План по самообразованию «Устное народное творчество как средство развития речи детей» старшего дошкольного возраста 2023-2024 учебный год.
материал

Людмила Яковлевна Пляскина

«Подлинную историю своего народа нельзя знать, не зная устного народного творчества»

 М. Горький

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plyaskina_unt.docx220.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №41 «Росинка»

План по  самообразованию

 «Устное народное творчество как средство развития речи детей».

старшего дошкольного возраста

2023-2024 учебный год

Picture background

Составила

Пляскина Л.Я

«Подлинную историю своего народа нельзя знать, не зная устного народного творчества»

 М. Горький

Актуальность:

Особенно актуальная сегодня задача – воспитание хорошего человека во всех его смыслах, патриота, знающего и любящего

свою Родину, которая не может быть успешно решена без глубокого познания и изучения духовного богатства своего

народа, освоения народной культуры, раскрывающей истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его

моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Произведения устного

народного творчества - сказки разных жанров, а также, в том числе малые фольклорные формы

(загадки, заклички, прибаутки, потешки, песенки, скороговорки, пословицы, считалки, колыбельные) являются важнейшим

источником развития выразительности детской речи.

Цель:  

-Систематизация и использование в педагогическом процессе всего многообразия малых фольклорных форм устного народного творчества для формирования познавательной деятельности детей.

Задачи:

- активизировать работу по речевому развитию воспитанников;    

 - изучить современные подходы к использованию устного народного творчества для развития речи дошкольников;          

- продолжить знакомить детей с произведениями русского фольклора;

 - развивать коммуникативные и творческие способности детей на основе устного народного творчества;

 - вызвать у родителей интерес к совместной работе в данном направлении.

Методы, используемые в работе:

 Наглядные методы: 

-Позволяют формировать яркие представления о фольклоре, дают возможность ребёнку всматриваться в явления

окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины

делать выводы;

Практические методы: 

-Позволяют уточнять и углублять представления детей о фольклоре, способствуют возникновению атмосферы

заинтересованности;

Словесные методы:

- помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к жанрам устного народного творчества,

позволяют в кратчайший срок передать детям информацию.

Жанры русского народного творчества

Большие фолклёрные жанры

Малые фолклёрные жанры

(детский фальклёр)

Сказки

Легенды

Былины

Исторические песни

Лирические песни

Баллады

Частушки

Загадки

Считалки

Поговорки

Игровые песни

Колыбельные

Дразнилки

Пословицы

Месяц

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение статьи на тему:

«Роль фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Разучивание фольклорных произведений об осени.

Рассматривание иллюстраций к произведениям УНТ.

Консультация в родительском уголке

«Малые фольклорные произведения»

Октябрь

Создание картотеки игр на основе детского фольклора

Разгадывание загадок, самостоятельное их сочинение.

Консультация

«Использование загадок для формирования выразительности речи»

Ноябрь

Ознакомление с опытом работ коллег по данному направлению.

Изучение статей в интернете.

Разучивание подвижных  игр на основе детского фольклора «Платочек», «Ворон», «Ай                                                                                                            гугу», «У Маланьи у старушки» и т.д.

Беседы с родителями на тему «Ваше отношение к фольклору»                                                      

Декабрь

Создание картотеки обрядовых песенок

Творческие работы с детьми «Нарисуем сказку».

Инсценировка р.н.с. «Заяц хваста».

Привлечение родителей к пополнению библиотеки группы книгами с русскими народными сказками.

Январь

Консультации для воспитателей на тему: « Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников».

Рассказ «Зимние народные праздники»

Разучивание обрядовых песенок.

Папка передвижка «Зимний календарь».

Февраль

Изучение темы «Использование фольклора в работе с детьми.

Пальчиковые игры по мотивам русских народных потешек.

Дидактические игры

«Угадай потешку», «Угадай из какой потешки отрывок».

Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы».

Март

Изучение темы

«Роль сказки в воспитании детей»

Изготовление настольно – печатных игр по русским народным сказкам.

Чтение детям р.н.с.

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка».

Апрель

Изучение темы «Театрализованные игры как средство развития речи детей».

Пополнение театрального уголка группы.

Инсценировка любимых сказок.

Знакомство детей со старинной русской одеждой.

Совместное пополнение уголка ряжения.

Май

Отчёт о проделанной работе, самоанализ

Просмотр мультфильмов на основе русского фольклора

Организация семейной выставки рисунков «Русский народный фольклор»

Литература:

  1. Князева О.Л., Маханёва М.Д. «приобщение детей к истокам русской культуры»: Учеб. – метод. Пособие 2е изд., перераб. И доп. СПб, 2008г.
  2. Козырева Л.М. «Говорю красиво и правильно» Развитие речи у детей от рождения до 5и лет. М., 2005г.
  3. Бабурина .Т.И., Кузина Т.Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника». М.,1993г.
  4. Аникин В.П. «Русское народное творчество» / В.П. Аникин – М.: Высш. Шк., 2004г.
  5. Бабынина Т.Ф. «Традиции национальных культур» : учебно – методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений \ Т.Ф. Бабынина – Казань: РИЦ «Школа», 2003г.
  6. Галанина Н.А. «Использование у.н.т. в коррекции речевых нарушенийу детей дошкольного возраста» \ Н.А Галанина \\Дошкольная педагогика-2008. -№5 – с. 32.
  7. Зуева Т.В. «Русский фольклор» Хрестоматия / Т.В. Зуева Б.П. Кирдан. –М., 1998г.
  8. Капица Ф.С. « Русский детский фольклор» / Ф.С.Капица Т.М. Колядич –М, 2002г.
  9. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры» / М.Ф. Литвинова. – М.:Изд. Центр «Академия», 2002г.
  10. Метлов Н. «Русская народная песня в ДОУ» /Н. Метлов// Дошкольное воспитание -2008г.№10 с. 3-11.
  11. Фролова А. «Прикоснуться к истокам русской культуры предков»./ А Фролова // Дошкольное воспитание – 2006.- №5. С.127-128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

В статье раскрывается роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста....

Обобщение опыта работы по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Использование произведение русского народного фольклора, как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста...

Программа по самообразованию на 2021-2022 учебный год по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

quot;Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, это источник любви к Родине...Пусть ребенок почувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсе...

Презентации   «Устное народное творчество, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО»

Дидактическая игра "Учим цифры" ( для детей с 3-5 лет) помогает формировать математические прадставления, обучает счету до 5 и знакомству с цифрами.Дидактическая игра "Один или много&qu...

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»        Устное народное творчество я...