Использование скороговорок на играх-занятиях по развитию интонационной выразительности речи детей 5-7 лет.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Людмила Евгеньевна Барладин

Данный материал предлагается воспитателям ДОУ для оказания помощи детям в тренировке дикции, обучения быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Обучение произносить скороговорки в разных темпах, с разной интонацией. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование скороговорок на играх-занятиях по развитию интонационной выразительности речи детей 5-7 лет.  

Цель. Оказание помощи детям в тренировке дикции, обучение быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Обучение произносить скороговорки в разных темпах, с разной интонацией.

Разучиваем скороговорки с детьми коллективно, начиная медленно, чётко, активно произносить каждый слог, словно отбивая мячик от пола. Постепенно убыстряем темп. Проговариваем скороговорки преувеличенно чётко, громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны детьми на расстоянии. Закрепляем текст скороговорок, произнося их беззвучно, энергично шевеля губами. Автоматизируем скороговорки в играх с движениями, в различных позах, с мячом или скакалкой.

Игры со скороговорками используем в различных вариантах.

  1. "Испорченный телефон".

Цель. Упражнение в быстром и чистом произношении скороговорок.

Содержание.

Играют  две команды. Педагог шёпотом произносит капитанам скороговорки. По сигналу, дети по цепи неслышно передают скороговорку, последний участник произносит её громко и чётко. Выигрывает та команда, которая выразительнее произнесёт и быстрее передаст скороговорку.

  1. "Ручной мяч". 

Цель. Закрепить текст скороговорок, умение использовать их в играх.

Содержание.

Педагог подбрасывает мяч и называет имя ребёнка. Тот играющий, чьё имя прозвучало, должен быстро подбежать, поймать мяч и выразительно произнести скороговорку. Далее он называет имя другого ребёнка и т.д..

  1. "Золотые ворота". 

Цель. Упражнение в выразительном произношении скороговорок.

Содержание.

Пара детей изображает "ворота". Дети двигаются цепочкой за ведущим, произносят слова и проходят через "ворота".

Золотые ворота,

Пропустите вы меня!

Я сам пройду, и друзей проведу!

Первый раз - прощается, второй раз - запрещается,

а на третий раз не пропустим вас!

На последнюю фразу "ворота" закрываются (дети опускают руки). Тот ребёнок, перед которым "ворота захлопнулись", выразительно произносит любую скороговорку. Если он сделает это правильно, "ворота" открываются, и игра продолжается. В противном случае ребёнок повторяет скороговорку ещё раз.

  1. "Скороговорка по кругу". 

Цель: отработка интонации.

Содержание.

Дети, сидя по кругу, поочерёдно произносят одну и ту же скороговорку с различной интонацией.

5. "Поезд".

Цель. Упражнять детей в чётком произнесении скороговорок, в заданном темпе.

Содержание.

Дети произносят скороговорку коллективно 3 раза, каждый раз убыстряя темп  - "поезд отправляется".

Вариант 2.

Дети произносят скороговорку коллективно 3 раза, каждый раз замедляя темп  - "поезд прибывает".

6. "Рыбки".

Цель. Учить произносить скороговорки шёпотом, беззвучно.

Содержание.

Педагог предлагает детям превратиться в рыбок. Одна "рыбка" произносит скороговорку, остальные "рыбки" должны по губам отгадать её текст (используются три скороговорки). Выигрывает "рыбка", которая первой отгадывает текст скороговорки (получает фант).

7. "Диалог".

Цель. Уметь произносить скороговорки в движении и разных позах.

Содержание.

Педагог предлагает детям произнести диалог, используя жесты и мимику для выразительности персонажей.

Встретил в чаще ёж ежа:

- Как погодка, ёж?

- Свежа!

И пошли вдвоём, дрожа,

Скорчась, съёжась, два ежа.

Педагог подбирает скороговорки в зависимости от тематики игр-занятий, подготовленности детей.

Скороговорки со сложными словами педагог предлагает детям 6-7 лет.

Вавилу ветрило про-мокро-сквозило.

Росла за горой, за пригорочком сосенка с под-при-сосеночком.

Столы бело-дубовые, гладко-тесо-выструганные.

Вбили кол в частокол, под-при-колошматили.

Зимой поле белое – про-мерзло-за-леденелое.

Был баран белорыл, всех баранов пере-бело-рылил.

Не смейся надо мной, не пере-смехотствуй, я сам тебя пере-смехотствую и вы-смехотствую.

Погода раз-мокро-погодилась.

У барана рога скручены-перекручены, вверчены – переверчены.

Дровоколорубы рубили дубы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста".

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Забота о своевременном формировании ...

РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье размещен доклад по теме "РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"....

Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования

Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по  Федеративным государственным образовательным стандартам  дошкольного обра...

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.

Логопедическая работа  по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями....

МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ » (для воспитателей детского сада)

МАСТЕР - КЛАСС«Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ »(для воспитателей детского сада)...

Проект по выявлению и развитию интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Пояснительная записка          У большинства детей дошкольного возраста в той или иной степени отмечается неспособность интонационно оформлять свою речь, п...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо за материал!