ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)
Представлена дополнительная образовательная программа "Волшебный сундучок" Цель. Формировать познавательно-сенсорную активность детей раннего и младшего дошкольного возраста, через экспериментирование и развивающие игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК» | 54.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №569
Невского района Санкт-Петербурга
Структурное подразделение «Отделение дошкольного образования детей»
«Принято» «Утверждаю»
Педагогический совет Директор ГБОУ школы № 569
ГБОУ школы № 569
Протокол № 1 от 31.08.2022 ______________И.В. Королева
Приказ № 288 от 31.08.2022
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
На платной основе познавательной направленности
«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
1 час в неделю
30 часов в год
Возраст: 2-4 года
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования: Редюк Г.В.
Санкт-Петербург
2022 год
Содержание программы
1.Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи реализации программы.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы.
1.4.Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
1.5. Планируемые результаты освоения программы.
II. Содержательный раздел.
2.1 Особенности методики проведения занятий по программе.
2.1.1 Содержание работы по разделам.
2.1.2 Структура занятия.
2.2 Календарно-тематическое планирование.
III. Организационный раздел.
3.1. Условия реализации программы.
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения.
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа ориентирована на детей от двух до четырех лет. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).
Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
1.2 Цель и задачи реализации Программы
Цель. Формировать познавательно-сенсорную активность детей раннего и младшего дошкольного возраста, через экспериментирование и развивающие игры.
Задачи.
Образовательные: - дать детям представления о сенсорных эталонах- формировать систему перцептивных (обследовательских) действий;
- формировать умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных эталонов в практической и познавательной деятельности.
Развивающие: - развивать и совершенствовать все виды восприятия, обогащать чувственный опыт детей;
- развивать мелкую моторику тактильные и кинестетические ощущения;
-развивать самостоятельность в процессе познавательно- исследовательской деятельности.
Воспитательные: - воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.);
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1. Принцип обогащения и углубления содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование, у детей широкой ориентировки в предметном окружении, ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства.
2. Принцип сочетания обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений.
3. Принцип обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда схожих задач.
4. Принцип формирования систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталонами обследования любого предмета, т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания, как средство восприятия и осознания нового предмета.
В Программе учитываются следующие подходы:
1) Личностно-ориентированный подход - ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей. В рамках личностно-ориентированного подхода перед педагогом стоят следующие задачи - помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление, раскрытие его творческих возможностей, способствующих становлению самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения.
2) Деятельностный подход - предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней. В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи: создавать условия, обеспечивающие позитивную мотивацию детей, что позволяет сделать их деятельность успешной; учить детей самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения; создавать условия для формирования у детей навыков оценки и самооценки.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств.
1.2 Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации Программы.
2-3 года.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Основной формой мышления является наглядно - действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах, о сенсорных эталонах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами. Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Значит необходимо формировать сенсорные эталоны через ощущения и восприятия. Эта задача целенаправленно решается с помощью использования опытов и экспериментов, направленных на формирование словаря детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
3-4 года.
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с предметным миром. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.
Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагога - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем.
Индивидуальные особенности развития детей.
Ребенок мыслит, переживает, трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума. Поэтому методика проведения занятий строится с учётом индивидуальных особенностей и способностей детей. Способом создания положительной мотивации на занятиях является игра, задания, в которой подбираются таким образом, чтобы для каждого ребенка создать «ситуацию успеха», помочь поверить в свои силы. Детям неуверенным в своих силах требуется постоянное одобрение, поддержка. Для детей испытывающих трудности в освоении нового необходим дополнительный показ, неоднократное повторение. Таким образом, учет индивидуальных особенностей детей повышает эффективность обучения.
1.3. Планируемые результаты
- Подбирает по образцу или по просьбе взрослого блоки Дьенеша основных цветов.
- Подбирает к образцу блоки определенного цвета, но разной формы.
- Может правильно назвать 1-2 цвета.
- Соотносит геометрические формы с их контуром.
- Подбирает, накладывая, геометрические фигуры к образцу.
- Ориентируется в различных по величине формах: большой, маленький.
- При выполнении дидактического задания способен ориентироваться одновременно на два признака: цвет и форму (красный круг), величину и форму (большой треугольник).
- Правильно и четко называет четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
- Проявляет интерес к окружающему миру.
- Принимает активное участие в экспериментальной деятельности и отвечает на простые вопросы.
- Стремиться подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность.
- Ребенок определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
- При подборе игровых элементов может ориентироваться сразу на три свойства: размер, цвет и форму.
- Ребенок находит и может назвать предметы по их величине: большой, маленький, средний между ними.
- Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый, гладкий, шершавый ).
II Содержательный раздел
2.1 Особенности методики проведения занятий по программе
Формы:
-Подгрупповая
Методы:
-Игровой метод (дидактические игры).
-Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
-Практический – показ способов действия с предметами, дидактические упражнения.
2.1.1 Содержание работы по разделам
-массаж
-игры и действия с предметами
-экспериментирование
-пальчиковая гимнастика и игры
Упражнения в разделе “Массаж” способствуют поддержанию хорошего тонуса, так как на пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития сенсо-моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
В разделе “Пальчиковая гимнастика и игры” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять моральное напряжение.
2.1.2 Структура занятия
Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Массаж – 2 минуты.
Игры и действия с предметами – 10 минут.
Пальчиковая гимнастика и игры – 3 минуты.
Массаж
Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.
Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.
Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц.
Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.
Содержание Игр и действий с предметами соответствует задачам программы. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие тактильного и слухового восприятия, усвоение сенсорных эталонов.
Основные приемы: дидактические игры, а также упражнения со следующими предметами:
- шнуровка;
- прищепки;
- блоки Дьенеша;
- конструктор «Велькрошка»;
- кинетический песок;
- крупы, вода.
Пальчиковая гимнастика и игры
Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.
Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.
2.2 Календарно-тематическое планирование (2-3 года).
месяц | № | Тема занятия | материал | Дата План. | Дата Факт. |
Октябрь | 1. | Знакомство, правила поведения на занятиях. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. | Массажный мяч, шнуровка, коробочка с крупой. | 06.10 | |
2. | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. | Еловые шишки два зайца большой и маленький, блоки Дьенеша | 13.10 | ||
3. | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. С предметами: - Знакомство с геометрическими фигурами - бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка». | Массажный мяч, круг, квадрат, треугольник, прищепки. | 20.10 | ||
4. | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. | Еловые шишки, кинетический песок, мелкие игрушки | 27.10 | ||
Ноябрь | 5. | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. С предметами: - шнуровка «Дождик» - Вылавливание мелких предметов из воды ложкой. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». | Еловые шишки, шнуровка «Дождик», | 03.11 | |
6. | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. | Массажный мяч, кинетический песок, маленькие мячики, песочные формочки | 10.11 | ||
7. | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. | Массажный мяч, крупа | 17.11 | ||
8. | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. С предметами: (блоки Дьенеша) «Что нам привёз Мишутка?» учить выделять признак цвета, различать и называть основные цвета. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «едем-едем», «ручки», «массаж». | Еловые шишки игрушка Мишка, блоки Дьенеша | 24.11 | ||
Декабрь | 9. | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. | Массажный мяч, различные предметы и материалы (бумага, целлофановый пакет, ложки и т.п.), парные шумящие коробочки. | 01.12 | |
10. | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. | Еловые шишки, блоки Дьенеша, плоскостное изображение елочки. | 08.12 | ||
11. | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. | Еловые шишки, поднос с однотонным цветным дном, | 15.12 | ||
12. | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. | Массажный мяч, кинетический песок, игрушка «Зайчик», фигурки животных, разноцветные крышки, мячики | 22.12 | ||
13. | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. «Угостим кукол соком»- окрашивание воды, знакомить с различными цветами спектра. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка» | Массажный мяч, прищепки, стаканчики с водой, гуашь. | 29.12 | ||
Январь | 14. | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. «Угостим кукол соком»- окрашивание воды, знакомить с различными цветами спектра. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка» | Массажный мяч, прищепки, стаканчики с водой, гуашь. | 12.01 | |
15. | Самомассаж с помощью грецого ореха | Грецкий орех, блоки Дьенеша, бумажный круг (квадрат), разделенный на сектора. | 19.01 | ||
16. | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. С предметами: - игры с кинетическим песком: «Угадай, чей след» учить соотносить форму пластиковой формочки со следом на песке. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». | Еловые шишки, кинетический песок, формочки. | 26.01 | ||
Февраль | 17. | Самомассаж под песню Е.Железновой С предметами: Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус» | три разных по величине игрушки – медведей, соответственно три тарелки, три чашки, три ложки; миски, ложки, крупа | 02.02 | |
18. | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. | Еловые шишки, кинетический песок, игрушка «Зайчик», фигурки животных, разноцветные камушки. | 09.02 | ||
19. | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу С предметами: - поиск предметов в емкости с крупой - «Разноцветные дорожки» группируем фигуры по цвету независимо от формы и размера (находим и выкладываем в соответствии с цветом домика). Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «дождик», «автобус». | Еловые шишки, миски с крупой, Блоки Дьенеша, плоскостные изображения домиков основных цветов. | 16.02 | ||
20. | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. С предметами: - знакомство с конструктором «Велкрошка» рассматриваем, ощупываем,учимся соединять. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». | Массажный мяч, конструктор «Велкрошка» | 02.03 | ||
Март | 21. | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. | Еловые шишки, сенсорные дощечки, канцелярские скрепки, силуэтное изображение ежика | 09.03 | |
22. | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. | Массажный мяч, поднос с однотонным цветным дном, | 16.03 | ||
23. | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. | Еловые шишки, кинетический песок, мягкая игрушка «Медведь», фигурки животных, формочки, стеки, игрушечные тарелки, чашки и чайник | 23.03 | ||
24. | Самомассаж с помощью грецкого ореха С предметами: - «Выложи картинку» Учить накладывать блоки на цветные изображения карточки, подбирая блоки по цвету, форме и размеру в соответствии с изображением. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». | Грецкий орех, цветные изображения из альбома "Блоки Дьенеша для самых маленьких", | 30.03 | ||
Апрель | 25. | Самомассаж под песню Е.Железновой С предметами: - поиск предметов в емкости с крупой - «Покорми животных» проталкиваем предметы в отверстие соответствующего размера Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус» | Емкости с крупой, мелкие игрушки, набор для игры «Покорми животных», | 06.04 | |
26. | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. С предметами: - игры с кинетическим песком: «Угадай, чей след» учить соотносить форму пластиковой формочки со следом на песке. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». | Еловые шишки, кинетический песок, формочки. | 13.04 | ||
27. | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. С предметами: игры с прищепками Формирование умения сличать и объединять предметы по цвету. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка». | Массажный мяч, прищепки, шаблоны: рыба без хвоста, ежик без иголок, ствол без | 20.04 | ||
28. | Самомассаж под песню Е.Железновой С предметами: - игры с водой «Плавает-тонет» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка». | камни, предметы из стекла, железа, ткани, бумаги, дерева и пластмассы. | 27.04 | ||
Май | 29. | Самомассаж под песню Е.Железновой | фасоль, ситечки, ведёрки, миски, манка. | 04.05 | |
30. | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. | Массажный мяч, цветные листы | 11.05 |
2.2 Календарно-тематическое планирование (3-4 года)
Месяц | № | Тема занятия | материал | Дата План. | Дата Факт. |
Октябрь | 1. | Знакомство, правила поведения на занятиях. Массаж колючим мячиком – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. | Массажный мяч, миски с водой, пипетки, прищепки | 06.10 | |
2. |
С предметами: «Давайте познакомимся» -знакомство с кинетическим песком(цвет, свойства) мнем, лепим, прячем ручки Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «дятел», «дождик» | Карандаш, кинетический песок, игрушка «Зайчик» | 13.10 | ||
3. | Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли С предметами: - знакомство с конструктором «Велкрошка» «Парочки» учить находить пары по цвету и соединять их. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой | Фасоль, конструктор «Велькрошка» | 20.10 | ||
4. | Массаж грецким орехом «Я катаю свой орех…», «Я катаю колобок…» С предметами: «Следы на песке» -знакомство с кинетическим песком Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «игрушки-зверюшки», «две чашки», «массаж». | Грецкий орех, кинетический песок, игрушка кошка, небольшие гладкие мячики и мячики «ёжики» по количеству детей | 27.10 | ||
Ноябрь | 5. |
С предметами: -знакомство с кинетическим песком «Что получилось?» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «едем-едем», «ручки», «массаж». | Карандаш, кинетический песок, мячики, формочки. | 03.11 | |
6. | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. | Еловые шишки, блоки Дьенеша,, | 10.11 | ||
7. | Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли С предметами: - знакомство с конструктором «Велкрошка» «Дорожка» строим дорожку одного цвета Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка». | Фасоль, конструктор «Велькрошка», шагающие игрушки | 17.11 | ||
8. | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу С предметами: «Накорми мишек». Знакомство с Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус» | Массажный мяч, три разных по величине игрушки – медведей, соответственно три тарелки, три чашки, три ложки; миски, ложки, крупа | 24.11 | ||
Декабрь | 9. | Массаж фруктовой косточкой – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. | Фруктовые косточки, счётные палочки, альбом «Это может ваш малыш», фасоль, пинцет | 01.12 | |
10. |
С предметами: -знакомство с кинетическим песком: лепим пироги, разрезаем, угощаем животных Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». | Карандаш, кинетический песок, формочки для песка, стеки, тарелочки, ложки, животные из игры «Покорми животных» | 08.12 | ||
11. | Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли С предметами: «Разноцветные дорожки» строим дорожки используя 2 цвета по образцу Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус». | Фасоль, конструктор «Велькрошка» | 15.12 | ||
12. | Самомассаж камушками –катать по очереди каждым пальчиком камушки. учить различать геометрические фигуры по заданному признаку величины Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». | Камушки, блоки Дьенеша, | 22.12 | ||
13. | Самомассаж под песню Е.Железновой С предметами: - коробочка с крупой – перебираем фасоль и горох. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «дятел», «дождик» | шнуровка, коробочка с крупой. | 29.12 | ||
Январь | 14. | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. учить выделять одновременно два признака: цвет и форму. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». | Еловые шишки, блоки Дьенеша | 12.01 | |
15. |
С предметами: -знакомство с кинетическим песком: «Песочный торт» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – | Карандаш, кинетический песок, игрушка «Зайчик», фигурки животных, камушки, формочки | 19.01 | ||
16. | Самомассаж под песню Е. Железновой С предметами: - «Постучим, погремим» Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы. - «Шумящие коробочки». Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов. | различные предметы и материалы (бумага, целлофановый пакет, ложки и т.п.), парные шумящие коробочки. | 26.01 | ||
Февраль | 17. |
С предметами: - знакомство с кинетическим песком: «Перчатки» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «игрушки-зверюшки», «две чашки», «массаж». | Карандаш, кинетический песок, игрушка «Зайчик», фигурки животных, разноцветные | 02.02 | |
18. | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. С предметами: «Продолжи дорожку» учить выделять одновременно два признака: цвет и форму. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «дождик», «автобус». | Еловые шишки, блоки Дьенеша | 09.02 | ||
19. | Массаж грецким орехом «Я катаю свой орех…», «Я катаю колобок…» С предметами: - игры с кинетическим песком: «Что такое снеговик?» продолжать знакомить со свойствами песка Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». | Грецкий орех, кинетический песок, | 16.02 | ||
20. | Самомассаж камушками под песню Е.Железновой С предметами: - «Волшебный поднос»- рисование геометрических фигур на манке -«На что похожа фигура» дорисовывание элементов Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка». | Камушки, поднос с однотонным цветным дном, крупа. | 02.03 | ||
Март | 21. |
С предметами: - игры с кинетическим песком: «Корзинка конфет» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка». | Карандаш, кинетический песок, мягкая игрушка медведь, трубочки, корзинка. | 09.03 | |
22. | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». | Еловые шишки, блоки Дьенеша, цветные изображения из альбома "Блоки Дьенеша для малышей" | 13.03 | ||
23. | Самомассаж камушками под песню Е.Железновой С предметами:- игра со счетными палочками «дорожка для гномика», «палочка для гномика» | Камушки, счетные палочки, фасоль | 23.03 | ||
24. | Массаж грецким орехом «Я катаю свой орех…», «Я катаю колобок…» С предметами: - игры с кинетическим песком: «День рождения у медведя Топтышки» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка». | Грецкий орех, кинетический песок, мягкая игрушка «Медведь», фигурки животных, формочки, стеки, игрушечные тарелки, чашки и чайник | 30.03 | ||
Апрель | 25. | Массаж ладоней и пальцев рук карандашом «Прятки», «добывание огня». С предметами: - Игра-сказка (использование «сыпучей» основы) «Птички» - игры с прищепками Формирование умения сличать и объединять предметы по цвету. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка». | Карандаш, поднос с однотонным цветным дном, крупа прищепки, шаблоны: рыба без хвоста, ежик без иголок, ствол без хвои, солнце без лучей. | 06.04 | |
26. | Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли С предметами: - знакомство с конструктором «Велькрошка» - крыша для домика Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка». | Фасоль, конструктор «Велькрошка» | 13.04 | ||
27. | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу С предметами: - игры с водой «Плавает-тонет» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка». | Массажный мяч, камни, предметы из стекла, железа, ткани, бумаги, дерева и пластмассы. | 20.04 | ||
28. | Самомассаж под песню Е.Железновой С предметами: -шнуровка – делаем дорожку -«Птички зернышки клюют» – перекладываем фасоль пинцетом Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка». | шнуровка, фасоль, пинцеты | 27.04 | ||
Май | 29. | Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Прятки», «Добывание огня». С предметами: - игры с крупой «Сею, сею, просеваю» просеивание крупы через сито. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «машина», «ручки», «массаж». | Карандаш, крупа | 04.05 | |
30. | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, катаем по столу | Массажный мяч, счетные палочки | 11.05 |
III. Организационный раздел.
3.1. Условия реализации программы:
Реализация программы «Волшебный сундучок» рассчитана на 1 год, для детей 2-4 лет.
1 раз в неделю во второй половине дня в форме занятий, продолжительностью 15 минут.
Предполагаемая наполняемость групп по 6-8 человек.
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения:
-Массаж: массажные мячи, грецкие орехи, карандаши, еловые шишки;
-Шнуровка: шнуровальный планшет; шнурки;
-Игры с водой: мерные стаканчики, пипетки, губки;
-Игры с крупой: крупа (манная, горох, фасоль белая и красная),ложки, миски, поднос с однотонным цветным дном, тарелочки;
-Игры с песком: кинетический песок, формочки, лопатки, мелкие предметы;
- счетные палочки, тактильные дощечки, прищепки;
-блоки Дьенеша;
-конструктор «Велькрошка»;
-Дидактические игры: «Покорми животных»; «Цыпленок, где твой дом»; «Спрячь мышку»; «Птичка в клетке».
Список литературы
- Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика – Синтез, 2010.
- Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.
- Машин Л., Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. 2-4 для самых маленьких.
- Альбомы «Блоки Дьенеша для самых маленьких»; «Маленькие логики»; «Это может ваш малыш»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
дополнительная общеразвивающая программа "Волшебный сундучок" для детей 3-4 лет
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании РФ» №273-ф3 от 29.12.2012, Приказом Министерства образования и науки РФ ...
Конспект образовательной деятельности интегрированной направленности «Сборка изделия «Снежинка»», разработанный в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Волшебный завиток».
Цель занятия: формирование у обучающихся интереса к изготовлению зимнего декора и эмоционального отклика на поэтические образы природы....
Дополнительная образовательная программа Волшебный сундучок
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...
Дополнительная образовательная программа "Театральный сундучок"
Дополнительная образовательная программа с детьми старшего и подготовитильного к школе возраста "Театральный сундучок"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
Актуальность программы обосновывается государственной политикой в области образования, где одно из первых мест выходит задача подготовки детей и подростков к творческому труду и развитие творчес...