Конспект занятия по речевому развитию «Моя семья» для детей среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Лемтюгова Татьяна Ивановна

Развитие речи – это предмет с помощью, которого воспитатель даёт определённые знания и умения в области речевого развития. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе. Большое значение для решения этих задач имеет семья. Ведь именно семейные ценности - это те принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Именно в семье у ребёнка формируется чувство любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_rechevomu_razvitiyu_moya_semya.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию «Моя семья»

Тема: «Моя семья»

Возраст: средняя группа

Цель: закрепить знания детей о семье, её членах, родственных связях.

Задачи:

образовательные:

  • формировать понятие о семье, представление о членах семьи;
  • практиковать использование сложносочинённого предложения с противительным союзом «а»;

развивающие:

  • учить отвечать на вопросы взрослого полными  предложениями, строить простые и распространённые конструкции;
  • создать условия для развития таких речевых операций, как: связная и фразовая речь, активизация словарного запаса по теме НОД, подбор частей речи друг к другу по смыслу;

воспитательные:

  • продолжить формирование осознания значимости и важности семьи для каждого человека.

Методы:

  • наглядные: демонстрация презентации, рассматривание картинок, фотографий;
  • словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений, чтение стихотворения;
  • игровые: дидактические игры и упражнения.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение:

«Собрались все дети в  круг.

Я твой друг и ты мой руг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг друг другу улыбнемся».

Воспитатель: Я вам приглашаю вас отправиться со мной в страну под названием «Семейный очаг». Предлагаю всем  закрыть глазки и произнести волшебные слова:

«Раз - мы низко приседаем,

Два - мы глазки закрываем,

Три - попробуем мы встать,

Глазки надо открывать!»

Воспитатель: Посмотрите, где это мы с вами очутились? Да это же библиотека! А это что такое? Письмо. Наверное, оно для нас, что же в нём написано?! Я вам прочитаю. «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Искорка - я хранительница домашнего очага. Я очень рада, что вы решили отправиться ко мне в гости, в страну «Семейный очаг». У меня для вас есть подарок – Волшебная книга. Она электронная. На каждой её страничке есть задания, выполнив которые, вы узнаете, что же такое Семейный очаг. Желаю удачи!». Воспитатель: Так вот, кто такая Искорка! Дети, хотите поиграть с книгой?

- Тогда открываем первую главу, она называется «Вопрос – ответ». Искорка предлагает поиграть в дидактическую игру «Дай определение словам». Задание такое: определить, кто из родственников будет представлен и охарактеризовать его. Например, я начну, а тот, кого я выберу, закончит: 

сестра (какая?) …

Мама (какая?) …

Бабушка (какая?)…

Брат (какой?)…

Папа (какой?)…

Дедушка (какой?)…

Тётя (какая?)…

Дядя (какой?)…

Воспитатель: Дети, а что же такое семья? Выслушивает предположения детей, обсуждает, подводит общий вывод:

семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого. Это самые близкие и родные люди. Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга. 
Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь.  В семье могут жить люди разного возраста: и маленькие, и пожилые. 
 Бывают семьи большие, а может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Главное – не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу. Ещё можно сказать: семья – это родственники. Искорка предлагает следующую игру «Дай действия словам». Вам необходимо по очереди перечислить, что делает каждый из родственников в вашей семье:

Мама (что делает?) …

Бабушка (что делает?) …

Брат (что делает?) …

Папа (что делает?) …

Дедушка (что делает?) …

Тётя (что делает?) …

Дядя (что делает?) …

Сестра (что делает?) …

Я (что делаю?) …

Воспитатель:  На вопросы вы ответили правильно. Да, дети, семья может быть большой и дружной. Главное в семье всегда была любовь и уважение друг к другу.

Пальчиковая игра «Кто живёт у нас в квартире?» 

«Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши),

Кто живет в моей квартире (пожимают плечами)?

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши),

Всех могу пересчитать (руки в стороны).

Папа, мама, брат, сестренка (загибают по одному пальцу на обеих руках),

Мой щегол, сверчок и я:

Вот и вся моя семья (сжимают и разжимают кулачки)».

Воспитатель: А нам пора продолжать. Садитесь все на стульчики. Итак, глава вторая, «Фотоальбом».

«Есть в доме любом семейный альбом,

Как в зеркале, мы отражаемся в нём.

Пускай, не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

И снимки хранятся в альбоме.

Их много и старых и новых –

У нас у семейства большого».

Воспитатель: А у нас в группе тоже есть фотоальбом! Посмотрите внимательно, и вы увидите здесь свои фотографии. Дети, кто здесь изображён? Как одним словом сказать? (семья). Искорка хотела, чтобы вы рассказали о своей семье: кто живёт в вашей семье, как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестрёнку.  Расскажите и о них тоже. Дети составляют рассказ о своей семье.

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Так хорошо рассказали о своих семьях! И на вопросы ответили правильно. Да, ребята, семья может быть большой и дружной. Главное в семье всегда была любовь и уважение друг к другу. Семья - это родственники, живущие в одном доме ,которые любят друг друга и заботятся друг о друге. Откроем третью главу: «Поиграй-ка». Хотите поиграть?

Физкультминутка «Семейная зарядка»

«Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками)

Мы во двор выходим дружною семьёй (маршируют на месте).

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку  (взявшись за руки образуют круг).

Мама руки поднимает  (руки поднять вверх и опустить),

Папа бодро приседает  (присесть и встать),

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты туловища).

А я сам бегу трусцой (бег на месте).

И качаю головой  (наклоны головы вправо-влево)».

Дидактическая игра «Корзина добрых дел»

Воспитатель: Дети, а вы хотите никогда не огорчать своих родных? Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек?  Тогда нам поможет корзина добрых дел. Приглашаю всех встать в круг - будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких, сделанное от всего сердца.

Воспитатель: Молодцы. Вот и четвёртая глава, она называется «У кого ещё есть семья».

Воспитатель: Посмотрите на картинку, кто здесь изображён?. Правильно, семья животных. Каких?  Искорка предлагает поиграть в игру «Кто у кого?». Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы - теленок» Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы  - козленок».

Воспитатель: вы справились с заданием. Мы вспомнили с вами названия животных и их детёнышей.

Предлагаю вам подвести итоги нашего занятия по развитию речи:

«Семья – это слово родное, сколько в нём света, добра и тепла.

Как мы гордимся своими родными за все их заслуги, за все их дела!»

Воспитатель: Я почувствовала вашу любовь к своим близким и заботу о них. Кто готов ещё раз ответить, что же такое семья? Кто в неё входит? В какие игры играли, какие задания выполняли? Какие понравились больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию: "Мой город" для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Тема: «Мой город»Программное содержание:Знакомить детей с достопримечательностями города. Воспитывать чувство гордости за свой город. Продолжать работу по формированию доброжелательных вза...

Конспект занятия по речевому развитию «Зимующие птицы» для детей средней группы

Занятие разработано для уточнения и расширения представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде.Задачи:активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для пт...

Конспект занятия по речевому развитию (связная речь) для детей средней группы «По следу жадных медвежат»

Задачи:- способствовать формированию умения пересказывать сказку по мнемотаблице;- создать условия для развития связной, грамматически правильной диалогически и монологической речи;- воспитывать честн...

Конспект занятия по речевому развитию на тему: "Мебель" для младшего дошкольного возраста

Воспитатель: Пустовойтенко Татьяна Владимировна, МБОУ Мисайловская СОШ №1, д.Мисайлово Московская областьКонспект занятия по речевому развитию на тему: «Мебель» младший дошкольный возрастЗ...

Конспект занятия по речевому развитию «Слова. Предложения» для детей старшего дошкольного возраста

Формировать умения составлять и распространять предложение относится к основным навыкам речевого развития. И уже с дошкольного возраста необходимо развивать их на занятиях....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет Образовательная область: познавательное развитие Тема: История шестая (продолжение). Цифра 6

Задачи:  1. Закрепить знание о числе 6.2. Учить считать до шести, упражнять различать и называть круглую, квадратную, прямоугольную, треугольную форму предметов.3. Развивать внимание, мелкую мото...