Проект по речевому развитию "По дорогам сказок"
проект по развитию речи

Соколова Татьяна Анатольевна

Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_dorogam_skazok.docx48.48 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующий МДОУ «Детский сад №209»

_________Е.Н. Ромашкина

«_____» ________________2021 г.

Проектная деятельность в первой младшей группе по речевому развитию

  «По дорогам сказок»

Автор:

воспитатель Соколова Татьяна Анатольевна

2021 год

Проектная деятельность в первой младшей группе по речевому развитию

«По дорогам сказок»

Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!

А. Лесных

Участники проекта: дети первой младшей группы, родители (законные представители) воспитанников, педагоги.

Классификация проекта:

По тематике и способам реализации результатов: творческий.

По содержанию: познавательно-речевой

По составу участников: 1,5-3 года

По числу участников проекта: групповой (все желающие).

По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2021 – май 2022 год)

Цель проекта:

Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.

Задачи проекта:

Для детей:

  • Познакомить детей с русскими народными сказками.
  • Привлечь детей к совместной театрализованной деятельности.
  • Развивать речь, воображение, мышление.
  • Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
  • Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
  • Расширять представление детей о сказках.
  • Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
  • Укреплять дружеские отношения в семье.
  • Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам. 

Для родителей:
•Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
•Развитие совместного творчества родителей и детей;
Для педагогов:
•Развитие творческого потенциала ребенка;
•Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Проблема:

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Актуальность:

Приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Данный проект поможет развить у детей устную речь, фантазию и воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Предполагаемый результат проекта:

  • Последовательность и связность речи. (Пересказ сказки, выразительность и эмоциональность речи при драматизации);
  • Умение слушать сказки;
  • Бережно обращаться с книгой;
  •  Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
  • Развитие интереса к русской литературе;
  • Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
  • Содействие творческому развитию детей;
  • Развитие эмоциональной отзывчивости;          
  • Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап.

• Изучение литературы по теме.

• Буклет для родителей.

• Консультация для родителей (папки-передвижки).

• Подбор наглядно-дидактических пособий.

  • Разработка картотеки подвижных игр по сказкам

• Пополнение книжного уголка.

Основной этап.

Формы работы.

1.Работа с родителями:

Знакомство родителей с информацией о значении влияния сказки на ребенка.

Консультация "Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста "

Буклет "Сказка-это важно!"

Подбор мультфильмов на тему «Русские народные сказки»

Изготовление шапочек для сказки «Теремок», сказки «Репка» на CD дисках

Способствование активному участию родителей в проектной деятельности.

2. Работа с детьми.

Речевое развитие:

• Чтение, прослушивание и просмотр сказок (аудиозаписи и видеозаписи): "Колобок", "Репка", "Теремок", «Курочка Ряба»

• Дидактическая игра лото «Русские народные сказки»

• Рассматривание книг и сюжетных картин по сказкам

Познавательное развитие:

• Рассказы о животных из сказок

• Интегрированное занятие «В гостях у сказок» (по сказке «Курочка ряба»)

• Дидактическая игра «Репка»

•Просмотр мультфильмов: «Колобок»«Теремок»«Курочка Ряба»

Социально-коммуникативное развитие:

• Театрализация русской народной сказки «Теремок».

• Пальчиковые игры «Колобок»«Курочка Ряба»«Теремок», «Репка», «Кот петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Рукавичка»

• Инсценировка потешки «Мишка-косолапый»

• Сенсорная игра «Накорми Лису кашей»

Художественно-эстетическое развитие:

• Лепка «Колобок»

• Раскрашивание водных раскрасок по сказкам: «Колобок»«Теремок»

• Прослушивание музыкальной композиции «Песенка Колобка»

Физическое развитие:

Подвижные игры по сказкам

Заключительный этап:

• Выставка работ родителей.

•Итоговое мероприятие: развлекательный досуг, инсценировка сказки «Курочка ряба».

• Подготовка презентации.

• Книжная выставка «Мои любимы сказки».

Список литературы

1. А. Ф. Брязгун «Сборник сценариев для детского сада «Сказка в гости к нам пришла» Детство – пресс 2015.

2. В. В. Малова Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. М. Владос 2010.

3. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа / авт. сост. О. П. Власенко [и др. ]. –Волгоград: Учитель, 2011. – 292 с.

4. Н. В. Нищева «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста» Детство – пресс 2014.

5.Интернет ресурсы: Социальная сеть работников образования НС портал «Речевое развитие».

Приложение

Пальчиковая гимнастика

«Колечки» - подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;

«Кулачки» - с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.

«Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;

«Веер» - прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.

«Замок» - соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей;

«Гребешок» - положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;

«Бородка» - соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;

«Клювики» - большой и указательные пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу;

«Коза» - соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими;

«Волны» - шевелить прямыми пальцами без напряжения;

«Маятник» - прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак;

«Кнопочки» - кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками);

«Хлопки» - ритмично хлопать в ладоши;

«Цепочка» - соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;

«Коготки» - прямые пальцы разведены, напряжены -ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;

«Молоточки» - ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой;

«Бутон» - соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой;

«Здравствуй» - ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.

«Репка»

В огороде дедка репку посадил

И водой из лейки, репку он полил («Колечки»)

Расти, расти репка, и сладка, и крепка.

Расти, расти репка, и сладка, и крепка («Хлопки»)

Выросла репка всем на удивление («Колечки»)

Большая – пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)

Выросла репка и, и сладка, и крепка.

Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)

«Теремок»

В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. («Веер»)

Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. («Здравствуй»)

Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой – подружкой,

Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. («Колечки»)

Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок», поворачивать его вправо-влево),

Раздавил он теремок, своей огромной лапой («Лучики»)

Звери очень испугались, поскорее разбежались («Волны)

А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. («Здравствуй»)

В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни («Колечки»)

- Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок.(«Веер»).

«Про курочку Рябу»

Курочка Ряба, бабе и деду

Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)

Били яичко и баба, и дед

Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)

Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)

Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)

Плакали горько баба и дед («Колечки»)

Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)

С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)

Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)

 «Кот, петух и лиса»

Жили котик с петушком у лесной опушки.

Но однажды лисонька подкралась к избушке. («Колечки»)

Утащила петушка за высоки горы,

Утащила петушка в свою лисью нору. («Кулачки», «Лучики»)

Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки», «Здравствуй»)

Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. («Гребешок»)

Живут котик с Петушком у лесной опушки («Колечки»)

И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник»)

«Рукавица»

На охоту вышел дед зимнею порою («Колечки»)

Рукавицу потерял под большой сосною. («Лучики»)

Дома стал её смотреть («Колечки»), не нашел на месте («Веер»)

И отправился искать («Колечки»), в лес с собачкой вместе («Кулачки»).

А в лесу в той рукавице («Колечки»), звери стали дружно жить:

Мышь с лягушкой и лисицей, заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки»)

В лес собака прибежала («Колечки»), всех зверей перепугала, («Лучики»)

Рукавицу подняла («Колечки»), деду в руки отдала («Здравствуй»).

«Заюшкина избушка»

В лубяной избушке, жил заяц на опушке («Колечки»).

А в ледяной избушке – лисица на горушке. («Лучики»)

Растаяла весной избушка на горушке («Волны»),

Лисица побежала к зайцу на опушку («Колечки»)

Выгнала зайчишку из лубяной избушки («Лучики»),

Да сама жить стала в избушке на опушке. («Кулачки»)

И ни волк и ни медведь не смогли помочь. («Колечки»)

Петушок отважный прогнал лисицу прочь. («Гребешок»)

Так остался петушок у заюшки в избушке («Здравствуй»)

В лубяной избушке, в избушке на опушке. («Колечки»).

Колобок

За горами, за лесами, (Поднимите руки вверх, соедините над головой, а потом, опуская разведите их в стороны.)

За широкими морями (Выпрямите руки перед собой, соедините кисти, затем плавно разведите в стороны.)

Жили дед и баба,

(«Дед» - покажите воображаемую бороду, «баба» - «наденьте» воображаемый платочек и «завяжите» его под подбородком.)

Тимофей да Капа.

«Как же, как же,

Как нам быть?

(Положите ладони на щеки и покачайте головой из стороны в сторону.)

Где муки на хлеб добыть?

Надо нам совсем чуток –

(Покажите пальцами «чуть – чуть».)

Испекли бы колобок!

(Пальчиковое упражнение «Шарик».)

По амбарам пометем,

(Покажите, как метут пол веником.)

По сусекам поскребем,

(Руки выставьте перед собой, «поскребите» ноготками.)

Небольшой у нас роток –

(Возьмитесь пальцами за губы.)

Соберем на колобок

(Поднимите руку вверх и махните ею вниз – «Эх!»)

Наскребли и замесили,

(Поднимите одну ладонь над другой и резко соедините ладони, затем поменяйте положение рук.)

Сахар в тесто положили,

(Покажите как сыплют сахар щепоткой.)

И слезинкой посолили

Потом в печку посадили.

Славный вышел колобок,

(Пальчиковое упражнение «Шарик».)

Остывать на полку лег.

(Руки сложите ладонями, положите их под щечку –

«колобок» спит.)

А потом проснулся,

Сладко потянулся,

(Потянитесь.)

Выпрыгнул  в окошко прямо на дорожку.

(Сделайте небольшой прыжок вперед.)

Перед колобком – лесочек,

На поляночке – пенечек,

Почему-то он дрожит…

(Обхватите себя руками и покажите, как «дрожит» зайка.)

За ним заинька сидит!

«Ой, приветик, колобок,

Дай-ка укушу за бок!»

«Ты не съешь, косой, меня –

Укачусь я от тебя!»

Колобочек покатился,

И в лесу он очутился.

Видит, что стоит за ёлкой

(Пальчиковое упражнение «Елка».)

Зверь с глазами злого волка.

(Пальчиковое упражнение «Бинокль.)

«Здравствуй, здравствуй, колобок,

Дай-ка укушу за бок!»

«Ты не съешь, волчок, меня –

Укачусь я от тебя!»

Колобочек покатился,

На полянке очутился.

Но споткнулся он и с ходу –

(Покачайте туловищем из стороны в сторону.)

Бух в медвежью берлогу!

«Эй, ты кто , иди сюда!

Буду есть сейчас тебя!»

«Ты не съешь, медведь, меня

Укачусь я от тебя!»

Колобок дальше спешит,

А кругом трава шуршит.

Вдруг встречает он в лесу

Очень хитрую лису.

(Пальчиковое упражнение «Лиса».)

«Здравствуй, здравствуй, колобочек,

Откусить позволь кусочек!

Я голодная, устала,

Красоту всю растеряла.»

«Ты не съешь, лиса, меня –

Укачусь я от тебя!»

«Что? Тебя я плохо слышу,

Подойди ко мне поближе,

Сядь ко мне на носок,

Повтори еще разок».

«Нет, меня ты не обманешь!

Сесть на носик не заставишь!»

Побежал он прочь быстрее,

Своих ножек не жалея.

Через лес скорей к родному,

Дому, дому дорогому

(Пальчиковое упражнение «Дом».)

Видит – милое крылечко,

Из трубы – дымок от печки.

Баба  с дедушкой сидят,

Ждут его и в лес глядят.

Колобок сказал: «Простите,

И меня домой пустите.

Буду теперь с вами жить,

В лес не буду я ходить,

Буду вам внучонком сладким,

Будет все у нас в порядке!»

Курочка Ряба

Дед и бабка жили-были,

(«Дед» - покажите воображаемую бороду, «баба» - «наденьте» воображаемый платочек и «завяжите» его под подбородком.)

Поначалу не тужили,

Но состарились однажды,

Что же было с ними дальше?

«Ох-ох-ох, дожили дед,

Ничего нет на обед,

(Разведите руками в стороны.)

В подвале нашем пусто,

Закончилась капуста,

Пусто и в кладовке,

Ни свеклы, ни морковки.

(Загните указательным пальцем одной руки указательный и средний пальцы другой руки.)

Опустел давно сундук,

Там живет большой паук.

(Пальчиковое упражнение «Паучок».)

Что же делать?

Как же быть?

Из чего обед варить?»

Дед ответил ей устало:

«Что с тобою, бабка, стало?

Видно, памяти не стало –

Я вчера на рынке был,

И несушку там купил,

(Пальчиковое упражнение курочка)

За нее пятак отдал,

(Соедините большой и указательный пальцы одной руки и округлите их, изображая «пятак».)

Что на черный день лежал.

Цып-цып-цып, сюда иди,

Ты яичко нам снеси!»

(Положите большой палец одной руки на большой палец другой руки, остальные пальцы округлите и приставьте соединенные кончики пальцев одной руки под кончики пальцев другой руки, чтобы у вас получилось «яичко».)

«Хорошо! Давай-ка, дед,

Приготовлю я омлет!»

(«Омлет»: сложите ладони, немного округлив их.)

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!

(Руки сожмите в кулаки, постучите одним кулаком по-другому.)

Дед, яичко-то не бьётся,

Даже в руки не даётся!»

«Дай-ка, бабка, посмотрю,

Его враз я разобью!

(Руки сожмите в кулаки, постучите одним кулаком по-другому.)

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!

«Говорю тебе: не бьется,

Даже в руки не даётся!

(Разведите руками в стороны.)

Да, пропал опять обед,

Не поели мы омлет.

(Покачайте головой из стороны в сторону)

Дед, за курицей сходи,

В дом ее ты приведи,

Цыпленочка из яйца

(Выполните пальчиковое упражнение «цыплёнок».)

Выведет нам курица.»

Мимо пробегала мышь.

(Покажите пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Прочь, пошла, воровка! Кыш!

Ой-ой-ой, яйцо разбилось!

(Покачайте головой из стороны в сторону).

Дед! Сюда! Беда случилась!

Мышь по печке пробегала,

Я ее уже прогнала,

Но она своим хвостом

Яйцо задела, а потом…

Покатилось, покатилось…

И упало…

И разбилось…»

В это время курочка

(Покажите пальчиковое упражнение «Курочка».)

Вышла из-за уголочка:

«Почему ты плачешь, дед?

Вкусный вышел ли омлет?»

«Ой, беда у нас случилась,

Горе, горе, приключилось.

Мышь по печке пробегала,

Бабушка ее прогнала,

Но она своим хвостом

Яйцо задела, а потом…

Покатилось, покатилось…

И упало…

И разбилось…»

Отвечала курочка:

«Хватит плакать, дедушка!

Хватит слезы вытирать,

Охать, ахать и вздыхать,

Я снесла для вас яйцо,

Новое, хорошее!

(Положите большой палец одной руки на большой палец другой руки, остальные пальцы округлите и приставьте соединенные кончики пальцев одной руки под кончики пальцев другой руки, чтобы у вас получилось «яичко».)

Не обычное оно –

Вот какое – золотое!

Вы с ним на базар идите,

Все, что надо, там купите:

(Загибайте пальцы в такт стихотворению.)

Лука, перца и капусты,

На столе не будет пусто!

Мяса, хлеба, молока,

Чтоб бабка блинов спекла,

Да еще яиц мешок,

И все будет хорошо!

Репка

Как у деда в огороде

(«Дед» - покажите воображаемую бороду.)

Подрастала репка.

(Поднимите руки вверх, округлите и сомкните, затем плавно разведите в стороны и сомкните на уровне груди.)

И созрела она, вроде,

Но сидела она крепко.

Дергал-дергал репку дед, Наступил уже обед.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Он и эдак, он и так-

Не получается никак.

«Ох, спина моя болит,

Одолел радикулит!

Слаб я стал на старость лет,

Тяну, тяну, а толку нет!»

Похлебал дед пшенной каши,

Что варила баба Глаша,

«баба» - «наденьте» воображаемый платочек и «завяжите» его под подбородком.)

И надумал бабку звать,

Вместе репку чтоб достать.

«Ну-ка, бабка, раз, два, три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

«Ну-ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

«Видно, надо помощь звать,

Надо Анечку позвать.

Внученька! Ты к нам иди!

Тянуть репку помоги!»

Ухватилась внучка крепко

За бабулю, та – за дедку.

«Ну-ка, внучка, раз, два, три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

«Ну-ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

«Видно, надо помощь звать,

Надо Жучку к нам позвать.

(Покажите пальчиковое упражнение «Собака».)

Жучка! К нам скорей беги!

Тянуть репку помоги!

«Ну-ка, Жучка, раз, два, три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

«Ну-ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

«Видно, надо помощь звать,

Надо Мурочку позвать,

(Покажите пальчиковое упражнение «Кошка».)

Вон и наша кошка,

Жмурится в окошке.

Мурка: «Мурр! Сейчас приду!

Тянуть репку помогу.»

«Ну-ка, Мурка, раз, два, три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

«Ну-ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

Глубоко и крепко

Пустила корни репка.

«Видно, надо помощь звать,

Надо Мышку нам  позвать.

Сторожила я с утра

Ее около окна.

Мышка, мышка, выходи!

Репку вынуть помоги!»

(Покажите пальчиковое упражнение «Мышка».)

 «Я работы не боюсь!

Над лентяями смеюсь!

Пи-пи-пи, уже бегу!

Я сейчас вам помогу!»

«Становись, держись покрепче,

И тяни, тяни порезче!

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Раз, два, три, тяни-и-и-и!»

Разом вместе налегли,

Репку вынули из земли.

«Посмотри, какая –

Желтая, большая!

(Разведите руки в стороны, показывая, какая большая выросла репка.)

Мы ее запарим,

Мы ее пожарим,

Репу ест уже сто лет

Всякий русский человек!

Всем кусок достанется,

И еще останется!

Скажу я вам без лести!

Мы сильны, когда мы вместе!

Интегрированное занятие по сказке «Курочка ряба»

Цель:

Закрепить знания сказки «Курочка ряба».

Способствовать развитию речевой активности путем использования малых фольклорных форм и театрализованной деятельности.

Задачи:

Образовательные: 

Учить детей внимательно слушать сказку в инсценированном варианте.

Учить правильно отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.

Учить концентрировать внимание, координировать движения.

Развивающие: 

Способствовать умению сопереживать к персонажам сказки.

Развивать внимание детей, активизировать речь и обогащать словарь детей.

Развивать навыки взаимодействия с детьми

Воспитательные: 

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Воспитывать эмоционально – положительное отношение к окружающим.

Словарная работа:

• семья: баба (бабушка, дед (дедушка);

• окружающий мир: курочка, мышь, яйцо;

• действия: бил, не разбил, бежала, махнула, упало, разбилось, плачет.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Встает посередине группы и говорит привлекая внимание детей, тихим голосом.

Дети, в мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете,

Нам нельзя без них.

Ребята, вы любите сказки?

(дети отвечают)

Воспитатель: Я их тоже очень люблю! А хотите побывать в сказке?

(дети отвечают)

Воспитатель: Я предлагаю вам совершить путешествие в волшебную сказку на паровозике! Я буду паровозик, а вы – вагончики. Поехали! Воспитатель изображает паровоз, дети встают друг за другом, ручки согнуты в локтях, идут по кругу со словами:

Загудел паровоз и вагончики повез:

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко я укачу!»

Останавливаются у корзинки

Воспитатель: Ребята посмотрите, а что же лежит в этой корзинке?

Дети смотрят в корзину (воспитатель достаёт из корзинки яйцо). Что это?

Дети. Яйцо.

Воспитатель. А как вы думаете, кто снёс это яичко?

Дети. Курочка.

Воспитатель. Верно, его снесла курочка. А вы хотите послушать сказку про Курочку Рябу?

Дети: Да!

Воспитатель. Садитесь поудобнее, и я начинаю сказку про «Курочку Рябу». (Звучит народная мелодия, воспитатель рассказывает сказку, сопровождая рассказ демонстрацией фигурок настольного театра.)

Жили – были дед да баба. Кто жили – были?

Дети: Жили – были дед да баба.

Воспитатель. Была у них… А как звали Курочку?

Дети: (повторяют). Ряба.

Воспитатель. Баба Курочку любила, Рябу зёрнами кормила.

На, поклюй – ка, Рябушка, ты из рук у бабушки.

(Дети сопровождают текст движениями: стучат указательным пальцем по ладошке)

Воспитатель: Ряба – Курочка взяла - золотое яйцо снесла! Какое яйцо снесла Курочка?

Дети. Золотое.

Воспитатель: (достаю разъёмное яйцо, окрашенное в золотистый тон) Не простое – золотое. Какое было яйцо?

Дети. Не простое – золотое.

Воспитатель: Глянь-ка, Баба – молвит дед, нам снесла яичко Ряба,

золотое, на обед.

Воспитатель: Дед бабе говорит: «Постучу легонько ложкой

По яичку я немножко!»

Бил-бил, не разбил.

Дети, покажите, как бил дед?

Дети показывают

Воспитатель: А разбил дед яичко?

Дети. Не разбил яичко.

Воспитатель: Баба деду говорит: «Дай – ка, я ударю с силой!

Но, никак…не тут-то было, она тоже не разбила».

Дети, скажите, что делала баба? Разбила она яичко?

Дети. Баба била, била, не разбила.

Покажите, как баба била яичко.

Дети показывают (кулачком по кулачку стучат, приговаривая тук – тук- тук).

Воспитатель: Молодцы. В тёмном подполе в избушке скучно Мышке жить Норушке.

Вот и вышла погулять, хлебных крошек поискать.

Хоть и невелик её ростик, но зато – длиннющий хвостик.

По столу хвостом махнула, и яичко на пол стряхнула.

(Все показывает действиями героев)

Дети, кто разбил яичко?

Дети. Мышка разбила яичко.

Воспитатель. А теперь покажите и скажите, как яичко упало.

Дети взмахом руки показывают и говорят: «Бух!»

Воспитатель. Что хотели дед с бабой, то случилось-

Вот яичко и разбилось!

Дед плачет, баба плачет, а им Курочка кудахчет:

-Полно плакать! Это горе позабудете вы вскоре.

Дети, кто плакал? Почему плакали дед да баба?

Дети. Дед да баба плакали. Мышка разбила яичко.

Воспитатель. А как плакали дед да баба?

(Дети трут кулачком глаза).

Воспитатель. Курочка Ряба снесла деду и бабе не золотое, а простое яичко.

Дед с бабой говорят: «Нам не надо золотого! Лучше нет яйца простого.

Вот спасибо, Рябушка, от дедушки да бабушки»

Дети, какое яичко снесла Курочка?

Рады дедушка и бабушка?

Как они поблагодарили Курочку Рябу?

Дети отвечают на вопросы.

Молодцы, дети, хорошо запомнили сказку про КурочкуРябу.

Вдруг из - за двери слышатся слова: «Ко-Ко-Ко» (запись на магнитофоне)

Воспитатель: Ребята, это к нам пришел? Выносит игрушку курочку.

Дети: Курочка

Воспитатель: Да это же наша Курочка Ряба. К нам прямо из сарая. Она не ела, не пила – она яичко принесла. (показывает яйцо)

Воспитатель: Ребята, а как курочка разговаривает?

Дети: Ко-ко-ко

Воспитатель: А какой у курочки гребешок?

Дети: Красный.

Воспитатель: Что курочка держит в крылышках?

Дети: Яичко

Воспитатель: Как зовут детишек у курочки?

Дети: Цыплята

Воспитатель: если дети не помнят Цыплятки, подсказывает воспитатель. А как

разговаривают цыплята?

Дети: Пи-пи-пи

Воспитатель: Ребятки, а сейчас мы поиграем, вы будете цыплятками.

Физкультурная минутка «Цыплята» (у воспитателя и у детей маски).

Пи-пи-пи, пи-пи-пи!

Цыплятки в ладушки играют, (хлопают в ладошки то у правой щеки, то у левой.)

Пи-пи-пи, пи-пи-пи!

И в ладошки ударяют,

Пи-пи-пи, пи-пи-пи.

Цыплятки хвостиком вертели, (слегка приседают.)

Пи-пи-пи, пи-пи-пи.

И по сторонам глядели.

Вдруг увидели кота,

Ну- ка все бегом сюда

Ну-ка, к маме под крыло!

Здесь и сухо и тепло.

Воспитатель: Молодцы, ребята, за то, что вы хорошо играли с курочкой, внимательно слушали сказку, правильно отвечали на ответы; курочка вас всех угощает гостинцами. Курочка угощает всех ребят сладостями.

Воспитатель: Ребятки, давайте скажем курочке «До свидания» и отпустим её домой к цыпляткам!

Дети прощаются с курочкой и курочка уходит.

Театрализация русской народной сказки «Теремок»

Цели:
• Закрепить знания содержания сказки «Теремок»;
• Развить творческие способности у детей.
Задачи:

Обучающие:
1. Учить детей внимательно слушать сказку; следить за ходом развертывающихся событий.
2. Вызвать симпатию к персонажам сказки.

Развивающие:
1. Развить речь у детей, обогащать и активизировать словарный запас.

2. Упражнять в звукоподражании.
3. Формировать эмоциональную выразительность речи.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение следить за развертыванием событий.

2. Воспитывать интерес у детей к русской народной сказке.

2. Воспитывать доброту, эмоциональную отзывчивость и сопереживание во взаимоотношениях.
3. Создать доброжелательную атмосферу, поднять детям настроение.

Методические приемы:

Сюрпризный момент: внесение сундучка.

Наглядный: домик из большого конструктора Лего, маски.

Словесные: игровая ситуация - театрализованный показ сказки.
Предварительная работа с детьми: чтение русской народной сказки «Теремок» и беседа по ее содержанию, просмотр мультфильма, рассматривание иллюстраций к сказке; отгадывание загадок о животных.

Словарная работа: теремок, мышка - норушка; лягушка – квакушка; зайчик -побегайчик, лисичка -сестричка, хитрая, рыжая; волчок-серый бочок; медведь – косолапый.

Оборудование:
Текст сказки «Теремок», иллюстрации к сказке, театральные маски, дидактическая игра «Расставь по порядку».
Ход игры:
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я вас очень рада видеть. А теперь давайте поздороваемся друг с другом.

Игра-приветствие  «Здравствуйте!» сл. муз. Л. Хисматуллина.)

Приветствие

Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, показывают ладонями вверх)

Хлоп-хлоп-хлоп! (три хлопка)

Здравствуйте, ножки! (пружинка)

Топ-топ-топ! (топают ножками)

Здравствуйте, щёчки! (гладят ладонями щёчки)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щёчкам)

Пухленькие щёчки! (круговые движения кулачками по щекам)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щёчкам)

Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)

Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)

Щёлк-щёлк-щёлк! (3 раза щёлкают зубами)

Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)

Бип-бип-бип! (нажимают на нос указательным пальцем)

Здравствуйте малышки всем привет! (Машут руками)

Воспитатель: Молодцы, садитесь на свои места.

Воспитатель: Вы знаете, ребята, сегодня пришла в садик, а на столе стоит вот такой сундучок (показывает детям), но я никак не могу ее открыть. Вы мне поможете!?

Дети: Да!

Воспитатель:
Воспитатель: Ура, получилось. Какие же вы молодцы. А теперь давайте посмотрим, что же в нём.
Воспитатель открывает сундучок, а в нем лежит книжка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красивая книжка была в сундучке, называется «Теремок». Хотите я вам ее почитаю!?

Дети: Да!
Дети садятся вокруг, и воспитатель начинает читать сказку «Теремок».
Воспитатель: Вам понравилась сказка?
Дети: Да!
Воспитатель: А вы хотите побыть героями сказки?
Дети: Хотим!
Воспитатель выбирает по желанию шестерых ребятишек, надевает на них маски главных героев, начинается инсценировка сказки «Теремок». Дети-зрители садятся на стульчики. Воспитатель начинает читать сказку.
Воспитатель: Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка.
Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
Подходит к «Теремку» ребенок в маске мышки, стучится и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Воспитатель: Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
Подходит к «Теремку» ребенок в маске лягушки, стучится и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живёт
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить!
Воспитатель: Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить. Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
Подходит к «Теремку» ребенок в маске зайчика, стучится и спрашивает:

-  Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик
— Иди к нам жить!
Воспитатель: Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить. Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
Подходит к «Теремку» ребенок в маске лисички, стучится и спрашивает:

-  Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить!
Воспитатель: Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает:
Подходит к «Теремку» ребенок в маске волка, стучится и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
Воспитатель: Волк и влез в теремок. Стали впятером жить. Вот они все в теремке живут, песни поют. Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
Подходит к «Теремку» ребенок в маске медведя, остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Воспитатель: Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— Я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь!
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай!
Влез медведь на крышу.
Только уселся — трах! — раздавил теремок.
Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.
Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Воспитатель: Ребята, зверята остались без домика, вам их жалко? Давайте вместе поможем построить домик.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Игра «Строим дом»

Тук-тук-тук 
Строим дом (кулачком стучим по кулачку)
Дом высокий (руки вытягиваем вверх)
Дом с окном (руки разводим в стороны)
С острой крышей и трубой (руки в виде крыши)

Дом, где мы живем с тобой!!!(Обнимаемся)

Воспитатель: Молодцы, вот какой хороший дом мы вместе построили!

 Ребята, давайте похлопаем нашим героям и самим себе.
Дети начинают аплодировать.

План работы на 2021-2022 учебный год.

Мероприятие

Сроки реализации

Участники

Примечания

Изучение литературы, подбор материала по теме.

Сентябрь –октябрь

Воспитатель

Буклет для родителей.

Ноябрь-декабрь

Воспитатель

Творческий проект «По дорогам сказок»

Консультация для родителей 

В течении года

Воспитатель

Папки передвижки, беседы

Подбор наглядно-дидактических пособий.

В течении года

Воспитатель

Разработка картотеки подвижных игр по сказкам

В течении года

Воспитатель

Пополнение книжного уголка.

В течении года

Воспитатель, родители

Знакомство родителей с информацией о значении влияния сказки на ребенка.

Декабрь

Воспитатель

Группа «Ручеек» в соц. сети «ВК»

Консультация "Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста "

Январь

Воспитатель

Папка передвижка

Буклет "Сказка-это важно!"

Январь

Воспитатель

Подбор мультфильмов на тему «Русские народные сказки»

В течении года

Воспитатель

Изготовление вязаных шапочек для сказки «Теремок»,

Ноябрь-март

Родители

Изготовление сказки «Репка» на CD дисках

В течении года

Воспитатель, родители

Чтение, прослушивание и просмотр сказок (аудиозаписи и видеозаписи: "Колобок", "Репка", "Теремок",

 «Курочка Ряба»)

В течении года

Воспитатель, родители

Группа «Ручеек» в соц. сети «ВК»

Дидактическая игра лото  «Русские народные сказки»

В течении года

Воспитатель

Рассматривание книг и сюжетных картин по сказкам

В течении года

Воспитатель

Рассказы о животных из сказок

В течении года

Воспитатель

Инсценировка потешки «Мишка-косолапый»

Февраль

Воспитатель

Дидактическая игра «Репка»

В течении года

Воспитатель

Просмотр мультфильмов «Колобок»,

 «Теремок», «Курочка Ряба»

В течении года

Воспитатель, родители

Группа «Ручеек» в соц. сети «ВК»

Театрализация русской народной сказки «Теремок» (к дню театра)

Конец марта

Воспитатель, родители

Пальчиковые игры: «Колобок», 

«Курочка Ряба»,

 «Теремок», «Репка», «Кот петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Рукавичка»

В течении года

Воспитатель, родители

Группа «Ручеек» в соц. сети «ВК»

Сенсорная игра «Накорми Лису кашей»

В течении года

Воспитатель

Лепка «Колобок»

Ноябрь

Воспитатель

Раскрашивание водных раскрасок по сказкам «Колобок», 

«Теремок»

В течении года

Родители

Прослушивание музыкальной композиции «Песенка Колобка»

В течении года

Воспитатель, родители

Группа «Ручеек» в соц. сети «ВК»

Подвижные игры по сказкам

В течении года

Воспитатель

Итоговое мероприятие: развлекательный досуг, инсценировка сказки 

Май

«Курочка ряба».

Книжная выставка «Мои любимы сказки».

Май

Воспитатель, родители

Показ презентации по итогам проекта.

Конец мая

Воспитатель

Родительское собрание, педсовет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Познавательно-речевой проект «По дорогам сказок»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Ведь именно со сказки начинается его знакомс...

Проект по ОБЖ «По дорогам сказок»

В сказках накоплена вековая мудрость народа. Проект призван научить детей основным правилам безопасного поведения дома и на улице через данный литературный жанр. Для этого детям предлагается проанализ...

Проект на тему: "По дорогам сказок"

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превр...

проект старший возраст " По дороге сказок"

Проект «По дороге сказок»Составила и провела: Ивановская О.В. Тип проекта: творческий, информационный.Продолжительность: три месяца (сентябрь-ноябрь)Участники:  воспита...