Конспект занятия «Сказки Александра Сергеевича Пушкина»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Вяткина Алла Владимировна
Конспект занятия
по литературному чтению в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по литературному чтению в старшей группе «Сказки Александра Сергеевича Пушкина»

Образовательные задачи:

-развивать интерес к художественной литературе;

-расширить знания детей ор сказках А.С.Пушкина;

-развивать коммуникативные качества.

Развивающие задачи:

-учить вслушиваться в ритм и мелодику текста;

-помочь выразительно, используя мимику, жесты участвовать в инсценировках;

-формировать эмоциональное отношение к произведениям поэта;

-учить анализировать поступки героев, устанавливать связи, делать обобщения и выводы;

-активизировать память, внимание, мышление;

-развивать познавательный интерес.

Воспитательные задачи:

-воспитывать любовь, трепетное отношение и гордость за Пушкина;

-формировать бережное отношение к книге;

-закрепить умение детей выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления;

-развивать гражданские чувства, воспитывать нравственность, доброту, отзывчивость и патриотизм.

-вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребенка при изучении материала.

Оборудования:

Экран, ноутбук, незаконченные подделки «Золотая рыбка», портрет А.С.Пушкина, свечи, проектор, живая рыбка.

Используемые технологии:

игровая;

информационно- коммуникационная;

проектная;

личностно - ориентированная ;

здоровье сберегающая;

интегрированное обучение.

Дети и воспитатель стоят у портрета А.С.Пушкина

1. Мы с вами занимались проектной деятельностью посвященной великому русскому поэту А.С.Пушкину и его сказкам и сегодня мы с вами вспомним его и его сказки.

В. Представим себе, что А.С.Пушкин пришел к нам в гости. Видите, он смотрит на каждого из вас. Давайте зажжем свечи в память о нем, чтобы он знал, что мы его помним, любим и знаем его произведения.(воспитатель зажигает свечи)

В.-садитесь тихонечко на свои места.(дети садятся)

А это портрет маленького Саши. Ребята, что вы знаете о том как рос А.С.Пушкин?( У него было много друзей,

(На экране маленький С.А.Пушкин.)

А.С.Пушкина, родился он 6 июня целых 213 лет тому назад. Он рос умными наблюдательным мальчиком, его окружали очень образованные люди.

-А может кто-то из вас знает как проходило его детство.

Р.(сообщение)-А мне мама рассказала, что у него была очень добрая няня-Арина Родионовна, она знала много сказок, песен, поговорок и по вечерам рассказывал их.

В.-Правильно он еще ласково называл ее мамушкой. Посмотрите на нее и послушайте как нежно о ней писал.

(Экран-фото няни)

«Ох, умолчу о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей.

Когда в чепце, в старинном одеянии,

Она рассказывала сказки мне»

Он рано научился читать и сочинять стихи. Любил читать книги из домашней библиотеки. В 12 лет его отдали в Царско-сельский лицей, а в 15 лет его стихи уже печатались в журналах. Когда у него появились собственные дети начал писать сказки.

^ В.-А вы знаете, ребята, сколько сказок написал А.С.Пушкин? Назовите их.

Д.-да, их 7!

(Экран пять сказок)

В.- Молодцы. Тогда я приглашаю вас в сказки Пушкина.

^ 2.(сценка отрывок из сказки Сказка о царе Салтане,

О сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди) исполняют 5 детей.3 девочки в сарафанах, 1 мальчик в короне и накидке, 1-рассказчик.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1„Кабы, я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир“.

2„Кабы, я была царица, -

Говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна“.

3„Кабы, я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря“.

В.Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во всё время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

Ц.„Здравствуй, красная девица, -

Будь царицей

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха“.

^ Артисты кланяются и садятся. (хлопают)

В.-Скажите отрывок из какой сказки вам сейчас увидели?

Р.-Отрывок из сказки «Сказка о царе Салтане,

О сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

В.Героев узнали?

Р.Это три сестрицы и царь.

Экран(царевич и царица выходят из бочки),

следом остров Буян

^ В. Какой эпизод сказки на экране?

Р.-Это царевич Гвидон и его мать царевна выходят из бочки.

В. К какому острову прибило волной бочку?

Р.К острову Буяну, что стоит на море океяне.

Экран (33 богатыря).

^ В. Посмотрите какие величавые, красивые богатыри. Как вы думаете почему они каждый день выходят из моря.

Р. Богатыри ходят на дозор и охраняют остров.

Экран(белочка орешки считает)

^ В. А это что за чудо?

Р. Это чудесная белочка.

Она песенки поет,

Да орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

 В.Я знаю, что вы хорошо знаете эту сказку и хочу вас спросить отчего все беды в ней. 

Р. Старшие сестры завидовали младшей .

В. Правильно ребята зависть плохое качество человека, ведь из-за него чуть не погибли царевич Гвидон и царица. .

3.В.-А сейчас следующая сказка, но ее вы отгадаете если кто-то прочитает отрывок на экране.

Р.-читает с экрана.

Свет мой зеркальце скажи

Да всю правду доложи

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее?

0тветы детей.

(из Сказки о мертвой царевне и семи богатырях)

Экран-царица с зеркалом.

В.Кто это?

Р.Это злая царица, которая хотела погубить царевну.

В.-Назовите пожалуйста, кто в этой сказке добрый герой?

Ответы детей .(Например-Богатыри, потому, что они приютили и оберегали царевну. Собака…,Елисей потому, что он искал царевну нашел и оживил ее)

^ В.-Почему ты так думаешь?

Экран –богатыри с мертвой царевной, королевич у гроба.

В. Как вы думаете в этой сказке добро побеждает зло?

Р.-Да победило.

В. Как добро победило зло?

Р. Царевна осталась жить поживать, а царица умерла.

^ Экран-Елисей и царевна

Физминутка

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Еще попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись

4.В.-Чтобы перейти к следующей сказке отгадайте загадку и назовите кто это и из какой сказки.

Кто с высокой спицы

Стал стеречь страны границы

Чуть опасность, где видна

Верный сторож, как со сна

Шевельнется, встрепенется

К той сторонке обернется.

^ Экран(петушок на шпиле)

Д.-Это петушок из сказки о Золотом петушке.

В.Для чего Петушка посадили на спицу?

Р.Чтобы он охранял страны границы.

В.-Как служил Петушок царю?

^ Экран мудрец дает петушка

Р. Петушок служил верно. Если где то опасность всегда предупреждал.

Другой ребенок –Он был внимательным, преданным и исполнительным и не спал по ночам охранял государство.

^ В. Какое обещание взял мудрец с царя, за верную службу Петушка?

Р.-Выполнить любую его просьбу?

В. За что был наказан Дадон?

Р. Царь Дадон не выполнил просьбу мудреца, не отдал шамаханскую царицу.

В.Как был наказан царь Дадон?

Р.Петушок слетел со спицы и ударил царя в голову, Дадон и умер.

 В.-Отсюда всем урок: Обещал-выполняй.

5.Музыка из сказки 28-30 секунд

Воспитатель: ребята послушайте какая завораживающая музыка, мне даже кажется как будто сейчас произойдет чудо.

(Появляется рыбка в аквариуме.)

Фонограмма с голосом рыбки говорит:Вы узнали меня?Из какой сказки я к вам приплыла?

Р.-Это рыбка приплыла к нам из сказки рыбаке и рыбке.

В.Какая она?

Р. Она красива, живая и золотая, волшебная, добрая…

^ В.-Какой из героев сказки вам больше всего понравился?

Р.Мне понравилась золотая рыбка, потому, исполняет желания.

В. Например если понравился старик, то почему?

 Р. Потому, отпустил рыбку в море, пожалел ее.

В. Кто не понравился ?

Р. Мне очень не понравилась старуха, потому что она была вредная, сварливая и жадная.

В. Посмотрите на экран и скажите этот эпизод сказки находится в начале, середине или конце. Почему ты так думаешь?

^ Экран-старик и старуха.

Р.это в начале сказки, когда старик пошел к морю и еще не поймал золотую рыбку.

В.А здесь старуха уже царица, когда она стала ею в начале сказки или..?

В. А вам старуху не жалко?

Р. Нет, Ее желаниям не было конца, и она осталась у разбитого корыта.

Экран-старуха у разбитого корыта.

 В. А мне ее жалко, потому, что она пострадала от своей жадности и глупости.

В. Представьте себе ребята, что рыбка исполнила последнее желание старухи, и стала она Владычицей морскою. Как вы, думаете, ее желания на этом бы закончились?

Ответы детей:

 Р.-Я думаю, это было бы ее последнее желание.

Р. А я, думаю, она придумывала бы все новые и новые желания, но жадность снова сделала ее нищей и оставила у разбитого корыта.

В.-Правильно ребята я думаю, она получила по заслугам.

В. Коль сегодня к нам приплыла живая рыбка, и она, сможет исполнить любое желание, подумайте и попросите у нее самое заветное желание.Может быть, они сбудутся!

Р. Я хочу, чтобы не было войн на Земле.

Р.А я хочу, чтобы моя семья была здорова.

Р. Чтобы все больные дети на Земле поправились, были здоровы и счастливы

В. А мои желания кажется уже начинают исполнятся, но все-таки я желаю, чтобы вы мои милые детки становились все умнее, сильнее, смелее, здоровее на радость нам, вашим воспитателям и вашим родителям, исполни пожалуйста рыбка наши желания.

В. Ребята занятие закончилось, но нам нужно погасить свечи, которые мы зажгли в начале занятия. И попрощаться с А.С.Пушкиным (гасит свечи и говорит) Мы прощаемся но не расстаемся надолго мы будем встречаться с его творчеством еще не раз…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию (развитие речи) с использованием ИКТ по теме "Знаешь ли ты сказки Александра Сергеевича Пушкина?"

Цель:Закрепить у детей навыки диалоговой речи.Задачи:1. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении.2. Развитие навыков общения и обмена информацией в рамках проводимого за...

Сценарий литературного досуга «Поле – чудес по сказкам Александра Сергеевича Пушкина» с детьми подготовительной группы.

Образовательные задачи:- развивать интерес к художественной литературе;- расширять знания детей о сказках А. С. Пушкина;-развивать коммуникативные качества...

Сценарий досуга, посвященный сказкам Александра Сергеевича Пушкина в старшей и подготовительной группах

Литературный досуг для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, посвященный творчеству поэта А.С. Пушкину...

Презентация для родителей по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

laquo;Сказка о царе Салтане»: интересные факты. 6 июня в день рождения Александра Сергеевича Пушкина традиционно отмечается Пушкинский день – праздник поэзии и русского языка.Предлаг...


 

Комментарии

Ларкина Марина Викторовна

Спасибо за готовый конспект!