Образовательная деятельность по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста в центрах активности по теме: «Птицы – наши пернатые друзья».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Екимова Галина Сергеевна

 

Образовательная деятельность по развитию речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_gr.no2_.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность по развитию речи

 с детьми среднего дошкольного возраста в центрах активности

по теме: «Птицы – наши пернатые друзья».

                                                                             Воспитатель: Екимова Г.С.

Задачи.

  1. Обобщить знания детей о перелётных птицах.
  2. Развивать умение определять птицу по отличительным особенностям.
  3. Формировать умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих птиц.

Материалы и оборудование: настольная ширма, «сорока» (из кукольного театра), чудесный мешочек с карточками (птиц), наклейки с птицами для распределения по центрам, магнитофон с музыкой.

Предварительная работа: продуктивная (конструктивная) деятельность с использованием природного материала.

Круговой сбор.

Дети собираются под речевое сопровождение:

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Дежурные по стендам говорят число, месяц, количество мальчиков,  девочек и всех детей.  Все вместе называем тему проекта.

В.: -- Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, а вы её отгадаете. И с помощью отгадки мы узнаем, кто сегодня торопится к нам в гости.

Кто летает? Кто стрекочет?

Рассказать всем новость хочет?

                                              (Сорока)

Правильно, молодцы, это сорока.

(На столе стоит ширма и оттуда появляется Сорока)

Сорока: Ча-ча-ча, здравствуйте ребята! Я в своём лесу узнала, что вы в детском саду изучаете птиц, и много о них уже узнали. В гости к вам я пожаловала с чудесным мешочком и предлагаю вам поиграть со мной в игру, из которой вы узнаете, кого я встретила по дороге  к вам в детский сад.

В.: Поиграем с Сорокой?

Дети: «Да!»  

- Сейчас вы будете из мешочка доставать карточку с изображением и называть, кого встретила Сорока на своём пути. Пожалуйста, Максим, подходи, доставай карточку.

Кто изображён на твоей карточке? ( Грач)

Сорока: А я на своём пути встретила не одного грача, а целую стайку……

Дети отвечают: грачей.

-  Правильно, молодцы.

Далее ещё несколько детей достают карточки и отвечают по этому же принципу.

Сорока: Молодцы, ребята!      Всех назвали, никого не забыли. Все эти птички просили передать вам привет.

А мне  хотелось бы остаться у вас на занятии и посмотреть, что вы ещё узнали о птицах. Можно мне с вами остаться?

Дети: Конечно можно! Оставайся!

В.: Послушай, Сорока, чем мы сегодня будем заниматься.

В центре науки, ребята, вы узнаете о пользе птичьих перьев.

В центре искусства вы продолжите работу над птицей счастья.

В центре литературы узнаете, чем питаются зимующие и перелётные птицы.

В центре манипуляции попробуете выложить изображение птиц из геометрических фигур.

А распределятся по центрам, мы будем следующим образом. Посмотрите, у вас на груди прикреплены изображения птиц, над каждым центром тоже есть такие птицы. Над центром науки находится сова, она олицетворяет…..   что, ребята?

 Дети: мудрость.

- Правильно, мудрость. И в этот центр пойдут ребята, у которых на груди сова.

Над центром искусства птица – лебедь. Это символ чего? Дети: красоты.

-  Правильно, это самая красивая птица, и в этот центр пойдут ребята с изображение лебедя на груди.

Над центром литературы расположился ворон. Что олицетворяет эта птица?

Дети: ум.

- Верно, ворон – это символ ума. Не зря люди говорят, что он умеет даже подражать человеческому голосу.

-  В центр литературы пойдут ребята, у которых на груди ворон.

- Над центром манипуляции находится цапля. Что означает эта птица?

Дети: терпение.

- Да, ребята, цапля – это символ терпения. И в центр манипуляции пойдут те. У кого изображение цапли.

Пожалуйста, ребята, распределяйтесь по центрам.

Центр науки.

Задачи.

  1. Развивать у детей исследовательскую деятельность.
  2. Познакомить со свойствами пера – ручки и пера птицы.
  3. Обогащение словаря: перо – ручка, чернила.

Оборудование: Птичьи перья (голубиные, гусиные), перьевые ручки, шариковые ручки, фломастеры, карандаши, чернила, тушь, схемы, портрет А.С. Пушкина.

Воспитатель показывает детям портрет А.С. Пушкина и спрашивает, как зовут этого поэта. Дети отвечают.

В.: А какие сказки написал Александр Сергеевич для детей?

Д.: «Золотая рыбка», «Сказка о царе Салтане» и т.д.

В.: Правильно. А вы знаете, что в то время, когда жил этот поэт, шариковые ручки ещё не были придуманы, и люди писали перьями. Это были птичьи перья – гусиные, их обмакивали в чернила или тушь (показывает детям) и писали на бумаге.

У нас с вами есть голубиные перья, давайте попробуем ими порисовать в наших схемах. (Дети пробуют нарисовать).

В.: Понравилось? А вот немного позже люди изобрели перьевые ручки. Они выглядели вот так, посмотрите, здесь есть металлический наконечник и деревянная ручка (показ).

Давайте попробуем что-нибудь нарисовать и перьевой ручкой в наших схемах. (Дети пробуют рисовать).

В.:  В наше время уже изобретена шариковая ручка, карандаш и фломастер, попробуйте порисовать ими.

А теперь я предлагаю вам отметить в схемах, чем вам больше всего понравилось рисовать. (Дети отмечают любым значком).

Центр манипуляции.

Задачи.

1.Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью осязательно – двигательного анализатора.

2. Закреплять названия геометрических форм: прямоугольник, треугольник, четырёхугольник, ромб.

Оборудование: геометрические фигуры, счётные палочки, изображения птиц, схемы с изображением птиц из геометрических фигур и разрезные схемы.

В.: Ребята, давайте вспомним, какие геометрические формы мы знаем (дети называют геометрические формы).

Молодцы! А кто из вас знает, почему треугольник называется треугольником? (Ответ детей: потому что у него три угла).

А как будет называться фигура, у которой 4 угла? (5,  6, 7 углов). Показ геометрических форм. Дети отвечают.

В.: Ребята, а вы знаете, что из геометрических фигур можно выложить изображение любого предмета? Посмотрите, можно выложить изображение вот такого утёнка или пингвинёнка и т. д.

Давайте попробуем. (дети по черно - белому образцу выкладывают цветное изображение какой – либо птицы).

Молодцы, справились с заданием.

А ещё можно выложить силуэт птицы из счётных палочек. А как это сделать, вам подскажет схема. (Дети самостоятельно пробуют выложить птицу из счётных палочек).

Умницы! Все справились с заданием! А теперь идём на физ. минутку.

Центр искусства.

Задачи.

1.Завершение образа птицы счастья изготовление хвоста, (бумагопластика).

2. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

3. Уметь выражать эстетические чувства, проявлять эмоции при создании художественного образа.

Оборудование: Заготовки хвостов для птицы (картон), нарезанная цветная гофрированная бумага, клей, клейстер, кисточки, фартуки, салфетки, готовая птица из пластилина.

В.: Ребята, сегодня мы с вами закончим работу по изготовлению птицы – счастья.

Как вы думаете, откуда взялось такое название, птица – счастья?

(Дети отвечают). Правильно, это птица, которая приносит счастье людям.

А как можно доставить людям радость, счастье? (Дети: можно их рассмешить, развеселить, обнять, что – то подарить и т.д.)

Я вам предлагаю изготовить вот такую (показ образца) красочную, яркую птицу и подарить её тому, кому вы хотите доставить радость.

Мы уже с вами сделали саму птицу на предыдущем занятии, а чтобы превратить её в птицу – счастья мы украсим её ярким, разноцветным хвостом. На мой взгляд, яркие цвета всегда поднимают людям настроение. Вы согласны?

Итак, берём один из разноцветных квадратиков бумаги и сминаем его в маленький комочек, наносим клей и приклеиваем на заготовку хвоста. Продолжаем пока весь хвостик не станем ярким и красивым. (Дети выполняют задание). А теперь прикрепим этот хвост нашей птичке.

Молодцы! Я думаю, что ваши птицы принесут немало радости и счастья тем, к кому они прилетят!

Центр литературы.

Задачи.

  1. Закрепление понятий «перелётные» и «зимующие» птицы, умение классифицировать предложенные изображения птиц.
  2. Обобщать представление детей о птицах.

Оборудование: макет дерева, карточки с перелётными и зимующими птицами, схемы, обозначающие перелётных и зимующих птиц, карточки с изображением различного корма для птиц.

На дереве закреплены карточки с изображением перелётных и зимующих птиц. Воспитатель предлагает каждому ребёнку снять любую карточку, и объяснить какая это птица (перелётная или зимующая) и сказать её название. Затем ребёнок прикладывает эту птицу к схеме обозначающей понятие перелётная или зимующая птица.

После того, как все птицы разложены в соответствии со схемами, воспитатель задаёт вопрос: А почему перелётные птицы называются «перелётными»? (дети: потому что они перелетают с места на место, туда, где тепло).

А  почему они перелетают? (дети: потому что становится холодно и им не хватает корма.)

А чем питаются перелётные птицы?  Я предлагаю вам посмотреть на карточки с питанием и выбрать те, на которых изображено питание для перелётных птиц (насекомые, ягоды и т.д.)

        Выбранные карточки дети складывают возле схемы с перелётными птицами.

        Далее задаются те же вопросы о зимующих птицах, и выполняются такие же задания.

Итог:    дидактическая игра «Прилетели птицы».

Литература.

  1. Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду».
  2. Арефьева Л.Н. «Лексические темы по развитию речи детей».
  3. Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет».
  4. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников».
  5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. « Формирование слоговой структкры слова».
  6. Скоролупова О.А. «Весна. Насекомые. Перелётные птицы».
  7. Синицина Е. « Умные пальчики».
  8. Шорыгина Т.А. «Стихи и сказки о родной природе».
  9. Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?».
  10. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи».

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы»

Цели: Актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Совершенствование навыков зву­кового и слогового анализа и синтеза. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение). С...

КОНСПЕКТ непрерывно непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки»

Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.Задачи:Развивать у детей свободное общение и все компоненты устной речи в различных видах детской деятельности;Развивать...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Лесные звери»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Лесные звери»Цель: расширить знани...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для среднего дошкольного возраста. Тема: «Волшебный Цветок».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».Цель: Показать знания и умения детей, получ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «На поиски Фиксиков»

Цель:формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей детей в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий.Задачи: Образ...