Образовательная деятельность в области «Познавательное развитие» на тему: «Увлекательное путешествие к богатырям земли русской». с детьми подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и героев; побуждать интерес к жизни предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_nod_uvlekatelnoe_puteshestvie_bogatyrey_k_zemle_russkoy.odt | 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 159»
Образовательная деятельность в области «Познавательное развитие»
на тему: «Увлекательное путешествие
к богатырям земли русской».
с детьми подготовительной к школе группе
Подготовили и провели:
воспитатели: Укинова Н.К.; Максимова С.В.
2022 г
Задачи:
Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и героев; побуждать интерес к жизни предков.
- Познакомить детей с картиной В. М. Васнецова «Богатыри»; учить понимать ее образный строй, формировать умение видеть художественные средства создания образа.
- Продолжать учить отвечать на вопросы связно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; упражнять детей в согласовании слов в предложении.
- Обогащать словарь детей новой лексикой, использовать в речи выразительные средства языка.
- Развивать у детей наблюдательность, произвольное внимание, логическое мышление, фантазию.
- Воспитывать у детей на примерах былинных героев нравственные качества, любовь к Родине. Воспитывать у детей интерес к произведениям живописи, эстетические чувства средствами художественного слова, музыки и изобразительного искусства.
Интеграция образовательных областей:
∙ «Познавательное развитие»:
- оживить представление о былине, о былинных героях, о героическом прошлом русского народа Древней Руси;
- закрепить названия оружия русского воина;
- развивать любознательность, интерес и познавательную мотивацию;
- воспитывать интерес к истории России, уважение к подвигам предков.
∙ «Социально-коммуникативное развитие»:
- формировать позицию гражданина своей страны, обогащая знаниями по усвоению определенных норм морали, нравственности и патриотизма, закладывая нравственную основу личности в процессе формирования представлений об истории Родины, предках;
-с общую атмосферу доброжелательности, доверия, эмоционального комфорта, тепла и равноправного взаимопонимания в общении и взаимодействии ребенка со взрослым и сверстниками;
- воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
∙ «Художественно-эстетическое развитие»:
- помочь детям с помощью произведений изобразительного искусства почувствовать восхищение силой человеческого духа, героизма русского народа.
- развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства (полотно художника В.М. Васнецова «Богатыри»);
- создавать благоприятный эмоциональный фон с использованием музыкального сопровождения;
- упражнять в согласовании ритма движений с музыкальным сопровождением.
∙ «Физическое развитие»:
- способствовать снятию физического напряжения посредством проведения физминутки и смены деятельности;
- развивать умение координировать слова с движениями.
Методы и приёмы:
Словесные: художественное слово ( использование чистоговорок, пословиц),
вопросы, ответы, указания, напоминание, рассказы-рассуждения , оценка; создание проблемной ситуации;
Наглядные: показ и рассматривание картины , элементы мнемотехники, использование ИКТ.
Игровые: дидактические и подвижные игры, использование сюрпризных моментов.
Словарная работа: обогащение и активизация словаря: шлем, кольчуга; лук и стрелы, щит и меч, копье – доспехи; Русь, Родина, Отчизна.
Оборудование и материалы: репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри», распечатанная репродукция формата А-4.
Предварительная работа:
1. Рассматривание репродукций картин: В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»; И. Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской».
2. Чтение русских былин и сказок: «Как Илья Муромец богатырём стал», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга Всеславьевич», «Микула Селянинович», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Святогор», «Никита Кожемяка». Составление рассказов «Мой любимый былинный герой». Знакомство и заучивание пословиц о смелости , о Родине. Слушание в аудиозаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» ,фрагментов произведений: М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», песня А. Пахмутовой «Богатырская сила».
3. Проведение дидактических игр: «Снаряди богатыря в дорогу», «Назови пословицу по предмету», «Покажи путь богатырю», «Четвертый лишний» « Узнай богатыря по описанию» « Было, не было», «Кому что нужно?».
4. Рисование на тему: «Богатыри».
Ход образовательной деятельности:
1.Вводная часть.
Приветствие, создание эмоционального настроя на работу.
Дети с воспитателем становятся полукругом
Воспитатель: Настал новый день, ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.
А теперь возьмемся за руки и своим друзьям и нашим гостям пожелаем доброго утра:
Вот мы встали дружно в круг,
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам!
Воспитатель: Я думаю, после таких приятных слов у всех поднялось настроение, а с хорошим настроением можно и путешествовать. Согласны? Но прежде, чем мы с вами отправимся в путешествие, надо вспомнить в какой стране мы живем, ведь у неё удивительное красивое имя…
Дети:Мы живем в России.
Воспитатель:Какая наша страна?
Дети:Наша страна- большая, огромная, богатая, красивая, необъятная, сильная, могучая, многонациональная.
Воспитатель:Ребята, а вы хотите узнать, как жили люди в старину, когда не было России, а была Древняя Русь и правил тогда не президент, а русские князья. А на защиту вставали не армия, а богатыри. Давайте мы с вами отправимся в путешествие во времени на 1000лет назад. Но попасть туда не так-то просто, А на чём можно отправиться в прошлое, как вы думаете?
Дети: На «машине времени» на ковре-самолёте и т.д.
Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в необычное и очень далёкое путешествие через волшебные ворота времени.
Согласны? Не боитесь?(дети соглашаются)
Воспитатель: А для того чтобы нам попасть в прошлое нам нужно сказать слова :
«Волшебные ворота помогите, в старину нас унесите».
А теперь ребята проходим через ворота времени. (Дети проходят)
(Заходят, останавливаются на полянке)
Воспитатель: Вот и произошло волшебство и мы прибыли в Древнюю Русь, (слышится шелест листвы) Ребята вы слышите шелест листвы, да это же вековой дуб.(дети подходят к дубу) Давайте подойдем к нему ближе он, наверное, что-то хочет нам рассказать.
Голос дуба
«Ой, вы гой-еси, добры молодцы да красны девицы. Какие вы красивые и нарядные ! Я рад видеть вас у нас в гостях! Напал враг на нашу Русь-матушку, опустошает землю, разоряет дома, да уводит в полон людей мирных. Встали - богатыри на защиту люда русского, да беда приключилась неминуемая – пропали все доспехи и оружие богатырей наших да меч кладенец! Коли есть среди вас люди храбрые да выносливые, помогите отыскать нам пропажу сию, помогите одолеть лихих недругов! А за помощь вашу отплатим добром. Все оружие соберёте и тотчас вы клад найдите! (под дубом сундук)
Воспитатель: Посмотрите ребята какой большой сундук под дубом стоит. А он закрытый. Чтобы открыть его, давайте произнесем чистоговорку:
(индивидуально, отдельно мальчики, отдельно девочки, потом все вместе)
«Чик, чук, чак, чок –открывайся сундучок».
Не открывается. Давайте скажем громче (дети снова повторяют слова чистоговорки).Открываем его. А здесь для вас задание. (Свиток открываем)
Игровое упражнение «Назови доспехи богатырей». (Шлем, кольчуга, щит, лук, колчан со стрелами, палица, топор, меч, булава, копьё.)
(на экране доспехи, оружие, которое нужно найти)
Воспитатель: Это же оружие богатырей которые нам нужно найти.
Воспитатель: Ребята, а кто такие богатыри?
Дети: Богатыри- это люди сильные могучие, которые защищали нашу Родину от врагов. Богатыри одним ударом побеждали десятки врагов и разных чудищ.
Воспитатель: Верно, а вы готовы помочь богатырям и сами на время стать богатырями?
Воспитатель: Разные преграды вас ждут на пути но мы с вами должны их пройти, проявить не столько силу, сколько ум, смекалку, взаимовыручку. Знаю, что вы дружные и смелые ,а дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Воспитатель: Давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети:Богатырь перед походом выбирал дорогу.
(Камень на распутье дорог)
Воспитатель: Правильно, в сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
Направо пойдешь – честь ,славу и силу богатырскую найдешь.
Налево пойдешь - мудрым станешь.
А прямо пойдешь –на званый пир попадешь.
Воспитатель: Да! Задача не из легких, ведь богатырю и честь нужна, и слава, и сила, и на пире побывать. По какой же дороге нам пойти ,как вы думаете?(дети предлагают)
Я предлагаю вам пройти все три дороги. Согласны?
Дети: да
Воспитатель: По какой же первой дороге пойдем?
Дети: «По дороге, которая идет направо».
Идут направо, садятся на стульчики.
На слайде речка без моста. звуки воды:
ВОТ И РЕЧКА НА ПУТИ
НЕ ПРОЕХАТЬ, НЕ ПРОЙТИ
СОЛОВЕЙ - РАЗБОЙНИК ЗЛОЙ
МОСТ СЛОМАЛ ЗДЕСЬ НАД РЕКОЙ.
БОГАТЫРСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ
НУЖНО ВСПОМИНАТЬ
ИЗ ДОЩЕЧЕК КРЕПКИХ
МОСТИК СОБИРАТЬ!
За каждую пословицу получим по дощечке, из которых будем выкладывать мостик. Готовы?
Дети называют пословицы. (Дети собирают из модулей мостик)
Слайд речка с бревнышком.
Дидактическая игра «Закончи пословицу».
Давайте поможем и восстановим все пословицы. (Воспитатель читает начало пословиц, дети заканчивают.)
Тот герой – кто за Родину горой.
Бей не трусь –за нами Русь.
Жить –Родине служить.
Птицам – небо, рыбам –море, а человеку –Отчизна.
- О чем эти пословицы? (О Родине, об Отечестве, об Отчизне, о Руси.)
Молодцы, ребята, знаете пословицы. И мы смогли построить мостик. (На слайде речка с мостом.)
После дети проходят по мостику. (Массажная дорожка для стоп)
Воспитатель: А вот и первое оружие богатырей. Что это? Правильно –па́лица и булава́ Берем, и отправляемся дальше.
На слайде кощей: (смех Кощея воспроизв.)
Здесь преграда, здесь Кощей
Пугает взрослых и детей.
Его не будем мы бояться,
Мы спортом любим заниматься!
Физминутка «Богатыри» (Выходит ребенок в костюме богатыря и показывает физминутку)
Воспитатель: Выходите на полянку, и покажем кощею ,что мы теперь богатыри.
Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
На слайде Кощей Бессмертный:
За то, что не испугались меня, отдам вам луки и стрелы богатырей, да мимо моих владений больше не ходите!
Посмотрите, а вот еще оружие богатырей. Что это? (Лук)
Берем и отправляемся дальше.
(Камень на распутье трех дорог)
Воспитатель: Итак, дети, куда же мы пойдем? (дети выбирают направление). Хорошо, договорились, пойдем мы с вами налево.
Идут налево, становятся возле полянки.
На слайде перед ними препятствие, дремучий лес, избушка с Бабой Ягой.
Баба-Яга: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет! Зачем пожаловали?»
Дети: «Мы ищем доспехи и оружие для богатырей».
Баба-Яга: Ох, какие детки! Маленькие, хорошенькие, умненькие наверное? Я подготовила для вас очень сложное задание. У меня есть картина , с изображением богатырей, из частей картины вам необходимо собрать целую и рассказать о богатырях, которые на ней изображены. Если выполните мое задание , так и быть отдам я щиты богатырей.
А теперь давайте с вами рассмотрим картину замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. «Богатыри» - самая крупная картина этого художника. Он работал над ней более 25 лет. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях русских. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Я вам даю время для того, чтобы вы самостоятельно рассмотрели картину. Рассматривайте внимательно, обращая внимание на то, кого изобразил художник, какие краски он использовал в работе. (Звучит музыка, дети рассматривают картину.)
- Сейчас мы начинаем беседу по картине. Отвечайте полными предложениями, не бойтесь высказывать свои мысли, чувства, переживания. Кто изображен на переднем плане картины?
(Примерные вопросы для рассматривания картины.)
- Кто из вас знает, как зовут этих богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
- Все вы верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри.
- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец).
- Какой он? (Он сильный, храбрый, смелый.)
- Во что он одет? Какие у него доспехи? (У Ильи Муромца есть кольчуга, щит и шлем. В руках он держит копье и булаву).
- Какой у него конь? (У него черный большой конь.)
- Чем он отличается от других богатырей? (Он старше всех богатырей)
- Кто справа от Ильи Муромца? ( Добрыня Никитич).
- Во что он одет? Какое у него лицо? Опишите доспехи.
- Кто слева от Ильи Муромца? ( Алёша Попович).
- Расскажите о нём. Какими качествами он обладал? (Он самый молодой из богатырей. Он обладал хитростью, смекалкой, дерзостью.)
- А сейчас я загадаю вам загадки. Отгадать их вам поможет картина. Будьте внимательны.
- Кому принадлежит конь - тяжелый да могучий, как сыра земля? Как вы догадались?
- У кого из богатырей конь, что огонь? Как вы это узнали?
-Чей конь, что ветер в чистом поле? Почему вы так думаете?
- Что делают богатыри? Где они стоят? (Стоят у заставы русской. Охраняют землю русскую от врагов.) Как вы считаете, богатыри готовы к бою? Как вы это определили?
Дети, обратите внимание на природу на переднем и заднем плане картины.(Низкое небо, облака, елочки под ногами лошадей.)
- Ёлочки и сосенки – родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат её покой. Глядя на низкие темные тучи, создаётся впечатление, что природа насторожилась вместе с богатырями. Но от картины исходит какое-то спокойствие. Почему, как вы думаете? (Потому что у нее есть такие защитники.)
Васнецов говорил о картине: "Картина моя - Добрыня, Илья, Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого».
- Прошло много лет, а мы до сих пор восхищаемся богатырями. Дети, а вы хотите стать богатырями?(Да.)
-А и сильны, могучи богатыри на славной Руси.
1-й реб. - Не скакать врагам по нашей земле
2-й - Не топтать их коням землю Русскую
3-й - Не затмить им солнце наше красное
4-й - Век стоит Русь – не шатается
5-й - И века простоит – не шелохнётся.
Баба-Яга: Справились с моим заданием, отдам я вам щит, что ж отправляйтесь в путь, скатертью дорожка!
Дети: До свидания, бабушка, спасибо!
Воспитатель: Посмотрите, а вот еще одна находка. Что это? Щит
Берем и отправляемся дальше пройдем на полянку.
Воспитатель: Ребята, я впереди вижу непроходимую стену, которую выставил перед нами половецкий хан.
Ребята, крепкая стена и никак мы не можем ее разбить. Разбить её могут только богатыри, люди сильные и могучие.
А откуда у богатырей такая сила? Может, они в спортзал ходили или гири поднимали? А сейчас мы узнаем, откуда у богатырей сила могучая. И каждый правильный ответ ваш поможет разрушить стену.
Давайте присядем на полянку.
а начнем мы предложение со слов: «Богатырь силен потому ,что…..
«Богатырь силен потому ,что….. пил ключевую воду»,
«Богатырь силен потому, что ел кашу»,
«Богатырь силен потому, что делал зарядку»,
«Богатырь силен потому, что пахал землю»
«Богатырь силен потому, что охотился»,
«Богатырь силен потому ,что сеял зерно»
«Богатырь силен потому, что ковал железо»
«Богатырь силен потому, что косил траву»
«Богатырь силен потому ,что участвовал в битвах»
Вот мы и узнали, откуда у богатырей сила могучая. А сила им с рождения дана на добрые дела.
Воспитатель:Посмотрите, ребята, мы смогли разбить стену злого хана. И за это мы получаем копье и меч кладенец.
Воспитатель:Ребята все ли мы нашли?
Ребята, мы все задания выполнили ,и смогли добыть лук и стрелы, щит, меч,. Я думаю, что мы с вами помогли богатырям, и они теперь не отдадут нашу землю захватчикам и постоят за свой народ.
Теперь давайте вернемся опять к камню. ( камень на распутье трех дорог)
А теперь нам осталось пойти прямо. Читаем:Прямо пойдешь на званый пир попадешь.
Давайте пойдем прямо (идут к дубу)
Голос дуба: Вы все сегодня были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали и хорошо выполняли задания, были смелыми, ловкими, умными. преодолели все опасности и препятствия, как настоящие богатыри, и вспомнили об их подвигах. И я вам приготовил небольшой сюрприз вот этот горшочек каши.
На Руси каша занимала важнейшее место готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу. Отсюда и русская пословица «Каша – мать наша». Я вам желаю, чтоб вы были сильные, смелые, храбрые, мужественные и отважные. Любите свою Землю, свой народ, свою Родину.
Воспитатель: Ребята наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться домой.
«Ворота волшебные помогите , в детский сад нас возвратите».
Давайте пройдем через ворота времени. (вернулись).
Рефлексия.
Ну, вот мы и дома. Расскажите, где вы побывали, что повидали? (ответы детей
Что было трудным? Что было интересным?(ответы детей.)Ребята, а сейчас какое у вас настроение?
Вы покажете, какое настроение у вас ,ответив на мои вопросы движениями:
Если весело тебе – ты два раза топни;
Если весело тебе – ты два раза хлопни;
Если весело тебе – ты к солнцу потянись!
Если весело тебе – ты всем нам улыбнись!
Положите на ладошки немного хорошего настроения и поделитесь нашим настроением с гостями(«сдувают с ладошки хорошее настроение» на гостей, вверх, друг на друга)
Воспитатель: Спасибо большое, вы очень хорошо сегодня показали свои знания, мне очень понравилось с вами работать. Ну, что ж, дети, попрощаемся с нашими гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации области познавательное развитие на тему "Помочь королеве Математике освободить сказочных героев" с детьми подготовительной группы.
Цель:1. Закрепить навыки количественного счета в пределах 10, знание состава чисел в пределах 10. Задачи:Обучающие:Формировать и закреплять представление детей о счете и составу числа.Формировать...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познавательное развитие на тему « Все профессии нужны, все профессии важны» в подготовительной к школе группе
Непосредственно образовательная деятельность в области познавательное развитие в подготовительной к школе группе на тему«Все профессии нужны, все профессии важны» Цель:...
Непосредственно образовательная деятельность (образовательной области "Познавательное развитие") в форме викторины «Все профессии важны, все профессии нужны» в подготовительной к школе группе
Цель: Закреплять знания детей о различных профессиях.Образовательные задачи:1. Систематизировать знания детей о различных профессиях.Развивающие задачи:Развивать внимание, память, любознательность.Рас...
Конспект образовательной деятельности в области "Познавательное развитие" на тему: "Школа мудрых наук"
Цель: развитие познавательных интересов детей.Задачи:Образовательные:-закрепить понятия много, один;-закреплять знания цвета;-тренировать умение различать геометрические фигуры;-упражнять детей в срав...
Конспект занятия. Развитие речи, основы грамотности. Тема: Увлекательное путешествие к богатырям земли русской
Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко, описание картины,...
Непосредственно образовательной деятельности по области познавательное развитие На тему «Народы Поволжья. Русские. Башкиры. Татары»
Воспитывать уважение к культуре другого народа...
Сценарий физкультурного развлечения «Богатыри земли русской» для детей подготовительной к школе группы
Сценарий проведения физкультурного развлечения "Богатыри земли русской" для детей подготовительной к школе группы с родителями. Сценарий подходит для проведения развлечения или праздника, по...