Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи в играх-драматизациях с детьми подготовительной группы на тему "Мы русичи"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи в играх-драматизациях с детьми подготовительной группы на тему "Мы русичи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_rusichi.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности
по развитию интонационной выразительности речи
в играх – драматизациях
с детьми подготовительной к школе группы
№13 «Родничок»
Воспитатель: Мартышкова Л.В.
г. Елизово
2020 г.
Тип занятия. Обобщение и систематизация.
Тема. Мы - русичи
Цель. Расширять интерес и стремление к словесному и театральному творчеству.Воспитание достойного гражданина Родины посредством использования художественного слова.
Задачи.
Обучающие.Учить интонационно выразительно декламировать поэтические строки. Совершенствовать развитие речи дошкольников посредством обогащения словарного запаса.
Развивающие. Развивать интерес к истории Отчизны.Способствовать развитию у детей познавательной активности.
Воспитывающие. Воспитывать патриотическое чувство к своему Отечеству, уважение к памяти людей, защищавших свою Родину.
Словарная работа: Русь, русичи; Отечество, защитники, удалой (преисполненный отваги), удаль (смелость, отвага) , слава (почет, уважение), ратный (боевой), Отечественная война, Бородинское сражение, Великая Отечественная война.
Оборудование. Костюмы для детей (воина времен Куликовской битвы, кивер, сабля, плащ-палатка времен Великой Отечественной войны, пилотка бойца советской армии).
Демонстрационный материал. Иллюстрации о Куликовской битве, об Отечественной войне 1812 года, о Великой Отечественной войне; щит, меч, макет пушки времен Отечественной войны 1812 года, сабля.
Предварительная работа с детьми.
- Д/и «1,3,5»: дети должны изменять окончания слов в зависимости от предложенного числа: лётчик, танкист, ракетчик, пограничник, …
- Д/и «Военная профессия»: услышав слово, дети должны назвать профессию, которая связана с этим словом (танк – танкист, ……)
- рассматривание иллюстраций об исторических событиях; обмундирования русских воинов разных исторических времен;
- просмотр слайдов о Куликовской битве; о событиях Отечественной войны 1812 года; о Великой Отечественной войне;
- беседы с детьми о воинских подвигах русского народа;
- разучивание поэтических текстов.
Индивидуальная работа с детьми. Обращать внимание на умение детей делать выводы, правильно строить предложения при ответе. Разучивание поэтических текстов; работа над интонационной выразительностью при воспроизведении поэтического произведения.
Методические приемы. Создание ситуации занимательности; вопросы к детям;
заучивание небольшого поэтического произведения Ю.Галкина «… Лейся, песня удалая ….»; речевка; использование костюмов.
Организация детей на занятии.
- Создание игровой ситуации (использование речевки);
- вступительная беседа;
- вопросы;
- заучивание четверостишия из стихотворения Ю.Галкина;
- физкультминутка;
- декламирование детьми поэтических текстов русских поэтов (А,С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В. Марахин, А. Барто, В.Туров, Н. Томилина) ;
- итог мероприятия.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Ход занятия
Дети в костюмах строятся друг за другом и входят в группу, маршируя и проговаривая речевку: Мы – русичи,
Мы – русские,
Отважный мы народ!
Отечества защитники,
Всегда идем вперед!
Воспитатель: - Отряд, стой! (дети останавливаются). Занятие сегодня необычное, в нашей группе присутствуют гости – педагоги нашего детского сада. Поприветствуйте, пожалуйста, наших воспитателей (дети здороваются). Проходите, пожалуйста, рассаживайтесь на стулья.
(Воспитатель еще раз произносит речевку)
Воспитатель: - В нашей речевке встречаются интересные слова. Например, РУСИЧИ. Вы можете сказать, кого так называли?
(предположительные ответы детей: когда-то Россия называлась Русью, а жителей называли русичами).
Воспитатель: - Что значит слово ОТЕЧЕСТВО?
(предположительные ответы детей: страна, в которой мы живем).
Воспитатель: - Как вы понимаете слово ЗИЩИТНИКИ?
(предположительные ответы детей: тот, кто охраняет, оберегает).
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, какой праздничный день приближается?
(предположительные ответы детей:День защитника Отечества).
Воспитатель: - Кого чествуют в этот день?
(предположительные ответы детей: тех, кто служит в армии или служил когда-то, пап, дедушек, братьев).
Воспитатель: - А женщин поздравляют в этот день? Ведь многие женщины сегодня служат в армии!
(ответы детей)
Воспитатель: - Мы с вами знаем, что Россия – наша Родина и люди защищают сою Родину и берегут то, что им дорого. Во все времена люди записывали подвиги воинов в песнях, былинах, сказаниях, стихах.
Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения поэта Юрия Галкина и если в тексте вам встретятся непонятные слова, поднимите руку:
… Лейся слава удалая
Гимном ратных, тех, веков,
Как Россия молодая
Прочь гнала своих врагов…
Воспитатель (вместе с детьми разбирают непонятные слова или словосочетания):
Гимн – песня торжественная , прославляющая;
Ратный – боевой;
Удалой – преисполненный удали, отваги;
Слава – почет, уважение.
Воспитатель еще раз произносит текст, просит детей постараться запомнить его. Затем предлагает кому-то из детей (2 – 3 ребенка) рассказать этот текст самостоятельно, воспитатель помогает, обращает внимание на произношение слов, выразительность воспроизведения текста, интонацию.
Воспитатель: - Давайте немного отдохнем (физкультминутка)
Веселые прыжки
Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолет.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.
Воспитатель: - Присаживайтесь на места. Я знаю, что вы можете рассказать о подвигах русского народа в разные исторические времена.
(выходят дети в костюмах времен древней Руси, рассказывают заранее подготовленный текст)
Желая снова Русь ослабить,
Мамай пришёл к нам жечь и грабить,
Через ковыль и лебеду
Великий хан привёл Орду.
Терпела долго Русь обиды,
В церквах справляя панихиды,
Пока в Москве не кликнул клич
Князь Дмитрий Иоаннович:
— Мы на Руси живём за тем ли,
Чтоб враг поганил наши земли?
Нет больше сил терпеть разбой,
Вставай, народ, на смертный бой!
Воскликнул князь: — Славяне! Братцы!
За Русь идём с врагами драться,
Земли своей ни пяди им
Вовеки мы не отдадим.
За эту битву каждый воин
Стал вечных почестей достоин,
Ведь до того в лавине бед
Не знала Русь таких побед.
В дождливый день с коней не слазя,
Домой спешило войско князя,
И князь в Москву вернулся с ним
Великим Дмитрием Донским.
(Владимир Марахин)
Воспитатель: - Спасибо, ребята. Отстояли русичи свою землю. Государство русское крепло, развивалось, богатело. И еще одно испытание выпало на долю земли русской – это война с французами под командованием императора Наполеона. Эта война названа Отечественной. Как вы думаете почему?
(предположительные ответы детей: это справедливая война, люди защищали свое Отечество)
Воспитатель:- Расскажите, пожалуйста, теперь об Отечественной войне с французской армией.
(выходят дети, рассказывают заранее подготовленные поэтические тексты)
(отрывок)
… Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
… Напрасно ждал Наполеон, …
Москвы коленопреклоненной …
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
(А.С. Пушкин)
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
….
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали, …
И вот нашли большое поле:…
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
(М. Лермонтов)
Воспитатель: - И одержали победу русские воины на Бородинском поле.
Русское государство расцветало, сплотило многие народы в одно большое государство – Советский Союз. И опять страшная беда пришла в нашу страну: гитлеровская Германия нарушила мирный договор и напала на наши города и села. На защиту Родины поднялись и русские, и украинцы, и белорусы, и казахи, и другие народы. Это была самая кровопролитная война. Поэтому назвали эту войну Великая Отечественная война. Я приглашаю ребят, которые расскажут о Великой Отечественной войне.
Мы врага отбросим
Сигнал тревоги
над страной.
Подкрался враг,
Как вор ночной.
Фашистов черная орда
Не вступит в наши города.
И мы врага отбросим так,
Как наша ненависть крепка,
Что даты нынешних атак
Народ прославит на века.
(А. Барто)
В кинотеатре
Я фильм смотрела о войне,
И было очень страшно мне.
Рвались снаряды, бой гремел,
И люди погибали.
А рядом дедушка сидел,
И на груди медали.
За то, что вместе со страной
Сломил он силу злую…
Медали глажу я рукой
И дедушку целую.
(В. Туров)
День Победы
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
(Н. Томилина)
Воспитатель: - Спасибо, ребята. Скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня с вами говорили? (воспитатель выслушивает ответы детей и при необходимости помогает, наводящими вопросами способствует сделать и сформулировать итог занятия)
Воспитатель: - Сегодня мы с вами говорили о подвигах русского народа, о его смелости, отваге и мужестве. Возможно, что некоторые из вас станут служить в армии и будут защищать нашу Родину. А мы всегда будем вас поддерживать. Я надеюсь, что сегодня вам было интересно и занимательно.
Воспитатель (приглашает детей встать и взяться за руки):-
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим обещанье:
«Будем Родину любить,
Будем Родину хранить.
Слабых, бедных защищать,
Стариков всех уважать!»
Воспитатель: – Повернитесь, пожалуйста, к гостям и давайте еще раз произнесем наше обещание (дети поворачиваются к педагогам и еще раз произносят слова:
«Будем Родину любить,
Будем Родину хранить.
Слабых, бедных защищать,
Стариков всех уважать!»
Воспитатель: - Отряд, налево, стройся. С речевкой шагом марш!
(под речевку воспитатель и дети покидают группу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.
Основная цель занятия «Приключения в сказочном королевстве»: учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тем...
План-конспект занятия НОД Ознакомление с окружающим миром Образовательная область «Познание» с детьми подготовительной группы Викторина на тему: «Что? Где? Когда?»
Расширить, уточнить и пополнить знания детей о природе о животных, о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к ней....
Использование скороговорок на играх-занятиях по развитию интонационной выразительности речи детей 5-7 лет.
Данный материал предлагается воспитателям ДОУ для оказания помощи детям в тренировке дикции, обучения быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Обучение произносить скороговорки в...
Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи «Сегодня мы актёры.»
Цель: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчестваЗадачи:-Создать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности- Развитие речевого творчества-Стимулиро...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (звуковая культура речи) «Прогулка в лес» с детьми подготовительной группы (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий и социально- игровой технологии)
Задачи:Образовательные:- формировать правильное произношение звука «з» (изолировано, в слогах, в словах);- формировать умение долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком...
Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Здания родного города» ( с детьми подготовительной группы)
1. Продолжить знакомить детей с достопримечательностями родного города;2. Уточнить знания детей о функциональной принадлежности зданий (жилые дома, предприятия, детские сады, школы и т. д....
Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи «Путешествие в страну сказок»
Основная цель моего занятия помочь детям овладеть средствами выразительности речи...