Занятие по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности(для детей с задержкой психического развития).Тема:Составление рассказа по картине "Ранняя осень"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Занятие разработано для детей средней группы компенсирующей направленности(для детей с ЗПР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_r.r.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития)
Тема Составление рассказа по картине «Ранняя осень».
Цели:
Коррекционно-образовательные. Учить составлять рассказ по картине, активизация словаря по теме «Осень».
Коррекционно-развивающие. Развитие зрительного восприятия, внимания, связной речи. Формирование положительной установки на участие в занятии.
Коррекционно-воспитывающие. Воспитание любви, бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитофон, аудиокассета с записью «Осенней песни» П.И.Чайковского, игра «Времена года», картина «Ранняя осень»,
Предварительная работа. Прогулка в осенний парк, наблюдения за осенними изменениями в природе, сбор осенних листьев и плодов деревьев, разучивание пальчиковой гимнастики «Осенние листья», подвижного упражнения «Дождик».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Формирование положительной установки детей на участие в занятии.]
В кабинете тихо звучит «Осенняя песня» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского.
Педагог. Давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что мы там видим. Какая сегодня погода: солнечная или дождливая?
Дети. Солнечная.
Педагог. Действительно, солнечная. Посмотрите, какое чистое синее небо, по нему плывут легкие белые облака, светит солнце. Когда вы шли в детский сад, вам было холодно?
Дети. Нет. Тепло.
Педагог. Правильно. Воздух еще теплый. На улице тепло. Сегодня почти нет ветра. Солнышко пригревает. А теперь посмотрите на дерево под окном. Вы знаете, как оно называется?
Дети. Береза.
Педагог. Верно. Это береза. А по каким признакам ее можно узнать? Что ее отличает от других деревьев?
Дети. Белая кора.
Педагог. Конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Про нее говорят: белоствольная. Она стройная. У нее длинные тонкие ветви. А какие листья мы видим на березе?
Дети. Зеленые и желтые.
Педагог. На березе уже много желтых листьев. Почему?
Дети. Наступила осень.
Педагог. Верно. Пришла осень, и листья на деревьях начали желтеть и краснеть. Скоро начнется листопад. Когда ветер подует, листья оторвутся от своих веточек и закружатся в воздухе. Давайте мы с вами покажем, как ветер будет дуть на листочки.
2. Рассматривание картины «Ранняя осень» и беседа по ней. [Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме.]
Педагог организует беседу по картине, привлекая внимание детей, используя указку или кисть руки, к той ее части, о которой идет речь.
Педагог. Вчера мы с вами ходили на прогулку в осенний парк, собирали там разноцветные листья, набрали желудей для поделок, понаблюдали за белками. А сегодня давайте рассмотрим картину «Ранняя осень». Кого вы видите на картинке?
Дети. Детей.
Педагог. На картине нарисованы мальчики и девочки. Куда они пришли?
Дети. В лес.
Педагог. Правильно. Дети пришли в осенний лес. Кого увидел мальчик, который стоит в центре?
Дети. Ежика.
Педагог. Мальчик стоит около пенька и рассматривает ежика. А на кого смотрит другой мальчик?
Дети. На белочку.
Педагог. Резвая белочка бежит по стволу дерева. Мальчику интересно наблюдать за ней. А что вы видите в руках у девочек?
Дети. Листья, ветки.
Педагог. Ночью в лесу дул сильный ветер, он сорвал с деревьев листья, обломал ветки. Девочки собрали красивый осенний букет. Мы вчера тоже принесли осенний букет с прогулки. Помните, мы говорили о том, что обламывать ветки с деревьев
нельзя? Можно собрать ветки, которые упали, или набрать опавших листьев. Посмотрите, что стоит рядом с девочками?
Дети. Корзинка.
Педагог. Правильно. В осеннем лесу много грибов. Вот дети и собрали их в корзинку. Осенью часто неожиданно начинается дождик. Давайте представим, что пошел дождик, и сделаем упражнение, которое вы разучили с воспитателями.
3. Подвижное упражнение «Дождик». [Развитие общей моторики, чувства ритма. Координация речи с движением. Закрепление умения выполнять прыжки на носках, держа руки на поясе, и приземляться на полусогнутые ноги.]
Дефектолог. Вставайте вокруг меня. Вот так (помогает детям встать полукругом). И делайте как я, повторяя слова.
Педагог делает упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно надо выполнять движения, произносить текст. Дети пытаются договаривать слова за педагогом.
Капля раз, | Прыжок на носочках, руки на поясе. |
Капля два, | Прыжок на носочках, руки на поясе. |
Очень медленно сперва. | 4 прыжка на носочках, руки на поясе. |
А потом, потом, потом | 8 прыжков на носочках, руки на поясе. |
Все бегом, бегом, бегом. | |
Мы зонты свои раскрыли, | Развести руки в стороны. |
От дождя себя укрыли. | Сомкнуть руки над головой полукругом. |
4. Рассказ педагога по картине. [Развитие речевого слуха.] Педагог предлагает детям вернуться на стульчики и выразительно рассказывает.
Рассказ по картине «Ранняя осень»
Наступила осень. Листья на деревьях стали красными и желтыми. В лесу появилось много грибов, созрела рябина, желуди стали коричневыми.
Дети пришли на прогулку в лес. Один мальчик увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Другой мальчик наблюдает за белкой. Девочки подняли с земли ветки и листья. Ночью дул сильный ветер и обломал ветки. Около пенька стоит корзина с грибами. Дети набрали много грибов. Им очень понравилось в осеннем лесу.
5. Контрольные вопросы к прослушанному рассказу. [Совершенствование диалогической речи.]
Педагог организует беседу по картине.
Педагог. А как вам кажется, детям на картине понравилась их прогулка в лес?
Дети. Понравилась.
Педагог. Почему вы так думаете?
1-й ребенок. Они увидели белочку.
2-й ребенок. А еще — ежика.
3-й ребенок. Они набрали много грибов.
4-й ребенок. А девочки собрали красивый букет.
Педагог. Видите, как интересно бывает гулять в осеннем лесу или парке.
Вы молодцы!
6.Рассказвывание детей по картине. (Развитие связной речи, памяти, мышления)
7. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)
Педагог. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.
1-й ребенок. Смотрели в окно. Видели деревья.
2-й ребенок. Смотрели картинку, видели детей и белочку.
3-й ребенок. Делали упражнения у зеркала.
4-й ребенок. Учились дуть на листочки.
Педагог. Молодцы! Вы все хорошо запомнили. Мы говорили сегодня об осени, потом, какими бывают осенью деревья, какая осенью погода. А теперь занятие окончено. Вы можете идти в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации деятельности по развитию пространственной ориентации в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
В содержание работы по развитию сенсорно-перцептивной сферы входит формирование представлений о пространственных отношениях, существующих между объектами окружающей действительности. Без специал...
Перспективно- тематическое планирование по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности (для детей с ЗПР)
Перспективный план составлен по лексическим темам....
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Путешествие в страну Любознайка»
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики....
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Путешествие в царство льдов»
Формирование представлений об особенностях природных условий крайнего Севера и Арктических территорий....
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Согласный звук [ш], буква Ш.»
Формировать правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.Закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах; Упражнять...
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Мы покоряем вершины!»
Данный материал может быть полезен логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста....