Конспект НОД по речевому развитию на тему_ «Увлекательное путешествие к богатырям земли русской». с детьми подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Макарова Елена Геннадьевна

Конспект НОД по речевому развитию на тему_ «Увлекательное путешествие к богатырям земли русской». с детьми подготовительной к школе группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД

по речевому развитию

с детьми 6-7 лет

«Увлекательное путешествие

к богатырям земли русской».

Составитель:

учитель-логопед 1 квалификационной категории

Макарова Елена Геннадьевна

г.Кировград

2024 год

Тип: «Игра – путешествие»

Форма организации: фронтальная, подгрупповая.   

Возрастная группа: 6 – 7 лет.      

Цель: Развитие и совершенствование у детей связной, грамматически правильной диалогической и монологической формы речи, опираясь на накопленный ими опыт. 

Задачи:

Образовательные:

- оживить представление о былине, о былинных героях, о героическом прошлом русского народа Древней Руси;

-   совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей;

- закреплять умение составлять рассказ по картине: описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы, рассуждать о характерах героев; отвечать на поставленные вопросы связно, последовательно, развёрнуто, обосновывая и аргументируя свой ответ; придумывать предложения с заданным словом; развивать умение детей понимать смысл той или иной пословицы;

- пополнять и активизировать  словарный запас детей, используя слова из  пословиц  в своей речи; слова и понятия: «богатыри», «старина», «предки» и т.д.;

- упражнять в умении подбирать слова с противоположным значением (антонимы);

- закрепить  названия оружия русского воина;

Развивающие:

- развивать любознательность, интерес и познавательную мотивацию;

- развивать умение координировать слова с движениями.

Воспитательные:

- воспитывать культуру речевого общения со сверстниками и взрослыми;

- воспитывать интерес к истории России, уважение к  подвигам предков;

- воспитывать чувство гордости за Россию, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Методы и приёмы:

Словесные: художественное слово ( использование чистоговорок, пословиц),
 вопросы, ответы, указания, напоминание, рассказы-рассуждения, оценка; создание проблемной ситуации;
Наглядные: показ и рассматривание картины,  элементы мнемотехники, использование ИКТ.
Игровые: дидактические и подвижные игры, использование сюрпризных моментов.

Материалы и оборудование: презентация к занятию, проектор, экран, электронный вариант картины В.М. Васнецова «Три богатыря», распечатанная репродукция формата  А-4,  музыкальное сопровождение, мнемотаблица, для  составления творческих рассказов по картине, мольберт, сундучок, клубок, оружие богатырей, раздаточный материал для аппликации .

Предварительная работа:

1. Рассматривание репродукций картин: В. М. Васнецова «Богатыри»«Витязь на распутье»; И. Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской».

2. Чтение русских былин и сказок«Как Илья Муромец богатырём стал»«Илья Муромец и Соловей-разбойник»«Вольга Всеславьевич»«Микула Селянинович»«Алёша Попович и Тугарин Змей»«Святогор»«Никита Кожемяка». Составление рассказов «Мой любимый былинный герой». Знакомство и заучивание пословиц о смелости , о Родине.  Слушание в аудиозаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» ,фрагментов произведений: М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», песня А. Пахмутовой «Богатырская сила».

3. Проведение дидактических игр: «Снаряди богатыря в дорогу», «Назови пословицу по предмету»,  «Покажи путь богатырю», «Четвертый лишний» « Узнай богатыря по описанию» « Было, не было», «Кому что нужно?».

4. Рисование на тему: «Богатыри». 

 Планируемый результат: самостоятельно строить фразу, предложение; составлять описательный рассказ по картине; уметь рассуждать, делая выводы; употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

 

 Ход мероприятия:

Звучит музыка (гусли)

1.Мотивационный этап.

Дети с логопедом становятся полукругом.

Логопед: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. 

Звучит стихотворение «Кто такие русские герои?» (Вика П).

  Логопед: Ребята, сейчас Вика рассказала нам красивое стихотворение, как вы считаете, о ком сегодня на занятии мы будем говорить?

Дети: о русских героях.

Логопед:  Ребята, а вы хотите узнать, как жили люди в старину, когда не было России, а была Древняя Русь и правил тогда не президент, а русские князья. А на защиту вставали не армия, а богатыри?

Дети: Да.

Логопед:

Тогда садитесь все рядком,

Да поговорим ладком! (Дети садятся на стульчики.)

Звучат гусли

Расскажу я вам, ребята, про дела старинные,

Про дела старинные  да дела былинные.

Про людей сильных да смелых,

Храбрых и верных.

Как выходили они вратами

И бились насмерть с врагами.

А звались они богатырями.

 Вы хотели бы отправиться в путешествие во времени на 1000лет назад?

Дети: Да.

Логопед: Но попасть туда не так-то просто, А на чём можно отправиться в прошлое, как вы думаете?

 Дети: На «машине времени», на ковре-самолёте и т.д.

Логопед: А отправиться в необычное и очень далёкое путешествие через волшебную паутину времени согласны? Не боитесь? (дети соглашаются)

Логопед: А поможет нам попасть в прошлое наш паучок. Давайте, ребята, произнесем волшебные слова (индивидуально, потом все вместе):

«Чик, чук, чак, чок – помоги нам, паучок».

А теперь проходим через паутину времени. 

Слышен звук волшебства.

2. Содержательный этап.

(Заходят, останавливаются  на полянке)

Логопед: Вот и произошло волшебство и мы прибыли в Древнюю Русь.

 

Слышится шелест листвы

На экране картинка дуба

Логопед: Ребята, вы слышите шелест листвы, да это же вековой дуб. Давайте подойдем к нему ближе он, наверное, что-то хочет нам рассказать.

Голос дуба:

  «Ой, вы гой-еси, добры молодцы да красны девицы! Какие вы красивые и нарядные! Я рад видеть вас у нас в гостях! Напал враг на нашу Русь-матушку, опустошает землю, разоряет дома да уводит в полон людей мирных. Встали  богатыри на защиту люда русского, да беда приключилась неминуемая – пропали все доспехи и оружие богатырей наших да меч- кладенец! Коли есть среди вас люди храбрые да выносливые, помогите отыскать нам пропажу сию, помогите одолеть лихих недругов! Все оружие  соберёте и тотчас вы клад найдите!  

На экране доспехи и оружие,  которое нужно найти.

Логопед: Это же оружие богатырей, которое нам нужно найти. 

Логопед: Ребята, а кто такие богатыри? 

Дети: Богатыри - это люди сильные могучие, которые защищали нашу Родину от врагов. Богатыри  одним ударом побеждали десятки  врагов  и  разных  чудищ.

Логопед:  Верно, а вы готовы помочь богатырям?

Логопед: Разные преграды вас ждут на пути, но мы с вами должны их пройти, проявить не столько силу, сколько ум, смекалку, взаимовыручку.  Знаю, что вы дружные и смелые, а дружба поможет нам преодолеть все преграды. 

Логопед: Давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, богатырь всегда стоял на распутье у камня. Что предстояло ему выбрать?

Дети: Богатырь перед походом выбирал дорогу.

На экране камень на распутье дорог.

Логопед: Правильно, в сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

Направо пойдешь – честь ,славу и силу богатырскую найдешь.

Налево пойдешь -  мудрым станешь.
А прямо пойдешь – на званый  пир попадешь.

Логопед: Да! Задача не из легких, ведь богатырю и честь нужна, и слава, и сила, и ум. Но и на пир он тоже должен попасть. По какой же дороге нам пойти, как вы думаете? (дети предлагают).

Ребята, а как вы смотрите на то, чтобы пройти все три дороги? Согласны?

Дети: да

Логопед: По какой же первой дороге пойдем?
  Дети: «По дороге, которая идет направо» (Идут направо, садятся на стульчики).    

На слайде речка без моста.

Голос речки:

У ВАС РЕЧКА НА ПУТИ
НЕ ПРОЕХАТЬ, НЕ ПРОЙТИ
СОЛОВЕЙ - РАЗБОЙНИК ЗЛОЙ
МОСТ СЛОМАЛ ЗДЕСЬ НАДО МНОЙ.

БОГАТЫРСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ
НУЖНО ВСПОМНИЬ -
ТОГДА И МОСТИК ИЗ ДОЩЕЧЕК КРЕПКИХ
ПОЯВИТСЯ!

Логопед: Готовы, ребята?

Дидактическая игра «Отгадай пословицу по словам»

Я буду называть слова, а вы пословицы, в которых встречаются эти слова:

Один. Все -  "Один за всех, все за одного "

Герой. Родину. Горой - Тот герой, кто за Родину горой.  
Жить. Служить. - Жить – Родине  служить.      

На коня. Смел. Сел. - Кто смел, тот на коня сел.            
Дружба. Родина. Крепка. - Если дружба велика, будет Родина   крепка.      

Смелый. Трус. Погибает. - Смелый побеждает, а трус погибает.  

Погибай. Выручай. - Сам погибай, а товарища  выручай.  

Молодцы, ребята, знаете пословицы. И мы смогли построить мостик.

На слайде речка с мостом.

Логопед: А вот и первое оружие богатырей. Что это, ребята? Правильно – па́лица и булава́.  Берем и отправляемся дальше (прикрепляем на мольберт).

На слайде Змей-Горыныч: 

Логопед:

Здесь преграда, здесь злодей
Пугает взрослых и детей.
Его не будем мы бояться,
Мы спортом любим заниматься!

Логопед: Выходите на полянку, и покажем Змею-Горынычу, что мы теперь богатыри.

Физминутка на экране.


На экране Змей-Горыныч.

Голос Змея Горыныча:

За то, что не испугались меня, отдам вам луки и стрелы  богатырей, да мимо моих владений больше не ходите! 

Логопед: Что это, ребята? Правильно – лук и стрелы. Берем и отправляемся дальше (прикрепляем на мольберт). 

На экране камень на распутье трех дорог.

Логопед: Итак, дети, куда же мы пойдем дальше?  (дети выбирают направление). Хорошо, договорились, пойдем мы с вами налево.

Дети идут налево, становятся возле полянки.

  На экране стена.

Логопед: Ребята, я впереди вижу высокую непроходимую стену, которую выставил перед нами Тугарин Змей. Стена эта состоит из недобрых слов. Мы с вами сможем разбить эту стену и пройти дальше, если поменяем слова Тугарина на противоположные добрые слова.

Словесная игра «Скажи наоборот».
Логопед: Я произнесу начало фразы, а вы должны фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу

Логопед: Скажу я слово «война», а ты ответишь…

Дети: Мир.

Логопед: Скажу я слово «темнота», а ты ответишь…

Дети: Свет.

Логопед: Скажу я громко слово «враг», а ты ответишь…

Дети: Друг.

Логопед: Теперь скажу слово «слабый », ответишь…

Дети: Сильный.

Логопед: Скажу такое слово: «злой», ответишь…

Дети: Добрый.

Логопед: Скажу я слово «глупец», ответишь мне.

Дети: Мудрец.

Логопед: В игре всегда начало есть, ну, а сейчас…

Дети: Конец!

На экране разбитая стена.

Логопед: Посмотрите, ребята, вы смогли разбить стену Тугарина Змея. И за это мы получаем копье и меч-кладенец.

Что это, ребята? Правильно – копье и меч-кладенец. Берем и отправляемся дальше (прикрепляем на мольберт).

        

На экранее  Баба Яга.

Голос Бабы Яги:


Баба-Яга: « какие детки! Маленькие, хорошенькие, умненькие, наверное? Я подготовила для вас очень сложное задание.  У меня есть картина  с изображением богатырей, из частей картины вам необходимо собрать  целую  и рассказать о богатырях, которые на ней изображены, по моей схеме. Если выполните мое задание, так и быть, отдам я  вам щиты богатырей».

На экране мнемотаблица.

Составление небольшого рассказа по картине.

 

Логопед: Ребята, у нас есть три фрагмента картины, давайте, чтобы быстрее нам её собрать, разделимся на 3 группы. И каждая группа расскажет нам о своем богатыре по мнемотаблице.

Вначале рассказа нужно назвать имя богатыря и затем рассказать о нем .

В основной части  вы расскажете,  во что одеты богатыри и какое у них было оружие, расскажете о коне богатырском. В заключении расскажете, с кем сражался богатырь.

 Ребята, я вам даю время для того, чтобы вы самостоятельно рассмотрели картину.

Логопед: Расскажите, кто изображен на вашей частиы? (Илья Муромец) Расскажите об Илье Муромце.

Этот богатырь - Илья Муромец. Он самый старший из богатырей. Илья сильный и могучий, он огромного роста. На Илье Муромце кольчуга, его голову защищает шлем, у него есть рукавицы и сапоги. В одной руке богатырь держит острое копье. У Ильи за спиной есть щит. Илья Муромец внимательно смотрит вдаль: не видать ли врагов? Илья Муромец сидит верхом на черном коне. Конь очень большой и грозный. Богатырь вступал в бой с Соловьем Разбойником и защищал землю русскую от врагов.

Логопед: Расскажите, кто изображен на вашей части картины? (Алеша Попович). Расскажите об Алеше Поповиче.

  На нашей картине изображён – Алеша Попович. Он самый младший из богатырей. Алеша молодой, красивый, отважный и смелый. Алеша музыкант, у него есть гусли. Он хорошо вооружен. В руках лук, сбоку колчан со стрелами. Он красиво сидит на своем коне. Конь у Алеши рыжего цвета, он низко наклонил голову.. Алеша Попович вступал в бой с Тугарин Змеем и защищал детей, стариков, матерей от врагов.

Логопед: Расскажите, кто изображен на вашей части картины? (Добрыня Никитич). Расскажите о Добрыне Никитиче.

На нашей картине изображён  Добрыня Никитич.  Он славный воин, храбрый и сильный. Лицо Добрыни вежливое, благородное и культурное. У Добрыни на голове шлем, тело защищает кольчуга, есть щит. У него красивый меч он достает его и  готовится к бою. Добрыня Никитич гордо сидит на своем белом коне, грива коня развивается по ветру. Добрыня Никитич вступал в бой со Змеем-Горынычем.

Логопед: Скажите, вы узнали, как называется эта картина, и кто ее написал?

Дети: «Три богатыря»  Виктора Михайловича Васнецова.

На экране Баба Яга

Голос Бабы Яги:

Справились с моим заданием, отдам я вам щит, что ж отправляйтесь в путь, скатертью дорожка! 

Логопед: Посмотрите, а вот еще одна  находка. ( Щит)

Логопед: Что это, ребята? Правильно, щит. Берем и отправляемся дальше (прикрепляем на мольберт) . 

Логопед: Ребята, мы все задания выполнили, и  смогли добыть оружие для богатырей. Назовите, что это ?

Дети: Палицу и булаву, лук и стрелы, щит и меч-кладенец.  

Логопед: Я думаю, что мы с вами помогли богатырям, и они  теперь не отдадут нашу землю захватчикам и защитят свой народ. А сейчас давайте снова вернемся к камню.

На экране камень на распутье трех дорог.

Ребята, две дороги мы с вами прошли и нам осталось пойти прямо.

На экране дуб.

Голос дуба:

 

Вы все сегодня были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали и, хорошо выполняли задания, были  смелыми, ловкими, преодолели все опасности и препятствия, как настоящие богатыри, и вспомнили об их подвигах. И я вам приготовила небольшой сюрприз вот этот горшочек каши.

На экране горшочек с кашей.

На Руси каша занимала важнейшее место, готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу. Отсюда и русская пословица «Каша – мать наша». Я вам желаю, чтоб вы были сильные, смелые, мужественные. Любите свою Землю, свой народ и свою Родину.

Логопед: (показывает богатыря без оружия и доспехов). Ребята, посмотрите, кто это?

Дети: Богатырь.

Логопед: Верно, но, по-моему, ему чего-то не хватает.

Дети: доспехов и оружия.

Логопед: Вы правы. Ребята, давайте соберем ваших богатырей в путь-дорогу. Но выбрать нужно только те предметы, которые были у богатырей, которые им подходят и прикрепляют рядом с богатырем на мольберт.

Звучит музыка А.Пахмутовой «Богатырская».

Дети выполняют задание.

Логопед: Ребята, прошло уже много лет с тех пор, когда на защиту нашей земли вставали богатыри, но мы до сих пор чтим их подвиги и гордимся ими.. А наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться домой.

 

«Паучок помоги, в детский сад нас возврати». 

Давайте пройдем через паутины времени(вернулись).

Слышен звук волшебства.

  1. Рефлексия.

Ну, вот мы и снова вернулись в детский сад.  Вам понравилось наше путешествие?  Расскажите, где вы побывали, что повидали? (ответы детей).

Что было трудным? Что было интересным? (ответы детей.) 

Логопед: Спасибо большое, вы очень хорошо сегодня показали свои знания, мне очень понравилось с вами путешествовать.

Ребята, а сейчас я хочу узнать, какое у вас настроение?

Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы движениями:
Если весело тебе – ты два раза топни;
Если весело тебе – ты два раза хлопни;
Если весело тебе – ты к солнцу потянись!
Если весело тебе – ты всем нам улыбнись!

Если так, то положите на ладошки немного хорошего настроения, давайте попрощаемся с нашими гостями и поделимся с ними хорошим настроением (сдувают с ладошки хорошее настроение» на гостей).

     Звучит музыка «Богатырская».

Дети уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по непосредственно- образовательной деятельности. « Речевое развитие» на тему: «Составление рассказа о домашних животных по мнемотаблице.» в подготовительной к школе группе

Конспект по О.О. « Речевому развитию» на тему: «Составление рассказа о домашних животных по мнемотаблице.».Образовательная деятельность: « Познавательное развитие»,...

Конспект образовательной области « Речевое развитие» На тему: «Знакомство с буквой и звуком «Ж» С детьми подготовительной группы

Совершенствование умения анализировать предложение и слова.Знакомство с буквой  Ж и правилом написания сочетания  жи.Освоение  послогового способа чтения.Развитие способности подбирать ...

Конспект беседы на тему: «День солидарности в борьбе с терроризмом» с детьми подготовительной к школе группе №2 "Канарейки". Коллективная работа.

Задачи:1.     Сформировать у воспитанников представление о терроризме;2.     Формировать чувства милосердия к жертвам терактов (на примере Беслана);3....

Образовательная деятельность в области «Познавательное развитие» на тему: «Увлекательное путешествие к богатырям земли русской». с детьми подготовительной к школе группе

Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и героев; побуждать интерес к жизни предков....

Конспект занятия. Развитие речи, основы грамотности. Тема: Увлекательное путешествие к богатырям земли русской

Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко, описание картины,...

Сценарий физкультурного развлечения «Богатыри земли русской» для детей подготовительной к школе группы

Сценарий проведения физкультурного развлечения "Богатыри земли русской" для детей подготовительной к школе группы с родителями. Сценарий подходит для проведения развлечения или праздника, по...

Конспект литературного вечера на тему: «Природа в поэзии С. А. Есенина» с детьми подготовительной к школе группе.

Знакомить детей с жизнью и творчеством великого русского поэта – Есенина С. А.Побуждать к чтению поэтических произведений, учить чувствовать и слышать красоту русского слова.Формировать интерес ...