Мы - будущие железнодорожники
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Нечаева Марина Серафимовна

Конспект занятия по ознакомлению старших дошкольников с железнодорожными профессиями. Дать понятие, что работа на железной дороге очень нужная и ответственная.Воспитывать гордость за своих родителей за их тяжелый, но нужный для всех людей труд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_-_budushchie_zheleznodorozhniki.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД  «Мы - будущие железнодорожники»» для детей старшей группы

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель:

-Создать условия для расширения представлений детей о профессиях близких людей, о значимости работы родителей для окружающего мира.

- сформировать понимание того, что работа на железной дороге нужна и ответственна;

Задачи:

Обучающие:

-Расширять представления детей о железнодорожных профессиях наших родителей (путейцы, дежурный по вокзалу, диспетчер) и закрепить имеющиеся знания.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, творческие способности, мелкую моторику, память, выразительность интонаций, мимику движений;

-Закреплять представления детей о правилах безопасности на железной дороге.

-Развивать связную речь детей, умение выразительно читать стихотворения о железнодорожных профессиях, отвечать полными и распространенными предложениями

-Создавать у детей радостное настроение и вызывать положительные эмоции.

Воспитывающие:

-Воспитывать интерес и уважение к профессии своих пап- железнодорожников, вызвать желание детей в будущем работать на железнодорожном транспорте.

Предварительная работа:

Социально-коммуникативное развитие:

Проведение мини-бесед с детьми старших групп,

-«Мои родители- железнодорожники», 

«Что мы видели на вокзале?»,

»Зачем нужно знать правила безопасности?»

Методы и приемы:

Игровой, наглядный, практическая деятельность детей. Вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование музыкальных произведений, и т. д.

Материалы:

Стихи о железной дороге, о профессиях родителей, презентация  «Железнодорожные профессии»,  иллюстрации с правилами, ноутбук, звукозаписи, фотографии связанные с железной дорогой города Мичуринск, с работой родителей на железной дороге

ХОД ЗАНЯТИЯ

Речевая игра «Доброе утро» (по стихотворению Н.Красильникова)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!» (развести руки в стороны, улыбнуться)

- Доброе утро, - нам шепчут цветки (медленно поднять руки вверх, раскрыть ладони, говорить полушепотом.)

- Доброе утро, - журчат ручейки (выполнять покачивающие движения руками вправо-влево)

«Доброе утро солнцу и птицам!» (соединить крест-накрест запястья)

«Доброе утро улыбчивым лицам!» (положить подбородок на соединенные кулаки)

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера (развести руки в стороны)

Воспитатель  

     Сегодня дети  мы с вами узнаем, что такое железная дорога и люди каких профессий там работают. Мы с вами живем в красивом городе. Как он называется? В нашем городе много предприятий, которые связаны с железной дорогой. А как называется детский сад, в который вы ходите? У многих из вас  папы и мамы работают на железной дороге. Кем работают ваши папы и мамы? Как называются их профессии? Все профессии важны строитель – строит дом, учитель – учит детей,  врач – лечит. И когда вы вырастите тоже выберите профессию, какая вам нравится. Кем бы вы хотели стать?

У меня растут года,

Будет и семнадцать

Где работать мне тогда,

Чем мне заниматься?

Летчику хорошо,

А железнодорожнику  - лучше

В железнодорожники б я пошел

Пусть меня научат.

 На железной дороге работают люди разных профессий.

Загадывание загадок «Угадай железнодорожную профессию»

В своем оранжевом жилете

Под солнцем и в ночных огнях,

Он и зимой, и жарким летом

Работает на путях.

Проверки стыков, шпал и гаек.

Осмотр колес и тормозов…

Есть молоточек и фонарик…

Они расскажут все без слов (путеец)

От работы путейца зависит состояние железнодорожного пути. Как пограничник на заставе, так и путеец обходит свой участок и смотрит, нет ли каких либо неисправностей. Работа требует силы, выносливости, знаний различных инструментов.

Пропускает поезда,

Знает все- кому, куда?

Поезд примет и отправит,

Зря на месте не оставит.

Через станцию пропустит,

Все запомнит, не упустит  (дежурный по вокзалу)

      У дежурного по вокзалу очень ответственная работа. Работа требует хорошего знания компьютера. Ведь дежурный принимает и отправляет поезда через станцию Мичуринск.

Пассажиров он встречает

Их билеты проверяет

Говорит, куда пройти

Чаем потчует в пути (проводник)

     Проводник  поддерживает порядок в вагоне. Следит за работой отопления, радио. Может оказывать пассажирам медицинскую помощь.

Ходят шумно поезда

И сигналят иногда

Нам гудками или свистом

А ведут их …(машинисты)  

     Работа машиниста, ребята, сложная и ответственная. Он управляет поездом с помощью прибора, который находится слева от машиниста. На приборе несколько рукояток. Справа от машиниста, у бокового окна, второй прибор – пневматический кран. Он служит для торможения поезда. В кабине у машиниста есть телефон, микрофон, холодильник, электроплита, шкафчик для одежды. Машинисту в его работе помогает его помощник, который сидит слева от машиниста. Машинист видит впереди сигнальные огни светофора и по нему определяет, свободен ли путь.

Чтение стихотворения (читают дети)

Много дел у машиниста,

Возит он из края в край

Мед душистый, мех пушистый,

Книжки, овощи и чай.

Он везет людей в вагоне,

За вагоном ветер мчит.

«Не догонишь, не догонишь»,

Тепловоз ему кричит.

Ездит днем и ночью звездной,

Возит в бурю и мороз

Свой 12-ти колесный

Самый скорый тепловоз.

Физкультминутка.

Один, два – стоит ракета

Три, четыре – паровоз

Один, два – хлопок в ладоши

А потом на каждый счет

Один, два, три, четыре

Руки выше, плечи шире

Один, два, три, четыре

И на месте походили.

     Редко кто из нас не ездил по железной дороге. Кто – то на дачу, в гости, к морю…Днем сидишь себе на вагонной полке и любуешься, как мелькают за окном дома, деревья. Проводник разносит чай. А ночью спишь под стук колес, хорошо! Но давайте повернем колесо истории назад и посмотрим, как выглядели первые паровозы.  

      Паровозы были изобретены в Англии. А первый в России паровоз построили талантливые изобретатели отец и сын Черепановы. Первый паровоз был необычный. В качестве топлива у этих паровозов использовался пар от горячей воды. Отсюда и название паровоз. Двигался такой паровоз со скоростью велосипеда. Позднее появились тепловозы.        Топливом для них служил уголь.

     А позднее появился  электровоз.  В движение его приводит электричество. Если стоять и долго смотреть на мчащийся поезд, начинает рябить в глазах. Вагоны все мелькают и мелькают, и, кажется, что этот стремительный поток никогда не кончится. Железнодорожный транспорт удобное, быстрое средство передвижения. Но нельзя забывать, что это зона повышенной опасности.

Расскажу вам про вокзал:

Там большой красивый зал

Там часы висят у входа

И полным-полно народу.

Все торопятся, бегут,

Вещи разные несут,

И садятся в поезда,

Чтоб уехать

Кто куда.

Чтобы вы не потерялись

Без присмотра не остались,

Старших за руку держите

И от них не отходите.

Игра «Можно – нельзя»

Стоять у края платформы?

Ходить по железнодорожным путям?

Перебегать железнодорожные пути перед приближающимся поездом?

Пролезать под вагонами стоящего поезда?

Купить билет и спокойно пройти на место и сесть?

Высовываться в окно?

 Пачкать сиденья вагона и бросать мусор в окно?

     В нашей стране в городе Лиски в 1989 году по инициативе руководителя Ю.-В. Ж.д. Ивана Степановича Васильева была  построена детская железная дорога. Здесь будущие машинисты могут покатать на своем паровозике детей.

     Сегодня мы с вами ребята поговорили о том, люди каких профессий работают на железной дороге, т.е. о работе ваших пап и мам. Узнали, какая трудная и интересная работа у них, что она очень необходима, нужна для всех. Представьте себе – вдруг встала железная дорога, остановилось движение поездов. Чтобы тогда случилось? Люди не смогли бы поехать в другой город, не смогли бы перевести грузы. Чтобы случилось дальше? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для воспитания будущих железнодорожников в детском саду

В статье раскрываются проблемы создания условий для ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожного транспорта. ...

Совместная деятельность детей и родителей "Мы- будущие железнодорожники"

конспект проведения  совместной   деятельности  детей и родителей...

Проект "Мы - будущие железнодорожники"

Профориентационная работа по ознакомлению дошкольников с работой железнодороэного транспорта и профессиями, задействованными на железной дороге....

Сценарий познавательной викторины для родителей и детей "Мы – будущие железнодорожники"

Приобщение к знаниям железнодорожных профессий, традициям компании ОАО "РЖД"....

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Мы - будущие железнодорожники"

Развлечение для детей  старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Мы - будущие  железнодорожники"...

«Мы - будущие железнодорожники»

Развлечение для старших дошкольников...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ " Мы- будущие железнодорожники"

знакомство детей с профессиями на железной дороге...