Конспект занятия + Технологическая карта по ФЭМП тема: Увлекательное путешествие по островам математики
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Сапожникова Кристина Николаевна

Тема занятия: Увлекательное путешествие по островам математики

Возрастная группа: Старшая группа (5 – 6 лет)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             Технологическая карта занятия              

Ф.И.О. участника: Сапожникова Кристина Николаевна
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Тема занятия:
Увлекательное путешествие по островам математики
Возрастная группа:
Старшая группа (5 – 6 лет)
Цель занятия:
Развивать познавательные способности детей путем формирования элементарных математических представлений
Задачи занятия:
Образовательные задачи:

   
 Закреплять умение пользоваться количественным счетом, прямым и обратным счетом
   
 Закрепить знание геометрических фигур
Развивающие задачи:
     • Развивать логическое мышление, память, воображение, внимание.
    • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания
    •Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания

Воспитательные задачи:
    •
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно
    •
Воспитывать интерес к математическим занятиям

Предварительная работа с детьми:  
отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия    

Предварительная работа воспитателя:
     • Подготовить демонстративный и раздаточный материал
   
• Приготовить карту

Методические приёмы:

• Наглядный (использование иллюстрации)
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей)
• Анализ занятия

Оборудование:
Презентация «Путешествие по островам»

Структура занятия

     • Гимнастика для глаз
    • Постройка корабля
    • Остров «Числоград»(состав числа 5и6)
    • Остров «Отдыйка»
    • Остров «Отдыхай-ка» (физкультминутка)
    • Остров «Геометрических фигур»
    • Остров «Цифры».
    • Остров «Веселые задачи»
    • Итог занятия

Планируемый результат занятия: Воспитанники внимательно слушали указания воспитателя при выполнении заданий; соблюдали самостоятельность при выполнении заданий; закрепили знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник)

Подготовительная работа:
Занятия по ФЭМП

№ п/п

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап.

Заинтересовать детей предстоящей образовательной деятельностью.

Ребята, давайте с вами встанем в большой круг, дружно поприветствуем друг друга, улыбнемся, и создадим друг другу хорошее настроение.
- Друг на друга посмотрели

- Влево вправо повернулись

- И друг другу улыбнулись.

Словесный, групповой, художественное слово «Приветствие».

Выполняют приветствие друг с другом.

Дети организованы и заинтересованы в предстоящей образовательной деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы.

Ввести детей в проблемную ситуацию.

Сегодня утром, я пришла в группу и на столе увидела шкатулку, давайте посмотрим что в ней? Это карта с маршрутом путешествие по островам, на поиски сокровищ старого замка. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения сообразительность.  Ребята, вы готовы отправиться в увлекательное путешествие?

Словесный: беседа.
Наглядный: показ.
Приемы:
вопрос – ответ.

















Да

Дети введены в проблемную ситуацию.

2.2

Этап ознакомления с материалом.

Подготовить к пониманию текста.

 Перед тем как мы отправимся в путешествие выполним гимнастику для глаз.

Вот такая стрекоза – как горошины глаза  

(пальцами делают очки)

Влево – право, назад – вперед

(глазами смотрят влево в право)

Ну совсем как вертолет  

(круговые движения глаз)

Мы летаем высоко

(смотрят вверх)

Мы летаем низко

(смотрят вниз)

Мы летаем далеко

(смотрят вперед)

Мы летаем близко
(смотрят вниз)


Дети с радостью выполняют движения, за воспитателем

2.3

Этап практического решения проблемы.

А вот на чем мы с вами отправимся в путешествие вы узнаете выполнив первое задание. Ребята подойдите к столу Вам нужно по порядку соединить цифры на листе бумаги (от 1до 10). -Что же получилось  

Правильно! Корабль. Вот на этом корабле мы отправимся в путешествие (слайд1) Начнем отсчет (от 10 до 1). (Шум моря).

Ребята, смотрите, к какому острову приближается наш корабль.

«Числоград» (слайд2) Дома на этом острове необычные : на каждом этаже живут числа, ваша задача вспомнить состав числа 5 и 6 и выложить на своих домиках. Молодцы!

-Полный вперёд!  

Воспитатель: Корабль идет дальше. Вижу следующий остров

«Отдыхай-ка» (слайд 3) И предлагаю вам отдохнуть выполнив физминутку

Физминутка

Что нам чудится в тумане

(дети вытягивают руки вперед)

Волны плещут в океане

(дети изображают волны)

Это мачты кораблей

(дети вытягивают руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей

(приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем

(ходьба на месте)

Мореходов поджидаем

Ищем ракушки в песке

(выполняют наклоны)

И сжимаем в кулачке

Чтоб по больше их собрать

Надо чаще приседать.

 

Ну что продолжим наше путешествие!

Смотрите наш корабль приближается к следующему острову

«Геометрических фигур»(слайд4)

Воспитатель: - Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит волшебный платочек (лист бумаги). Для того чтобы наши платочки стали волшебными, мы должны их правильно украсить. И так, в правый верхний угол положите квадрат, в левый нижний угол - треугольник, в правый нижний – овал, в левый верхний – прямоугольник по середине – круг.

-Молодцы

-Полный вперёд!

Воспитатель: Корабль идет дальше. Вижу следующий остров

«Цифры» (слайд5) Перед тем как вы будете выполнять задание мы немного отдохнем.

Рыбки плавали ныряли ( пальчики сложены щепоткой, руки двигаются волной, изображая как плывет рыба) 

В чистой тепленькой воде ( пальчики сжимаются) 

То сожмутся, разожмутся (пальчики растопыриваются в стороны)

То зароются в песке ( руками будто раскапывают песок)


На столе у каждого ребенка лежит листок с заданием. Воспитатель предлагает сравнить группу предметов с цифрой.  

-Полный вперёд!

Корабль идет дальше. Вижу, что-то плывет. Да это настоящая бутылка, а в ней какое-то письмо. (слайд 6) Воспитатель читает: «Мы, жители острова «Веселые задачи» оказались в затруднительном положении – мы не можем решить задачи. (Воспитатель обращает внимание детей на то, что они подплывают к острову). Помогите нам! Поторопитесь!)  


На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

(Сколько  стало щенят?)


У домика утром
Два зайца сидели

И дружно веселую песенку пели.
Один убежал, А второй вслед глядит.
Сколько у домика Зайцев сидит?

 

В класс вошла Маринка,
А за ней Аринка,
А потом Игнат.
Сколько стало ребят? (3)  

 

На полянке у дубка
Крот увидел два грибка.

А подальше, у осин
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибков? 
(3)

 

День рожденья у меня,
Подарили мне коня,
Два мяча, одну вертушку.
Сколько у меня игрушек?  (4)

 

Пять ребят в футбол играли.
одного домой забрали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет. (4)

 

Возле кадки две лопатки,
Возле грядки три лопатки.
Все лопатки сосчитать!
Сколько будет?

Ровно……(пять) (5)

 

Только я в кусты зашла –
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик
И зеленый  маховик.

Сколько я грибов нашла?(5)

 

Три больших,
Три маленьких.
Маленьких - удаленьких,
Целая семья опят.
Сколько их на пне сидят? (6)

 

Сидят рыбаки –
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех окуней.
Рыбак Евсей -
Четырех карасей.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки? 
(7)


Цапля по воде шагала-
Лягушат себе искала.
Двое спрятались в траве,
Шесть под кочкой.
Сколько лягушат спаслось,
Отвечайте точно! (8)

 

Все ли здесь цыплята, дети,
Надо сосчитать наседке.
Шесть на грядке, три во ржи.
Сколько их всего, скажи?9

 

Вышла  курочка  гулять.
Забрала своих цыплят.
7 бежали впереди,
3 остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Сосчитайте-ка,   ребята,
Сколько было всех цыплят
? (10)


Молодцы, друзья, мы очень помогли жителям 
острова «Веселые задачи» Но вот закончились все испытания и мы с вами приблизились к старому замку, где находятся сокровища. (слайд7) И чтобы открыть сундук с сокровищами вам нужно ответить на вопросы

Сколько всего времён года?

-Назовите

-Какое время года сейчас?

-Сколько месяцев в году?

-Какой месяц у нас сейчас?

-Назовите весенние месяцы (зимние).

-Сколько дней в недели?

-Какой день недели у нас сегодня?

-Каким по счету день недели вторник?

Молодцы (открывается сундук (слайд 14

Словесный: беседа. Наглядный: показ.
Приемы:
вопрос – ответ.









Корабль




10,9,8,7……1


























































































































два








один




трое







три






четыре





четверо





пять






пять






шесть








семь





восемь






девять









десять














четыре
зима, весна, лето, осень
весна

двенадцать

март

март, апрель, май

семь

четверг

второй



Дети с радостью выполняют задания





























3.

Заключительный этап.

Развитие умения анализировать , делать выводы, высказывать свою мысль.

Ребята, вот мы и открыли наш сундук с сокровищами. А, знаете, ребята, я обнаружила на последнем острове кроме бутылки, здесь записка, о том, что вы умные и знаете математику. Ребята, с какими  трудностями вам пришлось столкнуться? Спасибо за занятие, до новых встреч.

Словесный: беседа.
Приемы:
вопрос – ответ.


















Высказывают свои мысли, слушают  друг друга не перебивая.

Положительно оценили собственное участие на занятии.




Предварительный просмотр:

Ф.И.О. участника: Сапожникова Кристина Николаевна

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие

Тема занятия: Увлекательное путешествие по островам математики

Возрастная группа: Старшая группа (5 – 6 лет)

Цель занятия: Развивать познавательные способности детей путем формирования элементарных математических представлений  

Задачи занятия:

Образовательные задачи:

     • Закреплять умение пользоваться количественным счетом, прямым и обратным счетом

     • Закрепить знание геометрических фигур

Развивающие задачи:

     • Развивать логическое мышление, память, воображение, внимание.

     • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания

     •Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания

Воспитательные задачи:

     • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

     • Воспитывать интерес к математическим занятиям

     

Предварительная работа с детьми:  отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия    

Предварительная работа воспитателя:

• Подготовить демонстративный и раздаточный материал

• Приготовить карту

Методические приё мы:

• Игровой (использование сюрпризных моментов)

• Наглядный (использование иллюстрации)

• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей)

• Поощрение, анализ занятия

Оборудование: презентация «Путешествие по островам», сундук с сокровищами

Структура занятия

• Гимнастика для глаз

• Постройка корабля

• Остров «Числоград»(состав числа 5и6)

• Остров «Отдыйка»

• Остров «Отдыхай-ка» (физкультминутка)

• Остров «Геометрических фигур»

• Остров «Цифры».

• Остров «Веселые задачи»

• Итог занятия

Планируемый результат занятия: Воспитанники поупражнялись в узнавании в окружающих предметах геометрических фигур; внимательно слушали указания воспитателя при выполнении заданий; соблюдали самостоятельность при выполнении заданий; закрепили знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник)

Ход занятия:

Воспитатель:
Ребята, давайте встанем с вами в большой круг, дружно поприветствуем друг друга, улыбнемся и создадим друг другу хорошее настроение.

Друг на друга посмотрели
Крепко за руки взялись
Влево, вправо повернулись
И друг другу улыбнулись.

Воспитатель: Сегодня утром, я пришла в группу и на столе увидела шкатулку, давайте посмотрим что в ней? Это карта с маршрутом путешествие по островам, на поиски сокровищ старого замка. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения сообразительность.  Ребята, вы готовы отправиться в увлекательное путешествие?
       Ответы детей:

Воспитатель: Перед тем как мы отправимся в путешествие выполним гимнастику для глаз.

Вот такая стрекоза – как горошины глаза  

(пальцами делают очки)

Влево – право, назад – вперед

(глазами смотрят влево в право)

Ну совсем как вертолет  

  (круговые движения глаз)

Мы летаем высоко

(смотрят вверх)

Мы летаем низко

(смотрят вниз)

Мы летаем далеко

(смотрят вперед)

Мы летаем близко

(смотрят вниз)

А вот на чем мы с вами отправимся в путешествие вы узнаете выполнив первое задание. Ребята подойдите к столу Вам нужно по порядку соединить цифры на листе бумаги (от 1до10). -Что же получилось

Дети: Корабль

Правильно! Корабль. Вот на этом корабле мы отправимся в путешествие (слайд1) Начнем отсчет (от 10 до 1). (Шум моря).

Воспитатель:

Ребята, смотрите, к какому острову приближается наш корабль.

«Числоград» (слайд2) Дома на этом острове необычные : на каждом этаже живут числа, ваша задача вспомнить состав числа 5 и 6 и выложить на своих домиках. Молодцы!

-Полный вперёд!  

Воспитатель: Корабль идет дальше. Вижу следующий остров

«Отдыхай-ка» (слайд 3) И предлагаю вам отдохнуть выполнив физминутку

Физминутка

Что нам чудится в тумане

(дети вытягивают руки вперед)

Волны плещут в океане

(дети изображают волны)

Это мачты кораблей

(дети вытягивают руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей

(приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем

(ходьба на месте)

Мореходов поджидаем

Ищем ракушки в песке

(выполняют наклоны)

И сжимаем в кулачке

Чтоб по больше их собрать

Надо чаще приседать.

 

Ну что продолжим наше путешествие!

Смотрите наш корабль приближается к следующему острову

«Геометрических фигур»(слайд4)

Воспитатель: - Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит волшебный платочек (лист бумаги). Для того чтобы наши платочки стали волшебными, мы должны их правильно украсить. И так, в правый верхний угол положите квадрат, в левый нижний угол - треугольник, в правый нижний – овал, в левый верхний – большой круг, между квадратом и большим кругом выложите прямоугольник, над треугольником – ромб, между треугольником и овалом трапеция, между квадратом и овалом маленький круг.    

-Молодцы

-Полный вперёд!

Воспитатель: Корабль идет дальше. Вижу следующий остров

«Цифры» (слайд5) Перед тем как вы будете выполнять задание мы немного отдохнем.

Рыбки плавали ныряли ( пальчики сложены щепоткой, руки двигаются волной, изображая как плывет рыба) 

В чистой тепленькой воде ( пальчики сжимаются) 

То сожмутся, разожмутся (пальчики растопыриваются в стороны)

То зароются в песке ( руками будто раскапывают песок)


На столе у каждого ребенка лежит листок с заданием. Воспитатель предлагает сравнить группу предметов с цифрой.  

-Полный вперёд!

Воспитатель: Корабль идет дальше. Вижу, что-то плывет. Да это настоящая бутылка, а в ней какое-то письмо. (слайд 6) Воспитатель читает: «Мы, жители острова «Веселые задачи» оказались в затруднительном положении – мы не можем решить задачи. (Воспитатель обращает внимание детей на то, что они подплывают к острову). Помогите нам! Поторопитесь!)  

На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

 Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

(Сколько  стало щенят?)

У домика утром

Два зайца сидели

И дружно веселую песенку пели.

Один убежал, А второй вслед глядит.

Сколько у домика Зайцев сидит?

 

В класс вошла Маринка,

А за ней Аринка,

А потом Игнат.

Сколько стало ребят? (3)  

 

На полянке у дубка

Крот увидел два грибка.

А подальше, у осин,

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашел грибков? (3)

 

День рожденья у меня,

Подарили мне коня,

Два мяча, одну вертушку.

Сколько у меня игрушек?  (4)

 

Пять ребят в футбол играли.

Одного домой забрали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет. (4)

 

Возле кадки две лопатки,

Возле грядки три лопатки.

Все лопатки сосчитать!

Сколько будет?

Ровно……(пять) (5)

 

Только я в кусты зашла –

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И зеленый  маховик.

Сколько я грибов нашла?(5)

 

Три больших,

Три маленьких.

Маленьких - удаленьких,

Целая семья опят.

Сколько их на пне сидят? (6)

 

Сидят рыбаки –

Стерегут поплавки.

Рыбак Корней

Поймал трех окуней.

Рыбак Евсей -

Четырех карасей.

Сколько рыб рыбаки

Натаскали из реки? (7)

 

Цапля по воде шагала-

Лягушат себе искала.

Двое спрятались в траве,

Шесть под кочкой.

Сколько лягушат спаслось,

Отвечайте точно! (8)

 

Все ли здесь цыплята, дети,

Надо сосчитать наседке.

Шесть на грядке, три во ржи.

Сколько их всего, скажи?9

 

Вышла  курочка  гулять.

Забрала своих цыплят.

7 бежали впереди,

3 остались позади.

Беспокоится их мать

И не может сосчитать.

Сосчитайте-ка,   ребята,

Сколько было всех цыплят? (10)

 

Воспитатель: Молодцы, друзья, мы очень помогли жителям острова «Веселые задачи»Но вот закончились все испытания и мы с вами приблизились к старому замку, где находятся сокровища. (слайд7) И чтобы открыть сундук с сокровищами вам нужно ответить на вопросы

Сколько всего времён года?

-Назовите

-Какое время года сейчас?

-Сколько месяцев в году?

-Какой месяц у нас сейчас?

-Назовите весенние месяцы (зимние).

-Сколько дней в недели?

-Какой день недели у нас сегодня?

-Каким по счету день недели вторник?

Молодцы (открывается сундук (слайд 14

Ребята, вот мы и открыли наш сундук с сокровищами. А, знаете, ребята, я обнаружила на последнем острове кроме бутылки, вот этот ларец, а в нем что-то есть, давайте посмотрим. А здесь записка, о том, что вы умные и знаете математику. И еще угощенья для вас.  Мы возьмем ее в детский сад и обязательно покажем всем взрослым и детям, и конечно расскажем о нашем путешествии на острова,но все-таки самый настоящий клад в нас самих. В наших знаниях, которые мы получаем, каждый день на занятиях, в играх. Настоящий клад-это наши сердца, которые умеют любить, дружить, сочувствовать, помогать друг другу. Берегите клад и наполняйте его, получая новые знания, совершая добрые поступки. А теперь пора возращаться (звучит таинственная музыка) в детский сад.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Занимательное путешествие по островам математики»

- закрепить знания о днях недели, частей суток, временах года, умение составлять арифметические действия, выделять условие, вопрос, ответ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Занимательное путешествие по островам математики»

laquo;Нахождение закономерности»;Гимнастика для глаз«Посчитай и раскрась» - задание на внимание«Игровой» - на развитие логикиСамооценка детейИтог занятия....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Занимательное путешествие по островам математики» (дидактические игры математического содержания)

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Занимательное путешествие по островам математики» (дидактические игры математического содержания)...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Занимательное путешествие по островам математики»

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Занимательное путешествие по островам математики»...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Занимательное путешествие по островам математики»

Развивающие задачи:- развивать смекалку, зрительную память, воображение.- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, логически мыслить....