План по самообразованию на тему: «Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет»
материал по развитию речи (средняя группа)
План по самообразованию на тему:
«Сказка как средство развития речи
детей 4-5 лет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первая школа имени М.А. Пронина» города Звенигород
МБОУ «Первая школа имени М.А. Пронина»
143180, г. Звенигород, кв. Маяковского, д.4
Тел:8495 697-43-35,8495697-41-76 тел.8495 992-41-84
e-mail: school1.zven@ mail.ru
План по самообразованию на тему:
«Сказка как средство развития речи
детей 4-5 лет»
Подготовила:
Парахневич Е.П.
Звенигород
2023г.
Тема: «Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет».
Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
Задачи:
- Способствовать развитии умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения, обогащение словаря;
- Развивать умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку, представления об окружающем мире;
- Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству, побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.
Срок реализации: 1 год, 2023-2024 учебный год.
Предполагаемый результат:
В результате поставленных задач у детей сформировываются следующие знания, умения, навыки:
- знание определенных сказочных сюжетов;
- умение понимать сюжетную линию сказки;
- развивается речь детей; умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
- выражать свои мысли и чувства в речи;
- умение передавать художественный образ в рисунке, в словесной форме;
-развитие потенциала, фантазии, воображения, способность к словотворчеству.
Актуальность выбранной темы
Актуальность данной тему заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Этапы реализации плана самообразования:
1. Подготовительный.
Определение проблемы проекта.
Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
Оформление книжного уголка.
Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.
Список методической литературы
2. Практический этап.
Для детей.
1. Познакомить детей со сказками.
2. Образовательная деятельность по развитию речи с использованием сказок.
3. Рассматривание иллюстраций по сказкам (выделить героев, определить их характер).
4. Чтение и рассказывание сказок.
5. Сюжетно – ролевые игры: «В гости к сказкам», «Поможем сказке» и т. д.
6. Подбор загадок по сказкам.
Для родителей.
1. Помощь родителей в подборе сказок.
2. Чтение сказок с родителями дома.
4. Рисунки родителей и детей «Моя любимая сказка».
3. Заключительный.
Обобщение результатов. Подведение итогов. Показ инсценировки сказки.
План работы с родителями
1. Консультация для родителей «Воспитание сказкой».
2. Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.
3. Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу».
Реализация плана самообразования будет способствовать:
- расширению словарного запаса и формированию связного высказывания;
- привития любви к людям, книгам, окружающему миру;
- социально – эмоциональному развитию детей.
Формы работы:
- Чтение детям сказок.
- Беседы по содержанию сказок.
-Пальчиковые игры по сказам.
- Подвижные игры.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам для правильного восприятия текста сказок.
- Инсценировка сказок.
- Отгадывание загадок по сказкам.
-Художественно-продуктивная деятельность (работа в раскрасках, аппликация, лепка).
Перспективный план работы со сказкой.
Сентябрь
Определить уровень развития речи детей – диагностирование. Выявление трудностей у детей.
Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души».
Октябрь
1. Инсценировка русской народной сказки «Репка».
2. Пальчиковая гимнастика «Репка»
Слова Действия
“Репку мы сажали” Понарошку роем своими руками лунку на ладони ребёнка
“Репку поливали” Его ручкой изображаем будто вода льется из лейки
“Вырастала репка” Выпрямляем его пальчики по очереди
“Хороша и крепка!” Цепляем свои пальцы за ручку малыша и тянем каждый в свою сторону
“Вытянуть не можем!
Кто же нам поможет?
Тянем - потянем, тянем - потянем. Ух!” Расцепляем руки и трясем кистями
3. Дидактическая игра Выложи сказку «Репка".
Педагог. Разложите карточки по порядку. Кто первым пришел тянуть репку? Кто пришел раньше — бабушка или внучка? Кто пришел потом? Кто пришел тянуть репку последним? Расскажите по картинкам, что было сначала, что потом? (Задание повторяется.)
5. Чтение потешки «Репка»
Уродися репка,
Ни густа, ни редка.
С мышиный хвост,
С тараканий нос.
6. Лепка "Репка".
Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народными сказками.
Ноябрь
1. Рассказывание русской народной сказки «Колобок».
2. Пальчиковая игра «Колобок»
Я, колобок, колобок,
(катают в руках воображаемый колобок)
По сусекам скребен,
(правой ладонью скребут по левой ладони)
По амбару метен,
(имитируют подметание пола)
На сметане мешан,
(делают круговые движения кистью правой руки)
В печку сажен,
(показывают обе руки, вытянутые вперед)
На окошке стужен.
(рисуют руками окошко)
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
(перебирают указательным и средним пальцем
3. Показ настольного театра «Колобок».
4. Инсценировка сказки «Колобок».
5. Подвижная игра «Колобок»
Покатился колобок (бегут на месте) мимо зайки (изображают зайца: показывают ушки, лапки, хвостик) прыг – прыг – скок. (прыгают на месте, руки на поясе)
Покатился колобок (бегут на месте) мимо мишки (изображают медведя) прыг – прыг – скок. (прыгают на месте, руки на поясе)
Покатился колобок (бегут на месте) мимо волка (изображают волка: пружинистый шаг на месте, хватательные движения руками) прыг – прыг – скок. (прыгают на месте, руки на поясе)
Покатился колобок (бегут на месте) мимо лисоньки (изображают лису) хлоп – хлоп. (хлопают в ладоши).
Лиса догоняет колобков.
6. Аппликация «Катиться колобок по дорожке»
7. Чтение потешки «Колобок»
Я с утра взялась за дело:
Пластилин в руках согрела
И слепила колобок,
Колобок - румяный бок.
У него и нос, и рот,
Жаль, что песен не поёт!
Очень я лепить люблю!
Волка серого слеплю,
Зайца трусоватого,
Мишку косолапого,
А лисицу?
Нет пока!
Чтоб не съела колобка!
Декабрь
1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок».
2. Показ настольного театра «Теремок».
3. Вспомним сказку по иллюстрациям.
4. Пальчиковая игра «Теремок»
На полянке теремок
(ладошки соединяем домиком)
дверь закрыта на замок
(пальцы сомкнуты в "замок")
Из трубы идет дымок
(сомкнуть пальцы в колечки)
вокруг терема забор
(руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)
чтобы не забрался вор.
тук-тук-тук
тук-тук-тук
(кулачок стучит по ладони)
Открывайте, я ваш друг!
(Руки развести в стороны)
5. Чтение потешки
В руки мы берем совочек,
Сыплем желтенький песочек.
Помогай мне, не ленись!
Наш куличик, получись!
6. Подвижная игра «Теремок»
«Вот стоит теремок
Он не низок, не высок.
Как войдёт в него зверёк,
Так захлопнется замок. Хлоп».
В это время дети, герои сказки, вбегают в круг и выбегают из него. На слово «Хлоп» дети опускают руки. Кто не успел выбежать из круга, перестаёт быть «зверьком» и встаёт в круг - «теремок». Игра повторяется, пока не останется за кругом самый ловкий ребёнок. Затем дети, стоящие в кругу надевают маски или медальоны и игра повторяется.
10. Инсценировка сказки «Теремок»
11. Отгадывание загадок по сказке «Теремок»
Январь
1. Чтение русской народной сказки «Курочка ряба»
2. Рассказывание детьми сказки «Курочка ряба».
3. Чтение стихотворения «Цыплята»
Пищат живые шарики,
Пшено клюют с руки.
Не знаю, где тут курочки,
А где тут петушки.
Кудахчет громко курица,
Взволнована она:
Наверно детям маленьким
Нельзя давать пшена.
(Г. Бойко)
4. Пальчиковая гимнастика «Про курочку рябу»
Курочка Ряба, бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)
Били яичко и баба, и дед
Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)
Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)
Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)
Плакали горько баба и дед («Колечки»)
Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)
С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)
Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)
5. Рисование «Цыплята на лужайке»
6. Инсценировка сказки «Курочка ряба»
Февраль
1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».
2. Показ настольного театра «Маша и медведь».
3. Рассказывание детьми сказки «Машенька и медведь».
4. Чтение потешки «Солнышко»
Солнышко, солнышко,
Красное солнышко,
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее!
Твои детки плачут,
По лужочку скачут,
Соломку жгут —
Тебя в гости ждут!
5. Подвижная игра «У медведя во бору»
6. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»
Маша каши наварила (Указательным пальцем)
Маша кашей всех кормила (правой руки «мешают»)
Положила Маша кашу (в левой ладошке)
Кошке – в чашку (Загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название посуды.)
Жучке – в плошку
А коту – в большую ложку
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, (Разжимают пальцы. Сдувают
все до крошки раздала воображаемые крошки с ладони.)
7. Раскрашивание медведя.
Март
1. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята».
2. Показ настольного театра «Волк и козлята».
3. Игры-имитации «Волк», «Козлята».
4. Рассказывание сказки «Волк и козлята».
5. Пальчиковая гимнастика «Козочка»
Дай молока нам, Козочка, дети показывают, как доят козу.
Хоть капельку – на донышке.
Ждут тебя козлятки из пальчиков делают рожки.
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, загибают пальцы.
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем даёт здоровье снова доят.
Молоко козье.
6. Подвижная игра «Как мы поили козлят»
Координация речи с движениями, развитие подражательности, творческого воображения.
Стало жарко, будто в печке, (дети идут в хороводе)
Замолчали птицы.
Мы козлят погнали к речке, (идут по кругу друг за другом)
Надо им напиться. (Взмахивая «хворостинкой»)
Саргис, пёстрый пёс дворовый,
Как навстречу бросится! (Прыжок в круг)
7. Аппликация «Домик». Учить детей составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность; правильно располагать его на листе. Закреплять знание геометрических фигур (квадрат, треугольник).
Апрель
1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».
2. Показ настольного театра «Заюшкина избушка».
4. Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка».
5. Пальчиковая гимнастика «Новый дом»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (ударяют кулачок о кулачок)
Молоток бери, мой друг!
Мы построим новый дом, (руки над головой)
Есть окошко в доме том. (Руки рисуют квадрат)
Есть еще одно, повыше, (складывают пальцы треугольником)
Есть труба вверху на крыше. (Кулак, большой палец вверх)
Дом готов, зовем гостей: (руки вперед)
«Приходите, поскорей!» (приглашающий жест руками)
6. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»
7. Потешки про зайку
Зайка прыгнул из куста,
А полянка – то не та.
Думал веселиться,
Глядь, а там лисица.
И пустился наутек,
Убежал за бугорок,
С горки быстро
Скок – поскок.
8. Загадки по сказке
9. Нетрадиционная техника рисования «Заюшкина избушка». Знакомить с нетрадиционными методами рисования, ледяной дом рисовать кирпичики картошкой, деревянный проводить линии кистью.
Май
1. Чтение русской народной сказки «Три медведя».
2. Показ настольного театра «Три медведя».
3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).
4. Слушание аудиозаписи сказки «Три медведя».
6. Конструирование из строительного материала «Дом для медведя», стол, стульчик, кроватка для Маши.
7. Подвижная игра «Мишка вылез из берлоги»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна (Потягивания — руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (Вращения головой)
Наклонился взад — вперед (Наклоны взад-вперед)
Вот он по лесу идет (Идем вперевалку)
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки (Приседаем, повороты головой влево-вправо)
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки (Наклоны: правой рукой коснуться левой ноги, потом наоборот)
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся (Дети садятся на пол)
8. Лепка «Миски для медведей». Упражнять в скатывании шаров из пластилина круговыми движениями рук, в сплющивании в ладонях комка, учить пальцами делать углубление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему: «Театр- как средство развития речи у дошкольников»
План по самообразованию на тему: «Театр- как средство развития речи у дошкольников»...
План по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
План...
Проект по самообразованию на тему: "Сказкотерапия , как средство развития речи детей 3-5 лет"
Развивать умение детей связно, последовательнои выразительнопересказывать небольшие литературные произведения...
План самообразования на тему: "Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет"
Тема: "Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет"...
Самообразование на тему "Мнемотехника, как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Использование мнемотехники для решения проблем речевого развития детей дошкольного возраста способно сделать процесс обучения интересным, занимательным и наиболее развивающим. Именно в старшем дошколь...
Индивидуальный план по самообразованию на тему: «Сказка, как средство развитие речи дошкольников»
Индивидуальный план по самообразованию на тему: "Сказка, как средство развитие речи дошкольников"...
Методическая разработка: Отчет по самообразованию по теме:" Лэпбук, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Цель: изучение возможностей использования лэпбука, как средство развития речи детей дошкольного возраста.Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:Изучить науч...