Дополнительная образовательная программа "Театральный сундучок"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Новикова Анна Николаевна

Дополнительная образовательная программа с детьми старшего и подготовитильного к школе возраста "Театральный сундучок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_teatralnyy_sunduchok.docx50.21 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на педагогическом                                                                           Утверждаю:

Совете МБДОУ «Ефимовский детский                                                        заведующий МБДОУ

сад  комбинированного вида»                                                                      «Ефимовский детский сад

протокол № 1                                                                                                   комбинированного вида»

от 31.08.2023 г.                                                                                                         _______ О.С. Прокопьева               

                                                                                                       Приказ № 03-20/167

                                                                                                от 31.08.2023 г.

Рабочая программа театрального кружка

«Театральный сундучок для детей с ОВЗ»

в группе компенсирующей направленности  для детей 5-7 лет

Воспитатель: Новикова А.Н.________

п. Ефимовский, 2023-2024 г

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Пояснительная записка………………………………………………..3

2. Целевой раздел программы…………………………………………...5

3. Содержательный раздел программы…………………………………6

4. Календарно-тематическое планирование……………………………..7

5. Литература……………………………………………………….……16

















1. Пояснительная записка

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Сказки учат дружить, развивает у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка предостерегает об опасности — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; учат слушаться родителей, старших. В сказке высмеиваются такие черты характера, как страх и трусость, вознаграждается трудолюбие, мудрость восхваляется, забота о близком поощряется. Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.  Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.

Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.



2. Целевой раздел программы

Цель программы:

Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.

Задачи программы:

1.Обучающие:

  • Последовательно знакомить детей с различными видами театра;
  • Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением;
  • Систематизировать представления о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
  • Формировать у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
  • Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

2.Развивающие:

  • Развивать умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
  • Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
  • Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
  • Развивать фантазию, творчество, проявлять свою индивидуальность и неповторимость;

3.Воспитательные:

  • Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
  • Воспитывать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
  • Воспитывать культуру общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
  • Воспитывать чувства осознанной необходимости друг в друге, понимания, взаимопомощи, дружбы.

3. Содержательный раздел программы

Формы работы с детьми:

• игра

• импровизация

• инсценировки и драматизация

• объяснение

• рассказ детей

• чтение воспитателя

• беседы

• просмотр видеофильмов

• разучивание произведений устного народного творчества

• обсуждение

• наблюдения

• словесные, настольные и подвижные игры.

• пантомимические этюды и упражнения.

Режим работы кружка:

День недели

Время в режиме дня

Четверг

16.15- 16.40

Максимальный объем образовательной нагрузки: 25 мин. Общее количество занятий в год – 33. Занятие проводит воспитатель.

Форма отчетности:

Спектакли для детей раннего возраста и для родителей.

Оборудование:

1.Театральная ширма

2.Разные виды кукольных театров:

- пальчиковый

- би-ба-бо (перчаточный)

- масочный

-Конусный театр

- театр игрушек

3. Ноутбук, колонки.

4. Детские костюмы для спектаклей.

5.Атрибуты для занятий и для спектаклей.

6. Музыкальный центр, видеоаппаратура.

7. Медиотека (аудио- и CD диски).

8. Декорации к спектаклям.

9. Книги и иллюстрации к сказкам.

10.Методическая литература.

Работа по взаимодействию с родителями:

2. Консультация «Как разбудить в ребёнке актёра»

3. Папка передвижка «Домашний театр»

4.Помощь в оснащении театрального уголка.

Календарно-тематическое планирование на 2023-2024 учебный год

Тема занятия

Содержание

Занятия

Задачи занятия

СЕНТЯБРЬ

1

Знакомство с театром




Беседа, просмотр презентации.

 « Что такое театр?»

-«Виды театров».

- «С чего начинается театр».


Дать представление о театре, познакомить с видами театров (художественный, драматический, кукольный); воспитывать уважительное отношения к театру. Пополнение словарного запаса

2

Кто работает в театре. «Закулисье».

Знакомство с театральными профессиями и их важность.

 Знакомство с устройством театра изнутри.

Беседа, просмотр презентации.

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям; познакомить с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор, костюмер. Пополнение словарного запаса. Воспитывать желание узнать новое.

3

Как вести себя в театре.

Чтение «Билет на балет» А. Барто

Чтение стихов, беседа

Познакомить с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх. Воспитывать культуру общения и поведения.

4

Что мы узнали о театре?

Викторина, просмотр видеозаписи театрального представления 

Трудно ли быть артистом?

-Как артисты готовятся к постановке спектакля?

игра «Угадай героя»;

Закрепление знаний о театре.

Повторение видов театра.

Освоение навыков поведения в театре.

ОКТЯБРЬ

5

Работа над развитием творческих способностей детей.

(Сила голоса.

Речевое дыхание)

-самостоятельные театрализованные игры

- Артикуляционная гимнастика;

- игра «Перебежки»;

- скороговорки;

- пальчиковые игры;

- игра «Веселый бубен»,

- игра «Эхо»

-«Громко-тихо»

- Этюды;

«Сдуй шарик»

«Змейка»

«Насос»

-

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности;

развивать силу голоса;

работа над активизацией мышц губ.

Освоение навыков владения этим видом театра;

Развитие речевого дыхания;

Активизировать интонацию голоса: произнося фразы –грустно, радостно, сердито, удивленно; Воспитывать выдержку, терпение, соучастие

6

 Слух и чувства ритма.

-Артикуляционная гимнастика; -упражнение угадай интонации;

-скороговорки;

-игра «Успокой куклу»;

-отгадываем загадки;

-этюд «Колокола»;

-игра «Волшебные превращения».

раскрепощение через игровую деятельность;

7

 Мимика и жесты.

- Артикуляционная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- упражнение на дыхание «Дует ветер»;

-игры «Прекрасный цветок», «Солнечный зайчик»;

-этюды «Это я, это мое!», «Гномы и великаны».

Формировать умение средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Расширять словарь жестов и мимики.

8

Играем пальчиками. Пантомима.

- артикуляционная гимнастика;

-игра «вьюга»;

- упражнения на развитие сенсомоторики;

-этюд «старый гриб»;

- пальчиковая гимнастика;

Закреплять в речи детей понятия «пантомима».

Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения рук, пальцев.

Активизировать сценическую раскрепощённость.

НОЯБРЬ  

9

Наши эмоции Изображение различных эмоций

-Артикуляционная гимнастика;

-игра «Лиса и волк»;

-игра «Ловим комариков»;

-игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры;

-отгадываем загадки;
-игра «Чудесные превращения».

Развивать способность распознавать эмоциональные состояния по мимике;

Учить подбирать нужную графическую карточку с эмоциями конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику на лице.

10

Развитие внимания и памяти

охарактеризовать героев;

- упражнение на тренировку памяти;

- инсценирование диалогов героев.

«Что изменилось?»

«Поймай хлопок»

«Я положил в мешок..»

«Тень»

«Внимательные звери»

«Веселые обезъянки»

«Угадай, что я делаю»

упражнения на тренировку памяти;

игра «Радуга

Совершенствовать выразительность движений. Развивать фантазию.

Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

развивать внимание, усидчивость;

11

Работа над уверенностью в себе

 - передача образов, с помощью мимики, жестов, телодвижений;

Игра « Крокодил»

-упражнения – этюды.

Артикуляционная гимнастика;

-игра «Не ошибись»;

-игра «Если гости постучали»;

-пальчиковые игры «Бельчата»;

-этюд «Гадкий утенок»

Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.

Воспитывать чувства осознанной необходимости друг в друге, понимания, взаимопомощи, дружбы.

Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности,

уверенность в себе

12

Беседа виды театра

- Беседа «Виды театра»?

Просмотр видеозаписи «Театр теней»

Сказка «Теремок»

Познакомить детей с разными видами театра. Вызвать положительный настрой при знакомстве с новой сказкой.

стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки;

ДЕКАБРЬ

13

Знакомство с конусным театром

-Беседа и рассматривание атрибутов для конусного театра.

-пальчиковая гимнастика

-упражнение на речевое дыхание «Насос»

Познакомить детей с этим видом театра.

Вызвать у детей интерес к конуснуму театру.

Развитие речевого дыхания

14

Игры драматизации с использованием конусного театра

Разыгрывание коротких сценок из знакомых сказок

Игра «Угадай кто я?»

Игра «Громко-тихо»

Развитие эмоциональности речи и громкости голоса

Развивать фантазию, внимание.

15

Чтение Сказки «Снегурочка»

Беседа по сказке

-игра пальчиковая;

- артикуляционная гимнастика

Распределение ролей

Формировать умение детей логично и полно отвечать на вопросы по сказке;

Вызвать желание активно участвовать в театрализации

16

Показ «Сказка Снегурочка»

- Театрализация сказки «Снегурочка»

--пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Вызвать интерес к театрализованной деятельности.

Развитие внимания.

Учить использовать свои способности.

ЯНВАРЬ

17

Знакомство с кукольным театром

Беседа о кукольном театре.

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Угадай и покажи характер и настроение героя»

Показать все свои способности, выразив их в образе героев.

Учить понимать настроение и характер героя и  показывать их голосом и мимикой

18

Чтение  сказки «Заюшкина избушка»

Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Беседа по сказке.

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

-игра-драматизация

Совершенствовать умения драматизировать сказку;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

19

Показ сказки «Заюшкина избушка»

Игра «где звенит?

Игра измени голос.

Инсценировка сказки «Заюшкина Избушка»

Развитие слухового внимания.

Совершенствовать умение изменят голос в соответствии с характером и настроением героя

ФЕВРАЛЬ

20

Знакомство с театром Би-ба-бо

Артикуляционная гимнастика;

этюд на расслабление мышц «Штанга»;

игра «Волк и овцы»;

скороговорки; пальчиковые игры

беседа «Театр Би-ба-бо»

Беседа, рассматривание атрибутов.

Игра «Угадай кто говорит»

Игра «Повтори за мной»

«Петух»

«Сорока»

«Лиса»

Развитие интереса к театрализованной деятельности.

Познакомить детей с новым видом театра Совершенствовать умение драматизировать сказку;

развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами;

Воспитывать у детей эмпатию;

Развивать социальные навыки общения.

21

игры импровизации

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Игра «Превращение в животное»

Импровизация «Придумай и покажи»

Продолжать развивать умение различать основные человеческие эмоции, изображать их;

22

Знакомство со сказкой «Гуси лебеди Подготовка к театрализации

-- слушание р.н.с. «Гуси-лебеди»;

- беседа по сказке;

- изображение эмоции беседа по сказке «Гуси Лебеди»;

- пантомимическая игра «Изобрази героя»;

Распределение ролей для театрализации сказки «Гуси лебеди»

Формировать способность давать характеристики персонажам сказки, выразительно изображать героев, распознавать основные человеческие эмоции по определенным признакам. Учить логично и выразительно пересказывать. Воспитывать доброжелательность – бесконфликтно распределять роли.

23

Театрализация сказки «Гуси Лебеди»

Кукольный театр

Артикуляционная гимнастика

этюд «Отряхнем руки»;

пальчиковые игры.

Театрализация сказки «Гуси лебеди»

Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки.

МАРТ

24

Знакомство с масочным театром

игра «Старый сом»;

упражнения на развитие сенсорной моторики;

этюд «Кривое зеркало»

беседа «Масочный театр»

Помочь понять и осмыслить настроение героев сказки, способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.

Развиваем умение передавать через движения тела характер животных

Логично и выразительно отвечать на вопросы по содержанию;

Воспитывать уважение к отвечающему.

25

Культура и техника речи. Драматические игры.

-Артикуляционная гимнастика;

-Игра «Птицелов»;

-пальчиковые игры;

- игра «Кошка и скворушка»;

- «заря»;

-этюды:

«Любимая игрушка»

«Любимый герой»

Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки;

Закрепить умение использовать различные средства выразительности – сила голоса, ударение и т.д.

26

Сценическая пластика.

Артикуляционная гимнастика;

- Этюды:

«Больной зуб»

«Укачиваем куклу»

«Игра со свечой»

«Самолет»

«Мяч эмоций»;

-Игра «Изобрази героя»

Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением;

Побуждать детей импровизировать;

Развивать умение показывать чувства и эмоции сценической пластикой.

27

Чтение Сказки «Репка» Сценарий

-знакомство детей со сценарием сказки «Репка»

Развитие внимания, учить слушать внимательно, участвовать в обсуждении.

АПРЕЛЬ

28-

29-

30

Подготовка к драматизации сказки «Репка».

-Артикуляционная гимнастика.

-Пальчиковая гимнастика.

-Упражнение на речевое дыхание.

-распределение ролей

-Разучивание ролей с детьми.

-Упражнения на выразительность речи.

-Работа над пластикой, мимикой, жестами.

-разучивание реплик

Формировать правильное, четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию);

развивать воображение; расширять словарный запас;

активизировать сценическую раскрепощённость. Воспитывать терпение, взаимопомощь.

МАЙ

31

32-

33

Показ сказки «Репка».

Репетиция

Показ спектакля родителям.

Показ спектакля детям других групп.

Репетиция перед выступлением.

Итоговое занятие. Показать, чему дети научились за год.

Программа театрального кружка предполагает, что по итогам занятий ребенок будет уметь:

  1. Заинтересованно заниматься постановочно-игровой деятельностью.
  2. Разыгрывать простые представления по известным ему литературным произведениям и сюжетам с использованием выразительных образных средств (жестов, мимики, интонации).
  3. Выступать перед детьми и родителями с инсценировками.
  4. Изображать ответы к загадкам, используя при этом выразительные средства.


4. ЛИТЕРАТУРА

1. Зацепина М.Б. «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности»

2. Калинина Г.В. «Давайте устроим театр!»

3. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр».

4. Щеткин А.В. «Театрализованная деятельность в детском саду 5-7 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Бабушкин сундучок»

АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ«Бабушкин сундучок»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА фольклорного кружка «Волшебный сундучок» для детей в возрасте 3-5 лет

Рабочая программа кружка  направлена на социально-нравственное воспитание детей  дошкольного возраста. Работа по приобщение детей  истокам национальной культуре посредством фольклора им...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

Представлена дополнительная образовательная программа  "Волшебный сундучок"  Цель. Формировать познавательно-сенсорную активность детей раннего и младшего дошкольного возраста...

Дополнительная образовательная программа Волшебный сундучок

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА фольклорного кружка «Волшебный сундучок»

Программа на основе русского народного фольклора для детей средней группы (4-5 лет)...