Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи в играх-драматизациях с детьми подготовительной группы на тему "Мы русичи"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи в играх-драматизациях с детьми подготовительной группы на тему "Мы русичи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_rusichi.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности

по развитию интонационной выразительности речи

в играх – драматизациях

с детьми подготовительной к школе группы

№13 «Родничок»

                                                                      Воспитатель: Мартышкова Л.В.

г. Елизово

2020 г.

Тип занятия. Обобщение и систематизация.

Тема. Мы - русичи

Цель. Расширять интерес и стремление к словесному и театральному творчеству.Воспитание достойного гражданина Родины посредством использования художественного слова.
Задачи.        

Обучающие.Учить интонационно выразительно декламировать поэтические строки. Совершенствовать развитие речи дошкольников посредством обогащения словарного запаса.

Развивающие. Развивать интерес к истории Отчизны.Способствовать развитию у детей познавательной  активности.

Воспитывающие. Воспитывать патриотическое чувство к своему Отечеству, уважение к памяти людей, защищавших свою Родину.

Словарная работа: Русь, русичи; Отечество, защитники, удалой (преисполненный отваги), удаль (смелость, отвага) , слава (почет, уважение), ратный (боевой), Отечественная война, Бородинское сражение, Великая Отечественная война.

Оборудование. Костюмы для детей (воина времен Куликовской битвы, кивер, сабля, плащ-палатка времен Великой Отечественной войны, пилотка бойца советской армии).

Демонстрационный материал. Иллюстрации о Куликовской битве, об Отечественной  войне 1812 года, о  Великой Отечественной войне; щит, меч, макет пушки времен Отечественной войны 1812 года, сабля.

Предварительная работа с детьми.

- Д/и «1,3,5»: дети должны изменять окончания слов в зависимости от предложенного числа: лётчик, танкист, ракетчик, пограничник, …

- Д/и «Военная профессия»: услышав слово, дети должны назвать профессию, которая связана с этим словом (танк – танкист, ……)

- рассматривание иллюстраций об исторических событиях; обмундирования русских воинов разных исторических времен;

- просмотр слайдов о Куликовской битве; о событиях Отечественной войны 1812 года; о Великой Отечественной войне;

- беседы с детьми о воинских подвигах русского народа;

- разучивание поэтических текстов.

Индивидуальная работа с детьми. Обращать внимание на умение детей делать выводы, правильно строить предложения при ответе. Разучивание поэтических текстов; работа над интонационной выразительностью при воспроизведении поэтического произведения.

Методические приемы.  Создание ситуации занимательности; вопросы к детям;

заучивание небольшого поэтического произведения Ю.Галкина «… Лейся, песня удалая ….»;  речевка; использование костюмов.

Организация детей на занятии.

- Создание игровой ситуации (использование речевки);

- вступительная беседа;

- вопросы;

- заучивание четверостишия из стихотворения Ю.Галкина;

- физкультминутка;

- декламирование детьми  поэтических текстов русских поэтов (А,С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В. Марахин, А. Барто,  В.Туров, Н. Томилина) ;

- итог мероприятия.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Ход занятия

Дети в костюмах строятся друг за другом и входят в группу,  маршируя и проговаривая речевку:  Мы – русичи,

                                           Мы – русские,

                                             Отважный мы народ!

                                               Отечества защитники,

                                                    Всегда идем вперед!

Воспитатель: - Отряд, стой! (дети останавливаются). Занятие сегодня необычное,  в нашей группе присутствуют гости  – педагоги нашего детского сада. Поприветствуйте, пожалуйста, наших воспитателей (дети здороваются). Проходите, пожалуйста, рассаживайтесь на стулья.

(Воспитатель еще раз произносит речевку)

Воспитатель: - В нашей речевке встречаются интересные слова. Например, РУСИЧИ. Вы можете сказать, кого так называли?

(предположительные ответы детей: когда-то Россия называлась Русью, а жителей называли русичами).

Воспитатель: - Что значит слово ОТЕЧЕСТВО?

(предположительные ответы детей: страна, в которой мы живем).

Воспитатель: - Как вы понимаете слово ЗИЩИТНИКИ?

(предположительные ответы детей: тот, кто охраняет, оберегает).

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, какой праздничный день приближается?

(предположительные ответы детей:День защитника Отечества).

Воспитатель: - Кого чествуют в этот день?

(предположительные ответы детей: тех, кто служит в армии или служил когда-то, пап, дедушек, братьев).

Воспитатель: - А женщин поздравляют в этот день? Ведь многие женщины сегодня служат в армии!

(ответы детей)

Воспитатель: - Мы с вами знаем, что Россия – наша Родина и люди защищают сою Родину и берегут то, что им дорого. Во все времена люди записывали подвиги воинов в песнях, былинах, сказаниях, стихах.

Послушайте, пожалуйста, отрывок  из стихотворения поэта Юрия Галкина и если в тексте вам встретятся непонятные слова, поднимите руку:

               … Лейся слава удалая

                       Гимном ратных, тех, веков,

                           Как Россия молодая

                              Прочь гнала своих врагов…  

Воспитатель (вместе с детьми разбирают непонятные слова или словосочетания):

Гимн – песня торжественная , прославляющая;

Ратный – боевой;

Удалой – преисполненный удали, отваги;

Слава – почет, уважение.

Воспитатель еще раз произносит текст, просит детей постараться запомнить его. Затем предлагает кому-то из детей (2 – 3 ребенка) рассказать этот текст самостоятельно, воспитатель помогает, обращает внимание на произношение слов, выразительность воспроизведения текста, интонацию.

Воспитатель: - Давайте немного отдохнем (физкультминутка)

Веселые прыжки

Раз, два – стоит ракета.

Три, четыре – самолет.

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре –

И на месте походили.

Воспитатель: - Присаживайтесь на места. Я знаю, что вы можете рассказать о подвигах русского народа в разные исторические времена.

(выходят дети в костюмах времен древней Руси, рассказывают заранее подготовленный текст)

Желая снова Русь ослабить,
Мамай пришёл к нам жечь и грабить,
Через ковыль и лебеду
Великий хан привёл Орду.

Терпела долго Русь обиды,
В церквах справляя панихиды,
Пока в Москве не кликнул клич
Князь Дмитрий Иоаннович:

— Мы на Руси живём за тем ли,
Чтоб враг поганил наши земли?
Нет больше сил  терпеть разбой,
Вставай, народ, на смертный бой!

Воскликнул князь: — Славяне! Братцы!
За Русь идём с врагами драться,
Земли своей ни пяди им
Вовеки мы не отдадим.

За эту битву каждый воин
Стал вечных почестей достоин,
Ведь до того в лавине бед
Не знала Русь таких побед.

В дождливый день с коней не слазя,
Домой спешило войско князя,
И князь в Москву вернулся с ним
Великим Дмитрием Донским.

                                               (Владимир Марахин)

Воспитатель: - Спасибо, ребята.  Отстояли русичи свою землю. Государство русское крепло, развивалось, богатело. И еще одно испытание выпало на долю земли русской – это война с французами под командованием императора Наполеона. Эта война названа Отечественной. Как вы думаете почему?

(предположительные ответы детей: это справедливая война, люди защищали свое Отечество)

Воспитатель:- Расскажите, пожалуйста,  теперь об Отечественной войне с французской армией.

(выходят дети,  рассказывают заранее подготовленные поэтические  тексты)

(отрывок)

                         … Москва... как много в этом звуке
                                 Для сердца русского слилось!
                                             Как много в нем отозвалось!

                                                 … Напрасно ждал Наполеон, …
                                                        Москвы коленопреклоненной …

Нет, не пошла Москва моя
   К нему с повинной головою.
       Не праздник, не приемный дар,
            Она готовила пожар
                     Нетерпеливому герою.

                                       (А.С. Пушкин)

                                 
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

….
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали, …
И вот нашли большое поле:…

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

                                        (М. Лермонтов)


Воспитатель: - И одержали победу русские воины на Бородинском поле.

Русское государство расцветало, сплотило многие народы в одно большое государство – Советский Союз. И опять страшная беда пришла в нашу страну: гитлеровская Германия нарушила мирный договор и напала на наши города и села. На защиту Родины поднялись и русские, и украинцы, и белорусы, и казахи, и другие народы. Это была самая кровопролитная война. Поэтому назвали эту войну Великая Отечественная война. Я приглашаю ребят, которые  расскажут о Великой Отечественной войне.


Мы врага отбросим
Сигнал тревоги
над страной.
Подкрался враг,
Как вор ночной.
Фашистов черная орда
Не вступит в наши города.
И мы врага отбросим так,
Как наша ненависть крепка,
Что даты нынешних атак
Народ прославит на века.
                                          (А. Барто)


В кинотеатре
Я фильм смотрела о войне,
И было очень страшно мне.
Рвались снаряды, бой гремел,
И люди погибали.
А рядом дедушка сидел,
И на груди медали.
За то, что вместе со страной
Сломил он силу злую…
Медали глажу я рукой
И дедушку целую.
                                            (В. Туров)


День Победы
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
                                                      (Н. Томилина)

Воспитатель: - Спасибо, ребята. Скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня с вами говорили? (воспитатель выслушивает ответы детей и при необходимости помогает, наводящими вопросами способствует сделать и сформулировать итог занятия)

Воспитатель: - Сегодня мы с вами говорили о подвигах русского народа, о его смелости, отваге и мужестве. Возможно, что некоторые из вас станут служить в армии и будут защищать нашу Родину. А мы всегда будем вас поддерживать.  Я надеюсь, что сегодня вам было интересно и занимательно.

Воспитатель (приглашает детей встать и взяться за руки):-

А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим обещанье:

«Будем Родину любить,

Будем Родину хранить.

Слабых, бедных защищать,

Стариков всех уважать!»

Воспитатель:  – Повернитесь, пожалуйста, к гостям и давайте еще раз произнесем наше обещание (дети поворачиваются к педагогам и еще раз произносят слова:

«Будем Родину любить,

Будем Родину хранить.

Слабых, бедных защищать,

Стариков всех уважать!»

Воспитатель:  - Отряд, налево, стройся. С речевкой шагом марш!

 (под речевку воспитатель и дети покидают группу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

Основная цель занятия «Приключения в сказочном королевстве»: учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тем...

План-конспект занятия НОД Ознакомление с окружающим миром Образовательная область «Познание» с детьми подготовительной группы Викторина на тему: «Что? Где? Когда?»

Расширить, уточнить и пополнить знания детей о природе о животных, о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к ней....

Использование скороговорок на играх-занятиях по развитию интонационной выразительности речи детей 5-7 лет.

Данный материал предлагается воспитателям ДОУ для оказания помощи детям в тренировке дикции, обучения быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Обучение произносить скороговорки в...

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи «Сегодня мы актёры.»

Цель: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчестваЗадачи:-Создать условия для реализации самостоятельной творческой  деятельности- Развитие речевого творчества-Стимулиро...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (звуковая культура речи) «Прогулка в лес» с детьми подготовительной группы (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий и социально- игровой технологии)

Задачи:Образовательные:- формировать правильное произношение звука «з» (изолировано, в слогах, в словах);- формировать умение долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком...

Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Здания родного города» ( с детьми подготовительной группы)

1.  Продолжить знакомить детей с достопримечательностями родного города;2.  Уточнить знания детей о функциональной принадлежности зданий (жилые дома, предприятия, детские сады, школы и т. д....

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи «Путешествие в страну сказок»

Основная цель моего занятия помочь детям овладеть средствами выразительности речи...