Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Бабушкин сундучок»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Годун Наталья Викторовна

Программа дополнительной образовательной услуги "Бабушкин сундучок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Паспорт программы

Наименование дополнительной платной образовательной услуги

Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста

«Бабушкин сундучок»

Основание для разработки программы

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. От 23.07. 2013)  САНПИН  2.4.1.3049-13 от 15.05.2013

№ 26

Конвенция о правах ребенка (одобрена генеральной ассамблеей ООН 22.11.89 г.)

Закон ХМАО Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

Программа: Развитие образования города Нижневартовска на 2012 – 2014 гг.

Устав, образовательная программа МБДОУ

Программа  развития и воспитания  детей в детском саду «Детство»  под ред. Т.И. Бабаевой,  З.А. Михайловой,  Л.М. Гурович.

Заказчик программы

Коллектив МБДОУ ДС № 64 «Пингвиненок».

Родители воспитанников старшего дошкольного возраста.

Организация исполнитель программы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский

 сада № 64 «Пингвиненок»

Целевая группа

Группа воспитанников старшего дошкольного возраста в составе 12 человек.

Составители программы

Педагог первой категории Годун Н.В.

Цель программы

Цель программы: - Развитие артистических способностей детей старшего дошкольного возраста средствами  театрализованных игр и драматизаций.

Задачи программы

Задачи программы:

  • Познакомить детей с различными видами

театра.

  • Развивать у детей выразительность речи, интонацию, мимику, жесты, выразительность.

движений, память, внимание и др.;

  • Развивать творческую активность детей;

  • Побуждать в детях способность живо

представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

  • Обогащать  словарь ребенка специальными терминами;
  • Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазию детей;
  • Воспитывать интерес художественному  творчеству, в частности к искусству.  

Ожидаемы результаты

Ожидаемые результаты:

  • Формирование личности ребенка, вырабатывая определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывая желание заявить о себе в среде сверстников и

взрослых.

Срок реализации программы

2 года.

Пояснительная записка

Ориентация современной педагогики на гуманизацию образования, развивающее обучение, личностно - ориентированный  подход  предполагает создание условий для развития личности каждого ребенка, его способностей, интересов, творческого самовыражения в различных видах деятельности. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребенка является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как самоценность ребенка и его  личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В. Астафьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Б.М. Теплов). В теории и практике дошкольного образования накоплен немалый опыт развития творчества детей в разных видах художественной деятельности, в том числе: в изобразительной (Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова), в художественно-речевой.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознает причины того или иного настроения. Театральное  искусство является синтетическим видом искусства. Оно сочетает «живое» слово, выразительные движения, музыку, танец. Участие ребенка в театральной деятельности расширяет его познавательные возможности, создает благоприятные условия для развития эстетического восприятия, нравственного воспитания детей. Творческий характер  деятельности, реализуемый в театральной деятельности, поддержание положительного эмоционального настроя  в их ходе и по окончанию, необходимость  совершенного владения речью, ее выразительными  средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего развития творчества детей.

Цель программы:  - развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных и игр - представлений.

Синтетический характер всех театрализованных игр, и, в особенности игр - представлений (спектаклей) позволяет успешно решить многие воспитательно - образовательные задачи.

Задачи программы: 

  • Развивать художественный вкус, творческие способности, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем создает у ребенка потребность обращаться к театру, как  к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
  • Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно – речевого, музыкально – игрового, танцевального, сценического).
  • Театральная азбука. Углубление знаний детей о театре, как о виде искусства. Формирование устойчивого интереса к театральному искусству, потребности ребенка обращаться к театру, как источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия.
  • Через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
  • Расширить диапазон сведений о тех, кто работает в театре (режиссер, постановщик танцев, хормейстер, гример).  

Организационно-методическое обеспечение программы

            (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Бабушкин сундучок» разрабатывалась для детей старшего дошкольного возраста.

Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе  не должна превышать 12 человек.

Дополнительную образовательную услугу посещают воспитанники подготовительных к школе групп по запросам родителей.

Занятия проводятся 4 раз в месяц, по вторникам.

Временной период

Кол – во занятия

Длительность занятия – 30 минут

Количество занятий рассчитано с учетом рождественских каникул

   В неделю

1

   В месяц

4

   В год

72

В современной педагогике нет единой общепринятой классификации

методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в  основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам  относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются:

  • Практические (подражательные, конструктивные, творческие упражнения);
  • Наглядные  (показ выполнения последовательности действий, использование пооперационных карт);
  • Словесные (беседа, рассказ, сказка, объяснение и т.д);

Игровые (элемент соревновательности, создание игровых проблемных ситуаций)

Следует отметить, что все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

   

Задачи по театрализованной деятельности.

1.Театральная азбука. Углубление знаний детей о театре, как о виде искусства. Формирование устойчивого интереса к театральному искусству, потребности ребенка обращаться к театру, как источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия. Через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Расширить диапазон сведений о тех, кто работает в театре (режиссер, постановщик танцев, хормейстер, гример) посещения театра..

Закрепить навык поведения во время просмотра спектакля, в целом уточнить знания правила поведения во время посещения театра.

Перед началом спектакля необходимо не только знать его название, но и познакомить с содержанием.

2.Игры в кукольный театр. Закреплять навыки кукловождения различных кукольных театров (би-ба-бо, пальчиковый, настольный,).

Формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами разных систем.

3.  Игры - драматизации. Совершенствовать  импровизационные возможности детей, развивать инициативу  и самостоятельность  в создании образов различных персонажей.

Побуждать детей самостоятельно сочинять  и разыгрывать небольшие сказки, сценки, сценки.

4.Игры – спектакли. Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений, жестов, мимики, интонации, к передаче игрового образа. В целом развивать сценическое творчество.

                Способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг).

Развивать умение детей выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих.

             

Календарно - тематическое планирование

        Программное содержание

                 Содержание

              Октябрь

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.

Беседа, просмотр видео- ролика.

Знакомство с сюжетом новой для детей сказки. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, развивать дикцию, добиваться разнообразия интонации, уточнять знания детей об особенностях, повадках животных.

Чтение сказки «Лиса, заяц, петух»;

Скороговорки, чисто говорки, стихотворные тексты, загадки.

Продолжать знакомить с театром, рассказать об особенностях этого вида искусства, о видах театра о главных волшебниках театра. Эмоционально обогащать представления детей о природе через музыкальный образ.

Разыгрывания отдельных диалогов с использованием шапочек – масок и пальчикового театра.

Учить детей самостоятельно подбирать движения, способы действия для передачи образа. Упражнять детей в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться мимикой, жестами. Познакомить с внешним видом героев, событиями времени года, когда они происходят.

Использовать иллюстраций.

Рисование, аппликация, оригами.

Ноябрь

Развивать память детей. Учить пересказывать сказку вначале своими, а затем точно следуя тексту. Продолжить работу над артикуляцией, дикцией.

Разучивание текста к сказке, скороговорки, потешки.

Знакомить детей с элементами актерского мастерства – это помогает главным волшебникам театра рассказать о событиях, передать переживания героев, их чувства. Учить детей пересказывать сказку по ролям, в соответствии с событиями и переживаниями героев менять интонацию, выражения лица.

Рассказать об особенностях жеста, мимики,

интонации. Показать на своем примере различные образы.

Закреплять знание детьми текста сказки.         Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую часть текста сказки.

  Пересказывание детьми сюжета по ролям.

  Показ сказки для детей младших групп, воспитателей, родителей.

              Декабрь

Знакомство с сюжетом новой сказки.  Развитие артикуляционного аппарата, дикции, добиваться разнообразия интонации. Знакомство с героями сказки с их характеристиками.

Чтение детям сказки «Петушок и бобовое зернышко», скороговорки, чистоговорки.

Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. Театральные игры.

Артикуляционная гимнастика;

«Что изменилось?», «Поймай хлопок»

«Я положил в мешок..», «Тень»

«Внимательные звери», «Веселые обезъянки»

«Угадай что я делаю»

Учить детей композиционному построению сцен. Развивать творческие способности детей при создании образов к сказке. Добиваться самостоятельности, инициативности в выборе средств для передачи образа, естественности, непринужденности и артистизма в театрализованном действии.

 Творческие задания на танцевальное и игровое творчество импровизированного характера.

Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. Знакомство со штоковым театром

Сочиняем сказку сами.

Январь

Развивать творческое содружество в детском коллективе, эстетически воспитывать их, развивать воображение, фантазию.

Беседа. Закончить чистоговорки и сочинить самому; рифмуя придумать концовку к тексту.

  Продолжать работу над речевым дыханием, учить менять силу звука, темп. Добиваться  интонационной выразительности, разыгрывать диалоги, развивать мимику, жест, умение интонационно выразить удивление, испуг, радость.

Использование  различных  театрализованных  игр.

Учить детей пересказывать сюжет. Стараться, чтобы дети запомнили развитие сюжета, последовательность действий. Развивать сценическое творчество детей, способность  самостоятельность выбрать жест, выражение лица.

 Пересказывание детьми. Беседа о смысле сказки.

Оформление сцены совместно. Изготовление афиш, пригласительных билетов. Показ сказки для групп детского сада.

Февраль

Знакомство с сюжетом сказки. Стараться, чтобы дети запомнили развитие сюжета, последовательность действий.

Чтение сказки «Зимовье зверей». Беседа по сказке.

Продолжить учить детей  приемам с «живой рукой», би-ба-бо, пальчиковым театром. Работать над речевым дыханием детей, добиваться  четкой дикции, работать над интонационной выразительностью речи.

Разыгрывание различных сюжетов с использованием би-ба-бо, пальчикового театра.

Познакомить детей с особым жанром  музыки - оперой. Рассказать о ее особенностях. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, побуждать к активному сопереживанию музыки, осознанно воспринимать средства музыкальной выразительности.

Слушание музыкальной сказки « Весна»

Март

Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений, действий, жестов, мимики. Развивать синтетическое творчество.

Работа над отдельными сценами, требующими умение передавать различные чувства.

Закрепить умение детей конструировать из бумаги. Рисовать различными материалами декоративные открытки, плакатные зарисовки к афише.

Коллективная работа: изготовление афиши, пригласительных билетов.

Показ спектакля для педагогов, родителей, других групп детского сада.

                                                         Апрель - Май    

Знакомство с сюжетом музыкальной сказки «Дважды два». Стараться, чтобы дети запомнили развитие сюжета, последовательность действий.

Музыкальная сказка «Дважды два», беседа, повторение действий.

Развивать у детей способность самостоятельность ориентироваться в средствах музыкальной выразительности при передаче образа. Чувствовать различные эмоциональные состояния в музыке и в соответствии с этим передавать различные переживания, настроения в исполнительской деятельности.

Разучивание ролей – диалогов.

Формировать способность  к творческой позиции в создании собственного варианта сказки. Закреплять умение детей самостоятельно искать способы действий, движений к передаче образов, искать свои средства выразительности.

Этюды и маленькие постановки детей импровизированного характера.

Предоставить детям возможность проявить инициативу, фантазию в подготовке к празднику «Театр – волшебный мир».

Изготовление шапочек – масок, элементов декораций, рисование афиши, пригласительных билетов.

Показ сказки для родителей, педагогов, других старших – подготовительных групп.

         

Диагностика творческих способностей в              театрализованной деятельности.

Цель: выявление уровня  творческих способностей детей в театрализованной деятельности.

                                          Критерии:

Низкий уровень.

Ребенок не принимает активного  участия в театрализованной  деятельности. Не знает   различные  виды театрального искусства. Имеет слабые навыки в использовании основных средств художественной выразительности.

Средний уровень.

Ребенок понимает средства художественной выразительности. Затрудняется проявлять активность  в театрализованной деятельности.

Высокий уровень.

Ребенок активен в театрализации; использует различные средства художественной выразительности. Знает и правильно называет различные виды театрального искусства. 

Форма представления результатов

- результативное участие в конкурсах

- открытые просмотры постановок сказок

- спектакль в конце года

 Здоровьесберегающие технологии

• дыхательная гимнастика

• артикуляционная гимнастика.

• пальчиковые игры со словами,

• гимнастика для глаз,

• физкультминутка, динамические паузы.

Оборудование:

1.Театральная ширма

2.Разные виды кукольных театров:

- пальчиковый

- плоскостной шагающий театр

- конусный

- теневой

- би-ба-бо (перчаточный)

- фланелёграф

- магнитный

- штоковый

- масочный

- варежковый

- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)

3. Ноутбук, колонки.

4. Костюмы

 Планируемые результаты к концу года:

Старшая группа:

  • дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);
  • показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;
  • произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
  • выразительно читают стихотворный текст;
  • передают образ героя характерными движениями;
  • действуют на сцене в коллективе;
  • держатся уверенно перед аудиторией.

Подготовительная к школе группа:

  • объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив;
  • называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий);
  • хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
  • показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
  • сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
  • выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;
  • четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
  • произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;
  • показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
  • действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
  • двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
  • создают пластические импровизации под музыку различного характера;
  • умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.

Список детей

  1. Конькова Алена
  2. Терентьева Алиса
  3. Кругликова Катя
  4. Лумпов Никита
  5. Калкатинже Егор
  6. Слюсаренко Артем
  7. Жданова Каролина
  8. Матюх Кира
  9. Гильметдинов Данияр
  10. Слышкина София
  11. ТовтТоня
  12. Немкович Оксана

Список литературы:

  1. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
  2. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
  3. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
  4. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
  5. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
  6. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
  7. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
  8. И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
  9.  Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
  10. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
  11. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
  12. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
  13. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
  14. : Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
  15. Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200
  16.  А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
  17.    Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
  18. Г.В.Генов «Театр для малышей» М.1968г.

Содержание

1.Паспорт программы.                                                                                         1

2.Пояснительная записка.                                                                                    3

3.Цель, задачи программы.                                                                                  4

4.Организационно-методическое обеспечение программы.                            5

5.Задачи по театрализованной деятельности.                                                    7

6.Календарно-тематическое планирование.                                                       8

7.Диагностика творческих способностей в театральной деятельности.         12    Форма представления результатов.

8.Здоровьесберегающие технологии. Оборудование.                                       13

9.Планируемые результаты к концу года.                                                          14

10.Список детей.                                                                                                    15

11.Список литературы.                                                                                         16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной услуги для детей младшего дошкольного возраста "ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ" (с использованием фитнес-технологии - фитбол-гимнастика)

Особенностью данного курса является использование на занятиях одного из таких  снарядов: удивительные чудо-мячи – фитболы. Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-...

Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста "ЗДОРОВИЧОК" (с использованием оздоровительных фитнес-технологий)

Особенностью данного  курса является применение оздоровительных фитнес технологий.   Детский фитнес – это осмысленное отношение к собственному телу, к его состояниям и...

"Забавные фигурки оригами" программа дополнительной платной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста.

Программа разработана для дополнительной платной  услуги.  Расчитана на 8 занятий в месяц....

Программа для дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Радуга творчества»

                                          Занятия лепкой комплексно воздействуют на разв...

Программа дополнительной платной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Забавные фигурки оригами»

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как одним из способов конструирования из бумаги....

Программа дополнительной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Природа и безопасность»

Программа включает в себя работу по разделу "Природа и безопасность" программы Л. Л. Тимофеевой "Формирование культуры безопасности у детей 3-8 лет"...