Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с Общим недоразвитием речи 3-4 уровня речевого развития
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

сергеева анна юрьевна

В данном конспекты отражена работа по развитию лексико-грамматических категорий

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ЦЕЛЬ: Актуализация экспрессивного словаря детей по теме : «Домашние животные».

ЗАДАЧИ:

 I. Коррекционно - образовательные:

  1. Упражнять в употреблении предложно-падежных конструкциях.
  2. Закрепить и уточнить представления детей о домашних животных и их детенышей;
  3. Активизировать и расширять словарь по теме домашние животные: конура, овчарня, конюшня, коровник, свинарник и т.д.
  4. Знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят;
  5. Совершенствовать навыки в словообразовании и словоизменении.
  6. Упражнять детей отвечать на вопросы логопеда полными ответами;

II. Коррекционно - развивающие:

  1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;
  2. Совершенствовать мыслительные процессы;

III. Коррекционно - воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к домашним животным;
  2. Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;
  3. Воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование : Предметные картинки с   домашними животными и их детенышами, жилища, корм, польза; ноутбук, аудио запись голосов животных; корм  настоящий  и муляжи, магнитная доска, листы с изображенными животными, карандаши.

Технологии: ИКТ, игровая технология, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология. 

I. Организационный момент

Логопед и дети:

- Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

. Основная часть

1.Этюд «Поездка в деревню»

Логопед: Я приглашаю Вас в путешествие в деревню. Отправимся мы с вами на поезде Садимся в вагон. Машинист говорит  (ребенок в фуражке) ясно, громко, неторопливо:

-Двери закрываются.

Все: шшшшшшшш.

 -Поехали!

Застучали колёса:

- Так-так-так-так .(убыстряя темп) Дети становятся друг за другом «паровозиком» и  идут по кругу .Руки колёса. Меняем темп, силу голоса и высоту. УУУУУУУУУУУУУУ

Поезд проносится  через  тенистые рощи, мимо полей и озер. Вот и наша остановка.

Машинист – ребенок : Двери открываются .

Все:шшшшшшшшш.

Логопед: Выходим, идём по лесной тропинке  к деревне.

-Смотрите, какие  могучие дубы здесь растут. Имитируем дуб. Напрягаем руки ,ноги, туловище. Плакучие березки. (изображаем березки), осинки дрожат на ветру. Идем по узкой тропинке (на носочках), перешагиваем через лужи, идем по высокой траве (ходьба с высоким подниманием колен)

-А вот и деревня.  Ах, как красиво! Ах, как чудесно! Ах, какой прекрасный воздух! Ах, какой свежий воздух! (отраженное  проговаривание на выдохе)

2. Дидактическая игра «Угадай, чей голос звучит?»

Звучат голоса домашних животных вразнобой.

-Ребята,  вы слышите , чьи-то голоса? Отгадайте!

Дети : «Я слышу голос коровы И т.д.»

Логопед:  Какие вы молодцы! Отгадали голоса всех животных. которые живут в деревне.

 Логопед: Сейчас я загадаю загадки, а отгадки вы будете находить, и выставлять на наборном полотне.. 

3. Дидактическая игра «Загадывание загадок»

- Кто у двери нас встречает,

В тишине весь день, проспав,

И от счастья начинает

Громко лаять: «Гав-гав-гав!»?

 

- Кто, на привязи гуляя,

Травку щиплет на холме,

И, хозяйку ожидая,

Одиноко блеет: «Ме-е-е»?

 

- Кто всегда прекрасно знает,

Что на завтрак я варю,

И к лоханке подбегает,

Громко хрюкая «Хрю-хрю»?

 

- Кто на завтрак ждёт сметану,

И не хочет пить какао,

Кто в жару и на морозе

Малышей по кругу возит,

И у дома своего,

Ржёт негромко: «И-го-го»?

 

- Кто пасётся на лужайке,

Без панамки и без майки,

Отгоняет вредных мух,

И мычит протяжно: «Му-у-у»

Молодцы, отгадали.

4. Дидактическая  игра “Кто как говорит?”

– Корова – хрю-хрю – мычит
– Лошадь – ме-е – ржет
– Свинья – му-у – хрюкает
– Козел – ку-ка-ре-ку – блеет
– Овца – и-го-го – блеет
– Собака – кле-кле – лает
– Гусь– ко-ко – гогочет
– Утка – мяу-мяу – крякает
– Курица – гав-гав – клокочет
– Петух – кря-кря – кукарекает
– Индюк – хрю-хрю – клокочет
– Кошка – бе-е – мяукает

Дети исправляют ошибки. Затем  текст проговаривается еще раз в исправленном варианте.

Логопед:                                               Дети:

– Корова –         му-му – мычит
– Лошадь –        и-го-го – ржет
– Свинья –         хрю-хрю –хрюкает
– Козел –         ме-ме – блеет
– Овца –         бе-бе – блеет
– Собака –        гав-гав – лает
– Гусь–         га-га – гогочет
– Утка –        кря-кря – крякает
– Курица –         ко-ко – кудахчет
– Петух –         ку-ка-ре-ку – кукарекает
– Индюк –         клее-кле – клокочет
– Кошка –        мяу-мяу – мяукает

5. Мини-беседа.

.-Где живут все эти животные? Кто за ними ухаживает? Как назвать одним словом этих животных? Какую пользу они приносят? Каких животных вы еще знаете? Какие части тела  домашних животных вы можете назвать и показать? Чем покрыто тело домашних животных?

6. Дидактическое упражнение « У кого?» (дети дорисовывают животным недостающие части теле.) В процессе работы задаются вопросы.

Дети: Рога есть у коровы, козы, барана.

Логопед: У кого есть пятачок?

Дети: Пятачок есть у свиньи.

Логопед: У кого хвост крючком?

Дети: Хвост крючком у свиньи.

Логопед: У кого есть копыта?

Дети: Копыта есть у лошади, коровы, козы, барана, свиньи.

7. «Кто где живет?» Показывается слайд презентации

Логопед: У каждого домашнего животного есть своё жилище. Поселите  животных в его домике и скажите, как оно называется. Дети расставляют жилища около соответствующих животных.

Дети: Собака живёт в конуре. Корова живет в коровнике. 

8.. Дидактическое упражнение «Кто кем был в детстве»

Логопед: Кем они были в детстве? (Дети находят детеныша и кладут рядом с картинкой взрослого животного)

Дети: Свинья была в детстве поросенком.  Баран был в детстве ягнёнком и т.д.

Физкультминутка «Детки потерялись»

Логопед. Приглашаю всех гостей на полянку, поиграем в игру. Каждый из вас будет детенышем  домашнего животного. Возьмите маски.

Вышли мамы погулять, своих деток показать

Дружно ноги поднимают, головой своей кивают

Побежали по дорожке, не устанут наши ножки

(Дети выполняют движения, двигаясь по группе)

Налетела тучка темная, загремел весенний гром

Наши детки испугались, по лужайке разбежались

(Детеныши бегают по группе и прячутся в разных местах)

Снова солнышко сияет, и гулять всех приглашает

Стали мамы деток звать, малышей своих искать

9. Дидактическое упражнение «Кто где спрятался?»

Показывается слайд презентации. Дети находят спрятавшихся детенышей.

Логопед: Где же спрятались детеныши?

Дети: Поросёнок спрятался под забором. Лошадь спряталась за сараем. И т.д.

10. Дидактическое упражнение «Чем угостим?»

Логопед: Наши животные проголодались , давайте их покормим. Дети берут со стола корм и угощают домашних животных, проговаривая свои действия.

Дети: Я накормлю лошадь овсом. Я накормлю свинью картошкой. И т.д.

Логопед: Животные наши в тепле, сытые. Спасибо ребята.

Логопед: Зачем человеку нужны эти животные? Какую пользу приносят они?

По мере ответов детей выставляются предметные картинки (шерсть, молоко, дом, мясо, повозка)

11.Дидактическая игра «Логические цепочки»

Логопед: Мы сегодня много говорили о домашних животных: Какие они , где живут, что едят,  какую пользу приносят людям. Выберите животное, найдите все что касается вашего питомца ( корм, жилище, польза, детеныш). Составьте цепочку и расскажите о нём.

 Заключительная часть.

Логопед: Вот мы и побывали в деревне на скотном дворе. Увидели многих животных. Отправляемся обратно домой.

Дети: Поезд мчится скрежеща ЖЧШЩ,ЖЧШЩ,ЖЧШЩ (убыстряя темп ),УУУУ.

Логопед: Вот мы и побывали в деревне.

Логопед: Чем вам сегодня понравилось заниматься на занятии?

Что нового вы узнали?

Домашних животных нужно беречь, заботиться о них.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Тема: «ТРАНСПОРТ»

Цель:  Формирование интереса к логопедическим занятиям через использование игрового метода

I.Коррекционно-образовательные задачи:

1. Уточнить представления детей о различных видах транспорта .

2. Уточнить понятия: транспорт, виды транспорта (воздушный, водный, наземный, грузовой, пассажирский, гужевой, железнодорожный.)

3. Упражнять в образовании приставочных глаголов движения.

4.Закреплять умение согласовывать слова в предложении, умение отвечать полными предложениями.

II. Коррекционно-развивающие задачи:

1. Активизировать и обогащать словарный запас по теме.

2. Развивать словесно-логическое мышление, внимание, воображение.

3. Развитие общих речевых навыков (ритма, темпа, дыхания)

4.Развитие мелкой и общей моторики.

5.. Развивать у детей смекалку, сообразительность.

III. Коррекционно-воспитательные задачи:

1.Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах.

2.Воспитывать интерес к познавательным знаниям.

Технологии: Игровая технология, здоровьесберегающая.

Оборудование: Стулья на всех детей, ноутбук, игрушка Лунтик, наборное полотно, буквы,

Демонстрационные  картинки –маски воздушного транспорта, рули, картинки аэродрома, автобусной остановки, морского порта, вокзала.

Предварительная работа:

- на музыкальных занятиях (прослушивание и разучивание детских песен из мультфильмов о транспорте, музыкальные игры «Летим-Плывем-Едем»);

-на занятиях воспитателя (чтение художественных произведений о транспорте, выполнение на занятиях физкультминуток и игровых зарядок по теме);

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята! К нам сегодня на занятие пришёл очень известный вам гость , отгадайте как его зовут. Логопед  называет слова , дети по первым звукам отгадывают героя и выкладывают из букв на наборном полотне. Правильно ! Это Лунтик.  Он очень  хочет получше познакомиться с нашей  планетой, но не знает как это сделать..  Давайте поможем Лунтику.

Отгадайте загадку. 

                                              Дом по улице идет,

                                              На работу всех везет,

                                              Носит обувь из резины,        

                                              А питается бензином.

                 ( автобус)

        По волнам плывёт отважно,

        Не сбавляя быстрый ход,

        Лишь гудит машина важно

        Что такое?...............(пароход)

        Многолюден, шумен, молод

        Под землёй грохочет город.

        А дома с народом тут

        Вдоль по улицам бегут. (метро)

-Молодцы! Правильно отгадали. Как назвать одним словом все отгадки? Правильно транспорт. Мы сегодня познакомим Лунтика с разными видами транспорта ,на котором можно путешествовать по нашей планете.

2. Основная часть. 

Показывается картина с изображением воздушного транспорта.

- Назовите, какой транспорт вы видите? (Я вижу самолёт и т.д.) Где передвигается  такой транспорт? Как назвать  1 словом какой это транспорт?( воздушный)

Где стоят самолеты, ракеты, вертолёты? На аэродроме, космодроме. А кто управляет самолетами, вертолётами, ракетами? Летчики, пилоты, космонавты.

Превращаемся в пилотов и отправляемся в путь. Полетели друг за другом (руки выпрямили по сторонам, как крылья).

С аэродрома мы что сделали? Взлетели. Что мы сейчас делаем? Летим. Летели мы, летели. Пора что делать? Приземляться. Что мы сделали? Прилетели.

Показывается иллюстрация с изображением улицы и наземного транспорта

- Что за транспорт едет по дороге? (По дороге едет троллейбус и т.д.)

-Как  называется транспорт, который передвигается по земле? (Наземный  транспорт)

-Назовите транспорт, который перевозит грузы. Как он называется? (Грузовой)

- Назовите транспорт, который перевозит пассажиров. Как он называется?(Пассажирский)

-На какой остановке мы садимся в автобус? На автобусной остановке. Кто управляет автобусом? Водитель.

Заводим свои автобусы и начинаем движение (показываем руками, что держимся за руль). От остановки мы что сделали? Отъехали. И дальше мы что делаем? Едем. Внимание! Впереди мост. К мосту мы что сделали? Подъехали. На мост мы что сделали? Въехали, заехали. По мосту что сделали? Проехали. С моста что сделали? Съехали. Через мост мы что сделали? Переехали. Ехали мы, ехали и наконец что сделали? Приехали.

Нам надо перейти дорогу, а вот и пешеходный переход.

 Пальчиковая гимнастика "Пешеходы"

″Ходим" указательным и средним пальцами по"зебре" дорожного перехода на ударные слоги. Сначала выполняем одной рукой, затем другой, потом двумя одновременно:

Нас с тобой переведет
Пешеходный переход.

Перебрались мы через дорогу и оказались на новой остановке.

Показывается иллюстрация с изображение водного транспорта

-Что за транспорт плывет  по воде? Как он называется? Кто им управляет?

Паровоз без колес,
Вот так чудо-паровоз.
Не с ума ли он сошел -
Прямо по морю пошел.

-Что это? Пароход. Докажите свое мнение. Где стоят пароходы? В порту у причала. Кто ими управляет? Капитан.

 Садимся каждый на свой корабль и начинаем движение (руками имитируем работу винтов корабля).

-От причала мы что сделали? Отплыли. По морю мы что делали? Плыли. Внимание, впереди причал. К причалу что сделали? Подплыли. А море мы что сделали? Переплыли.

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит
.

Это поезд. Докажите свой ответ. Показывается игрушечный поезд

Где мы садимся в поезд? На железнодорожном вокзале. Кто управляет поездом? Машинист.

От вокзала что сделали? Отъехали. Впереди город. К городу что сделали? Подъехали. В город что сделали? Въехали. Город что сделали? Проехали. К детскому саду что сделали? Приехали.

-А еще есть, ребята, гужевой транспорт, когда повозку везет животное. В разных странах они разные. Рассматриваем  картинки.

 Игра «4 лишний»

Дети перечисляют изображенный транспорт  на индивидуальных картинках и называют лишний, аргументируя свой ответ.

Игра «Летит, едет, плывет»

Дети распределяют различные виды транспорта (Воздушный, наземный, водный и т. д ) на соответствующей картине, аргументируя свои действия.

3. Заключительная часть. 

Молодцы. Много вы транспорта знаете.

Вы очень внимательные и наблюдательные.

Игра «Исправь ошибки»

1)Транспорт воздушный мы полюбили,

2)Птиц всех быстрее автомобили.

3)На работу всех с утра нас развозят доктора.

4)К морю Черному мы в мае полетели на трамвае

- Вот, Лунтик, сколько   транспорта, на котором можно объехать нашу планету.

Выбирай любой!

- Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. Теперь я знаю , на чём я смогу путешествовать на вашей планете.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Весна идёт».

Уточнить и расширить словарь по теме «Весна». Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прил...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи....

Коррекция устной речи детей при общем недоразвитии речи II-III уровня речевого развития

Логопедическая работа по формированию у ребенка грамотного произношения звука Ч на лексическом материале....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме "Речевой Этикет"

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме "Речевой Этикет"...