План по самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры» 2021-2023 гг.
учебно-методический материал (младшая группа)

Резцова Ольга Сергеевна

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Цель:

повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

- расширить знания о сенсорном развитии детей раннего возраста

- формировать сенсорные представления детей путём выделения формы, цвета, и величины предметов

- обогатить развивающую предметно-пространственную среду по сенсорному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2021-2023_reztsova.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка»

структурное подразделение «Звездочка»

План по самообразованию

Тема: «Сенсорное развитие детей младшего возраста

через дидактические игры»





Воспитатель:

Резцова Ольга Сергеевна

Первая квалификационная категория


2021-2023 уч. г.

г.Вихоревка

Актуальность

Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей детей. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств  предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Основной формой и содержанием организации жизни детей является игра. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Цель:

повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 

- расширить знания о сенсорном развитии детей раннего возраста

- формировать сенсорные представления детей путём выделения формы, цвета, и величины предметов 

- обогатить развивающую предметно-пространственную среду по сенсорному развитию 

Выход темы: 

- консультация для родителей

- консультация для педагогов

- родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»

- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшего возраста

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- Дети:

- специальные занятия по сенсорному воспитанию

- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию

- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

В ходе реализации своей работы я разработала подборку дидактических игр:

- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме

          2 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

3 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.

Методическая  работа

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

Сентябрь 2021г.

Список использованной литературы

создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка.

В течение года.

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста  через дидактические игры»

Январь 2022г.

Конспект консультации

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Форма отчета

специальные занятия по сенсорному воспитанию

В течение года

занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

В течение года

сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) 

В течение года

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:- «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Узнай фигуру» , «Найди пару»

Сентябрь – ноябрь 2022г.

картотека

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. «Найди предмет указанной формы»,«Найди предмет такой же формы»,«Какая фигура лишняя?» 

Декабрь 2022г

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.«Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разноцветные кружки»,«Дальше – ближе»

Январь -   Февраль 2023г.

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: «Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери  бусы», «Какие цвета использованы?», «Уточним цвет»

Март 2023г.

картотека

Отчет по самообразованию

Май 2023г.

Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры»

Март 2023г.

консультация

Проведение родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику»

Апрель 2023г.

Протокол собрания

Список использованной литература:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .

7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"

quot;Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"...

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры»

Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей детей. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием ф...

Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры».

Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры»....

Отчет по самообразованию на тему: «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры» на 2018 – 2019 учебный год

Научить детей различать основные цвета;Познакомить детей с величиной и формой предмета;Сформировать навыки самостоятельной деятельности;Повысить самооценку детей, их уверенность детей;Развивать творче...

План по самообразованию на 5 лет на тему : «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

Тема самообразования: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задач...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Актуальность темы.Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлен...

План самообразования на тему:"Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры "

Для повышения своего педагогического уровня,профессионального мастерства и компетентности....