Конспект НОД по речевому развитию на тему_ «Увлекательное путешествие к богатырям земли русской». с детьми подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект НОД по речевому развитию на тему_ «Увлекательное путешествие к богатырям земли русской». с детьми подготовительной к школе группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
по речевому развитию
с детьми 6-7 лет
«Увлекательное путешествие
к богатырям земли русской».
Составитель:
учитель-логопед 1 квалификационной категории
Макарова Елена Геннадьевна
г.Кировград
2024 год
Тип: «Игра – путешествие»
Форма организации: фронтальная, подгрупповая.
Возрастная группа: 6 – 7 лет.
Цель: Развитие и совершенствование у детей связной, грамматически правильной диалогической и монологической формы речи, опираясь на накопленный ими опыт.
Задачи:
Образовательные:
- оживить представление о былине, о былинных героях, о героическом прошлом русского народа Древней Руси;
- совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей;
- закреплять умение составлять рассказ по картине: описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы, рассуждать о характерах героев; отвечать на поставленные вопросы связно, последовательно, развёрнуто, обосновывая и аргументируя свой ответ; придумывать предложения с заданным словом; развивать умение детей понимать смысл той или иной пословицы;
- пополнять и активизировать словарный запас детей, используя слова из пословиц в своей речи; слова и понятия: «богатыри», «старина», «предки» и т.д.;
- упражнять в умении подбирать слова с противоположным значением (антонимы);
- закрепить названия оружия русского воина;
Развивающие:
- развивать любознательность, интерес и познавательную мотивацию;
- развивать умение координировать слова с движениями.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать интерес к истории России, уважение к подвигам предков;
- воспитывать чувство гордости за Россию, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Методы и приёмы:
Словесные: художественное слово ( использование чистоговорок, пословиц),
вопросы, ответы, указания, напоминание, рассказы-рассуждения, оценка; создание проблемной ситуации;
Наглядные: показ и рассматривание картины, элементы мнемотехники, использование ИКТ.
Игровые: дидактические и подвижные игры, использование сюрпризных моментов.
Материалы и оборудование: презентация к занятию, проектор, экран, электронный вариант картины В.М. Васнецова «Три богатыря», распечатанная репродукция формата А-4, музыкальное сопровождение, мнемотаблица, для составления творческих рассказов по картине, мольберт, сундучок, клубок, оружие богатырей, раздаточный материал для аппликации .
Предварительная работа:
1. Рассматривание репродукций картин: В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»; И. Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской».
2. Чтение русских былин и сказок: «Как Илья Муромец богатырём стал», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга Всеславьевич», «Микула Селянинович», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Святогор», «Никита Кожемяка». Составление рассказов «Мой любимый былинный герой». Знакомство и заучивание пословиц о смелости , о Родине. Слушание в аудиозаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» ,фрагментов произведений: М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», песня А. Пахмутовой «Богатырская сила».
3. Проведение дидактических игр: «Снаряди богатыря в дорогу», «Назови пословицу по предмету», «Покажи путь богатырю», «Четвертый лишний» « Узнай богатыря по описанию» « Было, не было», «Кому что нужно?».
4. Рисование на тему: «Богатыри».
Планируемый результат: самостоятельно строить фразу, предложение; составлять описательный рассказ по картине; уметь рассуждать, делая выводы; употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
Ход мероприятия:
Звучит музыка (гусли)
1.Мотивационный этап.
Дети с логопедом становятся полукругом.
Логопед: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.
Звучит стихотворение «Кто такие русские герои?» (Вика П).
Логопед: Ребята, сейчас Вика рассказала нам красивое стихотворение, как вы считаете, о ком сегодня на занятии мы будем говорить?
Дети: о русских героях.
Логопед: Ребята, а вы хотите узнать, как жили люди в старину, когда не было России, а была Древняя Русь и правил тогда не президент, а русские князья. А на защиту вставали не армия, а богатыри?
Дети: Да.
Логопед:
Тогда садитесь все рядком,
Да поговорим ладком! (Дети садятся на стульчики.)
Звучат гусли
Расскажу я вам, ребята, про дела старинные,
Про дела старинные да дела былинные.
Про людей сильных да смелых,
Храбрых и верных.
Как выходили они вратами
И бились насмерть с врагами.
А звались они богатырями.
Вы хотели бы отправиться в путешествие во времени на 1000лет назад?
Дети: Да.
Логопед: Но попасть туда не так-то просто, А на чём можно отправиться в прошлое, как вы думаете?
Дети: На «машине времени», на ковре-самолёте и т.д.
Логопед: А отправиться в необычное и очень далёкое путешествие через волшебную паутину времени согласны? Не боитесь? (дети соглашаются)
Логопед: А поможет нам попасть в прошлое наш паучок. Давайте, ребята, произнесем волшебные слова (индивидуально, потом все вместе):
«Чик, чук, чак, чок – помоги нам, паучок».
А теперь проходим через паутину времени.
Слышен звук волшебства.
2. Содержательный этап.
(Заходят, останавливаются на полянке)
Логопед: Вот и произошло волшебство и мы прибыли в Древнюю Русь.
Слышится шелест листвы
На экране картинка дуба
Логопед: Ребята, вы слышите шелест листвы, да это же вековой дуб. Давайте подойдем к нему ближе он, наверное, что-то хочет нам рассказать.
Голос дуба:
«Ой, вы гой-еси, добры молодцы да красны девицы! Какие вы красивые и нарядные! Я рад видеть вас у нас в гостях! Напал враг на нашу Русь-матушку, опустошает землю, разоряет дома да уводит в полон людей мирных. Встали богатыри на защиту люда русского, да беда приключилась неминуемая – пропали все доспехи и оружие богатырей наших да меч- кладенец! Коли есть среди вас люди храбрые да выносливые, помогите отыскать нам пропажу сию, помогите одолеть лихих недругов! Все оружие соберёте и тотчас вы клад найдите!
На экране доспехи и оружие, которое нужно найти.
Логопед: Это же оружие богатырей, которое нам нужно найти.
Логопед: Ребята, а кто такие богатыри?
Дети: Богатыри - это люди сильные могучие, которые защищали нашу Родину от врагов. Богатыри одним ударом побеждали десятки врагов и разных чудищ.
Логопед: Верно, а вы готовы помочь богатырям?
Логопед: Разные преграды вас ждут на пути, но мы с вами должны их пройти, проявить не столько силу, сколько ум, смекалку, взаимовыручку. Знаю, что вы дружные и смелые, а дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Логопед: Давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, богатырь всегда стоял на распутье у камня. Что предстояло ему выбрать?
Дети: Богатырь перед походом выбирал дорогу.
На экране камень на распутье дорог.
Логопед: Правильно, в сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
Направо пойдешь – честь ,славу и силу богатырскую найдешь.
Налево пойдешь - мудрым станешь.
А прямо пойдешь – на званый пир попадешь.
Логопед: Да! Задача не из легких, ведь богатырю и честь нужна, и слава, и сила, и ум. Но и на пир он тоже должен попасть. По какой же дороге нам пойти, как вы думаете? (дети предлагают).
Ребята, а как вы смотрите на то, чтобы пройти все три дороги? Согласны?
Дети: да
Логопед: По какой же первой дороге пойдем?
Дети: «По дороге, которая идет направо» (Идут направо, садятся на стульчики).
На слайде речка без моста.
Голос речки:
У ВАС РЕЧКА НА ПУТИ
НЕ ПРОЕХАТЬ, НЕ ПРОЙТИ
СОЛОВЕЙ - РАЗБОЙНИК ЗЛОЙ
МОСТ СЛОМАЛ ЗДЕСЬ НАДО МНОЙ.
БОГАТЫРСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ
НУЖНО ВСПОМНИЬ -
ТОГДА И МОСТИК ИЗ ДОЩЕЧЕК КРЕПКИХ
ПОЯВИТСЯ!
Логопед: Готовы, ребята?
Дидактическая игра «Отгадай пословицу по словам»
Я буду называть слова, а вы пословицы, в которых встречаются эти слова:
Один. Все - "Один за всех, все за одного "
Герой. Родину. Горой - Тот герой, кто за Родину горой.
Жить. Служить. - Жить – Родине служить.
На коня. Смел. Сел. - Кто смел, тот на коня сел.
Дружба. Родина. Крепка. - Если дружба велика, будет Родина крепка.
Смелый. Трус. Погибает. - Смелый побеждает, а трус погибает.
Погибай. Выручай. - Сам погибай, а товарища выручай.
Молодцы, ребята, знаете пословицы. И мы смогли построить мостик.
На слайде речка с мостом.
Логопед: А вот и первое оружие богатырей. Что это, ребята? Правильно – па́лица и булава́. Берем и отправляемся дальше (прикрепляем на мольберт).
На слайде Змей-Горыныч:
Логопед:
Здесь преграда, здесь злодей
Пугает взрослых и детей.
Его не будем мы бояться,
Мы спортом любим заниматься!
Логопед: Выходите на полянку, и покажем Змею-Горынычу, что мы теперь богатыри.
Физминутка на экране.
На экране Змей-Горыныч.
Голос Змея Горыныча:
За то, что не испугались меня, отдам вам луки и стрелы богатырей, да мимо моих владений больше не ходите!
Логопед: Что это, ребята? Правильно – лук и стрелы. Берем и отправляемся дальше (прикрепляем на мольберт).
На экране камень на распутье трех дорог.
Логопед: Итак, дети, куда же мы пойдем дальше? (дети выбирают направление). Хорошо, договорились, пойдем мы с вами налево.
Дети идут налево, становятся возле полянки.
На экране стена.
Логопед: Ребята, я впереди вижу высокую непроходимую стену, которую выставил перед нами Тугарин Змей. Стена эта состоит из недобрых слов. Мы с вами сможем разбить эту стену и пройти дальше, если поменяем слова Тугарина на противоположные добрые слова.
Словесная игра «Скажи наоборот».
Логопед: Я произнесу начало фразы, а вы должны фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу
Логопед: Скажу я слово «война», а ты ответишь…
Дети: Мир.
Логопед: Скажу я слово «темнота», а ты ответишь…
Дети: Свет.
Логопед: Скажу я громко слово «враг», а ты ответишь…
Дети: Друг.
Логопед: Теперь скажу слово «слабый », ответишь…
Дети: Сильный.
Логопед: Скажу такое слово: «злой», ответишь…
Дети: Добрый.
Логопед: Скажу я слово «глупец», ответишь мне.
Дети: Мудрец.
Логопед: В игре всегда начало есть, ну, а сейчас…
Дети: Конец!
На экране разбитая стена.
Логопед: Посмотрите, ребята, вы смогли разбить стену Тугарина Змея. И за это мы получаем копье и меч-кладенец.
Что это, ребята? Правильно – копье и меч-кладенец. Берем и отправляемся дальше (прикрепляем на мольберт).
На экранее Баба Яга.
Голос Бабы Яги:
Баба-Яга: « какие детки! Маленькие, хорошенькие, умненькие, наверное? Я подготовила для вас очень сложное задание. У меня есть картина с изображением богатырей, из частей картины вам необходимо собрать целую и рассказать о богатырях, которые на ней изображены, по моей схеме. Если выполните мое задание, так и быть, отдам я вам щиты богатырей».
На экране мнемотаблица.
Составление небольшого рассказа по картине.
Логопед: Ребята, у нас есть три фрагмента картины, давайте, чтобы быстрее нам её собрать, разделимся на 3 группы. И каждая группа расскажет нам о своем богатыре по мнемотаблице.
Вначале рассказа нужно назвать имя богатыря и затем рассказать о нем .
В основной части вы расскажете, во что одеты богатыри и какое у них было оружие, расскажете о коне богатырском. В заключении расскажете, с кем сражался богатырь.
Ребята, я вам даю время для того, чтобы вы самостоятельно рассмотрели картину.
Логопед: Расскажите, кто изображен на вашей частиы? (Илья Муромец) Расскажите об Илье Муромце.
Этот богатырь - Илья Муромец. Он самый старший из богатырей. Илья сильный и могучий, он огромного роста. На Илье Муромце кольчуга, его голову защищает шлем, у него есть рукавицы и сапоги. В одной руке богатырь держит острое копье. У Ильи за спиной есть щит. Илья Муромец внимательно смотрит вдаль: не видать ли врагов? Илья Муромец сидит верхом на черном коне. Конь очень большой и грозный. Богатырь вступал в бой с Соловьем Разбойником и защищал землю русскую от врагов.
Логопед: Расскажите, кто изображен на вашей части картины? (Алеша Попович). Расскажите об Алеше Поповиче.
На нашей картине изображён – Алеша Попович. Он самый младший из богатырей. Алеша молодой, красивый, отважный и смелый. Алеша музыкант, у него есть гусли. Он хорошо вооружен. В руках лук, сбоку колчан со стрелами. Он красиво сидит на своем коне. Конь у Алеши рыжего цвета, он низко наклонил голову.. Алеша Попович вступал в бой с Тугарин Змеем и защищал детей, стариков, матерей от врагов.
Логопед: Расскажите, кто изображен на вашей части картины? (Добрыня Никитич). Расскажите о Добрыне Никитиче.
На нашей картине изображён Добрыня Никитич. Он славный воин, храбрый и сильный. Лицо Добрыни вежливое, благородное и культурное. У Добрыни на голове шлем, тело защищает кольчуга, есть щит. У него красивый меч он достает его и готовится к бою. Добрыня Никитич гордо сидит на своем белом коне, грива коня развивается по ветру. Добрыня Никитич вступал в бой со Змеем-Горынычем.
Логопед: Скажите, вы узнали, как называется эта картина, и кто ее написал?
Дети: «Три богатыря» Виктора Михайловича Васнецова.
На экране Баба Яга
Голос Бабы Яги:
Справились с моим заданием, отдам я вам щит, что ж отправляйтесь в путь, скатертью дорожка!
Логопед: Посмотрите, а вот еще одна находка. ( Щит)
Логопед: Что это, ребята? Правильно, щит. Берем и отправляемся дальше (прикрепляем на мольберт) .
Логопед: Ребята, мы все задания выполнили, и смогли добыть оружие для богатырей. Назовите, что это ?
Дети: Палицу и булаву, лук и стрелы, щит и меч-кладенец.
Логопед: Я думаю, что мы с вами помогли богатырям, и они теперь не отдадут нашу землю захватчикам и защитят свой народ. А сейчас давайте снова вернемся к камню.
На экране камень на распутье трех дорог.
Ребята, две дороги мы с вами прошли и нам осталось пойти прямо.
На экране дуб.
Голос дуба:
Вы все сегодня были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали и, хорошо выполняли задания, были смелыми, ловкими, преодолели все опасности и препятствия, как настоящие богатыри, и вспомнили об их подвигах. И я вам приготовила небольшой сюрприз вот этот горшочек каши.
На экране горшочек с кашей.
На Руси каша занимала важнейшее место, готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу. Отсюда и русская пословица «Каша – мать наша». Я вам желаю, чтоб вы были сильные, смелые, мужественные. Любите свою Землю, свой народ и свою Родину.
Логопед: (показывает богатыря без оружия и доспехов). Ребята, посмотрите, кто это?
Дети: Богатырь.
Логопед: Верно, но, по-моему, ему чего-то не хватает.
Дети: доспехов и оружия.
Логопед: Вы правы. Ребята, давайте соберем ваших богатырей в путь-дорогу. Но выбрать нужно только те предметы, которые были у богатырей, которые им подходят и прикрепляют рядом с богатырем на мольберт.
Звучит музыка А.Пахмутовой «Богатырская».
Дети выполняют задание.
Логопед: Ребята, прошло уже много лет с тех пор, когда на защиту нашей земли вставали богатыри, но мы до сих пор чтим их подвиги и гордимся ими.. А наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться домой.
«Паучок помоги, в детский сад нас возврати».
Давайте пройдем через паутины времени(вернулись).
Слышен звук волшебства.
- Рефлексия.
Ну, вот мы и снова вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Расскажите, где вы побывали, что повидали? (ответы детей).
Что было трудным? Что было интересным? (ответы детей.)
Логопед: Спасибо большое, вы очень хорошо сегодня показали свои знания, мне очень понравилось с вами путешествовать.
Ребята, а сейчас я хочу узнать, какое у вас настроение?
Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы движениями:
Если весело тебе – ты два раза топни;
Если весело тебе – ты два раза хлопни;
Если весело тебе – ты к солнцу потянись!
Если весело тебе – ты всем нам улыбнись!
Если так, то положите на ладошки немного хорошего настроения, давайте попрощаемся с нашими гостями и поделимся с ними хорошим настроением (сдувают с ладошки хорошее настроение» на гостей).
Звучит музыка «Богатырская».
Дети уходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по непосредственно- образовательной деятельности. « Речевое развитие» на тему: «Составление рассказа о домашних животных по мнемотаблице.» в подготовительной к школе группе
Конспект по О.О. « Речевому развитию» на тему: «Составление рассказа о домашних животных по мнемотаблице.».Образовательная деятельность: « Познавательное развитие»,...
Конспект образовательной области « Речевое развитие» На тему: «Знакомство с буквой и звуком «Ж» С детьми подготовительной группы
Совершенствование умения анализировать предложение и слова.Знакомство с буквой Ж и правилом написания сочетания жи.Освоение послогового способа чтения.Развитие способности подбирать ...

Конспект беседы на тему: «День солидарности в борьбе с терроризмом» с детьми подготовительной к школе группе №2 "Канарейки". Коллективная работа.
Задачи:1. Сформировать у воспитанников представление о терроризме;2. Формировать чувства милосердия к жертвам терактов (на примере Беслана);3....

Образовательная деятельность в области «Познавательное развитие» на тему: «Увлекательное путешествие к богатырям земли русской». с детьми подготовительной к школе группе
Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и героев; побуждать интерес к жизни предков....

Конспект занятия. Развитие речи, основы грамотности. Тема: Увлекательное путешествие к богатырям земли русской
Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко, описание картины,...

Сценарий физкультурного развлечения «Богатыри земли русской» для детей подготовительной к школе группы
Сценарий проведения физкультурного развлечения "Богатыри земли русской" для детей подготовительной к школе группы с родителями. Сценарий подходит для проведения развлечения или праздника, по...

Конспект литературного вечера на тему: «Природа в поэзии С. А. Есенина» с детьми подготовительной к школе группе.
Знакомить детей с жизнью и творчеством великого русского поэта – Есенина С. А.Побуждать к чтению поэтических произведений, учить чувствовать и слышать красоту русского слова.Формировать интерес ...