ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА фольклорного кружка «Волшебный сундучок»
рабочая программа
Программа на основе русского народного фольклора для детей средней группы (4-5 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_folklornogo_kruzhka.docx | 41.34 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета Протокол №…. от…………. | «УТВЕРЖДЕНО» Заведующий МКДОУ Вознесенского детского сада ______________В.П.Садовская _________________________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
фольклорного кружка «Волшебный сундучок»
на основе русского народного фольклора
для детей в возрасте 4-5 лет
срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год
Составитель:
воспитатель:
Журавлева С.В.
с.Вознесенка 2022г
Структура программы
I | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Актуальность программы | 3 |
1.3. | Цели и задачи реализации программы | 4 |
1.4. | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы | 4 |
1.5. | Планируемые результаты освоения программы | 4 |
1.6. | Обоснование выбора содержания программы | 4 |
II | Содержательный раздел | 5 |
2.1. | Содержание педагогической работы по образовательным областям | 5 |
2.2. | Формы работы | 6 |
III | Организационный раздел. | 7 |
3.1. | Кадровое обеспечение программы | 7 |
3.2. | Время и сроки реализации программы. | 7 |
3.3. | Комплексно–тематическое планирование | 7 |
3.4 | Взаимодействие с родителями | 10 |
3.5. | Материально-техническое обеспечение программы. | 12 |
3.6. | Мониторинг освоения детьми Программы | 13 |
I
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа кружка направлена на социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа по приобщению детей к истокам национальной культуры посредством фольклора имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Образовательная программа разработана на основе Парциальной Программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
1.2.Актуальность программы
Актуальность программы в том, что именно в дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.
Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Современному малышу не менее чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений с взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Программа нацеливает нас на широкое использование произведений народного фольклора в работе по развитию речи, а так же на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни дошкольника.
1.3. Цель и задачи программы.
Цель: расширить представление детей о жанрах устного народного творчества, приобщить к истокам русской культуры через знакомство с народным фольклором.
Задачи:
- широко использовать фольклор (прибаутки, потешки, приговорки, заклички и др.)
- учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные игры.
1.4. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы:
В основу программы заложены следующие принципы:
- тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала;
- интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
- активное включение детей;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
-формирование словаря;
- знание краткого содержания прочитанных литературных произведений, быта и традиций русского народа;
-использование детьми в активной речи малых форм фольклора;
-умение играть в народные подвижные игры.
1.6. Обоснование выбора содержания программы
Настоящая программа описывает приобщение детей к истокам национальной культуры детей среднего дошкольного возраста посредством фольклора. Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по национальной культуре посредством фольклора для ДОУ.
II. Содержательный раздел.
2.1. Содержание педагогической работы по образовательным областям
Образовательная область | Содержание педагогической работы |
Социально-коммуникативное развитие | 1.Формирование представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; патриотических чувств причастности детей к наследию прошлого. 2.Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками. 3.Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности. |
Познавательное развитие | 1.Расширить представление о жанрах устного народного творчества. 2.Воспитывать нравственно-патриотические чувства 3.Формирование целостной картины мира. Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции). 4.Содействие атмосферы национального быта. Понимать историческую преемственность с современными аналогами (лучина -керосиновая лампа -электрическая лампа и т.д.). 5.Знакомить детей с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, от места их проживания. |
Речевое развитие | 1.Широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок; развитие устной речи. 2.Способствовать развитию любознательности. 3.Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках. 4.Развивать умение рассказывать русские народные сказки. |
Художественно-эстетическое развитие | 1.Ознакомление детей с народной декоративной росписью. 2.Приобщать детей ко всем видам национального искусства: сказки, музыка, пляски. 3.Знать и различать народное искусство, промыслы. 4.Понимать познавательное значение фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов(мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой. 5. Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. |
Физическое развитие | 1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. 2.Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх. 3.Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм. |
2.2. Формы работы:
- игра;
- игра-имитация;
- объяснение;
- показ;
- личный пример;
- беседы;
- обсуждения;
- просмотр видеофильмов;
- разучивание произведений устного народного творчества.
Формы работы:
- индивидуальная,
- групповая.
Методы, используемые для реализации программы:
- чтение сказок;
- проведение диалогов с детьми о прочитанном;
- инсценировка потешек;
- подвижные игры.
III
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Кадровое обеспечение программы.
Воспитатель – основной руководитель программы;
Подменный воспитатель – соруководитель;
Музыкальный руководитель.
3.2. Время и сроки реализации программы.
Рабочая программа предназначена для детей 4-5 лет.
Данный вид кружковой деятельности рекомендуется 20 минут, во второй половине дня, один раз в неделю всего 38 занятий.
3.3. Комплексно–тематическое планирование
Дата | Тема занятия | Содержание |
Сентябрь | ||
«Во саду ли, в огороде» | Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел» | |
«Чудесный мешочек» | Повторение песенки-потешки «Наш козел». Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | |
«Коровушка и бычок» | Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка | |
«Бычок – черный бочок» | Повторение потешки про бычка. Чтение сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца» | |
Октябрь | ||
«Приглашаем в гости к нам» | Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке | |
«Гуси-лебеди» | Чтение сказки «Гуси-лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари» | |
«Сошью Маше сарафан» | Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение потешки «А тари, тари, тари» | |
«Золотое веретено» | Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено» | |
Ноябрь | ||
«Волшебные спицы» | Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья) | |
«Лисичка со скалочкой» | Знакомство с предметом обихода – скалкой. Чтение сказки «Лисичка со скалочкой» | |
«Петушок – золотой гребешок» | Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали Петушка». Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко» | |
«Чудесный сундучок» | Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек и попевок о домашних животных. | |
Декабрь | ||
«Здравствуй, зимушка-зима» | Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок» | |
«Зимовье зверей» | Чтение сказки «Зимовье зверей». Повторение песенки «Как на тоненький ледок» | |
«Одень зверей» | Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей» | |
«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» | Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка» | |
Январь | ||
«Сундучок Деда Мороза» | Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос» | |
«Лиса и козел» | Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел» | |
«Веселые ложки» | Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных | |
Февраль | ||
«Заюшкина избушка» | Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка» | |
«Кто же в гости к нам пришел?» | Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки» | |
«Русская балалайка» | Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке (прослушивание аудио записи, картинки, иллюстрации) | |
«Лисичка-сестричка» | Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» | |
Март | ||
«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» | Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины» | |
«При солнышке – тепло, при матушке – добро» | Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме | |
«Крошечка Хаврошечка» | Знакомство со сказкой «Хаврошечка» | |
«Весна, весна, поди сюда!» | Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне | |
Апрель | ||
«Пришла весна!» | Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации «Пришла весна!» | |
«Шутку шутить – людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками | |
«Небылица - небывальщина» | Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц | |
«Русская свистулька» | Рассказ о глиняной свистульке | |
Май | ||
«Чудесный сундучок» | Раскрашивание свистулек (раскраски). Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий | |
«Времена года» | Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года | |
«Волшебная палочка» | Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам | |
Прощание с «избой» | Знакомство детей с новой сказкой (по выбору Хозяйки) |
3.4. Взаимодействие с родителями
Дата | Тема | Задачи | Формы работы |
Сентябрь | «Во саду ли, в огороде» | Привлечь родителей в образовательный процесс, к совместной с детьми выставке овощей | Беседы, информация о деятельности в группе (какая в данный момент идет тема в группе) |
Октябрь | «Золотое веретено» | Развитие мотивации родителей к взаимодействию в группе. | Информация о деятельности в группе (какая в данный момент идет тема в группе, чем занимаются дети в группе), беседы, консультации, рекомендации |
Ноябрь | «Чудесный сундучок» | Привлечь родителей к подбору художественной литературы о Новосибирской области, фотографий (с. Вознесенка) | Выставка детских рисунков «Село мое родное», беседы, индивидуальные консультации |
Декабрь | «Здравствуй, зимушка-зима» | Привлечь родителей к совместному с детьми чтению русских народных сказок, потешек. | Рекомендации по домашнему чтению по теме недели, беседы, информация о деятельности в группе |
Январь | «Новогодняя игрушка моей бабушки» | Привлечь родителей к созданию выставки «Новогодняя игрушка моей бабушки», к ценности старинных игрушек | Информация о деятельности в группе, беседы, наглядная информация (стенды, папки-передвижки) |
Февраль | «Русские народные инструменты» | Привлечь родителей к сбору информации о русских народных инструментах и созданию альбома «Русские народные инструменты» | Выставка детских рисунков «Деревянные ложки», индивидуальные беседы и консультации, наглядная информация (папка-передвижка) |
Март | «Весна, весна, поди сюда!» | Привлечь родителей к совместным с детьми наблюдениям за сезонными изменениями в природе. Дать рекомендации по использованию фольклора в устной речи ребенка: песен, загадок, пословиц, потешек (при наблюдении за природой) | Оформление родительского уголка по теме «Весна», индивидуальные беседы и консультации, рекомендации по домашнему чтению |
Апрель | «Русская свистулька» | Привлечь родителей к сбору информации о русских народных игрушках | Индивидуальные беседы и консультации, выставка детских поделок из соленого теста «Русская свистулька» |
Май | Родительское собрание | Выступить с докладом о проделанной работе, о достижениях детей. Поблагодарить родителей за участие в образовательном процессе, жизни группы | Родительское собрание, анкетирование, беседы, фотоочет, презентация |
3.5. Материально-техническое обеспечение программы.
Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует, организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В группе создан и оборудован стол для настольного театра, центр русского быта, где размещены предметы русского быта: печь, самовар, горшки, деревянные ложки и т.д. В методическом кабинете ДОУ находится художественная литература по русскому фольклору, наглядные пособия, картотеки (русские народные игры), размещены разнообразные произведения – предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.), картинки и иллюстрации. А также:
- народные игры с пальчиковым, настольным театром, на рукавичках и др.
- реквизит для разыгрывания сценок: элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: книги, образцы музыкальных произведений.
- компьютер, ноутбук.
Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
М.В.Тихонова, Н.С. Смирнова красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2012.
И.В. Кравченко И.В., Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста. 2011.
Учите детей петь: (Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет). Пособие для воспитателя и музыкального руководителя дет. сада / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. - М.: Просвещение, 1986. 144с.
Литературно- художественное издание. Серия «Сказки». Терем-теремок. Русские народные сказки для детей дошкольного возраста. ОАО «Издательство» «Высшая школа». Тверь, 2010.
Литературно- художественное издание для детей дошкольного возраста «Курочка-рябушечка». Русские народные песенки-потешки. Составление и обработка С. Кузьмина. Издательство «Книжный дом», 2008.
Литературно- художественное издание для детей дошкольного возраста «Радуга-дуга». Русские народные песенки-потешки. Составление и обработка С. Кузьмина. Издательство «Книжный дом», 2010.
- Мониторинг освоения детьми Программы
Основным методом диагностического исследования является использование специально подобранных диагностических заданий, которые предлагаются детям в игровой форме. При этом учитывается состояние ребенка, его хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние, физическое самочувствие.
Социально-коммуникативное развитие | |||||||
№ | Ф.И.О. | Имеет представления о народной культуре | Развито свободное общение со взрослыми и сверстниками | Сформированы основы безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности | Итог | ||
1. |
Познавательное развитие | |||||
№ | Ф.И.О. | Имеет представления п о жанрах устного народного творчества (сказки, былины, скороговорки, потешки, считалки, колыбельные песни, пословицы, поговорки и т. д.). Может отличить потешку от считалки ит. д. | Проявляет интерес к народным праздникам (Святки, Крещенский сочельник, Масленица, Пасха, Иван Купала) и традиции. | Называет предметы национального быта. Понимает историческую преемственность с современными аналогами (лучина -керосиновая лампа -электрическая лампа и т.д.). | Итог |
Речевое развитие | |||||
№ | Ф.И.О. | Использует народный фольклор в играх, в режимных моментах (пение колыбельных перед сном, проговаривание потешек при выполнении к.г.н. и т. д.) | Рассказывает краткое содержание русских народных сказок, узнает их по картинкам, принимает участие в театрализации сказок | Имеет представление о русском народном быте, традициях наших предков | Итог |
1. |
Художественно-эстетическое развитие | |||||
№ | Ф.И.О. | Узнает и называет народную декоративную роспись (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.) | Принимает участие в пении музыкальных произведениий, плясках, хороводах и т.д.) | Понимает значение фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов(мотив, композиция), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой | Итог |
1. |
Физическое развитие | |||||
№ | Ф.И.О. | Развиты физические качества и нравственные чувства в русских народных подвижных играх | Развита двигательная активность, самостоятельность и творчество | Проявляет интерес и любовь к русским народным играм | Итог |
1. |
В- высокий уровень знаний
С- средний уровень знаний
Н- низкий уровень знаний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План эколого-краеведческого кружка "Волшебный сундучок" для старших дошкольников.
Вашему вниманию предлагаю перспективный план работы эколого-краеведческого кружка "Волшебный сундучок" для детей старшего дошкольного возраста. Это результат моего опыта работы по ознакомлению старших...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА фольклорного кружка «Волшебный сундучок» для детей в возрасте 3-5 лет
Рабочая программа кружка направлена на социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа по приобщение детей истокам национальной культуре посредством фольклора им...
Отзывы родителей и педагогов о кружке "Волшебный сундучок".
Отзывы родителей и педагогов о кружке "Волшебный сундучок"....
Перспективный план работы кружка «Волшебный сундучок» (пластилинография) с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Одним из несомненных достоинств занятий по продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрироват...
Программа дополнительного образования фольклорного кружка «Соловушка»
Мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников с 3 до 7 лет, а также, преодоление зас...
Дополнительная программа фольклорного кружка «Волшебный сундучок» для детей второй младшей группы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАфольклорного кружка «Волшебный сундучок»для детей II младшей группы № 1 срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 годАвторы-составители:Арх...
Дополнительная программа фольклорного кружка «Ладушки» для детей второй младшей группы Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа).
Данный вид кружковой деятельности рекомендуется 10-15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю всего 38 занятий Организация развивающей предметно-пространственной среды.В группе организов...