Дополнительная образовательная программа Волшебный сундучок
материал (подготовительная группа)

Комник Ольга Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_obrazovaniya_volshebnyy_sunduchek.docx46.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Кировское»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Волшебный сундучок»

Уровень программы: стартовый

Направленность: художественная

Возраст учащихся: 5-8 лет

Срок реализации программы: 1 год

Комник Ольга Владимировна                                   

 воспитатель

Кировское

2021

Пояснительная записка

Направленность программы: художественная.

Уровень программы: содержание и материал программы соответствуют стартовому уровню сложности, то есть используется и реализуется доступная и универсальная форма организации материала, дается минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Актуальность. С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.

Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой деятельности, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

Программа «Волшебный сундучок» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги и бисероплетения, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Бисероплетение способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, положительно сказывается на становлении речи, повышает работоспособность, внимание. Данная программа, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение детьми основными приёмами бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного развития, повышается познавательная активность и творческая самореализация воспитанников.

Отличительные особенности программы. Содержание программы учитывает потребности в применении результатов своего труда в обычной жизни в качестве украшений интерьера, подарков к праздникам и т.д.

Адресат программы. Программа разработана для детей 5-8 лет. В объединение принимаются все желающие без специального отбора.

Объём программы.

Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы составляет 34 часа в год.

Срок реализации программы: 1 год.

Формы обучения и виды занятий. Программа предусматривает беседы, практические занятия, конкурсы, выставки.  

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия 25 минут.

Цель программы: развитие творческих способностей детей посредством овладения приемами бисероплетения и работы с бумагой.

       Задачи:

Обучающие:

- формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

- помочь овладеть практическими навыками и приемами изготовления и декорирования изделий из бисера;

                        - отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

- осваивать навыки организации и планирования работы;

Развивающие:

- развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка;

- развивать художественный и эстетический  вкус;

- развивать аналитическое мышление и самоанализ;

- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности;        

Воспитательные:

- формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность;

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей и направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, воспитание внутренней культуры, приобщение к миру искусства.

Ожидаемые результаты.

Метапредметные.

У воспитанников будет сформировано:

  • Понятия оригами, квиллинг, торцевание, папье-маше, бисероплетение.
  • Умение читать схемы, принятые в оригами, квиллинге, бисероплетении.
  • Умение применять различные приемы работы с бумагой и плетения из бисера.
  • Умение создавать изделия пользуясь инструкционными картами и схемами.

Личностные.

У ребенка будет развито:

  • логическое мышление;
  • волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца);
  • художественные способности и эстетический вкус;
  • самостоятельность, уверенность в себе;
  • навыки культуры труда, усидчивости и добросовестности, что особенно важно для обучения в школе.

Предметные.

  • приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами работы с материалами, усвоение правил техники безопасности;
  • использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских задач.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

Тема занятий, название раздела

Кол-во занятий

Форма контроля

Вводное занятие, техника безопасности

1

Предварительный

Бумагопластика

33

Текущий

1

Знакомство с видом искусства «Оригами».

2

2

Изготовление поделки «Лягушка»

1

3

Изготовление макета «Стая японских  журавлей»

3

4

Квиллинг, торцевание.Знакомство с техниками

2

5

Изготовление панно «Сахалин»

4

6

Изготовление панно «Три брата»

4

7

Папье-маше.  Работа с картоном

Знакомство с данным видом искусства.

2

8

Лепка из однородной массы.

3

9

Изготовление органайзера «Анивский маяк»

10

Бисероплетение

33

Текущий

1.

Знакомство с бисером. Знакомство с искусством бисероплетения, понятиями бисер, рубка, стеклярус. Ознакомление с правилами по  технике безопасности.

2

2.

Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку.

2

3.

Выполнение плоскостной миниатюры «Кошка»

3

4.

Выполнение плоскостной миниатюры «Лиса»

3

5.

Выполнение плоскостной миниатюры «Необычное дерево»

3

6.

Выполнение плоскостной миниатюры «Снегурочка»

3

7.

Изготовление брелока для ключей в подарок папе

3

8.

Изготовление красивого цветка для мамы

3

9.

Выполнение плоскостной миниатюры «Весенняя веточка»

3

10.

Выполнение коллективной композиции «Аквариум» коллективная композиция

(плетение рыбок, улиток и водорослей)  

8

Итоговое занятие

1

Итоговый

             

Содержание учебного плана

  1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

  1. Знакомство с видом искусства «Оригами».

Теория: познакомить детей с японским искусством «Оригами», схемами складывания базовых форм.

Практика: научить складывать базовые формы «блин», «треугольник», «дверь», «книжка»

  1. Изготовление поделки «Лягушка»

Теория: познакомить детей со схемой выполнения поделки

Практика: складывание фигурки «Лягушка»

  1. Изготовление макета «Стая японских  журавлей»

Теория: познакомить детей со схемой выполнения поделки

Практика: складывание фигурки «Журавлик», изготовление коллективной работы.

  1. Квиллинг, торцевание.Знакомство с техниками

Теория: познакомить детей с новыми техниками бумагопластики-«квиллинг» и «торцевание», основными приемами изготовления поделок в этой технике, инструментами.

Практика: изготовление элементов для создания композиций в технике квилинга и торцевания

  1. Изготовление панно «Сахалин»

Теория: Последовательность изготовления работы с использованием крученой  бумаги.
Практика: изготовление панно в технике квиллинг

  1. Изготовление панно «Три брата» 

Теория: Последовательность изготовления работы с использованием кусочков мятой  бумаги.
Практика: изготовление панно в технике торцевание

  1. Папье-маше.  Работа с картоном. Знакомство с данным видом искусства.

Теория: Последовательность работы в технике папье-маше. Техника безопасности при работе с клеем.

Практика: Подготовка бумаги для папье-маше.

  1. Лепка из однородной массы.

Теория: Знакомство с изделиями из папье-маше

Практика: Изготовление простых изделий.

  1. Изготовление органайзера «Анивский маяк»

Теория: Знакомство с историей Анивского маяка

Практика: Изготовление органайзера из бумажной массы, роспись готового изделия.

  1. Знакомство с бисером. Знакомство с искусством бисероплетения, понятиями бисер, рубка, стеклярус. Ознакомление с правилами изготовления изделий в технике бисероплетения.

Теория: Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.

Демонстрация изделий. Инструменты и материалы,

необходимые для работы. Организация рабочего места.

  1. Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку.

Теория: Основные приёмы бисероплетения: параллельное, игольчатое, петельное.

 Практика: Выполнение отдельных элементов.

  1. Выполнение плоскостной миниатюры «Кошка»

Теория: Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Практика: Выполнение плоскостной миниатюры «Кошка»

  1. Выполнение плоскостной миниатюры «Лиса»

Теория: Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Практика: Выполнение плоскостной миниатюры «Лиса»

  1. Выполнение плоскостной миниатюры «Необычное дерево»

Теория: Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок растений на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Практика: Выполнение плоскостной миниатюры «Необычное дерево»

  1. Выполнение плоскостной миниатюры «Снегурочка»

Теория: Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок людей на плоской основе: параллельное и петельное плетение. Техника выполнения туловища, головы.

Практика: Выполнение плоскостной миниатюры «Снегурочка»

  1. Изготовление брелока для ключей в подарок папе

Теория: Последовательность выполнения изделия в технике параллельного низания. Техника выполнения брелока.

Практика: Выполнение брелока в подарок папе.

  1. Изготовление красивого цветка для мамы

Теория: Последовательность выполнения изделия в технике параллельного низания. Техника выполнения цветка.

Практика: Выполнение цветка в подарок маме.

  1. Выполнение плоскостной миниатюры «Весенняя веточка»

Теория: Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок растений на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Практика: Выполнение плоскостной миниатюры «Весенняя веточка»

  1. Выполнение коллективной композиции «Аквариум»  

Теория: Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных и растений на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение.

Практика: Выполнение плоскостных миниатюр рыб, улиток, водорослей для изготовления аквариума. Создание коллективной композиции.

  1. Итоговое занятие

Выполнение диагностических упражнений, организация итоговой выставки работ.

Методическое обеспечение программы

Методические материалы

Для организации деятельности на занятиях используются разнообразные методы обучения.

Ведущие методы обучения:

  • словесный (беседа, объяснение);
  • наглядный (иллюстрация, демонстрация);
  • практический .

К приемам обучения можно отнести: использование, образца и других наглядных пособий, показ приемов изготовления изделия, показ детских работ в конце занятия, при их оценке и др.

Ведущая технология обучения - личностно-ориентированная технология. Практические занятия направлены на диалогическое взаимодействие, сотворчество педагога и детей.

Осуществляется групповая форма занятий, дифференцированный подход к каждому ребенку через воспитание устойчивого интереса к творчеству, самостоятельности, инициативности, дисциплины и работоспособности.

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 №1726-р, Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.

Материально-техническое обеспечение программы

 Для успешной реализации программы необходимы следующие материально-технические условия: учебный кабинет, столы и стулья для учащихся и педагога, шкаф и стеллажи для хранения дидактических пособий и готовых изделий. Технические средства обучения: компьютер, принтер, проектор.

Материалы необходимые для занятий:

Для бисероплетения необходим: бисер, проволка, ножницы, нитки, игла.

Для бумаг пластики необходима: бумага различной плотности и формата и цвета, простые и цветные карандаши, ластики, фломастеры, ножницы, клей-карандаш, клей ПВА, клеевой пистолет, скотч разной ширины. 

Кадровое обеспечение программы

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный сундучок» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим высшее профессиональное образование, отвечающее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональном стандарте.

Список литературы

  1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.
  2.  Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).
  3. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.-  128 с.: ил.+    цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).
  4. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
  5. Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
  6. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
  7. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
  8. Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
  9. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи/М.: Айрис-пресс, 2010.-192с.: ил.+вкл. 8с.- (Внимание: дети!)
  10. Ступак Е.А. Оригами. Игры и конкурсы/ 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2009.- 80 с. + вкл. 8с.- (Внимание: дети!)
  11. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)

12.Чеккони Д. Моя первая книга оригами/Пер. с итал.- М.: Изд-во Эксмо, 2004.-80с., ил.- (Домашняя школа)

13.http://stranamasterov.ru/     

14.http://oriart.ru/

Оценка качества освоения программы

Формы контроля

  1. Предварительный контроль: беседа.
  2. Текущий контроль: опрос, участие в конкурсах, выставках.
  3. Итоговый контроль: выставка работ.

Оценочные материалы

 Методы отслеживания результативности:

- педагогическое наблюдение;

- педагогический анализ результатов опроса, выполнение учащимися творческих заданий.

                           

Приложение 1

Календарный учебный график

Год

обучения

Дата начала занятий

Дата

окончания

занятий

Кол-во

учебных недель

Кол-во дней

Кол-во

часов

Режим занятий

1 год обучения

06.09.2021

28.05.2022

34 недели

68 дня

34 часов в год

2 раза в неделю, продолжительность 25 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

дополнительная общеразвивающая программа "Волшебный сундучок" для детей 3-4 лет

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании РФ» №273-ф3 от 29.12.2012, Приказом  Министерства образования и науки РФ ...

Конспект образовательной деятельности интегрированной направленности «Сборка изделия «Снежинка»», разработанный в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Волшебный завиток».

Цель занятия: формирование у обучающихся интереса к изготовлению зимнего декора и эмоционального отклика на поэтические образы природы....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

Представлена дополнительная образовательная программа  "Волшебный сундучок"  Цель. Формировать познавательно-сенсорную активность детей раннего и младшего дошкольного возраста...

Дополнительная образовательная программа "Театральный сундучок"

Дополнительная образовательная программа с детьми старшего и подготовитильного к школе возраста "Театральный сундучок"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»

Актуальность программы обосновывается государственной политикой в области  образования, где одно из первых мест выходит задача подготовки детей и подростков к творческому труду и развитие творчес...