Конспект занятия по речевому развитию «Слова. Предложения» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лемтюгова Татьяна Ивановна

Формировать умения составлять и распространять предложение относится к основным навыкам речевого развития. И уже с дошкольного возраста необходимо развивать их на занятиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию «Слова. Предложения»

Тема: «Слова. Предложения»

Возраст: старшая группа

Цель: продолжить формировать умение составлять предложения (простые и сложные).

Задачи:

образовательные:

  • продолжить учить составлять предложения разных видов;
  • совершенствовать умения составлять рассказы по образцу и на основе личного опыта;

развивающие:

  • создать условия для развития связной речи, совершенствования словарного запаса, умений строить грамматически правильное высказывание; воображения;

воспитательные:

  • учить аргументированно отвечать на вопросы воспитателя; доброжелательно относиться к высказываниям сверстников.

Методы:

  • наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций;
  • словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений, чтение художественной литературы;
  • игровые: дидактические игры и упражнения.

Ход занятия

В.:  Дети, к нам сегодня в гости пришёл Шустрик и принёс игрушки. Перечислите их.

Дети выполняют задание воспитателя.

В.: Дети, название игрушек – это слова. Какие ещё предметы, находящиеся в группе, вы можете назвать?

Дети выполняют задание воспитателя.

В.: Оказывается, все предметы, которые вы мне назвали – это тоже слова. Все, что мы видим, можно назвать словами. Предлагаю поиграть в игру «Узнай и назови».

Ход игры: дошкольник описывает задуманный предмет, остальные должны узнать его по признакам (прилагательным) и по словам-действиям (глаголам).

В.: Вот, сколько слов вы отгадали, молодцы! У вас хорошо получается подбирать признаки и действия к словам! А сумеете ли подсказать слова из стихотворений К.И. Чуковского? Если не догадаетесь, будем думать вместе. Попробуем:

«Жил на свете человек –

Скрюченные ножки,

И гулял он целый век

По скрюченной …

А за скрюченной рекой

В скрюченном домишке

Жили летом и зимой

Скрюченные …

И стояли у ворот

Скрюченные ёлки,

И гуляли без забот

Скрюченные …

И была у них одна

Скрюченная кошка,

И мяукала она, сидя у…»

Дидактическая игра «Составь предложение»

В.: Дети, сейчас я назову несколько слов. Вы должны составить из них предложения. Готовы? Слушайте внимательно!

Ход игры: взрослый, а потом и ребёнок, называет три слова, обозначающие предметы ,и предлагает остальным составить предложения. Например, «Собака, играть, мяч» – «Собака играет в мяч».

- кот, молоко, пить;

- сестра, гулять, пошла;

- бабушка, книга, читать;

- пёс, будка, сидеть, в;

- расти, дерево, в, парке;

- учиться, предложения, составлять;

- получиться, всё, всех, у.

Физкультминутка «Гром»

Дети хором произносят слова за воспитателем и выполняют соответствующие движения:

«Перед нами луг широкий,

А над нами лес высокий.

А над нами сосны, ели

Головами зашумели.

Грянул гром,

Побежали быстро в дом».

В.: Эти ответы называется предложениями. Предложения могут состоять как из одного слова, так и из двух, трех слов и более. Предлагаю сейчас  вам составить предложения по картинкам. В начале скажите, кто изображен на картинке, а потом скажите, что он делает. (Дети выполняют задание).

В.:  А из чего состоит предложение? Воспитатель выслушивает ответы детей.

- Правильно из слов мы составляем предложения.  Сейчас мы с вами поиграем в «Что было дальше». Ход упражнения: воспитатель рассказывает историю, и обрывает на интересном месте. Детям предлагается придумать свою концовку и огласить её товарищам. Выиграет тот, чьё окончание больше всего понравится окружающим.

Выполнение задания, определения лучшего рассказа.

Подведение итогов занятия НОД.

В.: Дети, скажите, с чем сегодня на занятии мы с вами познакомились? (Со словом и  с предложением).

- Что мы учились делать? (Составлять предложения).

- Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов).

- Ребята, сейчас покажите смайлики, чтобы я увидела, понравилось ли вам сегодня работать со мной?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Морское путешествие» для детей старшего дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9104340","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9104348","at...

Конспект занятия в образовательной области «Речевое развитие» «Деревня «Простоквашино». (для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения)

Программное содержание:Образовательные  задачиПродолжать учить детей  согласовывать числительные (один, два, четыре, пять) с существительными, закреплять навыки словообразования.Продол...

Конспект занятия по познавательному развитию «Перелётные птицы» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Расширить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение.Задачи: Образовательные: побуждать детей вступать в речевое взаимодействие...

Конспект занятия по речевому развитию «Моя семья» для детей среднего дошкольного возраста

Развитие речи – это предмет с помощью, которого воспитатель даёт определённые знания и умения в области речевого развития. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных орие...