развитие речи в средней группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

развитие речи по теме "Транспорт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_srednyaya_gruppa.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

       НОД в средней группе компенсирующей направленности по развитию речи

 

«Мы едем, едем, едем…»


Коррекционно-образовательные цели.

  1. Активизировать употребление слов-названий видов транспорта.
  2. Ввести в активный словарь детей обобщающее слово «транспорт»
  3. Закрепить и обобщить знания о транспорте.
  4. Совершенствовать навыки словообразования.
  5. Расширение глагольного словаря.
  6. Закрепить знания о частях транспорта.


Коррекционно-развивающие цели.

  1. Развивать общую и мелкую моторику.
  2. Активизировать и уточнить словарь по лексической теме: «Транспорт».
  3. Развивать интонацию.
  4. Развивать связную речь, фонематический слух.
  5. Развивать зрительное и тактильное восприятие, внимание, мышление.
  6. Учить детей определять пространственное расположение частей предмета.

Коррекционно-воспитательные цели.

1.Формирование положительной установки на участие в занятии.

2. Воспитывать самоконтроль за речью, интерес к занятию, целеустремлённость.

Оборудование: ноутбук, видеозапись, запись музыки для игры, «волшебный сундучок» с картинками с изображением видов транспорта, мяч, магнитная доска, письмо от Незнайки, билеты с геометрическими фигурами.

Демонстрационный материал: игрушки-транспорт, игровое поле для игры «Найди место», картинка с изображением воздушного шара, разрезанная на 3части, картина с изображением лодочки у причала.

Раздаточный материал: предметные картинки с изображением видов транспорта,

Предварительная работа. Рассматривание транспорта, беседа о транспорте, его назначении и видах, правилах поведения на улице, пальчиковой гимнастики «Лодочка», физкультминутки «Паровозик».                                                          

                                                                Ход занятия.

1Организационный момент.


Педагог: Ребята, давайте встанем в круг.

Все мы в группе как семья!

Рады все: и ты и я!

Очень любим вместе быть

«С добрым утром!» - говорить.

2.Сюрпризный момент

Педагог: ой, ребята, а что это за звук.

 На экране появляется видеописьмо от Незнайки.

«Дорогие ребята – здравствуйте! Вы меня узнали? Мне очень нужна ваша помощь. Я попал в незнакомую мне страну. И, чтобы вернуться домой, мне нужно построить воздушный шар. У меня была схема, но ее унесло ветром. Если вы её найдете, то я смогу вернуться домой.»

Педагог: Ребята, что же делать?

Дети: нужно помочь Незнайке, найти схему.

Педагог: чтобы помочь Незнайке, мы отправимся с вами в путешествие. Ребята, а на чем можно путешествовать вы мне сейчас расскажете, но сначала каждый из вас выберет себе одну картинку с транспортом. Дети достают по одной картинки из сундучка и рассказывают на чем они поедут.

Давайте я попробую первая.

                                   Игра «Путешественники»

- Я полечу на самолете.

- Я поплыву на лодке.

- Я поеду на автобусе.

- Я полечу на вертолете.

- Я поеду на автомобиле.

- Я поеду на поезде.

Педагог: А теперь подумайте и скажите, как одним словом можно назвать всё, что изображено на этих картинках?

Дети: Транспорт.

Педагог: Отлично! На чём можно путешествовать, нам подсказали картинки.

                                     (звук «гудок автобуса»)

А нас уже ждёт автобус! Предлагаю на нем и начать наше путешествие. Ребята, я буду кондуктором. А кем будете вы?

Дети: пассажирами.

Педагог: Молодцы! Возьмите билеты и занимайте места. Будьте внимательны. Занимайте только свои места. Почему вы заняли именно это место? (у меня на билете треугольник и здесь тоже треугольник) Дети находят свои места по фигурам, нарисованные на билетах.

Педагог: Итак, отправляемся в путь (звучит песня «автобус»)

(Дети вместе выполняют движения, о которых говорится в песне, и «едут»).

Педагог: Ребята, посмотрите какая полянка! Давайте подъедем к ней, присядем, отдохнем.

Дети присаживаются на ковёр. Ребята, на этой полянки живут маленькие человечки и все у них маленькое: и одежда, и обувь, и транспорт. 

                 Проводится игра с мячом «Большой –маленький»

Педагог: ребята, я буду называть большой транспорт, а вы маленький.

Машина –машинка

Автомобиль-автомобильчик

Грузовик-грузовичок

Автобус-автобусик

Лодка-лодочка

Корабль-кораблик

Самолет-самолетик

Вертолет-вертолётик

Паровоз-паровозик

Пароход-пароходик

Педагог: Молодцы, ребята! Ребята, посмотрите, что это такое?

Дети: это, наверное схема.

Педагог: да это часть схемы, которую унесло ветром у Незнайки. Возьмем ее с собой. Ну, а мы продолжим наше путешествие. Посмотрите, у причала покачиваются на волнах лодочки. Предлагаю отправиться в путешествие по морю.

                          Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья,–

Это лодочка моя. (ладони соединяют лодочкой, волнообразные движения)

Паруса подниму,

Синим морем поплыву. (выпрямить ладони, поднять их вверх)

Педагог: Вот мы и добрались до берега. Ребята, посмотрите, мы попали с вами попали на полянку, на которой расположена станция тех обслуживания, как вы думаете, чем здесь занимаются? Здесь ремонтируют транспорт. Посмотрите наш транспорт стоит без запчастей, давайте мы с вами попробуем себя в роли техников.

                 Дидактическая игра «Почини транспорт»

Педагог: посмотрите внимательно и скажите, чего нет у машины?

Дети: у машины нет кузова.

Педагог: чего нет у самолета?

Дети: у самолета нет крыла.

Педагог: чего нет у велосипеда?

Дети: у велосипеда нет колеса.

Педагог: чего нет у корабля?

Дети: у корабля нет носа.

Педагог: молодцы, теперь весь транспорт отремонтирован, а вот еще одна часть схемы.

Педагог: ну, что ж ребята, продолжим наше путешествие, на поезде.

                           Физкультминутка «Паровозик»

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу: Чух-чух-чух!

Я стучу, стучу, стучу: Тук-тук-тук!

Я лечу, лечу, лечу, опоздать я не хочу.

За дымком, за свистком

Братья бегают бегом. «Ту-ту-у-у!»

(Ходьба на месте, с продвижением вперед. Согнутыми руками делают движения

вперед-назад)

Педагог: Мы приехали с вами на следующую полянку. Посмотрите сколько здесь разного транспорта. Ребята, а кто скажет, как передвигается велосипед по земле, по воздуху или по воде?

Дети: по земле.

Педагог: Правильно ребята, по земле. Значит этот транспорт называется «Наземный». Давайте повторим. Какой вы еще знаете наземный транспорт.

Дети: (ответы детей).

Педагог: А как передвигается самолет? (ответы). Правильно, по воздуху. Значит самолет воздушный транспорт. Назовите еще воздушный транспорт (ответы детей).

Педагог: А как передвигается корабль? (ответы). Правильно, по воде. Значит корабль водный транспорт. Назовите еще водный транспорт.

                                   Игра “Найди место».

Выберите по одной картинке, найдите ей место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт.

Самолет летит высоко в небе.

Корабль плывет в море.

Поезд едет по рельсам по железной дороге.

Легковая машина едет по дороге.

Вертолёт летит в небе.

Лодка плывет по воде.

Автобус едет по дороге.

Педагог: Хорошо. Вы правильно разместили картинки и составили красивые предложения. Молодцы! А вот еще одна часть схемы. Смотрите, из этих картинок можно сложить воздушный шар. Давайте попробуем. Дети складывают изображение воздушного шара.

Молодцы! Вы все сегодня постарались, и мы смогли помочь Незнайке.

Итог занятия. Рефлексия.

Педагог: А наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места в автобусе. Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Что нового вы сегодня узнали?

Стук в дверь.

 Извините, приходил почтальон и просил передать посылку. «Детям в детский сад от Незнайки».

-Спасибо! Здесь и письмо: «Я уже дома. Спасибо, ребята, вам за помощь! Примите от меня маленький подарок».

Детям раздаются подарки от Незнайки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по развитию речи детей средней группы компенсирующей направленности

В программе предложены лексические темы и задачи для фронтвльной ООД с детьми средней группы. А так же дидактические игры и упражнкния для закрепления материала, полученного на занятиях в подгрупповой...

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Предлог «НА».

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленност...

НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности

Задачи:Образовательные: учить детей складывать картинку из 2-4 частей на тему «Моя любимая игрушка». Закреплять знания по теме игрушка. Развивать внимание детей к предметам вокруг них...