Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Один из наиболее эффективных методов наглядности в обучении, является мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём сознании соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. В дальнейшем при припоминании одного из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга - это образы и прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит все наши команды, например, команду «запомнить».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.docx | 33.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Современный ребенок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов. Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи, – сложном речевом расстройстве, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов и дефекты произношения, что указывает на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Поскольку речь и мышление тесно связанны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Эти дети испытывают трудности при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, логически не связаны друг с другом.
В детских учреждениях наиболее распространенный метод развития речи – это рассказывание.
Трудности овладения связной монологической речью объясняются многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов — мышления, восприятия, воображения, неразвитой языковой способностью. Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в создании условий, соответствующих специфике овладения компонентами творческого рассказа в онтогенезе.
По мнению А. М. Леушиной, С.Л. Рубинштейна, Т.А. Ткаченко, Л. В. Эльконина наиболее эффективный метод в обучении связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи является – наглядность. Изучение предметов, рассматривание картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора – создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Один из наиболее эффективных методов наглядности в обучении, является мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём сознании соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. В дальнейшем при припоминании одного из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга - это образы и прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит все наши команды, например, команду «запомнить». Но где найти такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти.
Таким образом процесс формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективно при целенаправленном включении средств мнемотехники в структуру логопедического занятия.
Для начала детей знакомят с мнемоквадратом, последовательно переходят к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Особое место в работе с детьми старшего дошкольного возраста занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная, и «спрятать» персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д.
Этапы работы с мнемотаблицами:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено
2 этап. Преобразование символов в образы
3 этап. Чтение произведения с опорой на символы (образы), т.е. обработка метода запоминания.
Мнемотаблица - схема в которой заложена определенная информация.
Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово, маленькое словосочетание или предложение придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко запоминает информацию.
Следовательно, разрабатывая программу упражнений, на основании методики мнемотехника, позволяет включить её в общую систему работы по развитию речи детей с ОНР.
Перспективно-тематический план по формированию связной монологической речи у старших дошкольников
Дата | Тема занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Сентябрь 4 неделя | Осень. Признаки осени. | Упражнять детей в умении рассказывать о времени года с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности. | Рассмотреть и обсудить символы по мнемотаблице «Осень». Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кто в домике живет». |
Октябрь 1 неделя | Пересказ рассказа «Лес осенью» с опорой на мнемотаблицу. | Учить пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу. Упражнять в составлении распространенных предложений по вопросам. | Прочитать рассказ. Рассмотреть мнемотаблицы. Составить распространенные предложения по вопросам. Пересказать рассказ по мнемотаблице. |
Октябрь 2 неделя | Овощи. Огород. | Учить составлять описательный рассказ овощей с опорой на схему. Упражнять в употреблении прилагательных. | Рассмотреть картинки овощей. Игра «Скажи, какой?» Составить рассказ-описание по схеме. |
Октябрь 3 неделя | Фрукты. Сад. | Учить составлять описательный рассказ с опорой на схему. Упражнять в образовании множественного числа существительных в именительном падеже. | Загадать загадки. Игра «Один - много». Составить рассказ-описание по схеме. |
Октябрь 4 неделя | Грибы. Ягоды. Лес. | Учить пересказывать рассказ по схеме. Упражнять в составлении распространенных предложений. | Прочитать рассказ. Рассмотреть схемы. Составить предложения по вопросам. Пересказать рассказ по схеме. |
Ноябрь 1 неделя | Одежда. Составление рассказа-описания одежды по схеме. | Учить составлять описательный рассказ по схеме. Учить распространять предложения путем введения определений. | Рассмотреть альбом «Одежда». Задать вопросы по схеме. Игра «Составь предложение с «красивым» словом». Составить рассказ-описание по схеме. |
Ноябрь 2 неделя | Обувь. Заучивание стихотворения «Сапожки». | Учить запоминать и рассказывать стихотворения с опорой на схему. Совершенствовать интонационную выразительность речи. | Загадать загадки. Прочитать стихотворение. Выучить стихотворение с опорой на схему. |
Ноябрь 3 неделя | Посуда. Составление рассказа-описания посуды. | Учить составлять рассказ-описание по схеме. Упражнять в образовании множественного числа существительных в именительном падеже. | Рассмотреть альбом «Посуда» Задать вопросы по схеме. Игра «Один - много». Составить рассказ-описание по схеме. |
Ноябрь 4 неделя | «Моя самая любимая игрушка» | Учить составлять рассказ описание по предмету. | Рассмотреть игрушку. Беседовать об игрушках. Отгадывать загадки. Составлять описательный рассказ «Моя любимая игрушка» |
Декабрь 1 неделя | Зима. Составление описательного рассказа о зиме по мнемотаблице. | Учить детей составлять короткие описательные рассказы о времени года | Рассмотреть и обсудить символы по мнемотаблице «Зима». Прочитать стихи, рассказ про зиму. Поиграть дидактическую игру «Времена года», «Когда это бывает?», загадывать загадки. Составить рассказ по мнемотаблице «Зима». |
Декабрь 2 неделя | Домашние животные. Пересказ сказки «Волк и семеро козлят» с опорой на предметные картинки. | Учить пересказывать сказку по предметным картинкам. Упражнять в составлении распространенных предложений. | Прочитать сказку «Волк и семеро козлят». Задать вопросы по сказке и рассказать. Пересказать сказку по предметным картинкам. |
Декабрь 3 неделя | Дикие животные. Пересказ сказки «Рукавичка» | Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий. | Прочитать сказку «Рукавичка». Рассмотреть и обсудить символы диких и домашних животных по мнемотаблице «Рукавичка». Показать сказку «Рукавичка» по коллажу. Рассказать по мнемотаблице «Заяц», «Волк».Рассказать сказку по мнемотаблице «Рукавичка». |
Декабрь 4 неделя | Новый год. Составление рассказа по сюжетной картине «Новый год». | Учить составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на план-схему. | Рассмотреть сюжетные картинки. Игра «Составь предложение с «красивыми» словами». Составить рассказ по сюжетной картине с опорой на план-схему. |
Январь 2 неделя | Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние развлечения». | Учить детей пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы. | Установить последовательность серии картинок. Дети выделяют главную мысль в каждой картинке серии и изображают ее в виде пиктограммы. Составляют рассказ. |
Январь 3 неделя | Мебель. Заучивание стихотворения. | Учить запоминать и рассказывать стихотворениепо мнемотаблице. Развивать память, внимание. | Рассмотреть картинки с изображением мебели. Беседовать по теме «Мебель». Заучивать стихотворение по схеме. |
Январь 4 неделя | Транспорт. Составление сравнительного рассказа машин. | Учить составлять сравнительный описательный рассказ с опорой на схему. Упражнять в распространении предложений определениями. | Загадать загадки. Рассмотреть картинки с изображением машин. Прочитать стихотворение о транспорте Игра «Составь предложение с «красивыми» словами. Дидактическая игра «Где что можно делать». Составить сравнительно – описательный рассказ о самолёте и автобусе с опорой на картинки. |
Февраль 1 неделя | Профессии. Составление рассказа-описания профессии. | Учить составлять рассказ-описание по схеме. Учить составлять сложносочиненные предложения. Развивать логику. | Беседовать о «Профессии». Читать стихотворения о профессиях. Рассмотреть картинки с изображением профессий. Отгадать загадки. Игра «Составь длинное предложение». Составить рассказ-описание по схеме. |
Февраль 2 неделя | Домашние птицы. Пересказ рассказа «На реке». | Учить пересказывать рассказ по опорным картинкам. Упражнять в употреблении простых предлогов. Учить составлять рассказ-описание по схеме. | Рассмотреть картинки с изображением домашних птиц Беседовать о домашних птицах Прочитать рассказ. Ответить на вопросы по тексту. Пересказать рассказ по опорным картинкам. Дидактическая игра «Угадай цвет» Составить описательный рассказ по схеме. |
Февраль 3 неделя | Дом и его части. Пересказ сказки «Теремок» | Учить пересказывать сказку по мнемотаблице. Учить составлять сложносочиненные предложения. Развить мелкую моторику. | Рассмотреть картинки с изображением домов. Подвижная игра «Отгадай, чей голосок?» Прочитать сказку, ответить на вопросы. Дать образец пересказа по мнемотаблице. Пересказать сказку по мнемотаблице. Составить описательный рассказ «Мой дом» с опорой на картинку |
Февраль 4 неделя | Наша Армия. Заучивание стихотворения «Пограничник». | Учить запоминать и рассказывать стихотворение по схеме. Развивать память, внимание, мышление. | Рассмотреть картинки с изображением военного транспорта. Беседовать по теме «Будем в армии служить». Прочитать стихотворение. Заучивать стихотворение по схеме. |
Март 1 неделя | Праздник наших мам. Составление рассказа по сюжетной картине «Мамин день». | Учить составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на план-схему. Упражнять в образовании прилагательных. | Рассмотреть картины, обсудить. Игра «Скажи, какая мама?» Дать образец рассказа. Составить рассказ по плану-схеме. |
Март 2 неделя | Весна. Составление описательного рассказа «Весна наступила». | Учит составлять рассказ по мнемотаблице. | Загадать загадки. Поговорить о времени года. Игра «Составь предложение с «красивыми» словами». Дать образец рассказа. Составить рассказ по мнемотаблице. |
Март 3 неделя | Заучивание стихотворения про весну А.Н. Плещеева. | Учить воспитанников заучивать и рассказывать стихотворения с помощью мнемотехники. | Рассмотреть мнемотаблицу, схематическое изображение героев, явление природы, некоторых действий. Заучивать стихотворение по мнемотаблице. Рассказать стихотворение. |
Март 4 неделя | Семья. Составление рассказа «Семья» | Учить находить причинно-следственные связи, определять основную мысль и выбирать лингвистические средства, необходимых для составления рассказа. | Разложить иллюстрации по порядку для составления рассказа. Найти лишнюю картинку. Подбирать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения. Выделять главную мысль в каждой картинке серии и изображать ее в виде пиктограммы. |
Апрель 1 неделя | Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Весна» | Учить заучивать и рассказывать стихотворения с помощью мнемотехники. | Рассмотреть по мнемотаблице изображение героев, явление природы, некоторых действий. Заучивать стихотворения по мнемотаблице. |
Апрель 2 неделя | Рассказывание сказки «Хаврошечка». | Обучать детей рассказыванию методом моделирования сказок. Учить строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанной сказки. | Вспомнить сказку. Ответить на вопросы. Рассмотреть и ознакомить детей с игрушками, которые используют для моделирования сказки. Рассказать используя элементы народно-фольклорной лексики. |
Апрель 3 неделя | Насекомые. Заучивание стихотворения «Пчела» | Учить запоминать и рассказывать стихотворение по схеме. Учить пересказывать рассказ с опорой на схему Развивать память, внимание, мышление. | Рассмотреть картинки с изображением насекомых. Беседовать по теме « Мир насекомых». Загадать загадки. Прочитать стихотворение. Выучить стихотворение по схеме. Рассказать стихотворения. |
Апрель 4 неделя | Труд людей весной. Составление рассказа по сюжетной картине «На даче». | Учить составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на план-схему. Учить детей составлять описательный рассказ по алгоритму. | Рассмотреть картины, беседовать о труде людей весной. Игра «Составь предложение с «красивыми словами». Дать образец рассказа. Составить рассказ по плану-схеме. Рассмотреть картину «Весна» Составить описательный рассказ по алгоритму «Весна». |
Май 2 неделя | Поле. Луг. Составление рассказа по сюжетной картине «Поле». | Учить составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на пиктограмму. Упражнять в образовании множественного числа существительных в родительном падеже. | Рассмотреть и беседовать по картине. Игра «Чего много?» Дать образец рассказа. Составить рассказ по пиктограмме. |
Май 3 неделя | Скоро лето. Составление описательного рассказа «Лето». | Учить составлять рассказ с опорой на предметные картинки. | Загадать загадки. Рассмотреть картину и ответить на вопросы. Игра «Составь длинное предложение». Дать образец рассказа. Составить рассказ по предметным картинкам. |
Май 4 неделя | Скоро в школу. Составление рассказа по картине «Учительница» | Уточнить знания детей о школе, закрепить название и назначение школьных принадлежностей. Согласовывать числительные с существительными. | Рассмотреть картину, ответить на вопросы. Игра «Что возьмем в школу?». Составить рассказа по картине «учительница». |
Таким образом, все занятия направлены на повышение уровня связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР, при использовании приемов мнемотехники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная исследовательская проектная деятельность. Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание Введение………………………………………………………………….1Концепция деятельности………………………………………………..2Теоретическая и эмпирическая база……………………………………6Система работы……………………………………………………..…..12Предъявление опыт...
ПЕЙЗАЖНАЯ КАРТИНА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Успешность обучения в школе зависит от многих факторов. Важнейшим из них является задача развития связной речи детей, которую современная дошкольная педагогика и методика развития речи относ...
Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
В статье рассматриваются особенности связной речи детей с ЗПР. Представлены основные результаты исследования процесса формирования навыков монологической речи у дошкольников с ЗПР с...
Мастер-класс «Использование мнемотехники и элементов технологии ТРИЗ как средства развития связной (монологической) речи у детей старшего дошкольного возраста»
Данный материал представляет из себя практический мастер-класс по использованию технологии ТРИЗ для развития речи детей старшего дошкольного возраста....
Пересказ сказок как средство овладения связной монологической речью у детей старшего дошкольного возраста"
Пересказ сказок как средство овладения связной монологической речью у детей старшего дошкольного возраста"...