КОНСУЛЬТАЦИЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

консультация на тему "система работы по формированию правильного звукопроизношения и развития фонематического восприятия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_razv_rechi.docx44.39 КБ

Предварительный просмотр:

 КОНСУЛЬТАЦИЯ

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Введение.

     Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе.  

     Формирование правильного произношение у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии. Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3–4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятна. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании речи обращенной. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту  Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Дефекты звупроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны самокорекции. Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. У старшего дошкольника недостатки речи физиологически не оправданы. Наблюдения показывают, что у большинства старших дошкольников и школьников 1- х классов, обладающих недочетами речи, нет не каких серьезных нарушений, у этих детей выработалась привычка нечистой речи, связанная и с неправильным воспитанием.
     Как показывает практика большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно вступает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих («пат книга» – пять книг; «папутька» – бабушка; «дупа» – рука). Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи.

Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры слова. Нередко при правильном воспроизведении контура слов нарушается звуконаполняемость: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов («морашки» – ромашки, «кукика» – клубника). Многосложные слова редуцируются. У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. А так же отмечается неустойчивость внимания, трудности запоминания.Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что влияет на успеваемость, среди неуспевающих школьников младших классов отличается большой процент косноязычных.
   Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие).
Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами .В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.

С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка-миска). Так формируется фонематический слух – способность воспринимать звуки человеческой речи. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.К 3–4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь. Прислушиваясь к звукам, подражая речи окружающих, дети учатся из огромного количества разнообразных звуков вычленять только те, которые несут смысловое значение, то есть слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами. Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.

Развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи происходит с большим опозданием и отклонениями. Они недостаточно дифференцируют звуки родного языка, что сказывается и на понимании речи окружающих и на развитии собственной речи. Чем раньше начинается специальная коррекционная работа в этом направлении, тем больше возможностей для предупреждения в отставании пассивной и активной части детей. При этом полноценнее формируется смысловая сторона речи, усваивается лексический материал.

Система работы по формированию правильного звукопроизношения.


     Работа по звукопроизношению сочетается с работой по другим разделам звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, голоса, дикции, темпа, интонационной выразительности речи).
      I этап - Подготовительный, предлагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и от деятельности гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.
     II этап - становления звуков речи, или постановка звука.
Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р,л. ).
При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке.
     Если не возможно поставить звук на основе подражания, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемого упражнением детей.
     
III этап - Закрепление и автоматизация звуков.
С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи - речевого звука - в более сложные последовательные речевые структуры - в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произноситься правильно (О.В. Правдина).
    Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта трудная для нервной системы работа. Она требует большей осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетания, слово, фразу).
    Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создания таких условий, чтобы в течении дня ребенок произносил его не менее 10-20 фраз.
    Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных анализаторов: слухового - как ведущего, зрительного (показ артикуляции), тактильно вибрационного (ощущение пальцами вытянутых губ), кинестетического (ощущение дрожания кончика языка при звуке р.)
     IV этап - дифференциации смешиваемых звуков.
В основе его лежит дефференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим. Дети не отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуком и путают их. При дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия.
     Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы, к ним относятся  организованная и совместная деятельность. Это еженедельная (1-2 раза в неделю) образовательная работа  , занимающая от 2 до 10 минут. Один раз в месяц – интегративная образовательная деятельность   посвященная звуковой культуры речи.
     Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры - драматизации, хороводы. Эффективна речевая гимнастика (1-2 минуты артикулирующих упражнений в конце утренней гимнастики, 2-3 раза в неделю). Широко практикуется работа с педагогом подгруппами детей в удобное для них время (дидактические игры, шутки - чистоговорки, загадки и д.р.)


                                        Методы работы.

 Дидактические игры, подвижные и хороводные с текстом, дидактические рассказы с включением учебных заданий (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т.п.) упражнения (заучивание и повторение скороговорок, стихотворений).

     Экспериментирование ребенка в совместной и свободной деятельности  по (издаванию) разных звуков, разными способами ……….
Пользуясь методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей: 

  • Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог.
    Объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речедвигательного аппарата - следующий прием.
  • При формировании фонематического слуха, звуко и словопроизношения рекомендуется специфичный прием - утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова).
  • Образное название звука или звукосочетания (ззз - песенка комара).
  • Активным приемом является хоровые и индивидуальные повторения, которые обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей.
  • Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога.
  • Возможны такие активные приемы, как (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи- образца).
  • Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление.
  • Специфичный прием - образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний служит одновременно отдыхом, и закреплением учебного материала. В процессе работы используются и наглядные приемы. Показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

Структура процесса изучения одного звука.
1. Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков), многократное произнесение звука педагогом (в обратной форме).
2. Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительности речи.
3. Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.
4. Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки - чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).

Работа над различными разделами звуковой культуры речи                    вне занятий.

Работу по звуковой культуре речи вне занятий можно организовать:

- на утренней речевой зарядке (артикуляционная гимнастика, как часть утренней гимнастики и дыхательных упражнений)

-  на прогулке (словесные  игры, артикуляционная гимнастика, логоритмика и др)

-  в  свободной и совместной игровой деятельности (игра «школа», словесно -литературные игры, н\п + д\игры)

-  во время утреннего прихода детей и перед уходом их домой – (индивидуальная работа с детьми, беседы)

- театрализованная деятельность (свободная, совместная), импровизация, подражание героям сказок – особенно животным и птицам  

Для развития и совершенствования артикуляционного аппарата, голоса и речевого дыхания желательно включить в режим дня речевую зарядку. Она должна проводиться со всеми детьми и может сочетаться с утренней гимнастикой или проводиться самостоятельно перед завтраком. На речевой зарядке детям даются упражнения в игровой форме, направленные на выработку точных, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, на развитие речевого дыхания и голоса.

С детьми, которые не усвоили программный материал по звуковой культуре речи или плохо усваивают его  групповой  ООД, необходимо проводить дополнительную работу.  Совместная деятельность организуются как индивидуальные, так и групповые (например, объединяются в одну группу дети, которые не усвоили какой-либо звук). Такие индивидуальные и групповые  игры  могут проводиться на прогулке, в часы игр, во время утреннего приема детей и перед уходом их домой.

 В совместной деятельности различные игры, упражнения в игровой форме, используется различный речевой материал, который направлен на выработку у детей правильного произношения звуков, на развитие фонематического и речевого слуха.

Работа, проводимая вне ООД, предупреждает и устраняет несовершенства речи у отдельных детей, выравнивает группу, создает ситуации успешности для каждого ребенка учитывая его индивидуальные психологические и эмоциональные особенности,   даёт возможность успешно проводить последующие фронтальные занятия по звуковой культуре речи. методы и приемы работы по развитию фонематического восприятия в процессе формирования звукопроизношения. В ходе преодоления фонематического недоразвития предусматриваются два взаимосвязанных направления работы: во-первых, коррекция произношения, т.е. постановка и уточнение артикуляции звуков (постановка звуков проходит в индивидуальной работе, на фронтальных занятиях уточняется артикуляция); во-вторых – последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.

                              Работа с родителями  - семья .

        Поскольку частыми речевыми нарушениями у детей являются дефекты звукопроизношения, воспитатель должен уделять этому большое внимание. Однако никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать дома детям, неправильно произносящим те или иные звуки.

          Занятия с ребенком дома  следует проводить ежедневно или через день в форме игры. С детьми пяти лет и старше занятия проводят перед зеркалом , чтобы ребенок мог контролировать правильность движений органов артикуляционного аппарата.

           Воспитатель показывает родителям, как надо выполнять каждое упражнение любого комплекса, на что следует обратить особое внимание. При этом надо учитывать те же требования, которые предъявляются к проведению артикуляционной гимнастики: точность движений , равномерное участие левой и правой половины языка в выполнении движений и т.д.

         Если при систематических занятиях дома в течение нескольких месяцев нужная группа звуков не появиться , следует обратиться к логопеду.

        Руководя работой родителей воспитатель должен довести до их сведения следующее:

  • Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков , которые неправильно произносит ребенок. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения из комплексов для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам;
  • Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия следует проводить в форме игры и интересны для ребенка;
  • На одном занятии не следует давать больше двух – трех упражнений;
  • К последующим упражнениям стоит переходить, когда будут усвоены предыдущие;
  • Все упражнения следует выполнять естественно, без напряжения ( ребенок сидит спокойно, без напряжения, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются);
  • Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка;
  • У ребенка не всегда может сразу все получаться, порой это вызывает отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить ребенка, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось;
  • Выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой их получили от воспитателя;
  •  Инструкции для выполнения следует давать поэтапно( улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот и т.д.)
  • Для выявления затруднений выполнения упражнений у ребенка, следует проверять также поэтапно;
  • Если у ребенка появятся звуки, их следует постепенно совместно с воспитателем вводить в речь ( правильно употреблять в словах и фразовой речи);
  • Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с воспитателем и логопедом;
  • Начинать работу по дифференциации звуков с ребенком пяти – шести лет можно лишь после того, как он научится правильно произносить дифференцируемые звуки ( с –ш, з – ж, б – п, л – р и др.), но в речи их еще смешивает.

Начинать работу по любому комплексу необходимо со следующих двух упражнений, помогающих научить ребенка в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без одновременных движений губ ( губы при этом должны находиться в улыбке).

Вывод.

Слово – как лексическая единица представляет собой систему взаимосвязанных значений, отражающих внеязыковую действительность. Слово – как грамматическая единица – это система всех его форм с их грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок фиксирует свои знания о нем не только в лексике, но и в грамматике. Абстрактные грамматические значения позволяют выражать сложные оттенки мысли в наиболее компактной форме.

Как и в норме, так и в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм у детей.

Список литературы:

1.Генинг М.Г., Н.А. Герман. Воспитание у дошкольников правильной речи. –Чебоксары: Чувашское книжное издательство-1971.

2.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок.-М.: Просвещение, 1982.

3.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. –М.: Просвещение, 1980.

        

Приложение № 1

Приложение № 2

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом, используемые учителем-логопедом на прогулке, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

В статье покакзано как учитель-логопед может использовать в своей работе игры с мячом, подобраны примерные  игры...

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезо...

«Использование дыхательной гимнастики в системе работы по формированию правильного звукопроизношения».

Известно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Но, кроме своей основной физиологической функции- осуществления газообмена (поглощения из атмосферы ...

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Материал составлен на основе книги "Мяч и речь" Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Здесь представлены игры с мячом для ознакомления дошкольников с гласными звуками....

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов

Уважаемые коллеги, хочется с Вами поделиться играми с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов....

Консультация для воспитателей "Игры с мячом, используемые на прогулке, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов"

Консультация для воспитателей "Игры с мячом, используемые на прогулке, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов"...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ЗВУКИ: с, з, ш, щ, ж, ц, ч, б, п, т, г, к, д, л, р)

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ЗВУКИ: с, з, ш, щ, ж, ц, ч, б, п, т, г, к, д, л, р)...