Конспект НОД по обучению пересказу Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).
план-конспект занятия по развитию речи

Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам.

 

Основные задачи:

1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.

2. формирование грамматических обобщений и усвоение нормативного использования средств языка.

3. Формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.

4.Активизация и обогащение словарного запаса по теме «Зимующие птицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_obucheniyu_peresskazu.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации Солнечногорского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5»

141502 Московская область г.Солнечногорск-2 н.п. «Сенеж», в/г 52/3 Olusha5960@mail.ru

тел. 66-57-41

Конспект НОД по обучению пересказу

Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).

Подготовил воспитатель:

1 кв. к. Овсянникова Л.А.

2019 год

Тема: Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).

Цель: Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам.

Основные задачи:

1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.

2. формирование грамматических обобщений и усвоение нормативного использования средств языка.

3. Формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.

4.Активизация и обогащение словарного запаса по теме «Зимующие птицы».

Методические приёмы:

Моделирование, беседа, чтение рассказа, лексико-грамматические упражнения, звукобуквенный анализ слов.

Оборудование:

Графические схемы, картинный материал « Клесты», предметные картинки « Клесты» (8 шт.), картина-трансформер, диск.

Предварительная работа:

- Чтение рассказов о зимующих птицах;

- Чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Клесты»;

- Знакомство с творчеством писателя;

- Составление описательных рассказов по теме «Зимующие птицы»;

- Дидактические игры по теме «Зимующие птицы» («Парочки», «Лото», «Четвёртый лишний», «Разрезные картинки».)

Лексический материал:

Части речи

Слова, сложные по семантике

Слова, сложные по слоговой культуре

Существительные

Стайка, клёст, гнездо, птенцы

Самец, самка – родители (папа, мама) птенцов

Прилагательные

Птичьи, скрыты

Глаголы

Развлекать

Теребить – трясти, перебирать,

Добывать – находить

Наречия

Быстро, заботливо, трудно

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес к необычной птичке, а чтобы узнать, к какой, соберите слово.

 Дидактическая игра «Собери слово». Разитие навыков звукового анализа слов.

 Буквы : К, Л, Е, С, Т.

Дети собирают слово из букв.

- Прочитайте собранное слово.

Дети читают.

2. Подготовка к восприятию текста. Развитие слухового внимания.

Педагог выставляет картину клеста.

 - Клёст зимует у нас,  это какая птица? (Клёст-зимующая птица.)

 - Какие перья у клеста? (Перья у клеста бордового цвета.)

 - На что похож его клюв? (Клюв похож на изогнутые клещи.)

 - Для чего клестам такой клюв? (Чтобы питаться семенами хвойных деревьев.)

 - С помощью своего клюва клёст ловко срезает шишку, раздвигает чешуйки и достаёт семена. Зимой у клестов очень много корма, поэтому они постоянные жители зимних лесов.

3. Чтение адаптированного рассказа «Клесты». Развитие слуховой памяти, речевого слуха.

 - Послушайте рассказ Ивана Соколова-Микитова « Клесты».

Тишину зимнего леса нарушают весёлые птичьи голоса. Стайка клестов пролетела над головой, красными бусами обсыпала ель. Быстро и ловко теребят они тяжёлые шишки и добывают из них семена. Клесты вью свои гнёзда зимою и выводят в них птенцов. Гнёзда клёстов трудно увидеть, они скрыты в густых ветках хвойных деревьев. Самки высиживают птенцов и не вылетают из0 своих глубоких гнёзд. Зато самец кормит заботливо самочку, поёт ей весёлую песенку.

4. Беседа по содержанию рассказа. Развитие диалогической речи.

 - Чем непохожи на других птиц клесты? ( Тем , что вьют гнёзда и выводят птенцов зимой.)

 - С чем сравнил клестов автор рассказа? ( С красными бусами.)

 - Чем питаются клесты? (Клесты питаются семенами еловых шишек.)

 - Как клесты добывают семена? (Быстро и ловко теребят тяжёлые шишки.)

 - Какие зимние гнёзда у клестов? (У клестов гнёзда тёплые и глубокие.)

 - Где скрыты гнёзда? (Гнёзда клестов спрятаны в густых ветвях хвойных деревьев.)

 - Как самки высиживают своих птенцов? (Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих тёплых гнёзд.)

 - Что делает самец? (Самец кормит самочку и поёт ей песенку.)

5. Лексико-грамматические упражнения по тексту.

а). Дидактическая игра « Скажи по-другому». Формирование навыков подбора и употребления синонимов.

 - В рассказе встречаются трудны слова. Подумайте, что они обозначают, как можно сказать по-другому7

Теребят – трясут, ковыряют, шелушат.

Ковыряют – шелушат, трясут.

Скрыты – спрятаны, не видны, закрыты чем-либо.

Добывать – доставать, находить.

б). Дидактическая игра « Кто внимательный?» Употребление предлогов.

 - Найди место для клеста в зимнем лесу. Составьте предложения, используя предлоги.

 Выставить предметную картинку с изображением клеста и схему предлога на картинке-трансформере. Дети составляют предложения с предлогами.

 Клёст летит к ели. Клёст сидит в гнезде. Клёст выглядывает из-за ветки. Клёст спрятался за ветку. Клёст летит над елью. Клёст сел на ветку ели. Клёст клюет шишки на ели. Клёст сидит на пне.

в). Игра «Договори». Обучение договариванию предложений.

 Тишину нарушают… Стайка пролетела… Быстро и ловко теребят… Клесты вьют… Гнёзда трудно увидеть… Они скрыты… Самки высиживают… Самец заботливо кормит…

Динамическая пауза. Игра (с мячом) «Посчитаем». Закрепление навыков согласования порядковых числительных с существительными.

 Дети «летают» друг а другом, музыка заканчивается – дети становятся в круг, передавая друг другу мяч, считают птиц:

« Первый клёст, второй клёст…»

6. Повторить чтение текса с установкой на запоминание и пересказ. Развитие долговременной памяти.

 - Послушайте рассказ ещё раз и постарайтесь его запомнить.

7. Составление графического плана рассказа. Обучение выстраиванию графической мнедорожки.

 Дети находят и выставляют опорные схемы.

8. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи.

(Парами или по цепочке.)

9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

 - Как называется рассказ, который вы сегодня пересказывали?

 - Чем необычны клесты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по обучению детей пересказу на основе рассказа «Белки» (по П. Соколову-Микитову).

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы на тему"Пересказ рассказа «Осень» (по И. Соколову-Микитову)"

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы...

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования на тему: «Мебель для Домовёнка»

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования....

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования на тему: «Покупки для Незнайки»

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования...

Конспект ОД по пересказу. Пересказ рассказа "Ёжик" По И. Соколову-Микитову

Пересказ рассказа "Ёжик" По И. Соколову-Микитову...


 

Комментарии

Циглер  Евгения  Давидовна

Умение пересказывать, представляет собой самостоятельное сложное умение, очень нужное в жизни, но которым не в одинаковой степени владеют даже взрослые люди. Этому умению надо учить, начиная с раннего возраста.Разработку взяла в свою методическую копилку. Ирина Владимировна, спасибо за материал!