Образовательная деятельность по развитию речи «Маленькие соседи по планете»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Образовательная деятельность по развитию речи детей старшего дошкольного возраста на тему: «Маленькие соседи по планете» 

(с использованием методов арт-терапии)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность по развитию речи детей старшего дошкольного возраста на тему: «Маленькие соседи по планете» 

(с использованием методов арт-терапии)

Цель: совершенствовать словарь детей с помощью методов арт-терапии.

Задачи:

- Закреплять словарный запас детей по теме «Насекомые», знания детей о названиях и внешнем виде, среде обитания насекомых.

- Совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа существительного).

- Закреплять умение составлять рассказ с помощью собственных рисунков.

- Развивать воображениеартикуляционные движения, общую и мелкую моторику, художественное творчество, изобразительные навыки.

- Воспитывать доброе и бережное отношение к маленьким соседям по планете; проявлять эмоциональную отзывчивость на просьбу.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, фонограммы, искусственные цветы, мяч, индивидуальные зеркала, бабочка на ниточке, плакат с изображением полянки, альбомные листы, восковые мелки, корзина с яблоками.

Ход занятия

На экране появляется изображение персонажа из сказки «Маша и медведь» (анимация, приветствует детей (запись голоса) и рассказывает о том, что на полянке видела каких-то незнакомых существ, которые летали, ползали и прыгали. Маша просит детей подсказать ей, кто это.

Воспитатель предлагает отправиться в волшебное путешествие. Дети соглашаются помочь Маше.

Звучит аудиозапись «Звуки весеннего луга».

- Мы с вами оказались на очень красивом лугу. Давайте закроем глаза и представим себя на солнечной весенней полянке.  Дети закрывают глаза.

- Так как мы с вами оказались на лугу, давайте посмотрим, кого же мы здесь можем встретить.

- Куда бы мы не пошли, всюду нас окружают насекомые. Они живут на земле, под землёй, в воздухе, прекрасно себя чувствуют и в воде. Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты Земля. Что вы знаете о насекомых? (проводится краткая беседа с детьми, в ходе которой выясняется, что одни насекомые привлекают и очень нравятся, а другие насекомые вызывают у людей неприязнь.)

- Мир насекомых полон тайн. Всюду, куда ни посмотришь, живут насекомые - наши маленькие, многочисленные соседи. Как думаете, человек может жить на Земле без природы? Почему? (ответы детей) А Земля может жить без природы? Почему? Что произойдёт, если исчезнут комары, пчёлы, жуки, бабочки (ответы детей) Правильно, если исчезнут насекомые, то исчезнут птицы, рыбы, некоторые животные и дальше пойдёт по цепочке и дойдёт до человека.

- Ребята, у меня есть фотографии.

Дети рассматривают на экране фото насекомых и называют их: жук, комар, муха, бабочка, муравей, кузнечик, пчела, стрекоза, божья коровка. 

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

-  Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

-  А паук – это насекомое?

-  Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

- Назовите полезных насекомых ( бабочка, пчела, муравей.)

- Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

- Назовите вредных насекомых (Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

Беседуют на закрепление знаний о названиях и внешнем виде насекомых.

- Ой, посмотрите насекомые заблудились.  

Просит помочь им найти дорогу домой.  Дети играют в игру «Помоги найти дорогу домой …» игра «Четвёртый лишний».

-Молодцы, все справились и помогли насекомым.

- У меня есть мяч и я хочу предложить вам поиграть с помощью него в игру.

Дети играют в дидактическую игру «Один – много», называют насекомых во множественном числе.

- Ребята, а вы знаете, что у насекомых есть свой язык, я вам сейчас покажу.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Упр. для щечных мышц «Гусеница»

«Гусеница хоть мала, листья – лучшая еда!

Она много листьев съела и, конечно, потолстела.

(Щечки «надули-сдули» - 5 раз)

2. Упр. для круговой мышцы рта и губ «Муха»

«Муха, муха-цокотуха – позолоченное брюхо.

Муха села на цветок – будет чистить хоботок».

(Упр. «Улыбочка-трубочка»- 8 раз)

3. Упр. для мышц кончика языка «Бабочка»

«Бабочка-красавица, над полянкой пляшет-

Крылышками машет»

(Упр. «Качели» - 8 раз)

На экране появляется стрекоза.

- Воспитатель обращает внимание детей на то, что прилетела стрекоза, и предлагает поиграть с ней.

 «Повтори чистоговорки»:

За-за-за, вот порхает стрекоза.

Ры-ры-ры, прилетели комары.

Чок-чок-чок, по листу ползет жучок.

Вей-вей-вей, прибежал к нам муравей.

Маша просит детей помочь ей нарисовать насекомых. Дети соглашаются помочь Маше.

- Ребята я предлагаю сегодня нарисовать насекомых восковыми мелками, а потом вы нам всем расскажете о своем маленьком соседе.

аудиозапись «Звуки весеннего луга».

Каждый ребёнок рисует насекомое по своему выбору, приклеивает свою картинку на плакат и рассказывает о своём насекомом.

- Давайте покажем Маше свои.

Маша хвалит детей, благодарит их, говорит о том, что насекомых надо беречь.

Угощает детей яблоками. Дети рассказывают, чем им понравилось путешествие, угощаются яблоками. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок

Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Помощь маленькому другу» для детей старшего возраста

Познакомить с составлением описательного рассказа на определенную тему. Учить составлять предложения из 3-4 слов, согласовывать слова в предложении. Учить детей составлять описательный рассказ, про ...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи «Есть где-то Кошачья планета»

.Задачи:Образовательная:Побуждать высказываться на темы из личного опыта, аргументировать высказывания Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своем питомце.Уточнять и закреплять пр...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием ИКТ в подготовительной группе Тема: «Поможем жителям планеты АБВГДейка»

Итоговое занятие по развитию речи с использованием ИКТ. В ходе занятия педагог совершенствует умения детей в деление слов на слоги, вставлять пропущенные буквы в словах, называть слова противопол...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотаблицы во второй младшей группе. Тема: "Игры маленьких мышат"

  Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значит...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи "Гость с другой планеты. Части тела"

Материал соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, инсценировка, речевые упражнения, кот...