План работы по самообразованию на тему: « Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры»
материал по развитию речи
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_po_razvitiyu_rechi.docx | 35.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Захаровский детский сад №1 муниципального образования Захаровского муниципального района Рязанской области.
План работы по самообразованию
Тема: « Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Виннова Жанна Васильевна
воспитатель 1 квалификационной категории
2019-2023 гг.
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно,
грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли.
Ф.А. Сохин
Тема выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» я и решила развивать речь детей.
Актуальность темы: прекрасная человеческая речь – продукт сложнейших психических процессов нашего организма. Любые нарушения этих процессов или недостаточное освоение человеком этой сложнейшей разговорной техники может привести большим затруднениям в жизни того человека. Речь в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
При нормальном речевом развитии ребенка происходит увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную, повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими.
Речевая деятельность, объединяя достижения ребенка в усвоении всех уровней языковой системы, вместе с тем становится важным условием овладения языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительной речи.
Речевая деятельность - это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Цель:
Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения инновационных дидактических игр.
Задачи:
1. Изучить методической литературы по данной теме
2. Создать «Педагогическую копилки» (картотека дидактических игр, пальчиковых физминуток, сборник консультаций)
3. Подготовить консультаций для родителей по данной теме
4. Изготовить папки-передвижки
5. Внедрение инновационной техники развития речи-Су-Джок терапии.
5. Распространить педагогический опыта по теме самообразования.
Задачи для детей:
1.Пополнять словарный запас;
2.Учить использовать суффиксы при словообразовании;
3.Формировать умение составлять небольшие связные рассказы;
4. Формировать понимание как применять и где нужную интонацию в речи;
5.Развивать фонематический слух.
Ожидаемый результат:
Для педагога:
- Во влечение родителей в развитие детей;
- Пополнение методической копилки;
- Обогащение опыта по проблемной тематике.
Для детей:
1.Обогащение словарного запаса;
2.Умеют использовать суффиксы при словообразовании;
3.Умеют составлять небольшие связные рассказы;
4. Понимают, как применять и где нужную интонацию в речи;
5. Умеют определять звуки, их место в слове, а так же слышат речевые ошибки в словах.
Методы работы с детьми:
- Игровой метод
- Наглядный метод
- Практический метод
- Словесный метод
Формы организации деятельности с детьми:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная;
Формы работы с родителями:
- сотрудничество через консультации,
- родительское собрание,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Принципы
- Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
- Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
- Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями
- Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
- Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи
Были намечены этапы самообразования:
1 этап –– теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.
2 этап –практический. Составление картотек игр для детей разного возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.
3 этап –– реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.
Объекты в работе по самообразованию:
- Дети 2-5 лет;
- Семьи детей посещающих детский сад;
- Педагогический персонал детского сада;
Перспективный план по самообразованию на 2020- 2023 учебный год.
№ | Название мероприятия | Сроки | Результат |
Теоретический этап | |||
1. | Подбор методической литературы для изучения | Сентябрь 2020 | Подобрать методическую литературу для изучения. |
2. | Познакомиться с интернет ресурсами; изучение методической литературы; изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и т.д. | Октябрь 2020-октябрь 2021 | Изучение методической литературы по теме: 1.А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» 1991 г. Москва «Просвещение» 2.А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей» 1976 г. Москва «Просвещение» 3.Е.Н. Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении детей» 1976 г. Минск «Народная асвета» 4.О.Н. Бочкарева «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» 2008г. Волгоград. 5.А.Н. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»1982г. Москва «Просвещение» 6.Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996 7.Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» 8.Под редакцией С.Л. Новоселовой «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» 11.Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. 12.Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38 13.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: СОЮЗ, 1999. –160 с. 14.Пак ЧжэВу Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / ЧжэВу Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208 |
Практический этап | |||
3. | Сбор материала для педагогической копилки. | Ноябрь 2020- январь 20223 | Папка –копилка, сайт воспитателя. 2.Картотека сюжетно-ролевых игр 3.Логопедический кейс на тему «Зима» 4.Наглядно-дидактическое пособие 5.Подборка методической литературы (15 пособий в эл виде) 6.Картотека дидактических игр для развития речи по лексическим темам (25 тем) 7.Картотека игр по малых форм по развитию речи: артикуляционная гимнастики, пальчиковые игры, скороговорки, игры для развития речевого дыхания, гимнастика с элементами лого ритмики 8.Картотека игр по развитию речи с применением мячиков Су-Джок |
4. | Работа с детьми: совместная и самостоятельная деятельность детей в группе. | Октябрь –2020-Май 2021 Сентябрь 2021-май 2022 Сентябрь 2022-май 2023 | 1.Проведение диагностики речи детей 2. Составление перспективного планирования дидактических игр по месяцам 3. Развлечение «Колобок» 4.Открытый показ дидактической игры для родителей «Колобок в гостях» 5.Использования кругов Луллия, настольно-печатных игр и лэпбуков на занятиях и в свободной игровой деятельности детей. Темы кругов Луллия: А) «Цвета» Б) «Малыши» Темы лэпбуков: А) «Осень» Б) «Зима» Темы настольно-печатных игр А) «Детеныши и мамы» Б) «Зоопарк» В) «Кто, где спрятался?» Г) «Кто, что ест?» Д) «Съедобное и не съедобное» Е) «Подбери заплатку и объясни» Ж) «Профессии» З) «Чей домик» И) «Какое дерево?» 6.Использование тематических комплектов на развитие речи и мелкой моторики: крышки, потешки, цвета, лето, зима, осень, еда. 1.Проведение диагностики речи 2. Составление перспективного планирования дидактических игр по месяцам (на уч. год) 3. Открытый показ дидактической игры для родителей «Похвалялись звери» 4.Использования кругов Луллия, настольно-печатных игр и лэпбуков на занятиях и в свободной игровой деятельности детей. Темы кругов Луллия: А) «Найди пару» Б) «Спорт» В) «Средство гигиены» Темы лэпбуков: А) «Лето» Б) «Фольклор для малышей» В) «Хлеб» Темы настольно-печатных игр А) «Времена года» Б) «Продукты питания» В) «Назови одним словом» Г) «Кто, что ест?» Д) «Профессии» Е) «Соедини тень и объясни» 6.Использование тематических комплектов на развитие речи и мелкой моторики: карта мира, крышки, посуда, профессии, транспорт, звуки, растения. 1.Проведение диагностики речи детей 2. Проведение игр для развития речи (использовать картотеку) 3. Внедрение проекта «В мячики играем, речь развиваем «в средней группе (использование Су- Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста) 4. Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе с применением игровой технологии. Тема: «Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда»» 4.Использование игр с мячом на развитие речи в разных режимных моментах в течение дня. 5. Использование пазлов 6. Использование тематических комплектов: «Звуки», «Зима», «Лето», «Потешки» 7.Использование Кругов Луллия: «Профессии», «Чей домик?», «Что сначала, что потом?» |
5. | Работа с родителями: 1.Познакомить индивидуально родителей с проблемами развития речи группы (по результатам диагностики) 2. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы 3.Повысить педагогическую грамотность родителей по данной проблеме, через консультации, род.собрание. | Октябрь2020 – Май 2023 | 1.Оформление речевого уголка 2. Анкетирование 3. Консультация «Игры и упражнения для развития речи детей третьего года жизни» 4.Консультация «Игры по развитию речи для детей 2-3 лет» 5.Консультация «Речевое развитие детей до 3 лет» 6.Родительское собрание «Речь ребенка 2х-3 х лет» 7.Буклет «Особенности развития речи детей раннего дошкольного возраста» 8.Консультация «Простые советы по развитию речи 9.Консультация «Речевое развитие детей 3-4 лет» 10. Консультация «Речь ребенка 3-4 лет» 11.Консультация «Игры по дороге домой» 12.Буклет «Развитие речи через дидактические игры» 13.Памятка «Речь в 3-4 года» 14. памятка «Как нужно общаться с малышом?» 15.Консультация «Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет. 16. Папка-передвижка «Развиваем речь в кругу семьи» 17.Консультация «Особенности развития речи детей пятого года жизни» 18. Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках»; 19.Оформление сборника материалов для родителей по «Су Джок» 20.Консультация «Применение Су - Джок терапии при коррекции речевых нарушений» |
Рефлексия | |||
7. | Самореализация: посещение занятий у воспитателей своего детского сада и района; посещение педсоветов, семинаров, конференций. Самоанализ и самооценка занятия в своей группе; проведение открытых мероприятий. | Октябрь – Май. | 1)Посещение открытых занятий на уровне своего детского сада, на уровне районного метод объединения и в сети интернет: https://www.youtube.com/watch?v=iyf-zt8TnYY https://www.youtube.com/watch?v=rNAHtfkDpdk https://www.youtube.com/watch?v=1POJbYt69f8 2)Просмотр вебинаров в сети интернет: А)Лучшие книги по развитию речи https://www.youtube.com/watch?v=g8MrSmSYBcg Б)Развитие речи дошкольников «Новое поколение – новые образовательные маршруты» https://www.youtube.com/watch?v=DnuEdHVN5EM В) Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста https://www.youtube.com/watch?v=JQyQxDd7G3o Г) Семинар по развитию речи https://www.youtube.com/watch?v=mmuEfShocLU Д) Обучение дошкольников связной речи https://www.youtube.com/watch?v=JpHfldWuNeM 3)Участие в медианарах, вебинарах, семинарах по проблеме развития речи детей 4)Показ открытого занятия (по плану детского сада) 5) Выступление на педсовете на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» 6) Буклеты: «Артикуляционная гимнастика и развитие мелкой моторики», «дидактические игры и занимательные задания по развитию речи» 7.Выступление с мастер классом «Нетрадиционное средство развития речи: Су - Джок терапия» на районном методическом объединении. 8.Обобщение результатов на заседании педагогического совета в ДО(май). |
Предполагаемый результат: при систематической работе над речевым развитием
значительно увеличится словарный запас у детей, речь станет предметом активности
детей, они начнут активно сопровождать свою деятельность речью, будет
совершенствоваться разговорная речь; а также будет сформирован грамматический строй
и звуковая культура речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте вы...
План по самообразованию по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"
quot;Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"...
план по самообразованию на тему " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры".
план по самообразованию на 2020-2021уч.год для создания оптимальных условий для развития позновательно- иследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, творческого развития...
План по самообразованию на 5 лет на тему : «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
Тема самообразования: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задач...
План по самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры» 2021-2023 гг.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает ми...
План работы по самообразованию на 2020 -2023 учебный год. Тема: «Сенсорное развитие ребёнка дошкольного возраста через дидактические игры»
План работы по самообразованию на 2020 -2023 учебный год.Тема: «Сенсорное развитие ребёнка дошкольного возраста через дидактические игры»...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Актуальность темы.Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлен...