошкольников (4 человека). В контрольной группе высокий уровень овладения связной монологической речью занимают 12,5% дошкольников (1 человек), средний уровень – 25% дошкольников (2 человека), низкий уровень – 62,5% дошкольников (5 человек).
Вывод по эксперименту.
Экспериментальная работа показала, что связная монологическая речь складывается у детей медленно. Даже в старшем дошкольном возрасте большинство дошкольников находятся на низком уровне развития связного монолога.
Рекомендации к последующей работе.
1. Спланировать и провести образовательную работу, направленную на развитие связной монологической речи детей.
2. Пополнить педагогический шкаф воспитателя методическими пособиями по формированию связной детской речи.
В заключение следует отметить, что теоретическое и экспериментальное исследование показало, что дети шестого года жизни владеют достаточно хорошими умениями пересказа коротких рассказов, составления рассказа по серии сюжетных картинок, однако затрудняются в выполнении более сложных заданий, связанных с составлением рассказа-описания и с продолжением рассказа взрослого. В целом результаты овладения связным монологом низкие. Это еще раз доказывает тот факт, что задача формирования связной монологической речи дошкольников должна занимать одно из центральных мест в воспитательно-образовательной работе детского сада.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: [Текст] Учеб. пособие для студ. средних пед. учеб. заведений /М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – Москва: Academia, 2009. – 400 с.
2. Антонова Л.Г. Система обучения созданию высказываний различных речевых жанров // Проблемы развития речи в школе и в вузе: Межвуз. сб. научи. тр. -Новосибирск: Изд-во НГПИ, 2008. – С. 30-36.
3. Вишнякова Е.И. Как готовить детей к пересказу // Начальная школа. – 2003. – № 3. – С. 52–54.
4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – М.: Харвест, 2007.– 576 с.
5. Зимняя И.А. Лингво психология речевой деятельности М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с.
6. Калинина С.В. К концепции обучения монологическому высказыванию / С.В. Калинина // Иностранные языки в школе. – 2007. С. 22-26.
7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.
8. Леонтьев А.А. Высказывание как элемент психолингвистики и теории коммуникации. М.: Наука, 2003. – 228 с.
9. Лурия А.Р. Язык и сознание. Под редакцией Е. Д. Хомской. – М.:
МГУ, 2006. – 320 с.
10. Мартыненко И.В. Лингводидактические особенности монологической речи. // http://www.scienceforum.ru/2015/1137/11002, свободный.
11. Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении говорению [Текст] / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. – 2005. – №1. – С. 26-34.
12. Музыка Л.А. Интерес к чтению: как его побудить? Начальная школа, 2007 №6. С. 73.
13. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 2006. – 278 с.
14. Педагогика и психология высшей школы под. ред. М.В. Булановой-Топорковой: учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: – Феникс, 2002. – 544 с.
15. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2005. – 720 с.
16. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: пособие для студ. фак. нач. обучения и учителей нач. кл. / Т.Г. Рамзаева; под общей ред. Т.Г. Рамзаевой. – СПб.: Спец. лит., 2007. – 167 c.
17. Рогова Г.В. О принципах обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе – 2003. – №6.
18. Толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Астрель: АСТ, 2000. – С. 314.
19. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка [Текст] / К.Д. Ушинский // Избранные педагогические произведения. – М.: Педагогика, 2003. – С. 186.
20. Христолюбова Л.В. Анализ монологического высказывания в условиях речевой ситуации. // Специальное образование. 2009.– №9.– С. 66.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕЙЗАЖНАЯ КАРТИНА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Успешность обучения в школе зависит от многих факторов. Важнейшим из них является задача развития связной речи детей, которую современная дошкольная педагогика и методика развития речи относ...
Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...
Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Один из наиболее эффективных методов наглядности в обучении, является мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об ...
Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи
Особенности содержания занятия, выбор приемов и способов развития связной монологической речи должны определяться степенью речевого недоразвития, зрительного нарушения, возрастными психолого-пед...
Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение формирования как диалогической, так и монологической связной речи. В этой статье описаны особенности связной монологической речи у детей старшег...
Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР-III уровня речевого развития посредством пересказа сказок
Развитие связной речи – это осмысленное pазвернутое высказывание (логически сочетающихся предложений), которое обеспечивает общение и понимание людей.Она одна из главных задач детского сада.Моно...
Мастер-класс «Использование мнемотехники и элементов технологии ТРИЗ как средства развития связной (монологической) речи у детей старшего дошкольного возраста»
Данный материал представляет из себя практический мастер-класс по использованию технологии ТРИЗ для развития речи детей старшего дошкольного возраста....