ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
методическая разработка (подготовительная группа)
Актуальность темы.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2023-2024.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1512 имени Героя Советского Союза Алии Молдагуловой»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2023 – 2024 учебный год
воспитателя Е. В. Малай
стаж работы 14 лет,
высшая квалификационная категория
Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Актуальность темы.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (неслучайно, многие дети приносят в школу игрушки). Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее правильный путь включения детей в учебную работу,
2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
3. Недостаточно сформирована познавательная мотивация.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать материал увлекательным, создать радостное настроение.
Цель. Повышение профессионального уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности в развитии познавательной активности детей, через развитие сенсорных эталонов в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО.
Задачи.
- Изучить литературу по данной теме и расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- привлечь родителей к организации воспитательно-образовательной работы с детьми;
- повысить педагогическую компетентность родителей по данной теме;
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию.
Направления работы:
Сентябрь
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Создание предметно-развивающей среды по сенсорному развитию окружающей ребенка.
- Подготовить консультацию «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры».
- Чтение сказок, рассказов, стихотворений: «Репка», «Красная редиска выросла на грядке», «Красный тюльпан во дворе»,
Красный цвет он очень яркий, помидор и перец сладкий»….
- Чтение потешек, при помощи пальчиков (показ воспитателя):
«Красный», «Желтый», «Листопад листопад - листьев желтых водопад», «Осень желтая пришла, облетела вся листва», «Петя – петушок, золотой гребешок», «Осень золотая в гости к нам пришла»
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений и закрепление цвета: «Волшебный мешочек», «Узнай фигуру», «Определи на ощупь», «Найди пару», «Забавные шнурки».
Октябрь (в течение года)
- Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений (пальчиковый театр).
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: «Найди домик для мышки», «Найди половинки», «Какого цвета предмет?», «Собери гирлянду, укрась елочку шарами (цвет)», «Пирамидка», «Собери огород»…
- Занятия по развитию восприятия цвета, осуществляемое в процессе обучения рисованию: «Листопад».
Ноябрь
- Разучивание новых пальчиковых игр: «Укрась елочку», «Какого цвета не стало?», «Наша елка велика», «Елочка, елочка, а на ней иголочки», «На елке».
- Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками» Повторение выученных пальчиковых игр, заучивание новых.
- Занятия по развитию восприятия цвета, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепки: «Елочка», «Украшения для елочки (шары)».
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета, формы, размера (величины): «Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери гирлянду», «Какие цвета использованы?»,
«Уточним цвет», «Найди то, что я покажу», «Соберем бусы», «Кому какая форма», «Какие бывают фигуры», «Найди предмет такой же формы, «Разложи по размеру», «В какую корзиночку», «Домики для медвежат», «Украсим коврик».
Декабрь (в течение года)
- Дидактические игры: «Какая фигура лишняя?», «В какой домик пойдет жить крышечка?», «Помоги мышкам спрятаться от кота в правильном домике», «Подбери узор варежке».
- Консультация для родителей: «Развитие цветового восприятия 2- 3 лет».
- Пополнить и разнообразить предметно-развивающую среду в группе.
- Занятия по развитию восприятия цвета, осуществляемое в процессе обучения рисованию (использование нетрадиционных техник рисования): «Снеговик».
Январь
- Дидактические игры и упражнения на восприятие цвета и формы: «Бусы», «Полянка» (посадить бабочку нужного цвета на цветок, «Подбери чашки к блюдцам», «Найди маленьким рыбкам своих мам.», «Какого цвета?», «Найди предмет такой же формы», «Узнай фигуру», «Кто первый соберет фигуры», «На что похоже.»
- Буклет для родителей: «Дидактические игры своими руками». Занятия по развитию восприятия цвета, осуществляемое в процессе обучения рисованию (использование нетрадиционных техник рисования, аппликация: «Цветы для мамочки».
Февраль
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета, формы, размера (величины): «Разложи предметы по цветным вагончикам», «Расставь машины по гаражам», «Найди нужный цвет (овощу или фрукт)», «Какие цвета использованы?», «Уточним цвет», «В каком домике живут медвежата», «Разложи по размеру», «Фигуры играют в прятки», «В какую корзинку», «Найди предмет такой же формы».
Март
- Пальчиковая гимнастика: «Рано утром встал гусенок.
Пальцы щиплет он спросонок»
Апрель
- Что бы мне хотелось добавить в свой уголок, так это дидактические игры: «Веселый паровозик», «Найди зайчику дом», «Аквариум для рыбки», «Лучик солнца», «Разложи по размеру», «В какую корзиночку», «Домики для медвежат», «Украсим коврик», «Цветочные бусы», «Белкины заготовки», «Кубики», «Геометрическое лото».
Май
- Отчет по самообразованию.
Список использованной литературы:
1. Е. А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста - Москва, Мозаика - Синтез, 2011.
2. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва, 2010.
3. Д, Н, Колдина «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
4. Дидактические игры-занятия в ДОУ (ранний возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
5. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
6. В. В. Ветрова «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
7. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в группе раннего возраста детского сада. - М.: Мозаика-Синтез.
8. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
9. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) выпуск 1, г. Воронеж 2007 г.
10. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...
Проект по самообразованию на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
Проект по самообразованию: " Сенсорное развитие детей через дидактические игрв"...
План по самообразованию по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"
quot;Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"...
План по самообразованию на 5 лет на тему : «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
Тема самообразования: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задач...
План по самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры» 2021-2023 гг.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает ми...
План самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Ожидаемые результаты:- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;- Систематизация м...
План самообразования на тему:"Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры "
Для повышения своего педагогического уровня,профессионального мастерства и компетентности....