Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотаблицы во второй младшей группе. Тема: "Игры маленьких мышат"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом.
Использование в данном занятии мнемотаблицы способствует формированию речи, обучение составления рассказа в определенной последовательности, развивает память, внимание, мышление.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9»
(Структурное дошкольное подразделение)
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
во второй младшей группе
с использованием приемов мнемотехники
Образовательная область: речевое развитие
Тема: « Игры маленьких мышат»
Подготовила: Лабкова Е.С.
воспитатель первой кв. категории
Тема: «Игры маленьких мышат»
Группа: вторая младшая группа
Количество: по подгруппам 1-я – 10 человек
Форма проведения: НОД
Программное содержание: Учить детей составлять рассказ при помощи мнемотаблицы, связно, последовательно.
Задачи:
Обучающая:
- Учить детей воспроизводить последовательность действий при помощи метода моделирования.
Развивающая:
- Развивать память, мышление, внимание.
- Развивать умения детей в использовании мнемотаблицы - как вспомогательного средства для развития связной речи.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Виды детской деятельности в НОД:
- коммуникативная (беседа, вопросы, ответы);
- двигательная (динамическая пауза);
- познавательно – исследовательская (исследование различных крупяных изделий);
- чтение художественной литературы (сказка «Теремок»);
- игровая (игра).
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие – пополнение активного и пассивного словаря.
- физическое развитие – учить детей согласовывать текст игры с движениями.
- познавательное развитие – учить детей отгадывать загадки.
Методы и приемы: наглядные: демонстрация наглядных пособий; словесные: беседа о сказках, чтение потешки, рассказ сказки детьми; игровые: исследовательская деятельность.
Предварительная работа:
- чтение с детьми сказки «Теремок»;
- рассматривание изображений диких животных и обсуждение символов (признаков) по мнемотаблицам;
- показ педагогом настольного театра по сказке «Теремок»;
- отгадывание загадок, чтение стихотворений про животных;
- дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Кто как кричит».
Активизация словаря: крупы: овсяная (геркулесовая), рисовая, пшенная, гречневая.
Материалы и оборудование:
- аудиозапись слов;
-мнемотаблица к сказке «Теремок»;
-персонажи настольного театра по сказке «Теремок»; магниты;
- фартук, ушки – мышка, салфетки;
- тарелки на каждого ребенка, в которые насыпаны разные виды крупы: манная, геркулесовая, рисовая, гречневая;
- столы.
Ход деятельности воспитателя с детьми
1.Введение в ситуацию.
Дети выходят к гостям.
Психогимнастика.
Утром встали малыши,
В детский садик все пришли.
Вам мы рады как всегда.
Гости здесь у нас с утра.
Воспитатель: Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. И пусть это пожелание будет тёплым и добрым. Возьмитесь за руки и скажем сначала шёпотом: «Доброе утро», а теперь скажем громко.
2. Актуализация знаний.
Воспитатель: Мне очень интересно, знают ли, ребятки сказки? А какие сказки вы знаете?
Дети: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»…
Воспитатель: А, скажите мне, в какой сказке живет мышка?
Дети: В сказке «Рукавичка», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Вы будете - маленькими мышатами, а я ваша мама – Мышка.
(воспитатель выходит за дверь надевает фартук, ушки, превращается в маму-Мышку, а младший воспитатель помогает детям измазаться мукой, в это время звучит фонограмма текста)
«Жила была мышка. И были у нее маленькие ребятки – веселые мышатки. Мышата очень любили свою маму, всегда слушались ее, но иногда шалили. Вот один раз, когда мама ушла, мышата залезли в мешок с мукой и измазались. Запищали жалобно мышата: пи-пи-пи, - испугались, что скоро придет мама и будет их ругать».
Мама-Мышка: Мои мышатки, мои ребятки, что случилось, почему вы такие чумазые? Ответы детей.
Детям раздаются салфетки и они вытираются.
Разыгрывание потешки «Водичка, водичка».
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб кусался зубок
И смеялся роток!
Мама-Мышка: Посмотрите, какими вы все стали чистыми, глазки ваши заблестели. А теперь дружно пальцы разомнем.
Пальчиковая гимнастика.
Мышка, в норку пробралась (делаем двумя ручками крадущие движения)
На замочек заперлась! (слегка покачиваем скрещенные в замочек пальчиками)
В дырочку она глядит (делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
И ушами шевелит (прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Мама – мышка: Вот какие вы молодцы, вот и наши пальчики отдохнули. А мои мышатки, проголодались? Они любят кашку? А вы знаете, из чего делают кашу? (если дети затрудняются, воспитатель может помочь).
Исследовательская деятельность. Детям предлагается подойти к столам, на которых стоят тарелки с разными крупами. (гречка, манка, геркулес, рисовая).
3. Затруднение ситуации
Игра «Назови, какая у тебя «каша»?
Дети называют название каши.
Мама – Мышка: Ребята, а давайте, с вами сделаем дорожку для мышки, нарисуем ее на крупе.
-Наелись мои мышата.
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что мышка живет в сказке «Теремок». Она там одна живет?
Воспитатель: Давайте, вспомним героев сказки (подойти к доске (воспитатель демонстрирует животных на магнитной доске, дети называют героев сказки):
Мышка… (норушка)
Лягушка… (квакушка),
Зайчик… (побегайчик)
Лисичка… (сестричка)
Волк… (зубами щёлк),
Мишка… (косолапый).
4. Включение способа действий в систему знаний и умений
Воспитатель: Кто мне скажет, как начинается сказка «Теремок?»
Дети: «Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…»
Воспитатель: Теперь, давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок».
Рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок».
Стоял в поле теремок. Мимо бежала Мышка-норушка, стала она в теремке жить. Затем прискакала в теремок Лягушка-квакушка, за ней прибежал Зайчик-побегайчик. Пришла Лисичка-сестричка, а за ней Волк – зубами щёлк, а потом притопал Медведь и сломал теремок. Теремок не выдержал и развалился, чуть всех зверей не раздавил. Но звери построили новый теремок, где всем хватило места.
Воспитатель: Какими словами заканчиваются сказки?
Дети: Стали они жить-поживать да добра наживать… Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
5. Итог
Воспитатель: Ребятки – мышатки, вы молодцы, и сказку рассказали и героев назвали, и в игры поиграли?
Воспитатель: Вам понравились наши игры? А какие игры вам понравились?
Дети прощаются с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ « В ГОСТИ К МИШКЕ» (вторая младшая группа)
Конспект занятий по развитию у младших дошкольников связной речи, активизации словаря с проговариванием потешек, способствующих воспитывать доброжелательного, заботливого отношения к персонажам потеш...
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ИГРУШЕК. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотаблиц
Задачи: Познакомить с прошлым и настоящим куклы.Формировать умение давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть.Развивать умение пользоваться мнемотаблицами при ра...
Конспект занятие непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Моя дружная семья» во второй младшей группе
Беседа. Загадки о членах семьи....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемоквадратов во второй младшей группе по теме « Плыви,плыви,кораблик»
Конспект будет интересен педагогам, использующим в своей работе мнемотехнику....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотаблиц в средней группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж».
формирование умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотаблиц в средней группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж».
формирование умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с применением ИКТ для второй младшей группы (3 — 4 года).
Тема: Путешествие по сказке «Теремок»....