Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи. Тема: «Сравнение и описание предметов»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи
Тема: «Сравнение и описание предметов»
Программные задачи:
1. Учить детей составлять рассказ, включая в него антонимы.
2. Учить детей сравнивать предметы, выделять существенные признаки.
3. Подбирать синонимы к прилагательным.
4. Оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.
5. Соотносить слово и выразительное движение рук и пальцев. Учить подбирать прилагательные к существительным.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи. Тема: «Сравнение и описание предметов»
Хисамутдинова Г.И
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи
Тема: «Сравнение и описание предметов»
Программные задачи:
1. Учить детей составлять рассказ, включая в него антонимы.
2. Учить детей сравнивать предметы, выделять существенные признаки.
3. Подбирать синонимы к прилагательным.
4. Оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.
5. Соотносить слово и выразительное движение рук и пальцев. Учить подбирать прилагательные к существительным.
Ход работы
Воспитатель: «Ребята! Начинаем мы с вами занятие по развитию речи. Сели красиво, удобно. К занятиям готовы?»
Дети кивают головой.
Воспитатель: «Назовите то, что вы видите вокруг себя, какие это предметы? Как мы отличаем один предмет от другого?»
Дети сравнивают предметы. Воспитатель помогает выделить существенные признаки и их обобщает наблюдениями (буфет и шкаф отличаются по величине: один высокий, другой ниже, один шире другого и т. п.).
Воспитатель: «Предметы отличаются друг от друга и по размерам, и по цвету, и по форме, и ещё по тому, из какого материала они сделаны. Посмотрите, из какого материала сделаны вот эти предметы?»
Дети: «Из дерева»
Воспитатель: «Как одним словом можно сказать, какие это предметы?»
Дети: «Деревянные»
Воспитатель: «Назовите, какие предметы делают из дерева?»
Дети называют: «Стол, стул, ложка и т. д.»
Затем воспитатель обращает внимание детей на группы предметов из стекла, пластмассы и задаёт аналогичные вопросы, дети на них отвечают.
Воспитатель: «А теперь представьте себе, что перед вами стоят две девочки, одинаково одетые, одного и того же роста. Цвет волос и глаз у них тоже одинаковый. Как же, ребята, мы сможем их различить?»
Дети: «По именам»
Воспитатель: «Да, правильно, по именам. И предметы различаются по именам, по названиям. Вот этот предмет как называется?»
Дети: «Мяч»
Воспитатель: «Что означает слово мяч?»
Дети: «Это игрушка; она круглая и т. п.»
Далее воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмаковой «Плим»:
Ложка – это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка.
Оделся и пошёл.
А я придумал слово,
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим…
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
Воспитатель: «Оказывается, есть слова, которые ничего не значат, не имеют смысла, вот как слово «плим». Ребята! На прошлом занятии вы придумывали сказку: «Как ёжик выручил зайца. Пожалуйста, вспомните, какой был в сказке ёжик?»
Дети: «Смелый»
Воспитатель: «Да, смелый. А теперь подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый»
Дети: «Храбрый, отважный»
Воспитатель: «А какой был заяц?»
Дети: «Трусливый»
Воспитатель: «Подберите к слову трусливый слова, близкие, похожие по смыслу»
Дети: «Боязливый, пугливый»
Воспитатель: «Да, правильно, слова трусливый, пугливый близкие по смыслу. А теперь придумайте рассказ, в котором будут встречаться слова, противоположные по смыслу. Если один мальчик всего боялся, а другой…»
Дети придумывают рассказ, дают ему название и оценку. Затем воспитатель проводит физкультминутку. Все образуют хоровод, воспитатель встаёт в середину.
Все говорят:
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей,
С такими ушами,
С такими глазами.
С такой головой,
С такой бородой.
Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах – руки в стороны; о глазах – приставляются к лицу согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове – руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде – движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.
Ничего не ели,
На неё глядели,
Делали вот так.
Дети присаживаются на корточки, руки согнуты и подпирают подбородок. Воспитатель в кругу показывает какое-нибудь движение, а все ему подражают. Движение обозначается словом. Затем в круг идёт кто-нибудь другой и всё повторяется.
Воспитатель: «Когда я была в другом детском саду, я записала, как говорят дети. Вы будете моими помощниками. Если дети неправильно говорили, вы поможете мне исправить.Слушайте внимательно: «Это я проснул сестричку»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю»; «Папа, иди шёпотом».
После каждого предложения воспитатель задаёт вопросы: «Можно ли так сказать? Как нужно сказать правильно?»
Если кто-то отвечает неправильно, воспитатель обращается ко всей группе: «Вы думаете, так можно сказать? Кто исправит?»
Воспитатель: «Вот видите, когда не думаешь, какое слово сказать, берёшь совсем не подходящее по смыслу, и получается и неправильно, и смешно. Сейчас вы поможете мне подыскать нужные слова в стихотворении Е. Серовой «Подскажи словечко»:
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и (притих)
Ждёт он и вздыхает:
Слова (не хватает)
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,-
Подскажи словечко.
От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит (тень).
Говорю я брату: - Ох!
С неба сыплется (горох!
Вот чудак,- смеётся брат,-
Твой горох ведь это (град).
Слова в скобках произносят дети.
Воспитатель: «Ребятки, в конце занятиямы с вами закрепим нашу тему и поиграем в игру: «Сделано из…»И так начинаем:
Ложка из дерева – (деревянная)
Сок из винограда – (виноградный)
Сковорода из чугуна – (чугунная)
Сок из сливы – (сливовый)
Посуда из дерева – (деревянная)
Сок из клюквы – (клюквенный)
Шапка из меха – (меховая)
Сок из брусники – (брусничный)
Сок из моркови – (морковный)
Кувшин из глины – (глиняный)
Сок из лимона – (лимонный)
Блузка из шёлка – (шёлковая)
Сок из граната – (гранатовый)
Сок из апельсина – (апельсиновый)
Стол из пластмассы – (пластмассовый)
Платок из шерсти – (шерстяной)
Воспитатель проводит эту игру с мячом по кругу, таким образом в игру вовлечены все дети.
Воспитатель: «Наше занятие, ребята, с вами закончено. Особенно мне понравилась сегодня работа (называет ребят). Невнимательными были, надеюсь, что в следующий раз они будут лучше готовы к занятию. Спасибо всем ребятам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в подготовительной группе по развитию речи тема:"Беседа о маме"
Продолжаем учить детей отвечать на вопросы развёрнутым ответом, не перебивая друг друга; высказывать свою точку зрения, обосновывать её. Развивать у детей эстетическое восприятие художественных произв...
Интегрированное занятие в подготовительной группе по развитию речи Тема: «Осень»
Интегрированное занятие по развитию речи на тему "Осень" ...
КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «Золотой луг» М. Пришвин
ТЕМА: «Золотой луг» М. ПришвинПрограммное содержание:1. Расширять представления детей о жизни растений.2. Продолжать учить самостоятельно и вырази...
Конспект НОД в подготовительной группе по Развитию речи.Тема : Зимушка-зима.
laquo;Повествование» Составление рассказа по сюжетной картине «Зимушка – Зима»...
Конспект занятия для подготовительной группы по развитию речи, тема занятия: «Игрушка»
Закрепление изученного. Обобщение полученных знаний....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи. Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи (Гербова В.В., с37) Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением. Цель: продолжать фор...
Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи Тема: Составление рассказа – описания
Цель: Способствовать формированию связной речи детей. Задачи: 1. Учить детей составлять описательный рассказ животного, включать в него наиболее точные слова для обозначения признака, цвета, величи...