Дополнительная образовательная программа Волшебный сундучок
материал (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop_obrazovaniya_volshebnyy_sunduchek.docx | 46.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Кировское»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Волшебный сундучок»
Уровень программы: стартовый
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 5-8 лет
Срок реализации программы: 1 год
Комник Ольга Владимировна
воспитатель
Кировское
2021
Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Уровень программы: содержание и материал программы соответствуют стартовому уровню сложности, то есть используется и реализуется доступная и универсальная форма организации материала, дается минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Актуальность. С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.
Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой деятельности, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Программа «Волшебный сундучок» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги и бисероплетения, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Бисероплетение способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, положительно сказывается на становлении речи, повышает работоспособность, внимание. Данная программа, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение детьми основными приёмами бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного развития, повышается познавательная активность и творческая самореализация воспитанников.
Отличительные особенности программы. Содержание программы учитывает потребности в применении результатов своего труда в обычной жизни в качестве украшений интерьера, подарков к праздникам и т.д.
Адресат программы. Программа разработана для детей 5-8 лет. В объединение принимаются все желающие без специального отбора.
Объём программы.
Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы составляет 34 часа в год.
Срок реализации программы: 1 год.
Формы обучения и виды занятий. Программа предусматривает беседы, практические занятия, конкурсы, выставки.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия 25 минут.
Цель программы: развитие творческих способностей детей посредством овладения приемами бисероплетения и работы с бумагой.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- помочь овладеть практическими навыками и приемами изготовления и декорирования изделий из бисера;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- развивать аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности;
Воспитательные:
- формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность;
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей и направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, воспитание внутренней культуры, приобщение к миру искусства.
Ожидаемые результаты.
Метапредметные.
У воспитанников будет сформировано:
- Понятия оригами, квиллинг, торцевание, папье-маше, бисероплетение.
- Умение читать схемы, принятые в оригами, квиллинге, бисероплетении.
- Умение применять различные приемы работы с бумагой и плетения из бисера.
- Умение создавать изделия пользуясь инструкционными картами и схемами.
Личностные.
У ребенка будет развито:
- логическое мышление;
- волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца);
- художественные способности и эстетический вкус;
- самостоятельность, уверенность в себе;
- навыки культуры труда, усидчивости и добросовестности, что особенно важно для обучения в школе.
Предметные.
- приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами работы с материалами, усвоение правил техники безопасности;
- использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ | Тема занятий, название раздела | Кол-во занятий | Форма контроля |
Вводное занятие, техника безопасности | 1 | Предварительный | |
Бумагопластика | 33 | Текущий | |
1 | Знакомство с видом искусства «Оригами». | 2 | |
2 | Изготовление поделки «Лягушка» | 1 | |
3 | Изготовление макета «Стая японских журавлей» | 3 | |
4 | Квиллинг, торцевание.Знакомство с техниками | 2 | |
5 | Изготовление панно «Сахалин» | 4 | |
6 | Изготовление панно «Три брата» | 4 | |
7 | Папье-маше. Работа с картоном Знакомство с данным видом искусства. | 2 | |
8 | Лепка из однородной массы. | 3 | |
9 | Изготовление органайзера «Анивский маяк» | 10 | |
Бисероплетение | 33 | Текущий | |
1. | Знакомство с бисером. Знакомство с искусством бисероплетения, понятиями бисер, рубка, стеклярус. Ознакомление с правилами по технике безопасности. | 2 | |
2. | Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку. | 2 | |
3. | Выполнение плоскостной миниатюры «Кошка» | 3 | |
4. | Выполнение плоскостной миниатюры «Лиса» | 3 | |
5. | Выполнение плоскостной миниатюры «Необычное дерево» | 3 | |
6. | Выполнение плоскостной миниатюры «Снегурочка» | 3 | |
7. | Изготовление брелока для ключей в подарок папе | 3 | |
8. | Изготовление красивого цветка для мамы | 3 | |
9. | Выполнение плоскостной миниатюры «Весенняя веточка» | 3 | |
10. | Выполнение коллективной композиции «Аквариум» коллективная композиция (плетение рыбок, улиток и водорослей) | 8 | |
Итоговое занятие | 1 | Итоговый |
Содержание учебного плана
- Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
- Знакомство с видом искусства «Оригами».
Теория: познакомить детей с японским искусством «Оригами», схемами складывания базовых форм.
Практика: научить складывать базовые формы «блин», «треугольник», «дверь», «книжка»
- Изготовление поделки «Лягушка»
Теория: познакомить детей со схемой выполнения поделки
Практика: складывание фигурки «Лягушка»
- Изготовление макета «Стая японских журавлей»
Теория: познакомить детей со схемой выполнения поделки
Практика: складывание фигурки «Журавлик», изготовление коллективной работы.
- Квиллинг, торцевание.Знакомство с техниками
Теория: познакомить детей с новыми техниками бумагопластики-«квиллинг» и «торцевание», основными приемами изготовления поделок в этой технике, инструментами.
Практика: изготовление элементов для создания композиций в технике квилинга и торцевания
- Изготовление панно «Сахалин»
Теория: Последовательность изготовления работы с использованием крученой бумаги.
Практика: изготовление панно в технике квиллинг
- Изготовление панно «Три брата»
Теория: Последовательность изготовления работы с использованием кусочков мятой бумаги.
Практика: изготовление панно в технике торцевание
- Папье-маше. Работа с картоном. Знакомство с данным видом искусства.
Теория: Последовательность работы в технике папье-маше. Техника безопасности при работе с клеем.
Практика: Подготовка бумаги для папье-маше.
- Лепка из однородной массы.
Теория: Знакомство с изделиями из папье-маше
Практика: Изготовление простых изделий.
- Изготовление органайзера «Анивский маяк»
Теория: Знакомство с историей Анивского маяка
Практика: Изготовление органайзера из бумажной массы, роспись готового изделия.
- Знакомство с бисером. Знакомство с искусством бисероплетения, понятиями бисер, рубка, стеклярус. Ознакомление с правилами изготовления изделий в технике бисероплетения.
Теория: Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.
Демонстрация изделий. Инструменты и материалы,
необходимые для работы. Организация рабочего места.
- Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку.
Теория: Основные приёмы бисероплетения: параллельное, игольчатое, петельное.
Практика: Выполнение отдельных элементов.
- Выполнение плоскостной миниатюры «Кошка»
Теория: Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Практика: Выполнение плоскостной миниатюры «Кошка»
- Выполнение плоскостной миниатюры «Лиса»
Теория: Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Практика: Выполнение плоскостной миниатюры «Лиса»
- Выполнение плоскостной миниатюры «Необычное дерево»
Теория: Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок растений на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Практика: Выполнение плоскостной миниатюры «Необычное дерево»
- Выполнение плоскостной миниатюры «Снегурочка»
Теория: Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок людей на плоской основе: параллельное и петельное плетение. Техника выполнения туловища, головы.
Практика: Выполнение плоскостной миниатюры «Снегурочка»
- Изготовление брелока для ключей в подарок папе
Теория: Последовательность выполнения изделия в технике параллельного низания. Техника выполнения брелока.
Практика: Выполнение брелока в подарок папе.
- Изготовление красивого цветка для мамы
Теория: Последовательность выполнения изделия в технике параллельного низания. Техника выполнения цветка.
Практика: Выполнение цветка в подарок маме.
- Выполнение плоскостной миниатюры «Весенняя веточка»
Теория: Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок растений на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Практика: Выполнение плоскостной миниатюры «Весенняя веточка»
- Выполнение коллективной композиции «Аквариум»
Теория: Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных и растений на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение.
Практика: Выполнение плоскостных миниатюр рыб, улиток, водорослей для изготовления аквариума. Создание коллективной композиции.
- Итоговое занятие
Выполнение диагностических упражнений, организация итоговой выставки работ.
Методическое обеспечение программы
Методические материалы
Для организации деятельности на занятиях используются разнообразные методы обучения.
Ведущие методы обучения:
- словесный (беседа, объяснение);
- наглядный (иллюстрация, демонстрация);
- практический .
К приемам обучения можно отнести: использование, образца и других наглядных пособий, показ приемов изготовления изделия, показ детских работ в конце занятия, при их оценке и др.
Ведущая технология обучения - личностно-ориентированная технология. Практические занятия направлены на диалогическое взаимодействие, сотворчество педагога и детей.
Осуществляется групповая форма занятий, дифференцированный подход к каждому ребенку через воспитание устойчивого интереса к творчеству, самостоятельности, инициативности, дисциплины и работоспособности.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 №1726-р, Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие материально-технические условия: учебный кабинет, столы и стулья для учащихся и педагога, шкаф и стеллажи для хранения дидактических пособий и готовых изделий. Технические средства обучения: компьютер, принтер, проектор.
Материалы необходимые для занятий:
Для бисероплетения необходим: бисер, проволка, ножницы, нитки, игла.
Для бумаг пластики необходима: бумага различной плотности и формата и цвета, простые и цветные карандаши, ластики, фломастеры, ножницы, клей-карандаш, клей ПВА, клеевой пистолет, скотч разной ширины.
Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный сундучок» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим высшее профессиональное образование, отвечающее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональном стандарте.
Список литературы
- Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.
- Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).
- Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).
- Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
- Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
- Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
- Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
- Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
- Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи/М.: Айрис-пресс, 2010.-192с.: ил.+вкл. 8с.- (Внимание: дети!)
- Ступак Е.А. Оригами. Игры и конкурсы/ 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2009.- 80 с. + вкл. 8с.- (Внимание: дети!)
- Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)
12.Чеккони Д. Моя первая книга оригами/Пер. с итал.- М.: Изд-во Эксмо, 2004.-80с., ил.- (Домашняя школа)
Оценка качества освоения программы
Формы контроля
- Предварительный контроль: беседа.
- Текущий контроль: опрос, участие в конкурсах, выставках.
- Итоговый контроль: выставка работ.
Оценочные материалы
Методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов опроса, выполнение учащимися творческих заданий.
Приложение 1
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во дней | Кол-во часов | Режим занятий |
1 год обучения | 06.09.2021 | 28.05.2022 | 34 недели | 68 дня | 34 часов в год | 2 раза в неделю, продолжительность 25 минут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
дополнительная общеразвивающая программа "Волшебный сундучок" для детей 3-4 лет
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании РФ» №273-ф3 от 29.12.2012, Приказом Министерства образования и науки РФ ...
Конспект образовательной деятельности интегрированной направленности «Сборка изделия «Снежинка»», разработанный в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Волшебный завиток».
Цель занятия: формирование у обучающихся интереса к изготовлению зимнего декора и эмоционального отклика на поэтические образы природы....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
Представлена дополнительная образовательная программа "Волшебный сундучок" Цель. Формировать познавательно-сенсорную активность детей раннего и младшего дошкольного возраста...
Дополнительная образовательная программа "Театральный сундучок"
Дополнительная образовательная программа с детьми старшего и подготовитильного к школе возраста "Театральный сундучок"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
Актуальность программы обосновывается государственной политикой в области образования, где одно из первых мест выходит задача подготовки детей и подростков к творческому труду и развитие творчес...