Образовательная деятельность по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста в центрах активности по теме: «Птицы – наши пернатые друзья».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность по развитию речи
с детьми среднего дошкольного возраста в центрах активности
по теме: «Птицы – наши пернатые друзья».
Воспитатель: Екимова Г.С.
Задачи.
- Обобщить знания детей о перелётных птицах.
- Развивать умение определять птицу по отличительным особенностям.
- Формировать умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих птиц.
Материалы и оборудование: настольная ширма, «сорока» (из кукольного театра), чудесный мешочек с карточками (птиц), наклейки с птицами для распределения по центрам, магнитофон с музыкой.
Предварительная работа: продуктивная (конструктивная) деятельность с использованием природного материала.
Круговой сбор.
Дети собираются под речевое сопровождение:
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Дежурные по стендам говорят число, месяц, количество мальчиков, девочек и всех детей. Все вместе называем тему проекта.
В.: -- Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, а вы её отгадаете. И с помощью отгадки мы узнаем, кто сегодня торопится к нам в гости.
Кто летает? Кто стрекочет?
Рассказать всем новость хочет?
(Сорока)
Правильно, молодцы, это сорока.
(На столе стоит ширма и оттуда появляется Сорока)
Сорока: Ча-ча-ча, здравствуйте ребята! Я в своём лесу узнала, что вы в детском саду изучаете птиц, и много о них уже узнали. В гости к вам я пожаловала с чудесным мешочком и предлагаю вам поиграть со мной в игру, из которой вы узнаете, кого я встретила по дороге к вам в детский сад.
В.: Поиграем с Сорокой?
Дети: «Да!»
- Сейчас вы будете из мешочка доставать карточку с изображением и называть, кого встретила Сорока на своём пути. Пожалуйста, Максим, подходи, доставай карточку.
Кто изображён на твоей карточке? ( Грач)
Сорока: А я на своём пути встретила не одного грача, а целую стайку……
Дети отвечают: грачей.
- Правильно, молодцы.
Далее ещё несколько детей достают карточки и отвечают по этому же принципу.
Сорока: Молодцы, ребята! Всех назвали, никого не забыли. Все эти птички просили передать вам привет.
А мне хотелось бы остаться у вас на занятии и посмотреть, что вы ещё узнали о птицах. Можно мне с вами остаться?
Дети: Конечно можно! Оставайся!
В.: Послушай, Сорока, чем мы сегодня будем заниматься.
В центре науки, ребята, вы узнаете о пользе птичьих перьев.
В центре искусства вы продолжите работу над птицей счастья.
В центре литературы узнаете, чем питаются зимующие и перелётные птицы.
В центре манипуляции попробуете выложить изображение птиц из геометрических фигур.
А распределятся по центрам, мы будем следующим образом. Посмотрите, у вас на груди прикреплены изображения птиц, над каждым центром тоже есть такие птицы. Над центром науки находится сова, она олицетворяет….. что, ребята?
Дети: мудрость.
- Правильно, мудрость. И в этот центр пойдут ребята, у которых на груди сова.
Над центром искусства птица – лебедь. Это символ чего? Дети: красоты.
- Правильно, это самая красивая птица, и в этот центр пойдут ребята с изображение лебедя на груди.
Над центром литературы расположился ворон. Что олицетворяет эта птица?
Дети: ум.
- Верно, ворон – это символ ума. Не зря люди говорят, что он умеет даже подражать человеческому голосу.
- В центр литературы пойдут ребята, у которых на груди ворон.
- Над центром манипуляции находится цапля. Что означает эта птица?
Дети: терпение.
- Да, ребята, цапля – это символ терпения. И в центр манипуляции пойдут те. У кого изображение цапли.
Пожалуйста, ребята, распределяйтесь по центрам.
Центр науки.
Задачи.
- Развивать у детей исследовательскую деятельность.
- Познакомить со свойствами пера – ручки и пера птицы.
- Обогащение словаря: перо – ручка, чернила.
Оборудование: Птичьи перья (голубиные, гусиные), перьевые ручки, шариковые ручки, фломастеры, карандаши, чернила, тушь, схемы, портрет А.С. Пушкина.
Воспитатель показывает детям портрет А.С. Пушкина и спрашивает, как зовут этого поэта. Дети отвечают.
В.: А какие сказки написал Александр Сергеевич для детей?
Д.: «Золотая рыбка», «Сказка о царе Салтане» и т.д.
В.: Правильно. А вы знаете, что в то время, когда жил этот поэт, шариковые ручки ещё не были придуманы, и люди писали перьями. Это были птичьи перья – гусиные, их обмакивали в чернила или тушь (показывает детям) и писали на бумаге.
У нас с вами есть голубиные перья, давайте попробуем ими порисовать в наших схемах. (Дети пробуют нарисовать).
В.: Понравилось? А вот немного позже люди изобрели перьевые ручки. Они выглядели вот так, посмотрите, здесь есть металлический наконечник и деревянная ручка (показ).
Давайте попробуем что-нибудь нарисовать и перьевой ручкой в наших схемах. (Дети пробуют рисовать).
В.: В наше время уже изобретена шариковая ручка, карандаш и фломастер, попробуйте порисовать ими.
А теперь я предлагаю вам отметить в схемах, чем вам больше всего понравилось рисовать. (Дети отмечают любым значком).
Центр манипуляции.
Задачи.
1.Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью осязательно – двигательного анализатора.
2. Закреплять названия геометрических форм: прямоугольник, треугольник, четырёхугольник, ромб.
Оборудование: геометрические фигуры, счётные палочки, изображения птиц, схемы с изображением птиц из геометрических фигур и разрезные схемы.
В.: Ребята, давайте вспомним, какие геометрические формы мы знаем (дети называют геометрические формы).
Молодцы! А кто из вас знает, почему треугольник называется треугольником? (Ответ детей: потому что у него три угла).
А как будет называться фигура, у которой 4 угла? (5, 6, 7 углов). Показ геометрических форм. Дети отвечают.
В.: Ребята, а вы знаете, что из геометрических фигур можно выложить изображение любого предмета? Посмотрите, можно выложить изображение вот такого утёнка или пингвинёнка и т. д.
Давайте попробуем. (дети по черно - белому образцу выкладывают цветное изображение какой – либо птицы).
Молодцы, справились с заданием.
А ещё можно выложить силуэт птицы из счётных палочек. А как это сделать, вам подскажет схема. (Дети самостоятельно пробуют выложить птицу из счётных палочек).
Умницы! Все справились с заданием! А теперь идём на физ. минутку.
Центр искусства.
Задачи.
1.Завершение образа птицы счастья изготовление хвоста, (бумагопластика).
2. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
3. Уметь выражать эстетические чувства, проявлять эмоции при создании художественного образа.
Оборудование: Заготовки хвостов для птицы (картон), нарезанная цветная гофрированная бумага, клей, клейстер, кисточки, фартуки, салфетки, готовая птица из пластилина.
В.: Ребята, сегодня мы с вами закончим работу по изготовлению птицы – счастья.
Как вы думаете, откуда взялось такое название, птица – счастья?
(Дети отвечают). Правильно, это птица, которая приносит счастье людям.
А как можно доставить людям радость, счастье? (Дети: можно их рассмешить, развеселить, обнять, что – то подарить и т.д.)
Я вам предлагаю изготовить вот такую (показ образца) красочную, яркую птицу и подарить её тому, кому вы хотите доставить радость.
Мы уже с вами сделали саму птицу на предыдущем занятии, а чтобы превратить её в птицу – счастья мы украсим её ярким, разноцветным хвостом. На мой взгляд, яркие цвета всегда поднимают людям настроение. Вы согласны?
Итак, берём один из разноцветных квадратиков бумаги и сминаем его в маленький комочек, наносим клей и приклеиваем на заготовку хвоста. Продолжаем пока весь хвостик не станем ярким и красивым. (Дети выполняют задание). А теперь прикрепим этот хвост нашей птичке.
Молодцы! Я думаю, что ваши птицы принесут немало радости и счастья тем, к кому они прилетят!
Центр литературы.
Задачи.
- Закрепление понятий «перелётные» и «зимующие» птицы, умение классифицировать предложенные изображения птиц.
- Обобщать представление детей о птицах.
Оборудование: макет дерева, карточки с перелётными и зимующими птицами, схемы, обозначающие перелётных и зимующих птиц, карточки с изображением различного корма для птиц.
На дереве закреплены карточки с изображением перелётных и зимующих птиц. Воспитатель предлагает каждому ребёнку снять любую карточку, и объяснить какая это птица (перелётная или зимующая) и сказать её название. Затем ребёнок прикладывает эту птицу к схеме обозначающей понятие перелётная или зимующая птица.
После того, как все птицы разложены в соответствии со схемами, воспитатель задаёт вопрос: А почему перелётные птицы называются «перелётными»? (дети: потому что они перелетают с места на место, туда, где тепло).
А почему они перелетают? (дети: потому что становится холодно и им не хватает корма.)
А чем питаются перелётные птицы? Я предлагаю вам посмотреть на карточки с питанием и выбрать те, на которых изображено питание для перелётных птиц (насекомые, ягоды и т.д.)
Выбранные карточки дети складывают возле схемы с перелётными птицами.
Далее задаются те же вопросы о зимующих птицах, и выполняются такие же задания.
Итог: дидактическая игра «Прилетели птицы».
Литература.
- Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду».
- Арефьева Л.Н. «Лексические темы по развитию речи детей».
- Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет».
- Горькова Л.Г., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников».
- Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. « Формирование слоговой структкры слова».
- Скоролупова О.А. «Весна. Насекомые. Перелётные птицы».
- Синицина Е. « Умные пальчики».
- Шорыгина Т.А. «Стихи и сказки о родной природе».
- Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?».
- Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы»
Цели: Актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение). С...
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности познавательного развития для детей среднего дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий на тему: «Мой любимый город – Санкт-Петербург».
«Мой любимый город – Санкт-Петербург»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Опыты с бумагой и тканью....
КОНСПЕКТ непрерывно непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки»
Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.Задачи:Развивать у детей свободное общение и все компоненты устной речи в различных видах детской деятельности;Развивать...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Лесные звери»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Лесные звери»Цель: расширить знани...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для среднего дошкольного возраста. Тема: «Волшебный Цветок».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».Цель: Показать знания и умения детей, получ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «На поиски Фиксиков»
Цель:формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей детей в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий.Задачи: Образ...