Индивидуальный план по самообразованию на тему: «Сказка, как средство развитие речи дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)
Индивидуальный план по самообразованию на тему: "Сказка, как средство развитие речи дошкольников"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности № 4» города Сосновоборска
Индивидуальный план по самообразованию на тему:
«Сказка, как средство развитие речи дошкольников»
Воспитатель:
Пономарёва Валентина Борисовна
2023
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Тема: «Сказка, как средство развитие речи дошкольников»
Актуальность:
На сегодняшний день тема очень актуальна. Роль художественных произведений в жизни дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной речи детей, помогают правильно ставить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 года.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2024 года.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие связной речи дошкольников посредством русской народной сказки.
Определить роль сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста и внедрить сказку в повседневную жизнь дошкольников в детском саду.
Задачи:
- Развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, расширять словарный запас; учить связно пересказывать небольшие сказки; учить воспитанников высказывать небольшие сказки; учить детей высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать беседу; обучать детей играм-драматизациям по сказкам.
- Прививать детям любовь и интерес к русским народным и зарубежным сказкам; воспитывать в детях доброжелательное и уважительное отношение к героям сказок.
- Развивать у детей память, внимание, воображение; развивать индивидуальные творческие способности детей старшего дошкольного возраста путем использования метода сказкотерапии.
Срок работы по теме самообразования: 1 год
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Месяц | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
Сентябрь-Ноябрь | Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие», выявление противоречий, нуждающихся в коррекции. Подбор и изучение литературы по теме; обогащение РППС. Прослушивание аудиозаписей сказок. Чтение русских народных сказок для детей старшей группы «У страха глаза велики», «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого. Использование опорных схем-мнемотаблиц «Сказки» Дид.игры: «Определи сказку по отрывку», «Из какой сказки герой», Продуктивная деятельность: лепка «Заяц», рисование «Коровушка». Закреплять умение детей слушать сказку, Развивать связную речь. Совершенствовать умения детей Пальчиковые игры «Теремок», «Про курочку Рябу». | Планирование работы по теме самообразования. Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развитие речи дошкольников». Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, сказок,т.д.). Пополнение книжного уголка русско-народными сказками. Разработка конспектов и дидактических игр. | Консультация для родителей по теме «Как знакомить детей со сказкой» Консультация для родителей по теме «Развитие речи детей через сказку». Памятка для родителей: «Какие бывают сказки» |
Декабрь-Февраль | Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. ОД “В гостях у писателя С. Я. Маршака” Чтение Сказки Ш.Перро Продуктивная Развивать связную речь. Совершенствовать Пальчиковые игры «Любимые сказки», «Дождь прошел», «Кот петух и леса», «Зимовье». Дидактическая игра «От сказки к сказки». Дидактическая игра «Кто за кем». Дидактическая игра «Отгадай из какой сказки». | Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию. Изготовление дидактических игр по сказкам. Изготовление масок для героев сказок. Пополнение книжного уголка. Подбор упражнений для пальчиковых игр по сказкам. Пополнение книжного уголка русско-народными сказками. Изготовление дидактических игр. | Рекомендации для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша». Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста». Консультация для родителей «Как организовать чтение сказок в домашних условиях». |
Март-май | Различные виды театра: куклы БИ-БА-БО, Показ спектаклей по знакомым сказкам Развитие фантазии, образного Создание положительной атмосферы для Беседа «Сказочные персонажи» Литературная викторина «Путешествие в страну сказок» Учить узнавать Дидактические игры «Расскажи сказку» по серии картинок, «Назови героя сказок».«Чья песенка?», «Отгадай-ка», «Расскажи сказку по героям». Пальчиковые игры «Репка», «Руковица», «Заюшкина избушка». Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. | Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию. Пополнение книжного уголка русско-народными сказками. Изготовление масок для героев сказок. Создание альбома «Волшебный мир сказок». Оформить карточки схемы и картинки для разучивания русско-народных сказок. Организовать вечер сказок. | Изготовление папки передвижки «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников». Консультация для родителей «Как организовать чтение сказок в домашних условиях». Привлечение Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитии у ребенка?» Участие родителей в викторине Выставка художественной литературы |
Список литературы
Ушакова О.С. Развитие речи детей четырех – семи лет // Дошкольное
воспитание. – 1995. — №1.
Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
Иванова Э. И.: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста:
учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. обраоват. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2010.
Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей
дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 2002.
Расскажи мне сказку/Сост. Э.И.Иванова. М.: Изд. «Просвещение»,
2003.
Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей //
Совершенные модели психологии речи и психолингвистики.- М.: Просвещение, 2010.
Михайлова А. Попробуем сочинять сказки // Дошкольное воспитание. –
№6. – 1993.
Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2017.
Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ
и семье. М.: Тц Сфера, 2010.
Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.
– М.: Просвещение, 1982.
Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника.// Хрестоматия по
теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост.
М.М.Алексеева, В. И.Яшина. — М.:Издательский центр «Академия», 2009.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. — М.: Мозаика —
Синтез, 2009.
Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с
русским народным творчеством. Перспективное планирование, конспекты занятий,бесед. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001.
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. —
М.: Мозаика — Синтез, 2006.
Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста
Автореф. дисс… канд. пед. наук. — М, 1999.
Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком
дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева -М.:изд. «Педагогика», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/04/picture-532928-1459782785.jpg)
Индивидуальный план по самообразованию на тему:« Совершенствование работы в обучении дошкольников игре на духовых музыкальных инструментах»
Обучая игре на музыкальных инструментах, для детей открывается мир музыкальных звуков. Они различают красоту звучания инструмента, развивают качество слуха, ритма....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/15/picture-1117479-1550226575.jpg)
План по самообразованию по теме: "Сказка как средство формирования развития речи"
План по самообразованию по теме: "Сказка как средство формирования развития речи"...
План по самообразованию педагога Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/02/picture-912314-1491140026.jpg)
План по самообразованию по теме «Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»
План по самообразованиюпо теме «Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/28/picture-1247920-1672215290.jpg)
План по самообразованию по теме: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
АктуальностьВ настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфиль...
Индивидуальный план по самообразованию на тему: "Методы и средства амплификации развития дошкольников"
Цель: повысить свой профессиональный уровень в условиях ФГОС.Задачи:1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.2. Обеспечение равных в...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/22/picture-1507639-1705950163.jpg)
План по самообразованию на тему: «Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет»
План по самообразованию на тему:«Сказка как средство развития речидетей 4-5 лет»...