План по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
материал (средняя группа)

Гафурьянова Альфия Рамазановна

План

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2021-2022g.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на 2020-2021 уч.г

Гафурьянова Альфия Рамазановна

Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Целью данной работы является исследование эффективности сюжетно-ролевой игры как средства развития речи дошкольников.

Задачи:

  • изучить особенности развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры;
  • исследовать эффективность использования сюжетно-ролевой игры в процессе развития речи дошкольников.

Этапы реализации

Подготовительный (сбор информации по проблеме).

Организационно-диагностический

Результативный

Методы и формы работы:

  • Метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т. д.)
  • Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
  • Практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для осуществления сюжетно-ролевой игры)
  • Эвристический (развитие находчивости и активности)
  • Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
  • Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе)

Предполагаемые итоги реализации:

  1. Повышение уровня мотивации к сюжетно-ролевым играм.
  2. Презентация, картотека сюжетно-ролевых игр
  3. Обобщение и распространение опыта.

Основные вопросы, намеченные для изучения.

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Дать общую характеристику содержания понятия «сюжетно-ролевая игра»

3. Исследовать эффективность использования сюжетно-ролевой игры в процессе развития речи дошкольников.

4. Разработать презентацию «Сюжетно-ролевые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

5. Разработать картотеку сюжетно-ролевых игр для средней группы.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2021 /2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Этапы самообразования

Содержание работы

Сроки выполнения

Подготовительный (сбор информации по проблеме)

Содержание:

1. Подготовка материала и оборудования, картинок по теме.

3. Разработка систем занятий.

4. Подбор познавательной и художественной литературы.

5. Подбор и изготовление материала для осуществления продуктивной деятельности.

В течение учебного года

Основной ОО

1. Обыгрывание сюжета любимого мультфильма.

Цель: развивать умение составлять словесные описания по восприятию мультфильма.

2. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Игровые ситуации:

  1. «Утренний прием»,
  2. «Наши занятия»,
  3. «На прогулке»,
  4. «На музыкальном занятии»,
  5. «На физкультурном занятии»,
  6. «Осмотр врача»,
  7. «Обед в д/саду» и др.

Предварительная работа:

1.Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя. 2. Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др.

3. Составление детьми рассказов на тему «Мой самый лучший день в детском саду». Показ сценок на темы «Наша жизнь в детском саду».

3. Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель и задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь

Игровые проблемные ситуации:

  1. «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы),
  2. «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей),
  3. «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях),
  4. «Наш выходной день» и др.

Предварительная работа:

1. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала.

2. Рассматривание семейных фотографий.

3. Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома».

4. Сюжетно – ролевая игра «Школа»

Цель и задачи: Расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы.

Игровые действия: Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают и др.

5. Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»

Цель и задачи: показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

Игровые действия:

  1. Приём заявок библиотекарем.
  2. Работа с картотекой.
  3. Выдача книг.
  4. Читальный зал.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия в библиотеку с последующей беседой.
  2. Открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг.
  3. Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.

6. Сюжетно – ролевая игра «Больница»

Цель и задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Игровые действия:

  1. Больной поступает в приемный покой.
  2. Медсестра регистрирует его, проводит в палату.
  3. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, смотрит горло и пр.
  4. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Больных посещают родные, друзья.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия в медицинский кабинет д/с.
  2. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы).
  3. Чтение лит. произведения: Я. Забила «Ясочка простудилась»,
  4. Э. Успенский «Играли в больницу»,
  5. Беседа с детьми о работе врача, медсестры.
  6. Рассматривание иллюстраций.

7. Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Цель и задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Игровые действия:

  1. Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках.
  2. Директор следит за порядком в магазине.
  3. Приходят покупатели.
  4. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают.
  5. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек.
  6. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек.

Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Книги», «Спорттовары».

Предварительная работа:

  1. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др.
  2. Этическая беседа о поведении в общественных местах.
  3. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д.
  4. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, фрукты, овощи из пластилина)

8. Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты»

Цель и задачи: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.

Роли: парикмахер, мастер маникюра, мастер косметического кабинета, кассир, уборщица, клиенты.

Игровые действия:

  1. Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы.
  2. Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками.
  3. Мастер косметического кабинета делает массаж лица, смазывает кремом, красит глаза, губы и др.
  4. Кассир выбивает чеки.
  5. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.

Предварительная работа:

  1. Посещение детьми парикмахерской с родителями.
  2. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской.
  3. Рассказ воспитателя о культуре поведения в общественных местах.
  4. Рассматривание альбома с образцами причесок.
  5. Рассматривание каталогов с образцами косметических средств.
  6. Изготовление атрибутов к игре с привлечением родителей (полотенца, салфетки и др. из цветной бумаги)

Игровой материал: зеркало, набор расчесок, ножницы, фен для сушки, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, халаты, полотенца и пр.

9. Импровизация ЦИРК! ЦИРК! ЦИРК!

Цель и задачи: закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о цирке и его работниках.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций о цирке.
  2. Беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка. Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С. Маршак,
  3. Рисование на тему «Афиша для цирка»

10. Сюжетно-ролевая игра «Мы – военные разведчики»

Цель и задачи: развить тематику военизированных игр, учить детей быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».

Игровые действия:

  1. Воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них.
  2. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

11. Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»

Цель и задачи: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет».

МОНИТОРИНГ

Мониторинг достижений детей по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников», осуществляется по следующим критериям и показателям:

ПОКАЗАТЕЛИ:

  • организует игровое пространство в соответствии с замыслом игры;
  • умеет взаимодействовать с партнёрами;
  • вступает в разнообразные ролевые диалоги с партнерами по игре;
  • в игре отражает самостоятельно придуманные события на основе бытовых, литературных и фантазийных сюжетов;
  • словесно передаёт воображаемые игровые действия;
  • создаёт игровой выразительный образ.


ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2021 – 2022  УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Направления работы

Способы достижения

Анализ достижений

Сентябрь

Планирование работы с детьми на новый учебный год.

Создания плана работы.

Октябрь

Подбор литературы по теме самообразования.

Изучение литературы по проблеме. Работа с личной библиотекой по данной теме

Ноябрь

Посещение занятий коллег.

Изучение опыта работы других педагогов через сеть Интернет.

Обмен опытом по проблеме.

Декабрь

Работа над модернизацией комнаты.

Консультации для родителей

Оформление уголков группы


Оформление папки – передвижка

Январь

Работа над созданием методического банка

Методический банк

Февраль

Подготовка презентации «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Создание презентации «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Март

Тематическая подборка и составление картотеки сюжетно-ролевых игр.

Выступление на педсовете с анализом работы по теме самообразования.

Создание картотеки сюжетно-ролевых игр

Апрель

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы.

Литература по теме:

  1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников - М.: Академия, 2010. - 160 с.
  2. Бородич, A.M. Методика развития речи детей - М.: Просвещение, 2008. - 255 с.
  3. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: Просвещение, 2012. -128 с.
  4. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 251с.
  5. Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2012. - 223 с.
  6. Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

Игра – это вид непродуктивной деятельности,мотив которой заключается не в её результате,а в самом процессе.Игра выступает как важное средство воспитания.Сюжетно – ролевая игра – это основной вид...

Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО....

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Целью данной работы является исследование эффективности сюжетно-ролевой игры как средства развития речи дошкольников....

План работы по самообразованию Тема: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Дата начала работы над темой – сентябрь 2020 годПредполагаемая дата окончания работы – май 2021 год.Актуальность темы:Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Бл...

Отчёт по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» 2017 - 2018 уч.г.

  Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись ...

самообразование "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста" средняя группа

Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, форми...

Самообразование на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Самообразование на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»...