План по самообразованию по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"
методическая разработка (младшая группа)
"Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_ivanova.docx | 30.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН
профессионального самообразования педагога
Ивановой Алены Николаевны
на 2020 - 2025 уч.г.
Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Потому я выбрала данное направление по самообразованию, тема которого звучит как: «Сенсорное воспитание детей младшего возраста посредством дидактических игр».
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания. без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов(ощущений, восприятий. представлений) .
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания. так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное. планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой .
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессиональной компетентности в работе с детьми раннего возраста.
Задачи:
- изучить учебную и методическую литературу по проблеме;
- подготовить материал и внедрить в практику игры по сенсорному развитию детей раннего возраста;
- создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка;
- подготовить и провести консультацию с родителями по теме:
« Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив;
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
произвольное внимание;
логическое мышление;
зрительное и слуховое восприятие;
память;
речь детей.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Формы самообразования
Индивидуальная – через индивидуальный план
Групповая – через участие в деятельности ДОУ, а также через участие в жизни ДОУ.
Этапы работы:
- Изучение психолого-педагогической литературы
Вид деятельности | Сроки исполнения |
Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия. /Н.Ефремова //Дошкольное воспитание.-2012-№12. | 2020 г. |
Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003; | 2020 г. |
Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Л.А.Венгер. - М.,2004. | 2020 г. |
Развивающие игры с малышами до трёх лет: Пособие для родителей и педагогов. Сост.Т.В.Галанова .-; Ярославль: Академия развития,2Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка » — М. «Просвещение». 1988; | 2020 г. |
Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша » — М. «Мозаика-Синтез». 2003; | 2021 г. |
Сост. Т. В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» — Ярославль «Академия развития». 1998. | 2021 г. |
Изучение статей в журналах :«Ребенок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»,«Дошкольное воспитание» | 2021 г. |
Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [ТЕКСТ]: Популярное пособие для родителей и педагогов./ Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с. | 2021 г. |
Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [ТЕКСТ]: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей./ Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992. – 96с. | 2021г. |
Буянова, Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. - №12. – 2006г. - 12с. | 2022г. |
Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007.- 32с. | 2022г. |
Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [ТЕКСТ]: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 1988 – 144с | 2022г. |
Венгер, Л.А. Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию// Дошкольное воспитание – 2002.- № 3 – 398 с. | 2023г. |
Гребенщикова, Е.А. История советской дошкольной педагогики [ТЕКСТ]: Хрестоматия. Учеб. пос. для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология»./ Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко, И.Б. Мчедлидзе, Л.К. Савинова, О.А. Фролова; под ред. М.Ф. Шабаевой. – М.: Просвещение, 1980. – 231 – 397с. | 2023г. |
Дерягина, Л.Б. Радуга - дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус [ТЕКСТ]: пособие для детей, родителей и воспитателей/ Л.Б. Дерягина. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. – 32с. | 2024г. |
Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [ТЕКСТ]: пособие для воспитателя детского сада/ Пилюгина Э.Г. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с. | 2024г. |
- Работа с детьми
Вид деятельности | Сроки исполнения |
Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми | 2020 г. |
Изучение методик и технологий педагогов в Интернет - источниках. | 2020 г. |
Консультация «Методика проведения диагностики» | 2020 г. |
Планирование индивидуальной работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности | 2020 г. |
Введение игровых приёмов в комплексы мероприятий по сенсорному развитию, в утреннюю гимнастику, гимнастику после сна | 2021 г. |
Просмотр видеофильма « Предметно-развивающая среда в ДОУ » по ФГОС ДО | 2021 г. |
Презентация « Картотека дидактических игр для детей младшего возраста » | 2021 г. |
Презентация «Сенсорное воспитание ребенка младшего возраста» | 2021 г. |
Создание в группе предметно-развивающей среды периодическое ее пополнение) | 2021г. |
Занятия, использующие дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики. втулки и пр. | 2022г. |
Мониторинг начальных знаний и представлений об элементарных сенсорных эталонах (цвет, форма, величина). | 2022г. |
Введение сенсорных понятий. Дидактические игры на определение сенсорных понятий. Накопление представлений о сенсорных эталонах. | 2022г. |
Проведение игр Занятия, использующие дидактические игры и упражнения. Дидактические игры на развитие тактильных ощущений : «Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признаку) «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани) «Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру) «Найди пару» (предлагается ребенку найти пары одинаковых предметов, картинок) . | 2023г. |
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы, цвета, величины ( большой, маленький) : Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины: «Большой и маленький» (предложить ребенку разложить предложенные фигуры от самого большого предмета до самого маленького) «Какой мяч больше, или меньше» (предложить найти самую большую фигуру или самую маленькую) «Домики для медвежат» (найти каждому мишке домик по размеру) | 2023г. |
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: «Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета) «Найди предметы одинакового цвета» (из предложенных разноцветных предметов, найти предметы одного цвета по образцу) «Домики и флажки» (найти по цвету подходящий флажок для каждого домика) | 2024г. |
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия формы: «Разложи фигуры по местам» (ребенку предлагается разложить предложенные фигуры, на свое место) «Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки) «Геометрическое лото» ( умение сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу) | 2024г. |
Открытое мероприятие ООД | 2025г. |
Пополнение картотеки дидактических игр и внесение новых игровых заданий | 2025г. |
Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудование для развития игровой деятельности) | 2025г. |
Оформление выставки «Дидактические игры для детей» | 2025г. |
Занятия, использующие дидактические игры и упражнения | 2025г. |
Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) | 2025г. |
Совместные игры на развитие умственного развития детей (мышления, внимания, воображения, усидчивости) | 2025г. |
Составление картотеки игр – экспериментов с водой, песком и т. д.. | 2025г. |
Дидактические игры и упражнения на закрепление сенсорных эталонов: «Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета) «Найди предметы одинакового цвета» (из предложенных разноцветных предметов, найти предметы одного цвета по образцу) «Домики и флажки» (найти по цвету подходящий флажок для каждого домика) Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. - «Найди предмет указанной формы» - «Найди предмет такой же формы» - «Какая фигура лишняя?» Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. - «Сравни предметы по высоте» - «Самая длинная, самая короткая» - «Разноцветные кружки» - «В какую коробку?» - «Дальше – ближе» Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: - «Какого цвета не стало?» - «Какого цвета предмет?» - «Собери гирлянду» - «Какие цвета использованы?» - «Уточним цвет» | 2025г. |
- Работа с педагогами
Изучение опыта педагогов ДОУ | Сроки исполнения |
Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребёнка» | 2020г. |
Обмен опытом | 2020-2025г. |
Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения. | 2020-2025г. |
Участие в семинарах - практикумах для педагогов Посещение ООД у воспитателей ДОУ | 2020-2025г. |
Проект «В курсе событий» | 2025г. |
- Работа с родителями
Вид деятельности | Сроки исполнения |
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала | 2020-2025г. |
Подготовить консультацию для родителей: « Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» | 2020-2025г. |
Оформление письменных консультаций в родительском уголке | 2020-2025г. |
Тематическое родительское собрание «Игра – спутник детства» | 2020-2025г. |
Консультации и беседы (индивидуальные и коллективные) | 2020-2025г. |
Совместное с родителями пополнение дидактических игр для развития мелкой мускулатуры, внимания | 2020-2025г. |
Творческий отчёт по теме «Использование дидактических игр в жизни детей» | 2020-2025г. |
Проект «Игровые технологии в ДУ» | 2020-2025г. |
Круглый стол «Значение дидактической игры для развития дошкольника» | 2020-2025г. |
Мини - музей: «Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, — народные игры». | 2020-2025г. |
Индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей | 2020-2025г. |
Выставка литературы и наглядного материала | 2020-2025г. |
Анкетирование среди родителей: « Что такое сенсорика?» | 2020-2025г. |
Оформление стенгазет | 2020-2025г. |
Мастер – класс: «Игровой массаж» | 2020-2025г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте вы...
План по самообразованию на 5 лет на тему : «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
Тема самообразования: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задач...
План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
Актуальность темы Я выбрала данное направление по самообразованию т.к. пришла к выводу, что ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно но...
План по самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры» 2021-2023 гг.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает ми...
План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
План по самообразованию 1 младшая группа...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Актуальность темы.Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлен...
План самообразования на тему:"Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры "
Для повышения своего педагогического уровня,профессионального мастерства и компетентности....