Конспект открытого занятия по развитию речи «Незнайка в гостях у ребят» в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Задачи:

  1. Формировать у детей умение рифмовать, придумывать рифмованные строчки;

обогащать словарь ребенка специальными терминами.

  1. развивать умения заканчивать стихотворные строчки, подбирая верные слова не только по рифме, но и по смыслу; развивать внимание; развивать творческие способности детей; расширять коммуникативные способности детей; развивать умение анализировать свою деятельность.
  2. воспитывать интерес к поэтическому искусству; воспитывать бережное отношение к книгам.

Атрибуты: Коробка с надписью «Игра», две птицы, кукла Незнайка, сборник стихов А. Барто, аудиозапись с песней-приветствием Ю. Тарана «Здравствуйте!», физминутка «Хорошее настроение», мяч, сборник стихов В.Берестова, сборник стихов Г. Граубина, настольный театр, пальчиковые куклы, Портреты: А. Барто, В. Берестов.

 

Ход занятия.

  1. Доброе утро, ребята! А давайте с вами поздороваемся так, чтобы наше утро и весь день оставались добрыми.

 

Песня-игра Ю. Таран «Здравствуйте»

 

Мы с вами поздоровались, поприветствовали друг другу и сейчас готовы встретить гостя. Наш сегодняшний гость Незнайка!

В гости к ребятам приходит Незнайка (очень печальный).

- Незнайка, почему ты такой грустный?

- Да вот книжка вся рассыпалась.

- Незнайка, как же это могло произойти?

- Не знаю...

- Ты, наверное, с книжкой плохо обращался?

- Не знаю... А как это?

- Ребята, давайте расскажем Незнайке, что значит плохо обращаться с книгой. (Неаккуратно перелистывать страницы, загибать уголки страниц, перегибать книгу на переплете, вырывать страницы, замалевывать листы карандашом и фломастером, слюнявить пальцы, разбрасывать книги небрежно и т. д.)

- Подумаешь, я всего-то посмотрел в книге картинки. А книга у меня

самая ерундовая. Так... стишки какие-то...

- Незнайка, так у тебя самая замечательная книга, стихи для детей Агнии Барто.

Вот, послушайте, ребята, какие замечательные стихи в Незнайкиной книге.

 

Лошадка

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

                                                (А. Барто)

 

 

Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу –

Потому что он хороший.

                                                (А. Барто)

 

Воспитатель. Кто скажет, чем отличаются стихи от рассказов и сказок? (Ответы детей).

 

Воспитатель. В стихах есть рифма. Чтобы ты, Незнайка, узнал, что такое рифма, поиграй с ребятами в увлекательную игру «Корзинка». Правила игры очень просты. Ребята будут передавать друг другу корзинку и складывать в нее все, что заканчивается на -ка. Начинает воспитатель: «Корзинка». Дети продолжают: зайка, тарелка, лейка, палка, ложка, чашка, вилка, кошка, книжка, мишка.

 

Воспитатель: а теперь послушайте стихотворение Д. Чиарди

На улице

Прохожего

Увидел я вчера.

Он ящик нес,

На ящике

Написано:

“Игра”.

 

Я два квартала

Шел за ним

(Поверьте, я не вру).

И наконец

Спросил его:

— А как играть

В игру?

 

Он улыбнулся

Вежливо,

Потом мне отвечал:

— Уверен,

Что такой игры

Еще ты не встречал

 

Две птицы

Удивительных

Есть в ящике моем.

И если хочешь,

То с тобой

Сыграем мы вдвоем.

 

А чтобы мы

Могли начать,

Запомнить должен ты,

Что у несхожих

Этих птиц —

ПОХОЖИЕ ХВОСТЫ.

 

Поймать

Таких смешных пичуг —

Весьма нелегкий труд.

Недаром люди

Умные

Их РИФМАМИ

Зовут.

 

...И вправду,

Птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали

Вытаскивать

Наверх

За словом слово.

Одна достала

Слово ГВОЗДЬ,

Другая сразу —

ГОСТЬ и ТРОСТЬ.

 

Одна достала

Слово ГРУСТЬ,

Другая фразу:

НУ и ПУСТЬ!

 

Одна достала

Слово СЛОН,

Другая —

ЗВОН и ТЕЛЕФОН.

— Теперь,—

Сказал мне человек,—

Пора и нам сыграть.

Я буду

Доставать слова,

Ты должен

РИФМОВАТЬ.

 

Достал он слово КОЧКА,

А я ответил: БОЧКА,

И СТРОЧКА, и СОРОЧКА,

И сразу два ЛИСТОЧКА,

И на прощанье ТОЧКА.

 

...Мы с ним

Играли целый час

Похожими словами.

 

Теперь

Мы покидаем вас,

И вы играйте сами.

 

Воспитатель: а сейчас мы, ребята, еще  потренируемся в игре «Подбери рифму» и попробуем сами сочинить стихи

Игра с мячом

Воспитатель бросает ребенку мяч, говорит слово, ребенок подбирает рифму:

Пень – день, ночь – дочь, кот – рот, палка- галка, печка- свечка, мушка- пушка, мышка- крышка, плошка- кошка и т.д.

 

Воспитатель: а сейчас Незнайка расскажет нам, как встречал гостей, а мы поможем подобрать рифму в его стихи.

Стихотворение Д. Хармса «Пирог»

Я захотел устроить бал

И я гостей к себе... (позвал).

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый... (пирог).

Пирог, ножи и вилки - тут,

Но что-то гости... (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек... (откусил).

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту... (съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошки... (не нашли).

 

 

- Незнайка, а ты когда-нибудь пробовал сочинять стихи?

- Да что их там сочинять?! Тяп-ляп - и готово! Подобрал рифму - вот

и стишок получился. Вот, пожалуйста, слушайте стихи, которые написал знаменитый поэт Незнайка:

У Маши в кружке

Квакают лягушки

 

 Ребята, можно так сочинять стихи? Это у тебя, Незнайка, перепутаница какая-то получилась. Кроме рифмы и ритма в стихах должен быть смысл. А чтобы стихи были интересными, поэты делают их сказочными, загадочными, шуточными. Давайте попробуем все вместе сочинять стихи. И ты, Незнайка, помогай нам, учись.

- Вначале нужно выбрать героя. (На большой палец надевается шапочка-маска.)

Жил-был пальчик.

- Далее нужно рассказать, какой он был и что делал.

Маленький... мальчик.

Он кашу... кушал

И маму ... слушал.

- Ребята; что еще мог делать мальчик?

Он ... печь топил,

Дрова... носил,

Пол... подметал,

Бабушку... встречал,

Папу на работу... провожал.

- Можно рассказать о том, какой он был... (Он был... вежливый, ... добрый, ... послушный, ... терпеливый, ... неравнодушный.)

- Ребята, и обязательно нужно выразить и отношение к нашему герою.

Хороший был пальчик,

Маленький мальчик.

(Дети предлагают свои варианты, игра продолжается.)

- Незнайка, ты понял теперь, что стихи писать интересно и очень нелегко. А сколько замечательных поэтов написали стихи для детей! Это А.Барто, С.Михалков, К.ЧуковскиЙ, С.Маршак, Е.Благинина, Э.Успенский, И.Токмакова, В. Берестов, Б.Заходер и др.

Незнайке становится стыдно, что он небрежно обращался с такой замечательной книжкой, обещает детям подклеить ее, стереть грязь ластиком, обернуть обложкой и всю книгу прочитать.

 

Воспитатель говорит, что замечательные детские писатели написали очень много стихов для детей. О чем эти стихи? Обо всем на свете: о природе, о животных, об игрушках, о поведении детей и о всяком разном. А есть стихи, которые просто веселят детей.

- Послушайте стихотворение В. Берестова «Дракон».

В двери диетической столовой
Вошел дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» сказал
И, улыбаясь, заказал:

* Для этой головы
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти -
Прочие сласти.

Для этой головки -
Перловки.
Для этой глотки -
Селедки.

Для этой рожи -
Тоже.
Для этого личика -
Два сдобных куличика.

Что еще?
Лимонаду бутылку,

Семь салфеток, ножик и вилку.

 

- Сразу можно догадаться, что вам очень понравилось это стихотворение.

 

- Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее, веселое, радостное, смешливое…)

 

Воспитатель: Давайте закрепим наше настроение разминкой, которая так и называется «Хорошее настроение».

 

Игра «Добавлялки»

Лу — лу — лу – купили мы юлу

Ла – ла – ла – мама чай пила.

Ра- ра- ра – на дворе жара (трава, дрова)

Ар- ар- ар – круглый шар

Ир-ир-ир – все выпили кефир?

Тра-тра-тра – а мы поём с утра

Ор – ор – ор – в огороде помидор

Ирь-ирь-ирь – на снегу сидит снегирь

(Придумать концовку)

Су-су-су – (было холодно в лесу)

Со-со-со – (у Вовы колесо)

Ры-ры-ры – (летают комары)

Ша-ша-ша – (мама моет малыша)

 

А сможете ли вы угадать, про кого следующее стихотворение Георгия Граубина? Называется оно «Бигудявки»

 

Возле берега, на травке
Загорают Бигудявки.
Не котята, не овечки,
Не жучки, не человечки,
Не букашки, не козявки –
Бигудявки, да и все.

Оживленно бигудявят
Про веселую погоду,
Травку славят, солнце славят,
Славят воздух, славят воду.

Кувыркаются у речки
Не котята, не овечки,
И катаются по травке
Не букашки, не козявки.

Кто такие – неизвестно:
Всем известным не сродни.
Это даже интересно
И забавно, что они
Не котята, не овечки,
Не жучки, не человечки,
Не букашки, не козявки –
Бигудявки, да и все.

 

Воспитатель: Ребята, вам понравились Бугудявки? Какие они? Трудно объяснить словами, но мы попробуем после занятия нарисовать этих милых и смешных бигудявок

А теперь давайте поблагодарим друг друга и пожелаем хорошего дня (Ребята становятся в два круга и говорят: всем-всем хорошего настроения! Всем-всем добрых дел!»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №61

Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект открытого занятия по развитию речи «Незнайка в гостях у ребят» в старшей группе.

Подготовила воспитатель группы №9 «Дружба»

Дерябина Марина Валерьевна

2022 год

Задачи:

  1. Формировать у детей умение рифмовать, придумывать рифмованные строчки;

обогащать словарь ребенка специальными терминами.

  1. развивать умения заканчивать стихотворные строчки, подбирая верные слова не только по рифме, но и по смыслу; развивать внимание; развивать творческие способности детей; расширять коммуникативные способности детей; развивать умение анализировать свою деятельность.
  2. воспитывать интерес к поэтическому искусству; воспитывать бережное отношение к книгам.

Атрибуты: Коробка с надписью «Игра», две птицы, кукла Незнайка, сборник стихов А. Барто, аудиозапись с песней-приветствием Ю. Тарана «Здравствуйте!», физминутка «Хорошее настроение», мяч, сборник стихов В.Берестова, сборник стихов Г. Граубина, настольный театр, пальчиковые куклы, Портреты: А. Барто, В. Берестов.

Ход занятия.

  1. Доброе утро, ребята! А давайте с вами поздороваемся так, чтобы наше утро и весь день оставались добрыми.

Песня-игра Ю. Таран «Здравствуйте»

Мы с вами поздоровались, поприветствовали друг другу и сейчас готовы встретить гостя. Наш сегодняшний гость Незнайка!

В гости к ребятам приходит Незнайка (очень печальный).

- Незнайка, почему ты такой грустный?

- Да вот книжка вся рассыпалась.

- Незнайка, как же это могло произойти?

- Не знаю...

- Ты, наверное, с книжкой плохо обращался?

- Не знаю... А как это?

- Ребята, давайте расскажем Незнайке, что значит плохо обращаться с книгой. (Неаккуратно перелистывать страницы, загибать уголки страниц, перегибать книгу на переплете, вырывать страницы, замалевывать листы карандашом и фломастером, слюнявить пальцы, разбрасывать книги небрежно и т. д.)

- Подумаешь, я всего-то посмотрел в книге картинки. А книга у меня

самая ерундовая. Так... стишки какие-то...

- Незнайка, так у тебя самая замечательная книга, стихи для детей Агнии Барто.

Вот, послушайте, ребята, какие замечательные стихи в Незнайкиной книге.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

(А. Барто)

Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу –

Потому что он хороший.

(А. Барто)

Воспитатель. Кто скажет, чем отличаются стихи от рассказов и сказок? (Ответы детей).

Воспитатель. В стихах есть рифма. Чтобы ты, Незнайка, узнал, что такое рифма, поиграй с ребятами в увлекательную игру «Корзинка». Правила игры очень просты. Ребята будут передавать друг другу корзинку и складывать в нее все, что заканчивается на -ка. Начинает воспитатель: «Корзинка». Дети продолжают: зайка, тарелка, лейка, палка, ложка, чашка, вилка, кошка, книжка, мишка.

Воспитатель: а теперь послушайте стихотворение Д. Чиарди

На улице

Прохожего

Увидел я вчера.

Он ящик нес,

На ящике

Написано:

“Игра”.

Я два квартала

Шел за ним

(Поверьте, я не вру).

И наконец

Спросил его:

— А как играть

В игру?

Он улыбнулся

Вежливо,

Потом мне отвечал:

— Уверен,

Что такой игры

Еще ты не встречал

Две птицы

Удивительных

Есть в ящике моем.

И если хочешь,

То с тобой

Сыграем мы вдвоем.

А чтобы мы

Могли начать,

Запомнить должен ты,

Что у несхожих

Этих птиц —

ПОХОЖИЕ ХВОСТЫ.

Поймать

Таких смешных пичуг —

Весьма нелегкий труд.

Недаром люди

Умные

Их РИФМАМИ

Зовут.

...И вправду,

Птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали

Вытаскивать

Наверх

За словом слово.

Одна достала

Слово ГВОЗДЬ,

Другая сразу —

ГОСТЬ и ТРОСТЬ.

Одна достала

Слово ГРУСТЬ,

Другая фразу:

НУ и ПУСТЬ!

Одна достала

Слово СЛОН,

Другая —

ЗВОН и ТЕЛЕФОН.

— Теперь,—

Сказал мне человек,—

Пора и нам сыграть.

Я буду

Доставать слова,

Ты должен

РИФМОВАТЬ.

Достал он слово КОЧКА,

А я ответил: БОЧКА,

И СТРОЧКА, и СОРОЧКА,

И сразу два ЛИСТОЧКА,

И на прощанье ТОЧКА.

...Мы с ним

Играли целый час

Похожими словами.

Теперь

Мы покидаем вас,

И вы играйте сами.

Воспитатель: а сейчас мы, ребята, еще потренируемся в игре «Подбери рифму» и попробуем сами сочинить стихи

Игра с мячом

Воспитатель бросает ребенку мяч, говорит слово, ребенок подбирает рифму:

Пень – день, ночь – дочь, кот – рот, палка- галка, печка- свечка, мушка- пушка, мышка- крышка, плошка- кошка и т.д.

Воспитатель: а сейчас Незнайка расскажет нам, как встречал гостей, а мы поможем подобрать рифму в его стихи.

Стихотворение Д. Хармса «Пирог»

Я захотел устроить бал

И я гостей к себе... (позвал).

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый... (пирог).

Пирог, ножи и вилки - тут,

Но что-то гости... (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек... (откусил).

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту... (съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошки... (не нашли).

- Незнайка, а ты когда-нибудь пробовал сочинять стихи?

- Да что их там сочинять?! Тяп-ляп - и готово! Подобрал рифму - вот

и стишок получился. Вот, пожалуйста, слушайте стихи, которые написал знаменитый поэт Незнайка:

У Маши в кружке

Квакают лягушки

Ребята, можно так сочинять стихи? Это у тебя, Незнайка, перепутаница какая-то получилась. Кроме рифмы и ритма в стихах должен быть смысл. А чтобы стихи были интересными, поэты делают их сказочными, загадочными, шуточными. Давайте попробуем все вместе сочинять стихи. И ты, Незнайка, помогай нам, учись.

- Вначале нужно выбрать героя. (На большой палец надевается шапочка-маска.)

Жил-был пальчик.

- Далее нужно рассказать, какой он был и что делал.

Маленький... мальчик.

Он кашу... кушал

И маму ... слушал.

- Ребята; что еще мог делать мальчик?

Он ... печь топил,

Дрова... носил,

Пол... подметал,

Бабушку... встречал,

Папу на работу... провожал.

- Можно рассказать о том, какой он был... (Он был... вежливый, ... добрый, ... послушный, ... терпеливый, ... неравнодушный.)

- Ребята, и обязательно нужно выразить и отношение к нашему герою.

Хороший был пальчик,

Маленький мальчик.

(Дети предлагают свои варианты, игра продолжается.)

- Незнайка, ты понял теперь, что стихи писать интересно и очень нелегко. А сколько замечательных поэтов написали стихи для детей! Это А.Барто, С.Михалков, К.ЧуковскиЙ, С.Маршак, Е.Благинина, Э.Успенский, И.Токмакова, В. Берестов, Б.Заходер и др.

Незнайке становится стыдно, что он небрежно обращался с такой замечательной книжкой, обещает детям подклеить ее, стереть грязь ластиком, обернуть обложкой и всю книгу прочитать.

Воспитатель говорит, что замечательные детские писатели написали очень много стихов для детей. О чем эти стихи? Обо всем на свете: о природе, о животных, об игрушках, о поведении детей и о всяком разном. А есть стихи, которые просто веселят детей.

- Послушайте стихотворение В. Берестова «Дракон».

В двери диетической столовой
Вошел дракон семиголовый.
Он хором
«Здравствуйте!» сказал
И, улыбаясь, заказал:

* Для этой головы
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти -
Прочие сласти.

Для этой головки -
Перловки.
Для этой глотки -
Селедки.

Для этой рожи -
Тоже.
Для этого личика -
Два сдобных куличика.

Что еще?
Лимонаду бутылку,

Семь салфеток, ножик и вилку.

- Сразу можно догадаться, что вам очень понравилось это стихотворение.

- Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее, веселое, радостное, смешливое…)

Воспитатель: Давайте закрепим наше настроение разминкой, которая так и называется «Хорошее настроение».

Игра «Добавлялки»

Лу — лу — лу – купили мы юлу

Ла – ла – ла – мама чай пила.

Ра- ра- ра – на дворе жара (трава, дрова)

Ар- ар- ар – круглый шар

Ир-ир-ир – все выпили кефир?

Тра-тра-тра – а мы поём с утра

Ор – ор – ор – в огороде помидор

Ирь-ирь-ирь – на снегу сидит снегирь

(Придумать концовку)

Су-су-су – (было холодно в лесу)

Со-со-со – (у Вовы колесо)

Ры-ры-ры – (летают комары)

Ша-ша-ша – (мама моет малыша)

А сможете ли вы угадать, про кого следующее стихотворение Георгия Граубина? Называется оно «Бигудявки»

Возле берега, на травке
Загорают Бигудявки.
Не котята, не овечки,
Не жучки, не человечки,
Не букашки, не козявки –
Бигудявки, да и все.

Оживленно бигудявят
Про веселую погоду,
Травку славят, солнце славят,
Славят воздух, славят воду.

Кувыркаются у речки
Не котята, не овечки,
И катаются по травке
Не букашки, не козявки.

Кто такие – неизвестно:
Всем известным не сродни.
Это даже интересно
И забавно, что они
Не котята, не овечки,
Не жучки, не человечки,
Не букашки, не козявки –
Бигудявки, да и все.

Воспитатель: Ребята, вам понравились Бугудявки? Какие они? Трудно объяснить словами, но мы попробуем после занятия нарисовать этих милых и смешных бигудявок

А теперь давайте поблагодарим друг друга и пожелаем хорошего дня (Ребята становятся в два круга и говорят: всем-всем хорошего настроения! Всем-всем добрых дел!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

«Драматизация стихотворно-авторской сказки "Муха-Цокотуха"          Программное содержание:- уточнить знания детей о произведениях К. Чуковского;- уч...

Открытое занятие по развитию речи. "Снеговик в гостях у ребят".

Занятие по развитию речи для детей старшей группы (5-6 лет)....

Конспект НОД занятия по развитию речи "Игрушки в гостях у ребят"

Во время проведения этого занятия мы  учим детей слушать и повторять стихи А. Барто, развиваем эмоциональное отношение к художественной литературе, учим отчетливо и ясно произносить слова и фразы...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Зайчик в гости к нам пришёл» в группе раннего возраста

Задачи:Речевое развитие:- учить отчетливо и длительно произносить звук «ау».- активизировать речь детей, побуждая отвечать на вопросы.Познавательное развитие:- продолжать учить различать к...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Зайчик в гости к нам пришёл» в группе раннего возраста

Задачи:Речевое развитие:- учить отчетливо и длительно произносить звук «ау».- активизировать речь детей, побуждая отвечать на вопросы.Познавательное развитие:- продолжать учить различать к...

Открытое занятие по развитию речи «Игрушки в гостях у ребят»

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группеНа тему: «Игрушки в гостях у ребят»        Подготовил воспитатель: Васиярова...