Пересказ рассказа Е.Чарушина "Ёж"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Монгуш Алантос Алексеевна

Тема: Пересказ рассказа "Еж" (по У. Чарушину)

Цель:

Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием проекторе и графических схем.

Основные задачи:

1. Формирование навыков фразовой речи из 3-4 слов, умения объединять  фразы в которой рассказ из 4-5 предложений.

2. Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.

3. Развитие слухового и зрительного внимания детей.

Методические приемы:

    Отгадывание загадки, беседа,  чтение; рассматривание колющих предметов, предметных картинок, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание  предложений детьми; грамматическое упражнение "Закончи предложение".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Чечек» КВ с.Хандагайты Овюрского кожууна Республики Тыва

Утверждаю

Зав.д/с «Чечек» КВ

______ /Монгуш Ч.А./

Конспект занятия по развитию речи

в средней группе на тему

Пересказ рассказа «ЕЖ» (по Е.Чарушину)

Подготовила:

воспитатель

Монгуш Алантос Алексеевна

Хандагайты – 2023г

Тема: Пересказ рассказа "Еж" (по У. Чарушину)

Цель:

Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием проекторе и графических схем.

Основные задачи:

1. Формирование навыков фразовой речи из 3-4 слов, умения объединять  фразы в которой рассказ из 4-5 предложений.

2. Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.

3. Развитие слухового и зрительного внимания детей.

Методические приемы:

    Отгадывание загадки, беседа,  чтение; рассматривание колющих предметов, предметных картинок, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание  предложений детьми; грамматическое упражнение "Закончи предложение".

Оборудование:

Проектор, демонстрационная картина  ежа; предметные картинки: ребята, еж (два вида), дом, блюдце с молоком на экране; набор колющих предметов:  кактус, колючка, булавка,  иглы швейные, кактус; схемы для графического плана.

Ход НОД

1. Организационный момент. 

Педагог: Дети, отгадайте загадку.

                Шуба - иголки,

                Свернется - колкий,

                Рукой не возьмешь.

                Кто это? (Еж)

2. Подготовка к восприятию текста..

Рассматривание ежа ( рисунок).

- Зачем у ежа на спине иголки? (Ежик иголками защищается от врагов.)

- Как он спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки.)

- Что ест ежик? (Еж ест мышей, жуков, червяков, молоко...)

- Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься. А чем еще можно уколоться? (колючкой, кактусом, иглы швейные, булавкой...)

3.Развитие познавательно – исследовательской деятельности

Дети под руководством педагога рассматривают колющие предметы.

(сравнение колющих  предметов: кактус, колючка, иглы швейные, булавки...)

4. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

- Послушайте рассказ, который написал Е. Чарушин. Он называется "Еж".

По ходу чтения адаптированного рассказа педагог выставляет картинки на проекторе.

Слова педагога

Рисунки на проекторе

Ходили ребята по лесу

Появляются 2 мальчика

Нашли под кустом ежа

Затем ежик

Он со страху шариком свернулся

Замена ежа другим, свернутым в клубочек

Закатили ребята ежа в шапку и домой

принесли

Появляется крыша над реябятами

Дали ему молока

Блюдце перед ежиком

Развернулся еж и начал есть молоко

Замена ежа

А потом ежик убегал к себе обратно в лес

Убирается картинка ежа

5. Беседа по содержанию. 

- Где ходили ребята? ( Ребята ходили по лесу.)

- Кого они нашли? ( Они нашли ежа.)

- Где сидела ежик? ( Ежик сидел под кустом.)

- Что сделал ежик со страху? ( Он со страху шариком свернулся.)

- Куда дети принесли ежа? ( Дети принесли ежа домой.)

- Почему они не укололись? ( Они закатили ежа в шапку.)

- Что они ему дали? ( Ребята дали ему молока.)

- Что было дальше? ( Ежик развернулся, начал есть молоко, потом он удрал, убежал к себе в лес.)

6. Физкульминутка "Ёлочка". Координация речи с движением. (в проекторе - елочка) с музыкой

Дети  сначала смотрит, потом самостоятельно  повторяют  движения.

7. Дидактическое упражнение "Закончи предложение". - Как надо говорить правильно?

- Дети нашли (кого?)...(ежа).

- Подошли (к кому?)... (к ежу).

- Напоили его (чем?)...(молоком).

- Ежик напился (чего?)...(молока).

- Значит, дети позаботились (о ком?)...(о еже).

Педагог повторяет за детьми ответы, выделяя голосом окончания слов.

8. Повторное чтение рассказа. - Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите.

Дети договариваются начатые педагогом фразы.

- Ходили ребята по... (лесу).

- Нашли ребята под кустом... (ежа).

- Он со страху свернулся... (шариком).

- Закатили ребята ежа в... (шапку).

- И принесли ежа... (домой).

- Дали ему... (молоко).

- А потом ежик убегал  к себе обратно... (в лес).

9. Составление плана-схемы содержания рассказа. - Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. Давайте их разложим по порядку. С чего все началось? Что было дальше?

     Педагог вместе с детьми выстраивает графическую мнемодорожку - план рассказа.

10. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

- Расскажите историю про ежа. Схемы вам в этом помогут.

Принимают  участие все дети по цепочке. В конце один ребенок повторяет рассказ целиком.

11.Рисование «Еж»

- Ёжата родились без иголочек, давайте рисуем иголочки (рисование иголочек  на  экране)

12. Рефлексия

- Чем занимались? Что запомнили? Чему вы сегодня научились?

Литература:

1.Обучение дошкольников пересказу. Центр педагогического образования.  

                              Москва - 2014

2. рассказ Е.Чарушин  "Еж"

3.Тыва уруглар ясли – садтарынга чугаа сайзырадылгазынын программазы.

         2002г А.Х.Алдын-оол, Г.Т.Назытпай

4.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы,Т.С.Комарова, М.А.Васильева  - 2014г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по обучению детей средней группы пересказу тема: Пересказ рассказа "Лиса" (по Е. Чарушуну)

Формироавние навыков пересказа коротного текста с использованием графических схем....

Конспект занятия по обучению детей подготовительной группы пересказу. Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому)

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста  с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Интеграция образовательных областей: «Коммуни...

Конспект НОД по обучению пересказу Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).

Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. Основные задачи:1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.2. формирование гра...

Конспект по обучению пересказа "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» Для детей старшей группы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Зада...

Конспект ОД по пересказу. «Пересказ рассказа «Звери весной». По М. Богданову»

laquo;Пересказ рассказа «Звери весной». По М. Богданову»...

Конспект ОД по пересказу. Пересказ рассказа «Храбрая курица» М. Зощенко»

Пересказ рассказа «Храбрая курица» М. Зощенко»...