Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР-III уровня речевого развития посредством пересказа сказок
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Елена Александровна Панкратова
Развитие связной речи – это осмысленное pазвернутое высказывание (логически сочетающихся предложений), которое обеспечивает общение и понимание людей.
Она одна из главных задач детского сада.
Монологическая речь – это связная речь, логически последовательное высказывание, протекающее долго по времени, не связанное с немедленной реакцией. Имеет сложное строение, выражает мысль одного лица, которая неизвестна слушателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_2.pptx.pptx2.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного видам №36 «Аленький цветочек» городского округа город Выкса Мое профессиональное кредо: Я нужна детям, чтобы маленький человечек поверил в свои силы, преодолел и превзошел себя. Успех ребенка – это успех моей работы, моей жизни Панкратова Елена Александровна учитель-логопед Презентация практических достижений профессиональной деятельности

Слайд 2

Тема презентации Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР- III уровня речевого развития посредством пересказа сказок

Слайд 3

Условия формирования личного вклада в развитие образования Выготский Л.С., ЛурияА.Р ., Леонтьев А.А..– теория развития речевой деятельности детей; Бородич А.М., Глухов В.П., Воробьева В.К.- формирование связной речи; Ушинский К.Д. , Толстой Л.Н. – традиции обучения связной речи Исследовательская деятельность Провела диагностику сформированности навыков монологической речи у детей с ОНР- III ур.р.р . Глухов В.П. – методика обследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Ткаченко Т.А. –методические рекомендации по развитию связной речи у детей с ОНР; Ушакова О.С, Смирнова Т.А.- содержание и обучение речи в детском саду; Зинкевич - Евстигнеева Т. Д.- формы и методы работы со сказками; Разработала перспективное планирование по развитию монологической речи ОНР по средствам пересказа сказок; Обогатила РППС кабинета авторским дидактическим материалом по обучению детей пересказу сказки (мини книжки, мнемотаблицы, ИКТ, пособие театральной деятельности) МБДОУ программа самообразования «Развитие связной речи детей с ОНР» Педагогический совет сообщение «Обучение детей пересказу как наиболее доступному виду связной монологической речи» Мастер-класс (мини книжки, мнемотаблицы, ИКТ, лэпбук) Консультации для родителей «Роль семьи в развитии речи детей»; «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» РМО учителей-логопедов Обобщение опыта работы по теме: «Лэпбук как инновационный вид деятельности учителя-логопеда»; «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР- III уровня речевого развития посредством пересказа сказок» Представление опыта работы на педагогических профессиональных сетевых сообществах : https://nsportal.ru// , https://www.maam.ru/ / , https://www.logoped.ru // Научно- исследовательские условия Методические условия Организационно -педагогические условия

Слайд 4

Актуальность личного вклада в развитие образования Необходимости повышения качества речевого развития детей с ОНР при недостаточной изученности знания использования фольклорной сказки в развитии монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР В контексте реализации ФГОС ДО – целевые ориентиры развития ( определяет содержание речевого развития детей как развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи) Путь решения проблемы Использование сказки позволяет решить значимую для педагогической практики проблему развития монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР Необходимость переосмысления подходов к организации взаимодействия, поиск новых форм работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с ОНР с учётом современных требований Система работы по обучению детей 6-7 лет с ОНР III ур . р. р. пересказу сказок дает высокие результаты в формировании монологической речи, выражающиеся в умении детьми выстраивать развернутые устные изложения текстов в соответствии с содержанием, логично, последовательно, точно, грамматически правильно и образно Значимость проблемы

Слайд 5

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования Связная речь как бы вбивает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя Ф.А. Сохин Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка, его творчества. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева С помощью работы со сказкой дети с ОНР преодолевают затруднения в освоении связной монологической речи, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают детям уверенность в своих силах Монологическая речь – речь одного лица, состоящая из ряда логически, последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединённых единым содержанием и целью высказывания Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина

Слайд 6

Цель: Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР- III уровня речевого развития посредством пересказа сказок Задачи: - Совершенствовать фразовую речь в процессе пересказа сказок; - Развивать все компоненты устной речи у детей (лексической стороны, произносительной стороны речи); - Активизировать использования разнообразных лексических средств, в процессе языка и пересказа; - Формировать навыки высказывания сюжетов сказки в логической последовательности; - Развивать умение связно пересказывать небольшие по содержанию сказки, используя выразительность речи Цель и задачи педагогической деятельности

Слайд 7

Ведущая педагогическая идея Сказка близка и интересна ребенку, персонажи знакомы, черты персонажей выражены, мотивы поступков понятны. Образность языка, интенсивный сюжет, активизирует воображение и вызывает положительные эмоции у детей. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную работу и обеспечивает эффективное развитие речи детей с ОНР- III уровнем речевого развития К. Д. Ушинский При тщательном отборе обусловленным возрастными возможностями детей на отборе материалов сказок Интеграция работы по направлениям воспитательной и образовательной работы детей и всех видов деятельности. При условии активного включение детей Максимальное использование развивающего потенциала малых форм фольклора, создание речевой среды М онологическая речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР- III уровня речевого развития эффективней развивается в процессе систематической целенаправленной работы по пересказу сказок

Слайд 8

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования 1 . Подготовительная работа - Заучивание стихов, пословиц, потешек способствующих пониманию сказок; - Знакомства с художественной литературой; Рассматривания иллюстраций; Упражнения и игры на материале сказок 2.Первое чтение сказки без остановки на запоминание сказки 3. Второе чтение сказки с установкой пересказа, беседа по содержанию 4 . Третье чтение сказки Расставление смысловых акцентов; Деление текста на части; Составление плана пересказа (с опорой только на картинку). 4 . Пересказ по плану без опоры (зрительной и вербальной) Методы художественного чтения и пересказа сказки Чтение или рассказывание одного произведения (чтение как часть образовательной деятельности); Чтение нескольких произведений объединенных одной тематикой и единством сюжетных оборотов (объедение произведений принадлежащих к разным видам искусства). Модель работы со сказкой в процессе развития монологической речи детей с ОНР Развитие фразовой речи в процессе обучения пересказу сказок Составление фразы из 3-4 слов, воспроизведение 3-4 предложений с наглядной опорой в виде картинок, натуральных предметов и действий с ними Составление 4-6 словной фразы, воспроизведение предложений с наглядной опорой в виде предметов и объектов(с их свойствами и качествами) и действий с ними Составление предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов Воспроизведение 4-5 предложений, составленных по сюжетной картинке, связанных по смыслу Составление предложений: по схеме, по опорным словам, с данным словом Распространение предложений по вопросам путем наращивания слов по цепочке Преобразование предложений по вопросам путем наращивания слов по цепочке Сказка/ новая сказка

Слайд 9

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Система работы по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР- III ур.р.р . посредством пересказа сказок Подготовительный этап Подготовка детей с ОНР к пониманию содержания сказок (цикл кратковременных наблюдений разработанных посредством содержания сказок) Цель: Подготовка детей к пониманию сказок Задачи: Подготовить детей к пониманию содержания сказок опираясь непосредственно на сказку Развивать чувства восприятия сказки и отношение к ней; Учить детей объяснять суть наблюдаемой ситуации Развивать умение у детей излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказки Методы и приемы Создание мотивации Показ театра по мотивам сказки, по принципу взрослый детям; дети детям; Прослушивание аудиозаписи Подготовка к обучению пересказа сказок Чтение сказок без пересказа; Краткая беседа вопрос по ответной форме по содержанию сказок; Рассматривание картинок , иллюстраций по теме сказки ; Составление альбомов с рисунками детей по сказке Речевые упражнения, дидактические игры Узнай сказку Составь из кубиков сказку Из какой сказки герой; Заучивание, проговаривание стихов, пословиц, потешек к сюжету сказки

Слайд 10

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования 1 I . Этап Цель: Развитие умение детей высказыванию оценочным суждениям по содержанию и качеству как своих так и сверстников 1. Пересказ по предметным картинкам - Картинки символизирующие событий отраженных в сказке 2. Пересказ сказки по одной картинки с текстовым сопровождением Сюжетная картинка сказки, текст сказки предъявленным учителем-логопедом Методы и приемы: Пересказ по частям(по наводящим вопросам, самостоятельно) Пересказ по ролям (с организующей помощью учителя-логопеда) Пересказ и инсценировка (организующей и направляющей помощью учителя логопеда) Сказки « Зайкина избушка» русская народная сказка «Старик-годовик» Даль В.И. Требование Выразительность языка Точность определения Персонажей с ярко выраженной характеристикой Этап Пересказ сказки по наглядному действию Предметные действия Пересказ сказки по сюжетным картинкам Сюжетные иллюстрации к разным частям сказки Требование к тексту сказки Понятная композиция Выразительная последовательность Доступность использования форм Короткие фразы Методы и приемы (вербальные и невербальные ) Наглядные Игровые Словесные Совместные пересказ Отраженный пересказ Незначительная помощь Сказки « Теремок» русская народная сказка «Заяц хваста » русская народная сказка «Под грибом» Сутеева В.Г. ( цикл кратковременных наблюдений, разработанных последовательных наблюдений) Читая сказку используем эмоциональные средства, выделением голосом яркие выражения; мимика, жесты, пантомима, использование игрушек, ярких иллюстраций, продукты детской деятельности Система работы по развитию связной монологической речи детей 5-7 лет с ОНР 3 ур.р.р

Слайд 11

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования 1 II . Этап Цель: Совершенствовать умение строить свое рассказывание сказки (целенаправленность, композиционная целостность, художественное выразительность, оригинальность) Формирование навыка связывать сюжетные действия с ролью персонажей сказки Пересказ сказки по одной картинки без текстового сопровождения Сюжетная картинка Наводящие вопросы Пересказ сказки по графическом символам Схемы, мнемотаблицы Модели, муляжи Методы и приемы: В ставить пропущенное звено содержание сказки Моделирование сказки (дидактические игры, ИКТ, пазлы , театр) Расположение графических символов по тексту Подбор схем к сказкам (мнемотаблицы, ИКТ) Сказки « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» русская народная сказка «Снегурочка» русская народная сказка «Гуси-Лебеди» в обработке Л.Н.Толстого Требование: Усложнение содержания Содержания увеличения объема текста Дети овладевают средствам построение самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами фундаментальное средство-включение героев различных ситуации

Слайд 12

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования РППС логопедического кабинета - Литература по сказкам Фигурки сказочных героев с декорациями Лэпбук со сказочной атрибутикой Магнитная и маркерная доска Фланелеграф Ноутбук Адаптированные авторские пособия по развитию связной речи с использованием материалов сказкок Набор предметных сюжетных картинок Схемы, модели сказок Схемы для составления предложений, картотека упражнений для пальчиковой гимнастике по сказкам, дидактические игры «Путешествие по сказкам» Загадки по сказкам «Загадка нам подскажет сказку» Словарь сказочных слов ИКТ дидактических игр «Путешествия Колобка» Занятия Расширение и актуализация словаря (ознакомление с новыми словами, использование синонимов, антонимов и др.) Пересказ (по предметным картинкам, по одной сюжетной картинке, с использованием схем, моделей, пиктограмм) Индивидуальные/ подгрупповые занятия - Договаривание предложений -Составление фразы с наглядной опорой (предметы, картинки) -Воспроизведение предложений по сюжетной картинке и др. -Составление предложений по схеме, опорным словам -Распространение предложений «по цепочке» Совместная деятельность взрослого и ребенка -Чтение сказок, беседа по содержанию -Рассматривание иллюстраций -Составление альбомов с иллюстрациями -Заучивание загадок, потешек и др. Игровая деятельность - Дидактические игры: «Угадай героя сказки по описанию», «Сказочное лото», «Игры на липучках», разрезные картинки, «Кто где живет?», «Найди ошибку», «Найди пару», «Доскажи словечко» и др. -Ролевые игры по сказкам Театрализованная деятельность - Пальчиковый театр -Теневой театр -Театр на фланелеграфе . -Театр настольный - Ложковый театр -Костюмированные представления

Слайд 13

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Перспективное планирование по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР- III уровня речевого развития посредством пересказа сказок Период Цели Содержание работы Оборудование Словарь Методическая работа сентябрь Диагностика уровня развития связной речи детей с ОНР на начало учебного года Комплексное обследовании связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития). 1.Серия картинок 2.знакомые детям сказки: "Репка", "Курочка ряба". 3.Серия картинок по сюжету сказки "Лиса и Журавль". Анкетирование родителей «Сказка в жизни ребенка» Подготовительная работа сентябрь 1.Создание мотивации 2.Подготовка к обучению пересказу сказок Показ театра по сказкам (взрослый – детям, дети – детям) «Курочка ряба», «Мишка косолапый», «Колобок» и др. Прослушивание аудиозаписей Чтение сказок без пересказа, краткая беседа в вопросной форме по содержанию сказки Рассматривание картин, иллюстраций по теме сказок Составление альбомов с рисунками детей по сказкам Проведение речевых упражнений, дидактических игр «Узнай сказку», «Из какой сказки картинка», «Разложи картинки правильно» Заучивание наизусть загадок, поговорок, пословиц, потешек, рифмовок, считалок по сказкам Пальчиковый театр Теневой театр Театр на фланелеграфе . Театр настольный Ложковый театр Костюмированные представления Игры на липучках Сюжетные картинки, иллюстрации Аудиосказки Книги со сказками для детей Дидактические игры, лото, разрезные картинки и др. Авось, бранить, без оглядки, горазд, дюже, домовничать, дивить, жерновцы, загодя, калач, колобок, нынче, невзгода и др. Консультация для родителей «Речевое развитие детей 6-7лет » Буклет «Сказка ложь да в ней намек…» 1 этап октябрь- ноябрь Пересказ сказки по наглядному действию Пересказ сказки по сюжетным картинкам Сказка «Под грибом» Г.В. Сутеев « Заяц-хваста » - русская народная сказка «Теремок» - русская народная сказка Предметы и действия с ними Силуэтные изображения персонажей сказки Сюжетные иллюстрации к разным частям сказки, Лэпбук «Теремок», интерактивные игры – викторины. Застал, шляпка, переждать, промокла, кое-как, теснота, ручьем течет, потеснитесь. Хвастать, гумно Теремок, низок, высок, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик , лисичка-сестричка, косолапый, невредимы. Мастер-класс для воспитателей «Книжка-малышка создание наглядного материала для развития связной речи детей 2 этап декабрь -март Пересказ по предметным картинкам Пересказ сказки по одной картинке с текстовым сопровождением «Старик-годовик» В.Даль« Заюшкина Избушка» - русская народная сказка Сказка в ред. А.Н. Толстого « Морозко » Сюжетная картинка к сказке, чтение текса логопедом Картинки символизирующие основные события отраженные в сказке Тройка, душно, знойно, залегли. Ледяная, лубяная, косой, клочки, закоулочки. Мачеха, падчерица, угодить, трескучий, озноб, окостеневать, сжалился, студено. «Лэпбук – как инновационная технология в деятельности учителя-логопеда» (развитие речи: развитие лексико-грамматического строя, звукопроизношения, связной речи) Проект «Зимняя сказка» - формирование интереса к сказкам как к инструменту развития речи дошкольника 3 этап Апрель май Пересказ сказки по одной сюжетной картинке без текстового сопровождения Пересказ сказки по графическим символам «Снегурочка» - русская народная сказка «Гуси - лебеди» в обработке А.Н. Толстого «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Сюжетная картинка, краткий план Схемы, модели, пиктограммы к сказкам Изба, спорится, заслушаешься, батюшка, матушка, роща, хворост. Гостинцы, кликать, зажурчала, опушка, заслонка. Колодец, копытце, жар, донимает, стожок Представление опыта работы на педагогическом совете ДОУ «Обучение детей пересказу как наиболее доступному виду связной монологической речи» май Диагностика уровня развития связной речи детей старшей группы на конец учебного года Анкетирование родителей «Успех каждого ребенка»

Слайд 14

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Диагностика развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР- III ур . р. р. посредством пересказа сказок по адаптированной методике Глухова В.П. Результаты работы: В результате коррекционно-логопедической работы по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР- III уровня речевого развития посредством пересказа сказок отмечается положительная динамика по всем параметрам речевого развития Сентябрь 2020г . Май 2021г . Параметры 1.Фразовая речь Умение строить предложение по одному действию Умение строить предложение по трем картинкам Пересказ текста сказки Рассказ сказки по серии картинок Рассказывание сюжетов сказки в логической последовательности, используя выразительность речи 2. Лексическая сторона речи Использование разнообразных лексических средств языка в процессе пересказа сказки; 3. Произносительные навыки( звукопроизношение, эмоциональный окрас ) Это позволило сформировать у детей следующие навыки Свободное общение со взрослым и детьми Развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи) Связной речи (диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности Практическое овладение воспитанниками нормами речи Диагностические методы Серия специальных заданий Наблюдение за речью детей в процесс организованной и самостоятельной деятельности

Слайд 15

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника На уровне МБДОУ: 1. Педагогический совет сообщение «Обучение детей пересказу как наиболее доступному виду связной монологической речи» в 2020г. 2. Мастер-класс (мини книжки, мнемотаблицы, ИКТ, лэпбук) в 2021г. 3. Консультации для родителей «Роль семьи в развитии речи детей» в 2019г. «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» в 2020г. На урове РМО учителей-логопедов: Обобщение опыта работы по теме: «Лэпбук как инновационный вид деятельности учителя-логопеда» в 2019г. «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР- III уровня речевого развития посредством пересказа сказок» в 2020г. На уровне профессиональных педагогических сетевых сообществ Размещение информации на сайте МБДОУ http ://alcvet.nnov.prosadiki.ru/stranichkapedagogapsihologa На персональном сайте https://nsportal.ru/pankratova-elena-aleksandrovna Трудности и риски: В применении сказки негативных факторов не наблюдалось, так как сказка положительно влияют на всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста. Адресность : для родителей, педагогов и специалистов МБДОУ, учителей-логопедов. Область применения: дошкольное образование; в разнообразных видах деятельности – совместной, непосредственно организованной, самостоятельной.

Слайд 16

Литература Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи обучения родному языку дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 200.- 400с. Выготский Л. С. Мышление и речь. Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 690 с. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981.-256с. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. учеб. пособие/ В.К. Воробьева - М.: АСТ: Астрель : Транзиткнига , 2006.-158 с. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей см ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. Дефектология -№2-1994-с.56-73 Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Издательства В.Секачев, 2014г. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. Издательство «Речь» 2010г. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. 2-е изд., испр .- М.: Просвещение, 1979-223с. Ткаченко Т.А.Формирование и развитие связной речи у дошкольников . Издательство Феникс. 2021г. Ткаченко Т.А. В первый класс- без дефектов речи. Методическое пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999-112С. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Гманит . Изд. Центр ВЛАДОС, 2004-288 с. Сетевые источники : http ://www.doshvozrast.ru ; http:// www.maam.ru ; https://nsportal.ru/ /. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕЙЗАЖНАЯ КАРТИНА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Успешность обучения в школе зависит от многих факторов. Важнейшим из них является задача развития связной речи детей, которую современная дошкольная педагогика и методика развития речи относ...

Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи

Особенности содержания занятия, выбор приемов и способов развития связной монологической речи  должны определяться степенью речевого недоразвития, зрительного нарушения, возрастными психолого-пед...

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

В статье рассматриваются особенности связной речи детей с ЗПР. Представлены основные результаты исследования процесса формирования навыков монологической речи у дошкольников с ЗПР с...

Мастер-класс «Использование мнемотехники и элементов технологии ТРИЗ как средства развития связной (монологической) речи у детей старшего дошкольного возраста»

Данный материал  представляет из себя практический мастер-класс по использованию технологии ТРИЗ для развития речи детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Помощники в доме

Конспект НОД  по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Помощники в доме...

Пересказ сказок как средство овладения связной монологической речью у детей старшего дошкольного возраста"

Пересказ сказок как средство овладения связной монологической речью у детей старшего дошкольного возраста"...