Система логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения.
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В норме, формирование правильного звукопроизношения заканчивается у детей к 4 – 5 годам. Однако не все дошкольники в
состоянии самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка. Чаще вызывают затруднения у детей свистящие (с,з;сь,зь); шипящие (ш, ж); сонорные (л,р;ль,рь); аффрикаты(ч,щ,ц) .(2 слайд)
Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов:
(3 слайд)
- степени сложности дефекта;
- индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
- регулярности занятий;
- участия и заинтересованности родителей в этой работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_logopedicheskoy_raboty_po_formirovaniyu_prav.zvukoproiz.docx | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Митрофановский детский сад Кантемировского
Муниципального района Воронежской области
«Система логопедической работы
по формированию правильного
звукопроизношения.
Этапы постановки звука».
Учитель-логопед Шафоростова Елена Ивановна.
2019 год.
В норме, формирование правильного звукопроизношения заканчивается у детей к 4 – 5 годам. Однако не все дошкольники в
состоянии самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка. Чаще вызывают затруднения у детей свистящие (с,з;сь,зь); шипящие (ш, ж); сонорные (л,р;ль,рь); аффрикаты(ч,щ,ц) .(2 слайд)
Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов:
(3 слайд)
- степени сложности дефекта;
- индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
- регулярности занятий;
- участия и заинтересованности родителей в этой работе.
Исправление звуков проводится поэтапно:
I этап – подготовительный (4 слайд)
Если вызвать звук по подражанию не удаётся, тогда необходима подготовительная работа. Продолжительность этапа зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, состояния речевого слуха и может колебаться от трех занятий до целого ряда занятий в течение нескольких недель.
Цель этапа – подготовить артикуляционный аппарат, выполняя:
- дыхательную гимнастику
- артикуляционную гимнастику
- упражнения на развитие пальцев рук
- определение на слух наличия заданного звука, места его в слогах, словах.
Направления коррекционной работы: (5 слайд)
1. Развитие ручной моторики.
Цель: активизация моторных речевых зон.
Методы логопедического воздействия:
- I. Упражнения на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук общего характера, включенные в различные виды деятельности : раскладывание и складывание разборных игрушек; работа с пластилином, с мозаикой,c природным материалом; составление предметных разрезных картинок; складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв; обведение контуров предметных изображений; и т.д
- II. Пальчиковая гимнастика (комплексы).
- III. Пальчиковые игры без речевого сопровождения.
- IV. Пальчиковые игры с речевым сопровождением.
2. Развитие неречевого дыхания. (7 слайд)
Цель: развитие длительного выдоха без участия речи; формирование диафрагмального дыхания.
Игровые упражнения: “Погрей ладошки”,”Горячий чай”, “Надуй игрушку”, “Листья шелестят”, “Бабочки”, “Задуй свечу”, “Покатай карандаш”, “Снежинки летят”, “Вертушка”и др.
3.Развитие речевого дыхания и голоса. (8 слайд)
Цель: развитие речевого дыхания на длительном плавном выдохе, различие высоты, силы, тембра голоса.
1.Игровые голосовые упражнения “Эхо”, “Вьюга”, “Дует ветер”, “В лесу”.
2. Работа со стихотворными текстами. 3. Работа с диалогами.
4. Развитие артикуляторной моторики.
Цель: выработка правильных, полноценных движений артикуляторных органов для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика включает:
а) статические упражнения (“Лопаточка”, “Чашечка”, “Горка” и др.);
б) динамические упражнения (“Улыбка”, “Трубочка”, попеременное движение нижней челюсти, “Маляр” и др.).
5.Развитие слухового восприятия и внимания. (9 слайд)
Цель: подготовка к различению на слух речевых единиц: звуков, слогов,
слов; формирование установки на точное восприятие речи окружающих.
1.Упражнения на узнавание неречевых звуков (“Кто хлопал?”, “ Что звучит?”, “Тихо-громко” и др.).
2. Упражнения на развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале (“Найди картинку”, “Близко-далеко”, “Хлопки”, “Кто летит?”
6.Развитие фонематического восприятия и элементарных форм фонематического анализа. (10 слайд)
Цель: формирование умения различать слова, близкие по звуковому составу, развивать умение выделять звук на фоне слова, первый и последний звук в слове.
1.Упражнения на различение слов, близких по звуковому составу (“Найди ошибку”, “Подбери картинки”, “Найди пару”, “Поезд” и др.).
2. Упражнения на развитие фонематического анализа (“Подними картинку”, “Красный-зеленый-синий”, “Угадай, где спрятался звук?”).
II этап – этап формирования первичных произносительных навыков.
(11 слайд)
1.Постановка звука. Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного нарушенного звука.
Направления коррекционной работы.
1. Развитие слухового восприятия.
2. Развитие фонематического анализа.
3. Развитие речевой артикуляторной моторики.
4. Работа по непосредственной постановке звука.
Методы логопедического воздействия.
1.Игры и упражнения на уточнение слухового
образа отрабатываемого звука.
2.Упражнения на выделение звука на фоне слога, слова.
3.Упражнения на развитие артикуляторной моторики.
4.Непосредственная постановка звука.
Способы:
а) по подражанию (с опорой на слуховой образ)
б) механический (с использованием вспомогательных средств)
в) от других правильно - произносимых звуков;
г) от артикуляторного уклада;
д) смешанный способ постановки.
II. Автоматизация звука. (12 слайд)
Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале; введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.
Направления коррекционной работы
1.Введение звука в слоги, слова, словосочетания,
связную речь (основное направление работы).
2. Развитие фонематических процессов
(фонематического восприятия,
фонематического анализа и синтеза).
3. Работа над просодикой: над ударением
в процессе автоматизации звука в словах и слогах, над темпом, ритмом, логическим ударением и интонацией в словосочетании, предложении и связной речи).
4. Словарная работа (обогащение, уточнение, активизация и систематизация словаря).
5. Совершенствование грамматического строя речи.
Методы логопедического воздействия. (13 слайд)
1. Упражнения на автоматизацию слогов с отрабатываемым звуком:
а) прямых открытых слогов;
б) обратных слогов.
2. Упражнения на автоматизацию звука:
а) звук в начале слова;
б) звук в конце слова;
в) звук в середине слова– (в простых односложных словах);
г) звук в односложных словах со стечением согласных;
д) звук в начале слова;
е) звук в середине, конце слова – в простых двусложных
словах);
ж) звук в двусложных словах со стечением согласных;
з) автоматизация звука в трёхсложных словах без стечения согласных;
и) автоматизация звука в трехсложных словах со стечением согласных.
3. Автоматизация в словосочетаниях.
4. Автоматизация в чистоговорках.
5. Автоматизация звука в предложениях
6. Автоматизация в связной речи.
III. Дифференциация звуков речи. (14 слайд)
(в случаях замены одного звука другим).
Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.
Методы логопедического воздействия.
а) Дифференциация звуков в слогах (повторение слогов со звуками, выделение звуков из слогов с поднятием кружка-символа, придумывание слогов со звуками);
б) Дифференциация звуков в словах
(определение звука в словах, места звука,
работа с картинками.
в) Дифференциация звуков в предложениях
(включаются оба смешиваемых звука).
г) Дифференциация звуков в связной речи
(работа с картинками, стихами, короткими
текстами).
III этап – этап формирования коммуникативных умений и навыков.
(15 слайд)
Цель: сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения и в связной речи.
Направления коррекционной работы.
1. Развитие умения использовать автоматизированные звуки на специально подобранном материале в естественных речевых условиях.
2. Формирование способности контролировать своё умение правильного произнесения звуков в связной речи.
Методы логопедического воздействия. (16 слайд)
Заучивание стихов, диалогов, составление предложений, рассказов по картинкам, пересказы коротких текстов, где частотность данного звука не превышает нормального его распределения в естественной речи.
Закрепление звука происходит в определённой последовательности:
- Изолированное произнесение звука.
- Закрепление звука в слогах.
- Закрепление звука в словах.
- Закрепление звука во фразах, предложениях, стихотворениях (рассказах), в связной речи.
- Закрепление звука в повседневной речи.
Изолированное произнесение звука (17 слайд)
Помоги змее добраться до домика.
Упражнение «Песенки». (18 слайд)
Закрепление звука Ш в прямых словах.
Закрытый слог (гласный +согласный)
Автоматизация звука Ш в середине слова между гласными. (19 слайд).
Помоги Мише выбрать предметы, в названиях которых есть звук Ш.
(20 слайд)
Закрепление звука «Ш» в словах(21слайд)
Упражнение «Волшебная палочка»
Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени их названия по образцу.
Образец: мешок – мешки…
«Посчитай предметы» (22 слайд)
Упражнение «В гостях у гномика». (23 слайд)
Автоматизация звука Ш в чистоговорках. (24 слайд)
Автоматизация звука Ш в чистоговорках. (25 слайд)
Упражнение «Чего не стало?» (26 слайд)
Рассмотри, и запомни картинки. Я закрою одну картинку волшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало.
Автоматизация звука «Ш» во фразе, связной речи. (27 слайд)
Игра с мячом.
Ответить на вопросы, отчетливо произнося звук Ш:
Послушать предложение, найти и исправить ошибки.
Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.
Камешек нашел Пашу.
На шубу вешают вешалку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок.
Упражнение «Придумай сам». (28 слайд)
Послушай, мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов.
Образец: Шкаф какой? — Большой, высокий, деревянный, прямоугольный...
«Закончи предложения картинкой». (29 слайд)
Вылезла из норки …
На неё упала …
Заучивание стихов по мнемотаблицам. (30 слайд)
Автоматизация звука Ш в связной речи. (31 слайд)
Закрепление звука Ш в стихотворениях (32 слайд)
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё не спишь? Шумишь»?
Мышонок шепчет мыше:
« Шуметь я буду тише».
Автоматизация звука [Ш] в текстах. (33 слайд)
Автоматизация звука [Ш] при пересказе. (34 слайд)
Упражнение «Пересказ с картинками»
Повтори предложения, заменяя картинки словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование дыхательной гимнастики в системе работы по формированию правильного звукопроизношения».
Известно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Но, кроме своей основной физиологической функции- осуществления газообмена (поглощения из атмосферы ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
консультация на тему "система работы по формированию правильного звукопроизношения и развития фонематического восприятия"...
Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР.
Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР.Конспект разработала учитель-логопедМДОУ « Одуванчик» г.о. ВосходОрешкина Ма...
Подготовительный этап в системе коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения.
Консультация для педагогов ДОУ...
Короткие логопедические стишки для формирования правильного звукопроизношения.
Короткие логопедические стишки, как и чистоговорки, хорошо использовать при автоматизации и дифференциации поставленных звуков у дошкольников. Такие стихи не позволяют ребёнку отвлекться на запоминани...
Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ЗВУКИ: с, з, ш, щ, ж, ц, ч, б, п, т, г, к, д, л, р)
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ЗВУКИ: с, з, ш, щ, ж, ц, ч, б, п, т, г, к, д, л, р)...