Конспект занятия "Учимся, играем, речь развиваем"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ирина Федоровна Епанешникова

Занятие по познавательному развитию для детей 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_nod.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Юркинская СОШ» СП «Детский сад «Земляничка»

Открытй НОД по развитию речи

в смешанной группе «Топтыжки»

«Учимся, играем, речь развиваем»

Подготовила и провела воспитатель:

Епанешникова И.Ф.

Юркино

2023

ОО - речевое развитие

Цель: формировать умения у детей составлять рассказ по картинкам-символам «Признаки осени»

Задачи:

Обучающие:

- систематизировать знания детей об осени и ее признаках

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Осень»

- учить образовывать уменьшительно – ласкательные слова при помощи суффиксов, делить слова на слоги, правильно подбирать в словах признак предмета;

-формировать умение образовывать имена прилагательные.

Развивающие:

- развивать связную речь при помощи составления описательного рассказа об осени

- развивать мышление, память

- развивать слуховое и зрительное восприятие

Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающему миру

Методы и приемы:

Словесные: беседа, использование художественного слова, объяснения, ответы детей на вопросы.

Наглядные: показ, рассматривание,прослушивание аудиозаписи.

Практические: побуждение отвечать на вопросы, физкультминутка, игровые задания.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Оборудование: дерево, листочки с картинками, конверт с письмом, мяч, картинки животных, картинки овощей и фруктов, аудиозапись классической музыки П.И.Чайковский «Осень».

Ход НОД

Воспитатель: Ребята я хочу сегодня вас пригласить в очень интересное, увлекательное путешествие. Но к каждому путешествию нужно подготовиться и настроится. Давайте мы с вами встанем по - свободнее и настроимся на наше путешествие.

Запоминает наша голова

Важные поступки, умные слова

Слушаем внимательно

Смотрим обязательно

Друг друга не перебиваем

Для ответа руку поднимаем

Знаний много получаем

А скажите пожалуйста, какое сейчас время года.

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно осень. Значит какое у нас будет путешествие

Дети: Осеннее.

Воспитатель: Правильно осеннее. Ребята наше путешествие я хотела начать с рассказа о осени по картинкам символам. Приготовила, положила на стол, но они куда-то изчезли. Вместо них появилось вот это интересное дерево с листочками. Посмотрите мне кажется на нем, кроме листочков, еще какой-то конверт находится. Написано «Детский сад». Почитаем. Может поймем, что случилось с нашими картинками.

( читаем письмо)

« Ребята, осень скоро закончится и я решила на последок с вами поиграть. Я оставила вам на дереве несколько листочков, они не простые, а заколдованные картинки. Чтобы их расколдовать, необходимо выполнить мои задания.»

Подпись «Золотая осень»

Воспитатель: Ну, что ребята вы готовы расколдовать листочки.

Дети: Да

Листочек № 1Задание.Как называются осенние месяцы

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Ребята, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень. (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая).

Воспитатель: Осенние месяцы мы назвали, разворачиваем листочек ( первая картинка)

Предложение . « Осень»

Следующий листочек снимаем № 2.

Заколдованное предложение. «Солнышко редко выглядывает из- за тучь»

Задание подобрать в словах признак предмета

Игра "Погода осенью".

- Дети, а какая бывает погода осенью,

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно – ясная

- А как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Следующий листочек 3

Задание №3.

Заколдованное предложение. Идут холодные дожди.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Для игры: карточки с нарисованными предметами.

лист – листок (листочек);

дождь – дождик;

капля – капелька;

туча – тучка;

стая – стайка;

зонт – зонтик;

лес – лесок (лесочек);

гриб – грибок (грибочек);

дерево – деревце; ветер – ветерок; лужа – лужица.

- Отлично! Хочется похвалить, что говорили четко, внятно.

Воспитатель: Возьмем следующий листочек № 4.

Заколдованное предложение . Птицы улетают в теплые края.

Дидактическая игра «Подбери слова».

- Для этого нам надо встать в кружочек.

(Дети встают в кружок)

Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос полным предложением.

– Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют и опадают.

– Дождь осенью (что делает) – Дождь осенью идет.

– Урожай осенью (что делают) – Урожай осенью убирают.

– Птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают.

– Деревья осенью (что делают) — Деревья осенью роняют листья.

– Звери осенью (что делают) — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Разворачиваем листочек. Расколдовали следующую картинку.

Воспитатель. Снимаем следующий листочек № 5.

Предложение. Осенью желтеют и опадают листья.

Игра «Отгадай словечко»

- А, если мы идем в лес , где растут одни березы, значит этот лес какой

( березовый)

- если одни ели ( еловый)

- если одни сосны (сосновый)

- если одни клены (кленовый)

-если одни дубы (дубовый)

- если одни рябины (рябиновый)

Разворачиваем листочек. Вот и еще одну картинку расколдовали.

Ребята мы с вами побывали в разном осеннем лесу, и в березовом, и сосновом. А сейчас я предлагаю погулять и сделать небольшую разминку.

Физкультминутка "Листочки".

Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень».

Ветер по лесу летал, (Руками машут)

Ветер листики считал. (Руками делают волну)

Вот дубовый, вот кленовый (Прыжки)

Вот рябиновый резной

Вот с березки золотой.

Вот последний лист с осинки (Показ рукой)

Ветер бросил на тропинку.

Воспитатель: По лесу погуляли, отдохнули. У нас с вами еще не все листочки расколдованны. Снимаем следующий листочек № 6

Предложение. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Игра « Подели слова на слоги»

Мы волшебники немного – делим мы слова на слоги.

- слово Осень (сколько слогов), морковь, яблоко, огурец, помидор, груша, слива и т.д.

Посмотрите разворачиваю листочек. Еще одну картинку расколдовали.

Вот и последний листочек остался заколдованным. Снимаем .

Дети: Да

Заколдованное предложение. Животные готовятся к зиме.

Игра «Продолжи предложение»(картинки животных)

У лисы большой пушистый хвост. А у зайца. …… (маленький)

У зайца уши длинные. А у лисы. ……(короткие)

Белка становится серая. А заяц. ……..(белый)

Медведь впадает в спячку. А волк. ….(нет)

Белка делает на зиму запасы. А еж. ….(нет), ложиться в спячку.

Воспитатель: Как замечательно у нас получилось расколдовать листочки. Давайте порадуем Осень и составим о ней рассказ. Сначала вместе вспоминаем и проговариваем предложения, а потом, кто хочет.

1. «Осень»

2. «Солнышко редко выглядывает из- за тучь»

3. «Идут холодные дожди»

4. «Птицы улетают в теплые края»

5. «Осенью желтеют и опадают листья»

6. «Люди собирают урожай овощей и фруктов»

7. «Животные готовятся к зиме»

- Посмотрите, ребята, мы с вами составили небольшой рассказ о приметах осени. Я думаю, Осени наш рассказ понравился. А, давайте теперь мы с вами попробуем оценить свою работу ( дети проводят самооценку)

Предлагаю посадить яблоню с нашим настроением (кому понравилось, пусть повесят красные яблоки, кому было скучно и не интересно – зеленные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Конспект к презентации "Пальчиковые игры- играем речь развиваем"

Беседа с родителями о значении польчиковых игр, в  какие игры можно играть с детьми, и как они помогают развивать речь детей....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье" Игра-путешествие в страну "Играем - речь развиваем"

Повестка дня:1.Возрастные нормы речевого развития детей дошкольников.2. Создание развивающей речевой среды в семье.Цель:Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Осенние листочки» «Учимся, играем, речь развиваем».

Цель: формировать умения составлять связный рассказ об осени с опорой на картинки символы.Задачи:-обобщение о признаках осени и представления о её характерных особенностях;-создать условия для пр...

«Мы играем - речь развиваем!» игры на развитие речи дошкольников 5-6 лет

Речь играет особую и исключительную роль в жизни человека. Она является главным средством общения людей, словесным выражением наших мыслей.Существуют различные игры, упражнения на развитие правильной,...

Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду». «В игры играем – речь развиваем»

Мастер – класс  по «Речь: плюс. Развитие речи  в детском саду».«В игры играем – речь развиваем»...