ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
методическая разработка (подготовительная группа)
Актуальность темы.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1512 имени Героя Советского Союза Алии Молдагуловой»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2023 – 2024 учебный год
воспитателя Е. В. Малай
стаж работы 14 лет,
высшая квалификационная категория
Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Актуальность темы.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (неслучайно, многие дети приносят в школу игрушки). Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее правильный путь включения детей в учебную работу,
2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
3. Недостаточно сформирована познавательная мотивация.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать материал увлекательным, создать радостное настроение.
Цель. Повышение профессионального уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности в развитии познавательной активности детей, через развитие сенсорных эталонов в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО.
Задачи.
- Изучить литературу по данной теме и расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- привлечь родителей к организации воспитательно-образовательной работы с детьми;
- повысить педагогическую компетентность родителей по данной теме;
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию.
Направления работы:
Сентябрь
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Создание предметно-развивающей среды по сенсорному развитию окружающей ребенка.
- Подготовить консультацию «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры».
- Чтение сказок, рассказов, стихотворений: «Репка», «Красная редиска выросла на грядке», «Красный тюльпан во дворе»,
Красный цвет он очень яркий, помидор и перец сладкий»….
- Чтение потешек, при помощи пальчиков (показ воспитателя):
«Красный», «Желтый», «Листопад листопад - листьев желтых водопад», «Осень желтая пришла, облетела вся листва», «Петя – петушок, золотой гребешок», «Осень золотая в гости к нам пришла»
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений и закрепление цвета: «Волшебный мешочек», «Узнай фигуру», «Определи на ощупь», «Найди пару», «Забавные шнурки».
Октябрь (в течение года)
- Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений (пальчиковый театр).
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: «Найди домик для мышки», «Найди половинки», «Какого цвета предмет?», «Собери гирлянду, укрась елочку шарами (цвет)», «Пирамидка», «Собери огород»…
- Занятия по развитию восприятия цвета, осуществляемое в процессе обучения рисованию: «Листопад».
Ноябрь
- Разучивание новых пальчиковых игр: «Укрась елочку», «Какого цвета не стало?», «Наша елка велика», «Елочка, елочка, а на ней иголочки», «На елке».
- Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками» Повторение выученных пальчиковых игр, заучивание новых.
- Занятия по развитию восприятия цвета, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепки: «Елочка», «Украшения для елочки (шары)».
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета, формы, размера (величины): «Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери гирлянду», «Какие цвета использованы?»,
«Уточним цвет», «Найди то, что я покажу», «Соберем бусы», «Кому какая форма», «Какие бывают фигуры», «Найди предмет такой же формы, «Разложи по размеру», «В какую корзиночку», «Домики для медвежат», «Украсим коврик».
Декабрь (в течение года)
- Дидактические игры: «Какая фигура лишняя?», «В какой домик пойдет жить крышечка?», «Помоги мышкам спрятаться от кота в правильном домике», «Подбери узор варежке».
- Консультация для родителей: «Развитие цветового восприятия 2- 3 лет».
- Пополнить и разнообразить предметно-развивающую среду в группе.
- Занятия по развитию восприятия цвета, осуществляемое в процессе обучения рисованию (использование нетрадиционных техник рисования): «Снеговик».
Январь
- Дидактические игры и упражнения на восприятие цвета и формы: «Бусы», «Полянка» (посадить бабочку нужного цвета на цветок, «Подбери чашки к блюдцам», «Найди маленьким рыбкам своих мам.», «Какого цвета?», «Найди предмет такой же формы», «Узнай фигуру», «Кто первый соберет фигуры», «На что похоже.»
- Буклет для родителей: «Дидактические игры своими руками». Занятия по развитию восприятия цвета, осуществляемое в процессе обучения рисованию (использование нетрадиционных техник рисования, аппликация: «Цветы для мамочки».
Февраль
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета, формы, размера (величины): «Разложи предметы по цветным вагончикам», «Расставь машины по гаражам», «Найди нужный цвет (овощу или фрукт)», «Какие цвета использованы?», «Уточним цвет», «В каком домике живут медвежата», «Разложи по размеру», «Фигуры играют в прятки», «В какую корзинку», «Найди предмет такой же формы».
Март
- Пальчиковая гимнастика: «Рано утром встал гусенок.
Пальцы щиплет он спросонок»
Апрель
- Что бы мне хотелось добавить в свой уголок, так это дидактические игры: «Веселый паровозик», «Найди зайчику дом», «Аквариум для рыбки», «Лучик солнца», «Разложи по размеру», «В какую корзиночку», «Домики для медвежат», «Украсим коврик», «Цветочные бусы», «Белкины заготовки», «Кубики», «Геометрическое лото».
Май
- Отчет по самообразованию.
Список использованной литературы:
1. Е. А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста - Москва, Мозаика - Синтез, 2011.
2. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва, 2010.
3. Д, Н, Колдина «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
4. Дидактические игры-занятия в ДОУ (ранний возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
5. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
6. В. В. Ветрова «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
7. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в группе раннего возраста детского сада. - М.: Мозаика-Синтез.
8. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
9. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) выпуск 1, г. Воронеж 2007 г.
10. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/15/picture-1143977-1557941215.jpg)
Проект по самообразованию на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
Проект по самообразованию: " Сенсорное развитие детей через дидактические игрв"...
План по самообразованию по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"
quot;Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/31/picture-689514-1446301632.jpg)
План по самообразованию на 5 лет на тему : «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
Тема самообразования: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задач...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/14/picture-736323-1452755182.jpg)
План по самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры» 2021-2023 гг.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает ми...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/12/picture-1226421-1584009059.jpg)
План самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Ожидаемые результаты:- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;- Систематизация м...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/24/picture-1499910-1703421235.jpg)
План самообразования на тему:"Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры "
Для повышения своего педагогического уровня,профессионального мастерства и компетентности....