СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ЗВУКИ: с, з, ш, щ, ж, ц, ч, б, п, т, г, к, д, л, р)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ЗВУКИ: с, з, ш, щ, ж, ц, ч, б, п, т, г, к, д, л, р) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_postanovke_zvukov_2.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

(ЗВУКИ: с, з, ш, щ, ж, ц, ч, б, п, т, г, к, д, л, р)

Этапы

        

Ступени по артикуляционной позиции

«0» этап:

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнения)

1 ЭТАП. Постановка изолированного звука

2 этап: постановка звука в слове

3 этап: постановка звука во фразовой речи

Примечания

В начале слова

В конце слова

В середине слова

Основной гласный

Описание уклада (артикуляционой позиции) и упражнений для данного звука

Задача, описание работы

Задача, описание работы, перечень дидактических игр/упражнений

Задача, описание работы, перечень дидактических игр/упражнений

Задача, описание работы, перечень дидактических игр/упражнений

Задача, описание работы, перечень дидактических игр/упражнений

Свистящие - шипящие (с, ш, щ, ж, з, ц, ч)

«Улыбка трубочка», «Лопаточка», «наказать не послушный язычок» и т.д.

«Зайчик». И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «Фр!». Повторить медленно 5-7 раз

I этап — дифференциация изолированных звуков.

Цель — обратить внимание детей на различные признаки звуков (слуховые и моторные — произносительные). Например, при произнесении звука з кончик языка находится за нижними зубами, а при произнесении звука ж кончик языка поднят вверх (комары звенят: «ззз...», пчелы жужжат: «жжж...»).

Игра «Кто внимательный?» Научить детей выделять любой звук из слова и определять его место в слове. (Начало)

С - (санки, стакан, сумка, слон, скамейка)

Ш – (шарф, шарик, штора, шлем, шкаф)

Щ – (щука, щенок, щетка)

Ж – (жук, жаба, жеребенок, жирафа)

З – (зебра, зонтик, забор)

Ц - (цыпленок, цепь, царь)

Ч – (Часы, чайка, чайник)

Научить детей выделять любой звук из слова и определять его место в слове. (Середина)

С – (лиса, носок, мост, капуста)

Ш – (уши, каша, лошадка, кошелек)

Щ – овощи, ныряльщик, уборщик

Ж – (пожар, лужа, пирожок, сапожка, одежда)

З – (роза, береза, гроза, ваза)

Ц – (Птица, курица, яйцо)

Ч – (дача, мочалка, волчонок, печка)

Научить детей выделять любой звук из слова и определять его место в слове. (Конец)

С – (нос, автобус, фикус, ананас)

Ш – (карандаш, мышь, душ, малыш, детеныш)

Щ – (Плащ, борщ)

Ж – (Багаж, гараж, манеж, колледж)

З – (арбуз)

Ц – (заяц, певец, холодец, матрац)

Ч – (врач, скрипач, ключ, обруч)

III этап — дифференциация звуков во фразовой речи.

Цель — научить правильно произносить дифференцируемые звуки во фразах.

.«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Называя картинки, воспитатель четко выделяет звук, чтобы дети могли лучше услышать его. Когда они будут говорить, какой звук слышали во всех этих словах, надо следить, чтобы дети произносили звук четко, без добавления гласных (например, с, а не сэ, эс, т.е называли звук, а не букву)

Звонкие-глухие: б, п, т, г, к, д, л, р

 «Как гуси шипят». И. п. – встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш...». Повторить в среднем темпе 3-4 раза.

«Достань пол». И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки вперёд. Наклониться вперёд и достать ладонями пол со словами: «Бак». Повторить медленно 2-4-раза.

I этап — дифференциация изолированных звуков.

Цель — обратить внимание детей на различные признаки звуков (слуховые и моторные — произносительные).

Игра «Кто внимательный?» Научить детей выделять любой звук из слова и определять его место в слове. (Начало)

Б – (Булочка, бамбук, банан, барабан, баран)

П – (Папка, папа, пилот, парашют, парта.)

Т – (Трактор, титаник, талия, таз, теплоход.)

Г – (газета, горшок, губка, голубь, гонка)

К – (корабль, календарь, кактус, камаз)

Д – (Дом, дыня, дождик)

Л – (лист, листья,  лягушка, лапки)

Р – (радуга, рыба, рога, рак)

Научить детей выделять любой звук из слова и определять его место в слове. (Середина)

Б – (Папка, папа, пилот, парашют, парта)

П- (Капкан, капля, капитан, экипаж, купава)

Т – (карта, стакан, котенок)

Г – (бумага, дорога, рога)

К – (молоко, земляника, юбка, утка)

Д – (карандаш, поводок, радуга, подушка)

Л – (шоколад, мыло, салат, халат)

Р – (город, жаворонок, воробей, сарай)

Научить детей выделять любой звук из слова и определять его место в слове. (Конец)

Б – (Клуб, водолюб, гриб, герб, дуб)

П – (Выкуп, гелиоскоп, генотип, грипп, джип)

Т – (Аэропорт, пират, самолет, вертолет, рулет)

Г – (утюг, снег, флаг)

К – (лук, шашлык, цирк, теремок)

Д – (мёд, город )

Л – (футбол, дятел, овал, пенал)

Р – (шар, шофер, помидор, топор, костер)

III этап — дифференциация звуков во фразовой речи.

Цель — научить правильно произносить дифференцируемые звуки во фразах. 2.«Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

подвижность.

Называя картинки, воспитатель четко выделяет звук, чтобы дети могли лучше услышать его. Когда они будут говорить, какой звук слышали во всех этих словах, надо следить, чтобы дети произносили звук четко, без добавления гласных (например, с, а не сэ, эс, т.е называли звук, а не букву)

Приложение:

  1. Все разработанные таблицы – артикуляционные и акустические характеристики, звуковая карта, схема постановки звука +
  2.  Карточки звуков с изображением и характеристикой звука в виде инструкции или четверостиший (как в презентации)
  3. Дыхательная гимнастика +
  4. Артикуляционная гимнастика/упражнения +
  5. Дидактические игры/ситуации
  6. ТК одного занятия

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование дыхательной гимнастики в системе работы по формированию правильного звукопроизношения».

Известно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Но, кроме своей основной физиологической функции- осуществления газообмена (поглощения из атмосферы ...

Программа индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работы по формированию правильного звукопроизношения сонорного звука ( Р )

Индивидуально-ориентированная  программа по формированию правильного звукопроизношения сонорного звука (Р)  составлена на основе программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедиче...

КОНСУЛЬТАЦИЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

консультация на тему "система работы по формированию правильного звукопроизношения и развития фонематического восприятия"...

Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ЗПР "Звук а"

Тема: «Звук [а]» Образовательная область: речевое развитие.Деятельность: коммуникативная.Цель: Уточнять четкое произношение звука[а]Задачи:Коррекционно – образовательные:- познакомит...

Конспект индивидуальной НОД по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация звуков [З] – [С] в слогах, словах и фразах".

Цель: закреплять навык дифференциации звуков [з] – [с] в слогах, словах и фразах, навыки согласования слов в предложении.Задачи: развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух,...

Система логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения.

В норме, формирование правильного звукопроизношения заканчивается у детей к 4 – 5 годам. Однако не все дошкольники всостоянии самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка....