Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая группа)
У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение формирования как диалогической, так и монологической связной речи. В этой статье описаны особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение формирования как диалогической, так и монологической связной речи.
По указанию ряда авторов (Востокова Н.Н. 2013;Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. 2009; Савина Е.А. 2006), самостоятельная связная речь дошкольников с общим недоразвитием речи является несовершенной, нарушена последовательность и связность изложения детьми своих мыслей, отмечаются трудности в программировании высказываний.
Глухов В.П. [19] выявил, что многие дети затрудняются в составлении простой фразы, в связи с чем возникает необходимость задать дополнительный уточняющий вопрос, затрудняются в составлении рассказа по серии картинок с учётом всех смысловых звеньев, также отмечаются пропуски моментов действий, сужение поля восприятия картинок; у некоторых детей рассказы сводятся к называнию действий персонажей. Глухов В.П. [19] связывает это с недостаточной подвижностью, со слабой переключаемостью внимания, восприятия, памяти, с недостаточной координацией указанных процессов с речевой деятельностью.
Т.В. Ахутина, В.К. Воробьёва в своих работах указывают, что для высказываний детей с ОНР III уровня характерны нарушения связности и последовательности изложения, низкая информативность, смысловые пропуски и ошибки, низкий уровень используемой фразовой речи, трудности в языковой реализации замысла. Отмечаемые в рассказах этих детей пропуски смысловых звеньев, незавершенность фрагментов, нарушения логической последовательности повествования, длительные паузы на границах фраз, отсутствие самостоятельности при выполнении задания могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых высказываний (Воробьева В.К. 2006)
Н.Н. Капышева отмечает незавершенность фрагментов, нарушение логической последовательности, длительные паузы на границах фраз, отсутствие самостоятельности при выполнении задания. Все это также свидетельствует о трудностях в программировании содержания развернутых высказываний (Капышева Н.Н.2007)
М.В. Арсеньева [3] указывает, что для детей характерны неустойчивое внимание к речи, недостаточная речевая активность и инициативность, неумение принимать и удерживать словесную инструкцию, планировать высказывания, снижение контроля за смысловой стороной высказывания, что ведет к нарушениям воспроизведения текстов.
Наибольшие трудности у детей вызывает выполнение задания на завершение рассказа по готовому началу, т.е. задание творческого характера. Одна часть дошкольников либо не смоги выполнить данное задание, либо повторяли конец предложенного текста, либо называли изображённые на картинки предметы и действия, а другой части требовалась помощь в виде наводящих вопросов. (Глухов В.П.1986; Глухов В.П. 1990)
Глотова И.В. [15] отмечает, что наиболее сложным заданием для детей с ОНР оказывается составление рассказов с элементами творчества, сочинение сказок. Возникающие трудности проявляются в следующем: дети затрудняются придумать сюжет сказки, структура сказки лишена последовательности, чёткости, логичности. По мнению автора, это обусловлено как речевым дефектом, так и некоторым отставанием в развитии воображения у детей данной категории.
По данным Поповой Е.Ф. [50] в рассказах детей, имеющих третий уровень недоразвития речи, нарушаются логико-смысловые и причинно-следственные связи, последовательность и связность высказываний, отмечаются смысловые пропуски и фрагментарность изложения.
Дошкольникам с общим недоразвитием речи оказывается сложным описать игрушку или другой предмет по плану, данному логопедом. Для высказываний детей характерны такие особенности, как нарушения связности, перечисление признаков предмета в хаотичной последовательности, незавершённость микротем (пропуски предложений, незавершённость предложений, соскакивание с одной мысли на другую), возвращение уже к ранее сказанному.
В некоторых случаях описание сводится к перечислению отдельных деталей предмета. Наряду с этим, выражены лексические трудности, нарушение грамматического оформления высказываний. (Глухов В.П. 1990).
Исследования Мыльниковой Т.С. [47] демонстрируют, что у дошкольников с ОНР при составлении рассказа по картине, серии сюжетных картин, на заданную тему отмечаются нарушения логической последовательности изложения, "застревание" на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. При рассказывании о событиях из своей жизни, при составлении рассказа на свободную тему с элементами творчества дети пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями. У дошкольников с ОНР имеются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
О.А. Денисова, Т.В. Захарова, В.Н. Поникарова отмечают психологические особенности детей с ОНР: неустойчивость внимания, трудности в запоминании вербального материала, недостаточную сформированность операций сравнения, обобщения, нарушения в эмоционально-волевой сфере (вялость, инертность, эмоциональная возбудимость), речевая инактивность. (Денисова О.А., Захарова Т.В., Поникарова В.Н.2008)
Л.Ф. Спирова отмечает, что у дошкольников с общим недоразвитием речи монологическая устная речь самостоятельно не формируется. При пересказе или рассказе дети, страдающие общим недоразвитием речи, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Речь таких детей хаотична и бедна выразительностью оформления. (Спирова Л.Ф.1980)
Таким образом, своеобразие связной монологической речи дошкольников с ОНР характеризуется рядом особенностей. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Дети владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме, а также испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания. Недостаточная сформированность связной речи старших дошкольников отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаний. Потому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания этих детей.
Список используемой литературы:
1. Арсеньева М.В. Методика изучения особенностей воспроизведения текстов литературных произведений старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.//Специальное образование, 2012 № 3, стр.13-20
2. Востокова Н.Н. Общение как средство развитие речи у дошкольников с ОНР // Практический психолог и логопед в ДОУ. - №1. - Калужская обл.: Практика, 2013.
3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158с
4. Глотова И.В. Обучение дошкольников с ОНР сочинению сказок с применением карточек В.Я. Проппа//Логопедия сегодня. - № 1. – М.: Образование Плюс, 2009. – С. 56-58
5. Глухов В.П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология. - № 6. – 1986.
6. Денисова О.А., Захарова Т.В., Поникарова В.Н. и др. Детская логопсихология Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология». — М.: ВЛАДОС, 2008. — 175 с.
7. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 2009. — 320с.
8. Капышева Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана. / Н.Н. Капышева // Логопедия. - 2007. - № 2. - 45с
9. Мыльникова Т. С. Исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13.
10. Попова Е.Ф. Использование мультипликационных фильмов в формировании связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня//Логопедия. - № 3. – М.: Практика, 2014.
11. Савина Е.А. Особенности диалогического общения младших школьников с общим недоразвитием речи // «Практическая психология и логопедия». - № 2. - М.: Образование Плюс, 2006. - С. 37-42
12. Спирова, Л.Ф.Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи : 1-4 классы / Л.Ф. Спирова. – Москва : Педагогика, 1980. – 192 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье освещаются вопросы формирования монологической речи в соответствии с периодами обучения, задачи подготовительного этапа обучения, методические принципы формирования связной речи. Предс...
Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Для успешного общения важную роль играет качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. В каждой из программ, используемых в ДОУ имеется специальный ...
Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста...
Изучение состояния монологической (пересказа) речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается значительное отставание в формировании навыков монологической речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекци...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Из всех…знаний и умений самым...
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Данная статья раскрывает особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Анализ современной лингвистической, психолингвистичес...