Конспект занятия. Развитие речи, основы грамотности. Тема: Увлекательное путешествие к богатырям земли русской
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко, описание картины,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие | 522.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию связной речи с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности. Тема: Увлекательное путешествие к богатырям земли русской. Цель: дети перевоплощаются в какой-либо объект картины и составляют по ней связный творческий рассказ от первого лица, фантазируют на основе построения предполагаемых диалогов по сюжету картины, отвечают развёрнутыми предложениями.
Образовательная среда: электронный вариант картины В.М. Васнецова «Три богатыря», телевизор, распечатанная репродукция формата А-4, карточки с органами чувств, алгоритм составления творческих рассказов по картине от лица разных объектов. Форма организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная. Характер взаимодействия: ситуативно-деловая.
Ход (руководство деятельностью)
Потребностно-мотивационно-целевой этап. Звенит колокольчик, приглашающий детей встать в круг. Несколько вечеров мы посвящали с вами чтению. Вспомните про кого мы читали? (Мы читали былины про богатырей.) Как звали богатырей? Что вы о них знаете? С кем боролись богатыри? Кого защищали? (Дети отвечают на вопросы). А вы видели настоящих богатырей? Где? Когда мы с вами закончили чтение былин о богатырях, я решила убрать книгу в наш центр «Мир под рукой» и вдруг из книги выпала картинка, а на ней изображены настоящие богатыри и мне очень захотелось показать вам, картину, где изображены настоящие богатыри.
Посмотрите на картину перед вами. Ребята сегодня постоянно происходит волшебство, я вам всегда говорю название картины, а сегодня его нет, оно исчезло. Предложите своё название. Дети предлагают варианты названия картины.
Практический этап (набор дел для реализации цели). А сейчас я вам предлагаю обратить внимание на картину. Закрываем глаза и начинаем наше сказочное путешествие по картине. Зайдём в картину тихо, и не будем нарушать тишины. К нам на помощь пришли, волшебники и они нам помогут узнать, что происходит в картине. «Я ощущаю запах», «Я слышу», «Я ощущаю лицом и руками», «Я всё вижу», или коротко «Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз», показываю схемы. (Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи). Воспитатель по очереди показывает на схемы органов чувств, а дети полным предложением озвучивают свои ощущения «Когда я прикасаюсь к лошади, то ощущаю тепло…..», «Копьё острое, холодное……». Дети по очереди описывают ощущения, полученные через органы обоняния, тактильных анализаторов с помощью органов слуха. Во время ответа начинают путешествовать по картине со слов: «На картине я вижу…..», «Я ощущаю запах….», «Мои руки чувствуют…», «Я слышу….» А сейчас прислушайтесь, кто с кем разговаривает? Что говорит Илья Муромец? Добрыня Никитич? Алёша Попович? А о чём говорят их богатырские кони? Кто ещё разговаривает в картине?
Что бы рассмотреть картину я предлагаю вам «подзорные трубы» рассмотрите картину и скажите, кем бы вы хотели быть в этой картине в кого или во что превратится? Педагог предлагает детям поиграть в дидактическую игру, «Кто я? Какой я?». Превратитесь в кого-нибудь или, во что-нибудь на картине, опишите свои чувства, ощущения. (Дошкольники выделяют объект на картине, называют его эмоциональное состояние и настроение, объясняя причину).
Выделяется столько объектов, сколько групп будет работать на ООД. (Богатырь, лошадь, меч……). - Для выполнения следующего задания предлагаю объединиться в три команды, превратиться в сказочников – актёров и от лица своего героя (Ильи Муромца), составить рассказ с помощью алгоритма, который перед вами (ранее совместно составленный с детьми).
Алгоритм составления творческих рассказов по картине от лица разных объектов. 1. Называем героя, от лица которого будем составлять творческий рассказ: «Я─ тот-то…». 2. Описываем своё эмоциональное состояние, или настроение, и характер. 3.Передаём восприятие изображённого на картине глазами выбранного героя. 4.Предлагаем решение, проблемной ситуации, в результате которого восстановится и эмоциональное равновесие героя. 5.Даём название рассказа. Дети выбирают объект и приступают к сочинению. По окончании работы, выбрав рассказчика, который озвучивает рассказ. Все слушают и по необходимости добавляют фразы.
Результативный:
Далее ребята собираются в круг. Педагог спрашивает о том, в каких ролях им сегодня пришлось выступать. (Ответы детей: «В ролях сказочника, актёра и объектов, от лица которых были составлены рассказы».) Сегодня я не буду у вас спрашивать в конце занятия «Что вам больше всего запомнилось, понравилось?» и т. д., предлагаю вам вспомнить всё наше путешествие по картине, всё, что с вами сегодня происходило и продолжить мою фразу в рисунке «У меня сегодня получилось быть………». Предлагаю вам изобразить в рисунке, кем вы сегодня были, и мы продолжим разговор в конце нашего сказочного дня.
В.М. Васнецов «Три богатыря»
Алгоритм составления творческих рассказов по картине от лица разных объектов.
Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края
Конспект занятия «Развитие речи, основы грамотности» с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности.
Тема: Увлекательное путешествие к богатырям земли русской.
Подготовила: Елдова Е.В.,
Воспитатель.
2023 уч. год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия Развитие речи (старшая группа) Тема: «Описание птиц»
МАДОУ «Детский сад» № 355Московского района города Казани Конспект занятия Развитие речи (старшая группа)Тема: «Описание птиц» Про...
НОД по Речевому развитию. Развитие речи, основы грамотности Тема: Заучивание стихотворения " Олененок" Ю. Кушакова
Тема: Заучивание стихотворения " Олененок" Ю. Кушакова...
НОД по Речевому развитию. Развитие речи, основы грамотности Тема: "Мы- воспитанники старшей группы"
НОД по Речевому развитию...
Конспект занятия + Технологическая карта по ФЭМП тема: Увлекательное путешествие по островам математики
Тема занятия: Увлекательное путешествие по островам математикиВозрастная группа: Старшая группа (5 – 6 лет)...
Развитие речи, основы грамотности "День земли" 2 мл.группа
Развитие речи, основы грамотности "День земли" 2 мл.группа...
Образовательная деятельность в области «Познавательное развитие» на тему: «Увлекательное путешествие к богатырям земли русской». с детьми подготовительной к школе группе
Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и героев; побуждать интерес к жизни предков....
Конспект НОД (развитие речи: основы грамотности). «Как не потеряться в лесу?» Старшая группа.
Конспект НОД (развитие речи: основы грамотности). «Как не потеряться в лесу?» Старшая группа.Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Ф...